На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: сентябрь-октябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Богачева Т.Н.
методист Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Родительское собрание

Чему учить детей, за что и как наказывать

Предыдущая Следующая

 

Материалы к родительскому собранию

 

Тема: Чему учить детей, за что и как наказывать? (по учению святых отцов).

 

Цель: с помощью высказываний святых отцов раскрыть понятие «доброе воспитание детей» и «наказание», определить цель воспитания и наказания, средства и сущность наказания, развивать умение практического применения полученных знаний на примере конкретных проблемных ситуаций.

 

ХОД СОБРАНИЯ:

 

1. Слово учителя с элементами беседы с учащимися.

Святитель Тихон Задонский однажды сказал: «...Если дети ваши злыми будут, то внучата еще злее, а правнучата еще злее». Наш современник схиархимандрит Иоанн (Ма-слов), во всей полноте обобщивший и систематизировавший опыт древних отцов и отечественных подвижников благочестия, пояснял: «Плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает» («Симфония по творениям святителя Тихона Задонского», стр. 191). Значит, самое богатое наследство, которое родители могут оставить своим детям, - это доброе воспитание. Но что это такое?

Согласно Божественному откровению и учению святых отцов, ребенок появляется на свет зараженным наследственным первородным грехом, и поэтому природа его более склонна ко злу, чем к добру. Вот почему мудрый наставник и педагог схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал: «Доброе и благочестивое воспитание есть путь избавления от греха» (стр. 190). Но в то же время «Бог учит нас не только уклоняться от зла, но и делать добро» (стр. 306). Следовательно, главная задача хорошего воспитания - подавлять в ребенке греховную предрасположенность и насаждать нравственные духовные качества. Что же доброго прежде всего необходимо укоренить в детях?

В «Симфонии...» схиархимандрита Иоанна (Маслова) читаем: «Прежде всего в детях необходимо воспитывать благочестие», которое «основывается на вере и состоит из страха Божия и любви», ибо «первая забота родителей - научить жить по-христиански» (стр. 187). Счастливы дети, имеющие благочестивую мать, с самого раннего возраста знакомящую их с верой, с жизнью Спасителя, рассказывающую о Рождестве Иисуса Христа, о Пресвятой Богородице, об Ангеле-хранителе, читающую им жития святых. Кем был Иисус, Распятый на Кресте. Напомним: святой Августин говорил, что он, будучи совсем малюткой, много наслушался о жизни вечной именно от своей благочестивой матери Моники. А русский писатель-христианин Н.В. Гоголь признавался, что именно своей матушке он был обязан зародившимся в нем религиозным чувствам, и писал ей: «Один раз я живо, как теперь, помню этот случай, я спросил Вас рассказать мне о Страшном Суде, и Вы мне, ребенку, так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли».

Итак, доброе воспитание это прежде всего воспитание в ребенке веры, воспитание живым, выразительным словом и, конечно, личным примером. «Учение через поступки и жизнь есть самое лучшее учение» (Иоанн Златоуст). «Дела говорят сильнее слов» (святитель Филарет Московский). «Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно» (святитель Григорий Богослов). «Родители должны жить благочестиво, ибо дети внимают более поступкам, чем наставлениям» (схиархимандрит Иоанн (Маслов), «Симфония...», стр. 798).

Почему же так необходимо нашим детям благочестие? Именно на нем, по утверждениям святых отцов, основаны послушание, кротость и благодарность родителям. «Послушание есть признак веры», «истинного почитания Бога» («Симфония...», стр. 748, 749). Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) писал: «Если научите их <детей> исполнять честно обязанности в отношении к Богу, они будут исполнять их и по отношению к вам». С ранних пор родители должны приучать детей своих повиноваться им ради Бога, заповедовавшего почитать отца и мать. Следует напомнить ребенку, что Сам двенадцатилетний Иисус был послушен Своим родителям. Во время своего первого путешествия в Иерусалим, несмотря на то, что Ему «должно было быть в доме Отца Своего», Создатель неба и земли, по настоянию Иосифа и Марии смиряет Себя, подчиняется воле родителей и возвращается с ними домой. Разве не должны и наши дети быть послушными?

Почему так важно приучить ребенка к послушанию? Блаженный Диадох отвечал на этот вопрос так: «Послушание есть первое в числе вводных (новоначальных) добродетелей добро». «Послушание есть гроб воли, совершенное отречение от нее, - разъяснял преподобный Иоанн Лествичник, - послушание есть воскресение смирения». «Ничто не может смириться с добродетелью смирения: это есть мать, корень, пища, основание и связь всякого добра» (святитель Иоанн Златоуст). «Смирение есть самый верный страх всех добродетелей» (святитель Василий Великий).

Итак, доброе воспитание - это путь обретения добродетелей, берущих начало в смирении, в умении «предпочитать себе ближнего» (авва Иаков), в мужестве «ни на одно мгновение не исполнять свою волю» (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Но как добиться в детях совершенного послушания? Как научить отказываться от губительного своеволия?

Святитель Феофан Затворник советовал внушать детям «ничего не делать без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают: можно ли делать то или другое? Убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно не спросясь исполнять своим желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли. Естественным следствием такого настроения будут полное послушание и покорность во всем воле родителей наперекор своей, расположение во всем отказывать себе и навык к этому, или уменье; а гласное, опытное убеждение в том, что не должно слушать во всем себя. Отучая от своей воли, надо приучать дитя делать добро. Для этого родители пусть сами представят истинный пример доброй жизни и знакомят детей с теми, у коих главные заботы не о наслаждениях и отличиях, а о спасении души... Вместе с тем и самих детей надо вызывать на добрые дела и сначала приказывать им делать их, а потом наводить, чтобы сами делали. Самые обыкновенные при этом дела — подаяние милостыни, сострадание, милосердие, уступчивость и терпение. Всему этому нетрудно приучить. Случаи поминутны, стоит взяться. Отсюда выйдет воля с тяготением к добру. С этой целью святитель призывал родителей вести беседы с детьми о том, что «значит настоящая жизнь, чем она кончится, от Кого все получается, что такое удовольствия... Пусть родители толкуют с детьми или прямо, или всего лучше посредством рассказов: хорошо ли, например, наряжаться; счастье ли это, когда получишь похвалу, и прочее. Или пусть спрашивают детей, как они думают о том и другом, и поправляют их ошибки. Таким способом в самом корне будет подавлено мирское мудрование и пытливость злая. Истина связывает ум тем, что насыщает его». Но что делать, если ребенок, вопреки всем усилиям воспитателя, проявляет своеволие и непослушание? Святой праведный Иоанн Кронштадтский, например, в своей педагогической деятельности чаще всего вразумлял детей мудрой беседой, но бывал и строгим. «Как можно обойтись без принуждения себя? - писал он. - Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия? Не сказано ли в Священном Писании, что «Царство Небесное силою берется, и делающие усилия приобретают его» (Мф. 11,12). «Родители и воспитатели! - предупреждал святой праведный Иоанн Кронштадтский, - Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов перед вами; каприз - зародыш сердечной порчи».

Как видим, вредные инстинкты, наклонности и привычки детей следует сдерживать. Вот и возникает необходимость прибегать к такому дисциплинарному воздействию, как наказание. Хотя что может быть труднее, тяжелее и мучительнее для родительского сердца! Но что такое собственно наказание? Что говорится о нем в Священном Писании и у святых отцов?

В современной жизни термин «наказание» трактуется слишком однозначно и не отражает, к сожалению, первоначального смысла. В академическом словаре русского языка читаем: «Наказание мера воздействия, применяемая к кому-либо за какую-либо вину, проступок, преступление». Однако исстари слово это понималось совершенно по-другому. И связанные с ним слова тоже имели совсем иной смысл, в отличие от современного. Откроем церковно-славянский словарь: «Наказание наставление, учение; образование, ученость. Наказанный наставленный. Наказатель наставник, учитель. Наказую научаю, наставляю. Наказ наставление, приказание. Наказываю научаю, смиряю». Места Священного Писания, связанные с наказанием, понимались именно в том, первоначальном смысле. Откроем Библию на церковно-славянском языке и прочтем в Притчах Соломона: «Слыши, сыне, наказание отца своего...» А вот тот же текст, но из Библии на русском языке: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего...» (Прит. 1,8). Слова апостола Павла на церковно-славянском языке «воспитывай чад в наказании Господни» в русском варианте читаются уже как «воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).

Именно как наказ, вразумление, исправление и следует понимать термин «наказание детей», а вовсе не кару, не месть или возмездие за что-либо. Святитель Иоанн Златоуст так писал о наказании: «...Это мать спасения». Значит, цель наказания - не причинение страданий ребенку, а наставление его и воспитание в нем послушания и прочих добродетелей.

Конечно, если родителям удалось воспитать в детях самопожертвование и уважение к ближним, трудолюбие и отзывчивость, им не приходится прибегать ни к угрозам, ни к наказаниям в современном обиходном смысле. Но далеко не всегда бывает так. Поэтому святитель Иоанн Златоуст и настаивал на необходимости наказания: «Не говори мне, что невозможно обуздать юность, все пороки происходят от нашей беспечности, от того, что мы не с самого начала и не с первого возраста руководим детей к благочестию». «Не забывайте, - обращался к родителям святитель, - если ребенок ваш сделал худое однажды, то может сделать и в другой раз; а с повторением худого более и более у него будут ослабевать силы к сопротивлению злу, и, наконец, грех обратится в навык, если вовремя не примете меры к пресечению зла».

«А те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами, и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души. Поэтому, подобно тому, как если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, то набрасываешь на уста ее узду, с силою поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что, правда, составляет наказание, так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают: связывай грешника, пока не умилостивишь Бога; не оставляй его развязанным, чтобы ему еще более не быть связану гневом Божиим. Если ты свяжешь, Бог затем не свяжет, если же не свяжешь, то его ожидают невыразимые цепи».

Итак, святитель Иоанн Златоуст разъяснил нам не только пользу наказания, всю опасность медлить с ним, но и то, за что наказывать. «Связывай грешника» означает, что наказывать следует только за грех перед Богом: непослушание, вред ближним, ложь, плотскую нечистоту, кражу, зависть, клевету... Ребенок только тогда заслуживает наказания, когда он сознательно, вопреки вашим предупреждениям и наставлениям, проявляет самоволие и нарушает заповеди Божий. Следовательно, дети никогда не должны быть наказаны за те несовершенства и недостатки, от которых родители не помогают им избавиться; за поступки, в которые они были вовлечены каким-нибудь несчастным случаем в силу своей неискушенности и по причине отсутствия родительской бдительности и предусмотрительности.

Какие виды наказания и в каких случаях следует применять? Способом достижения послушания является слово. «Словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, - учил святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову». Значит, наши выговоры и внушения должны быть кратки, точны, немногословны. Известен случай, когда преподобный Силуан в молодости впал в грех и его отец сказал ему со смирением: «Сынок, где ты был вчера? Болело сердце мое». Эти кроткие слова запали в душу юноши на всю жизнь. «... Будь тверд в слове», - говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, что означает: если вы применяете в качестве наказания угрозу, она в обговоренных с ребенком случаях действительно должна быть приведена в исполнение.

Иногда просто строгого или печального выражения лица достаточно, чтобы ребенок осознал, что он совершил проступок. Святитель Феофан Затворник пояснял: «Есть некоторый особенный путь общения душ через сердце. Один дух влияет на другой чувством. Точка встречи одной души с другой — взор. Если дух отца и матери проникнут благочестием, быть не может, чтобы оно не подействовало на душу дитяти». Н.Е.Пестов рекомендовал родителям проводить в качестве «наиболее неприятного наказания» строгое внушение и длительный разговор с ребенком с подробным разбором его проступка. Правда, необходимо при этом помнить: длинные наставления и внушения делают детей глухими и малочувствительными.

«В отношении к неуживчивым, наклонным к ссорам и мстительным детям приносило всегда добрые плоды отлучение от товарищей и заключение в отдельную комнату», так как «уединение сохраняет от соблазнов» и «способствует богообщению» («Симфония...», стр. 1052, 1053). Родители какое-то время могут обходиться с ними холодно, не говорить, лишить игр, книг, развлечений, удовольствий, сластей, посещения знакомых и так далее. Но в любом случае, какой бы вид наказания ни использовался, необходимо соблюдать правило соразмерности и не прибегать к чрезмерной строгости, когда достаточно слов. Святитель Тихон Задонский писал: «Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и держат, что не хотят их за преступления наказывать и так без страха, своевольно им попускают жить, а другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою проявляют, нежели наказывают их. И те и другие погрешают. Родителям благочестивым среднего пути держаться надо».

В наставлении святителя Тихона Задонского выражена мысль о том, как искоренять в детях склонность ко злу — наказание не должно совершаться в гневе: «что предпринято в гневе, то никогда не бывает благоразумно» (святитель Григорий Богослов). «Гнев — безмерное желание отмщения», — читаем в «Симфонии...» (стр. 217). Значит, раздраженный наказывает, чтобы отомстить. Но родители должны наказывать не из мести за причиненное им оскорбление, а потому, что ребенок совершил грех намеренно, допустил то, что требует исправления. Святые отцы учат нас подавлять в себе гнев. «...Зло добра не рождает, - объясняет авва Иоанн. — Но потерпи, пока помысл твой успокоится, и тогда скажешь мирно». «Тогда и речь, и дело пойдут ладно, — рассуждал святитель Феофан Затворник. — Можно тогда и сурово, и строго говорить, даже бранчливо, и речь не произведет худого действия; ибо дух в ней будет не раздражительный, а мирный и любовный». Как видим, основой наказания должна быть любовь. Не случайно и преподобный Серафим Саровский так говорил одному игумену: «Будь к детям своим (духовным) не отцом, а матерью». Этими словами он указывал на необходимость проявления не столько суровости и строгости отцов, сколько нежной любви и снисходительности матери.

 

2. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.

Доброе воспитание учит детей послушанию.

Если дети не оказывают послушания, необходимо применить наказание. Наказывать можно только тогда, когда ребенок сознательно нарушает заповедь Божью. Наказание всегда должно происходить из любви и иметь целью исправление наказываемого.

 

3. ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Как вы поведете себя в данной ситуации?

Какими наставлениями святых отцов обоснуете свое решение? (Родители распределяются классным руководителем на 2 группы и получают задания с решением проблемной ситуации. Через 5 минут слушаем представителя из каждой группы).

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №1:

Придя из школы, ваш ребенок рассказывает вам, как он, ратуя за справедливость, пришел к классному руководителю и пожаловался на тех своих одноклассников, которые мешали сегодня вести урок учителю. Он доволен, потому что нарушители дисциплины наказаны. Как вы отреагируете на поступок своего сына (своей дочери)? Предполагаемое решение проблемы. У священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) читаем: «Когда дети раскрывают проступки и шалости других, не следует поощрять их к тому, если они это делают с целью, чтобы повредить другим и подвергнуть их наказанию. Да и вообще не следует потворствовать наушничеству и дозволять, как говорят, «выносить сор из избы», так как это имеет источник свой большею частью в ненавистном и недоброжелательном сердце и приучает к клевете. Вообще передача о шалостях и проступках других тогда только должна быть допускаема со стороны детей, когда их спрашивают об этом отец или мать, воспитатель или учитель. Но при этом всегда нужно внушать им, чтобы они, по примеру египетского Иосифа, о проступках своих братьев, сестер или товарищей говорили не из желания им вреда, но чтобы положить пределы греху.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №2:

Ваш ребенок несколько дней прогуливал уроки. Каждое утро вы с полным доверием провожали его в школу. Теперь же выяснилось, что он вас жестоко обманывал и вместо уроков предавался развлечениям: гулял в парке, ходил в кино. Предполагаемое решение проблемы. Святитель Феофан Затворник призывал родителей быть внимательными к своим детям и писал: «Что мороз для цветов, то и отступление от родительской воли для дитяти; оно не смеет смотреть в глаза, не желает пользоваться ласками, хочет убежать и быть одно, а между тем душа грубеет, дитя начинает дичать. Как хорошо предварительно расположить его к раскаянию, сделать, чтобы без боязни, с доверием и со слезами пришло и сказало: «Вот я то и то сделал худо» Хорошо то, что здесь положится основание будущему религиозному характеру - тотчас восставать по падении».

Итак, будем верить детям на слово, пока не заметим в них лжи. «Если же вы имеете достаточное основание сомневаться в словах их, то не давайте на первый раз им заметить, что вы им не верите, но постарайтесь с точностью убедиться, действительно ли они солгали. И если это случилось, то позови к себе дитя, серьезно и строго, но вместе с тем с любовью посмотри ему в глаза и скажи ему приблизительно так: «Бог запретил лгать; Он всеведущ и знает не только дела, но и все тайные наши мысли; лживые уста - мерзость перед Богом». И краснота, которая выступит на лице дитяти, вынудит его сознаться во лжи и послужит уроком на будущее время». Так писал священномученик митрополит Владимир (Богоявленский).

Если возникает необходимость, можно рассмотреть и другие проблемные ситуации, которые волнуют родителей, и попытаться решить их с помощью святоотеческого учения.

Желательно, чтобы родители получили домашнее задание к следующему собранию: какое высказывание святых отцов вы использовали в решении той или иной воспитательной проблемы.

 

Богачева Т.Н.,

филолог, методист Московской педагогической академии,

преподаватель русского языка и литературы.


Источник:      Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Маслов Н.В.: Основы русской педагогики
День памяти митрополита Симона (Новикова)
9 сентября - День Ангела схиархимандрита Иоанна (Маслова)
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Бобылев Б.Г.: «Глинские чтения» на земле Болгарии
Егорова Г.И.: Девическое воспитание и благополучие общества
К выходу в свет «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» на болгарском языке
Памяти преподобного Макария Алтайского
Архимандрит Иоасаф (Ульянов): «Нужно, чем возможно, помогать ближним»
Святитель Иоанн Златоуст: «Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих»...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Святитель Тихон Задонский и дети
Маслов Н.В.: Русская школа в XIX веке: сохранение религиозных начал
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Нефедова Ю.В.: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках
СЕМЬЯ
Богачева Т.Н.: Чему учить детей, за что и как наказывать
Меньшенина С.В.: Культура речи и риторическая грамотность педагога
Богачева Т.Н.: Задача изящного искусства — приближать к истине
Толстой Л.Н.: Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле
И. А. Крылов: Воспитание льва
Схиархимандрит Серафим (Романцов): «Мир душевный выше всего»
Суворов А.В.: «Различай предметы истинные, сомнительные и ложные»
В. Даль: День Ангела
В. Солоухин: Ножичек с костяной ручкой
Б.Александров: В стране зеленой
Московская педагогическая академия


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.
стр. 64
10.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011