На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Трофимов Александр


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Святыни земли русской

МОСКОВСКАЯ ВРАТАРНИЦА

Предыдущая Следующая

 

13/26 октября 2008 года исполняется 360 лет со дня принесения со Святой Торы Афон списка Иверской иконы Божией Матери

 

Подобием иконы Иверския не точию святый Афон просвещается, но и стольный град Москва украшается, от того чудесную помощь приемля и источник утешения в нем обретая.

(Канон Иверской иконе Божией Матери, песнь 8-я)

 

Духовная связь Святой Горы Афонской с Русью почти никогда не прерывалась с того момента, как в XI веке на Афоне был основан русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Здесь получил благословение Божией Матери замечательный подвижник Русской Церкви преподобный Нил Сорский. С Афона пришло в Россию возрождение внутреннего делания монашества и старчества в конце XVIII — начале XIX веков благодаря трудам святогорца преподобного Паисия Величковского (+1794), его учеников и последователей. И в XX веке прославлен на Святой Горе русский инок — преподобный Силуан Афонский (f 1938).

Многие русские путешественники и паломники, посещавшие афонские обители, приносили на родину рассказы о чудотворной Вратарнице. Особенно почитаемой стала Иверская икона в XVII веке, когда с Афона принесли в Москву список, благодаря усилиям архимандрита Новоспасского монастыря Никона (будущего Патриарха, fl681). В 1642 году архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий посетил столицу Руси для сбора приношений в пользу Афонских монастырей. Архимандрит Никон обратился к отцу Пахомию с просьбой сделать список знаменитой чудотворной иконы и отправить его в Москву. Этот список был исполнен иконописцем Иамвлихом Романовым при посте и молитве всей иверской братии. Иверские старцы сопроводили икону посланием: «И эта икона не разнится ничем от первой иконы, ни длиною, ни ликом — одним словом, новая, аки старая». 13 октября 1648 года образ встречали у Воскресенских ворот Китай-города: царь Алексей Михайлович со всем семейством, патриарх Иосиф с духовенством, бояре и бесчисленное множество народа. Икону поставили сначала в Никольском греческом монастыре, принадлежавшем Иверскому Афонскому монастырю, а затем, по повелению царя Алексея Михайловича, перенесли в Успенский собор Кремля. По свидетельству Павла Алеппского (Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию... М., 1896.), икона находилась в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. Это подтверждается записью в летописях за 1654 год, повествующей о том, что царь дал икону в напутствие своему воинству, шедшему против польского короля. Сохранилось описание этого события: «Того же месяца мая в 15 день Государь Царь и Великий Князь Московский и всея Руси Алексей Михайлович отпустил с Москвы в Вязьму чудотворную икону Пресвятыя Богородицы Иверския...(Архимандрит Сергий. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ее в России. М., 1879). Из летописных записей следует, что святая икона совершила путь до Смоленска.

По возвращении из похода икону поставили в палатах царицы Марии Ильиничны; затем икона перешла к ее дочери — Софии, принявшей постриг в схиму с именем Сусанна в Новодевичьем монастыре 7 июля 1704 года. После кончины царевны в 1704 году Иверская икона Божией Матери осталась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. В 1913 году Иверскую икону из Новодевичьего монастыря вынесли для всеобщего поклонения по причине празднования 300-летия Дома Романовых. Она была временно поставлена в палате царя Алексея Михайловича. После окончания празднования икону вновь возвратили в Смоленский собор(Иверская икона из Новодевичьего монастыря - это первый список, привезенный с Афона. Над главою Божией Матери между изображениями двух Ангелов надпись: «Вратарница Иверская». Над правым плечом Пречистой подписано: «Милующая». На правой ланите Богоматери изображена язва, нанесенная лику воином. Внизу золотыми буквами в одну строку надпись: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих, сын Романа, лета 7156 (1648)». По скату ковчежца нижнего поля киноварью сделана надпись: «Старанием и иждивением Пахомия архимандрита Иверского. Лета 1648». На полях иконы изображены 12 апостолов). С прибывшей в Москву иконы по повелению царя была сделана точная копия — она-то и стала прославленной святыней Русской земли. Божия Матерь Сама выбрала место для иконы при вратах Афонской Иверской обители, поэтому и список ее в Москве поставили у Воскресенских ворот Китай-города, чтобы святыня была на виду у всей столицы. Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери была устроена впервые в 1669 году, куда и поместили образ в том же году 19 мая. При перестройке ворот в 1680 году между двух проездов построили деревянную часовню, а в 1782-1791 годы воздвигли каменную, ставшую самой знаменитой часовней старой Москвы.

Вмещала часовня не более пятидесяти человек, войти в нее можно было в любое время дня и ночи круглый год. Так, по примеру Святой Горы Афонской, и Москва получила в дар свою Вратарницу — Заступницу непобедимую Пресвятую Богородицу. Именно эта икона поистине стала Вратарницей Москвы и одной из самых чтимых святынь православного мира. Днем и ночью в течение двух с половиной столетий не прекращался поток верующих, приходящих к чудотворному образу.

В Иверской часовне постоянно совершались молебны и поминовения, Здесь можно было встретить людей любых сословий и званий. Все, у кого была нужда и скорбь, с затаенной надеждой, с молитвой приходили к Лику истинной и единой Матери всех христиан. И нет числа благодатным утешениям и исцелениям, совершившимся у иконы.

Когда по желанию жителей Москвы икону начали вывозить для освящения домов, в церкви Москвы, к больным, то был сделан список ее, который оставался в часовне во время отсутствия иконы. Особенность этого списка состояла в том, что на иконе была изображена красками риза, копирующая настоящую ризу на главной иконе.

Желание принять икону в доме было так велико у москвичей, что и в ночные часы она постоянно путешествовала по городу. Так изо дня в день Богоматерь объезжала Свой град. Ведь Москву в самом начале возвышения Московского государства святой митрополит Петр (+1326) и великий князь Иоанн Калита (+1340) посвятили Богоматери. Знаменательно, что Московская икона Иверская-главная в течение многих лет была, наверное, единственной в мире святыней, которая никогда не запиралась и не оставалась без предстоящих пред ней и молящихся людей.

Сколько тут произнесено молитв, сколько излито скорбей! Поколения рождаются, проходят со всею своею разнообразною жизнью пред этой московской святыней, скрываются в могилы. Их дети, их внуки, их правнуки стоят пред старым Ликом, как стояли отцы, деды и прадеды — и все так же неизменный, всевидящий Лик Богоматери на старой доске склоняет венчанную короной небес главу к этим детям земли с их нескончаемой повестью страданий и нужд, к неслышимому воплю угнетенных сердец и затаенных надежд.

Почти полтора столетия находилась икона у Воскресенских ворот, но в 1812 году она в числе других святынь была вывезена из Москвы во Владимир. В часовне оставался список главной иконы. Войдя в Москву, французы начали грабить церкви и соборы. Список Иверской-главной исчез, и судьба его была неизвестна почти 120 лет. Но в 1930 году по Промыслу Божию Православная Церковь обрела его вновь. Как это произошло, рассказывает в своих воспоминаниях Н.А. Соболева (монахиня Силуана, +1980):

«В 1930 году один из эмигрантов, бывший москвич А.Н. Павлов, проходя по улицам Парижа, увидел в витрине антикварного магазина верхнюю часть большого изображения Божией Матери. Он сразу узнал Иверскую икону, так как в прошлом много раз приходил в Иверскую часовню и молился перед чудотворным образом. В магазине он узнал, что эта икона вывезена из Москвы во Францию в 1812 году и что она выставлена на продажу. Чтобы купить ее, требовалась огромная по тем временам сумма — 25 тысяч франков.

Русские верующие, жившие во Франции, стали искать средства для выкупа иконы. Вскоре часть суммы собрали и дали антиквару задаток. С этого момента икона стала путешествовать по православным храмам и домам, как когда-то Иверская-главная.

Многие надеялись, что чудотворный образ примирит расколовшиеся православные приходы и воссоединит их с Матерью — Русской Церковью. Но высшие светские и церковные круги тогдашней эмиграции не желали иметь никакого общения с «большевистской» Церковью. Несмотря на то, что многие бывшие москвичи признали в иконе чтимую Иверскую — великую святыню России, богатые эмигранты отказались дать средства для выкупа образа. Антиквар Коган отобрал ее и вновь выставил на продажу.

Когда владыка Вениамин (Федченков; +1961) узнал, что чудотворную Иверскую икону снова выставили на продажу, он немедленно поехал к антиквару для переговоров. Владыка особенно почитал Иверскую икону, тем более, что день Ангела его приходился на праздник Вратарницы — 13 (26) октября.

Придя в магазин, владыка с ужасом увидел, что иконы нет на витрине, но тут же выяснилось, что образ отправили на склад, где хранились редкие, но трудно продаваемые вещи. Когда епископ Вениамин вошел вместе с хозяином на склад, то увидел икону стоящей вниз головой. Ее поставили как следовало и начали переговоры об условиях покупки. Антиквар назвал ту же цену и предупредил, что нужно торопиться, так как икону должны через три дня выставить на аукционе.

Владыка, внутренне молясь, просил антиквара снизить цену, но тот согласился лишь, чтобы продать икону в рассрочку и дал епископу Вениамину несколько дней на размышление, а образ разрешил пока взять.

Привезя чудотворный образ в Трехсвятительский храм (где по стенам висели лишь бумажные иконы), владыка поставил образ на середине храма и пошел в алтарь, чтобы помолиться и успокоиться. «Где взять деньги?» — эта мысль неотступно преследовала его. Всю ночь епископ Вениамин не мог успокоиться, к тому же у него явилось сомнение — казалось невероятным, чтобы в Париже могла появиться Вратарница Московская: владыка в то время не знал, что в Московской часовне находился другой список Иверской-главной. Владыка горячо молился о вразумлении, и в тонком сне ему явилась Сама Божия Матерь, сказав: «Как ты можешь сомневаться?»

На следующий день за богослужением во время евхаристического канона он обратился ко Господу с мольбой о помощи в приобретении иконы и вдруг услышал внутренним слухом: «Где твоя вера?». На сердце владыки стало спокойно, пришла уверенность, что икона останется в храме.

После этого епископ Вениамин произнес вдохновенную проповедь. Он говорил о том, какая благодать изливается через этот чудотворный образ, каким утешением для всех русских людей станет обретение величайшей святыни Русской земли, призывая всех, кто сможет, пожертвовать свои трудовые деньги для выкупа святыни.

На ближайшее воскресенье назначили сбор средств. По благословению владыки я взяла блюдо и пошла между рядами молящихся в храме. Деньги клали все, и многие приносили последнее, что имели. Одна пожилая русская дама, много лет служившая няней, а затем экономкой в состоятельной семье, принесла довольно крупную сумму: долгие годы она откладывала свое жалование «на похороны», и вот, услышав о чудотворной иконе, она пожертвовала все накопленные деньги, решив, что уже как-нибудь ее похоронят (Необходимо сказать несколько слов о том, что похороны ее явились свидетельством того, как Божия Матерь почтила ее. Для погребения отвели лучшее место, которое было доступно русским в Париже. После отпевания в Трехсвятительском храме тысячи русских людей пошли провожать ее в последний путь. Когда гроб с телом усопшей опустили в могилу, каждый из провожавших снял с груди мешочек с хранившейся там святыней - русской землей и бросил горсть ее в могилу. Людей было так много, что весь гроб покрылся родной землей). Эта жертва стала основной, к ней прибавились пожертвования других прихожан. Эмигранты бедствовали, голодали, но многие отказывались даже от необходимого и вносили свою лепту.

Несмотря на все старания, собранная сумма была недостаточна. И тогда епископ Вениамин разослал письма своим близким в разные города Франции с просьбой ссудить его квартирными деньгами, которые каждый из них откладывал в течение трех месяцев (плата вносилась на три месяца вперед, а просрочка грозила выселением). Квартирные деньги были для русских эмигрантов неприкосновенными — и вот их-то попросил владыка, обещая вернуть в нужный срок. Замечательно, что никто не ответил отказом и никого из тех, кто прислал деньги, не согнали с квартиры.

К указанному сроку необходимая сумма задатка была собрана. Владыка сам отдал деньги антиквару, который был поражен, что деньги удалось собрать. Это было явным чудом Божиим. Великая русская святыня — Иверская икона Божией Матери — водворилась в храме Трех Святителей.

Для оплаты следующих взносов с образа сделали фотографии и продавали их не только в храме, но и с помощью прихожан — в других местах. Иконки эти расходились не только по всей Франции, но и по другим странам Европы, по Америке и даже Австралии.

Со всех концов Франции и других стран приезжали русские люди в наш храм, чтобы поклониться святыне. Каждый из приходящих жертвовал деньги на выкуп иконы. Кроме того, на имя владыки присылали деньги по почте. Так была собрана нужная сумма, и образ Царицы Небесной до сего дня утешает всех русских людей, оставивших Родину».

До революции в Москве едва ли нашелся бы человек, который в продолжение своей жизни не прибегал с молитвой к святой иконе Иверской Богоматери и не получил бы в этой молитве надежды и утешения.

Повесть «Лето Господне» писателя Ивана Шмелева доносит до нас колорит таких встреч:

«— Суббота у нас завтра... Иверскую, Царицу Небесную принимаем. Когда назначено?

Горкин кладет записочку:

— Вот прописано на бумажке. Монах сказывал — ожидайте Царицу Небесную в четыре... а то и в пять, на зорьке. Как, говорит, управимся.

— Хорошо. Помолимся — и начнем.

— Как не помолемшись! — говорит Горкин и смотрит в углу на образ. — Наше дело опаское. Сушкин летось не приглашал... какой пожар-то был! Помолемшись-то и робятам повеселей, духу-то послободней...

Чуть светает, я выхожу во двор. Свежо. Над «часовенкой» — смутные еще березы, с черными листочками-сердечками, и что-то таинственное во всем. Пахнет еловым деревом по росе и еще чем-то сладким... Темный, таинственный, тихий сад, черные листочки берез над крестиком, светлеющий голубок под сенью и черно-мохнатый воз — словно все ждет чего-то. Даже немножко страшно: сейчас привезут Владычицу.

Светлеет быстро. У колодца полощутся, качают, — встает народ. Которые понесут — готовы. Стоят в сторонке, праздничные, в поддевках, шеи замотаны платочком, сапоги вычернены ваксой, длинные полотенца через плечо...

Несут Спасителя и Николу Угодника от Казанской, с хоругвями, ставят на накрытые простынями стулья — встречать Владычицу. С крыши кричат: «Едет!»

— Матушка Иверская... Царица Небесная!..

Горкин машет пучком свечей: расступись, дорогу! Раскатывается холстинная «дорожка», сыплется из корзин трава.

— Матушка... Царица Небесная... Иверская Заступница...

Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой...голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. Выносной забирает круто на тротуар, с запяток спрыгивает какой-то высокий с ящиком и открывает дверцу. В глубине смутно золотится. Цепляя малиновой епитрахилью с золотом, вылезает не торопясь широкий иеромонах, следует вперевалочку. Служка за ним начинает читать молитвы. Под самую карету катится белая «дорожка».

— Пресвятая Богородице... спаси нас...

Скользят в золотые скобы полотенца, подхватывают с другого краю, — и, плавно колышась, грядет Царица Небесная надо всем народом. Валятся, как трава, и Она тихо идет над всеми... и вот уже Она восходит по ступеням, и лик Ее обращен к народу, и вся Она блистает, розово озаренная ранним весенним солнцем.

— Спаси от бед... рабы Твоя, Богородице...

Под легкой, будто воздушной сенью, из претворенного в воздухе дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная — над всеми. Под Ней пылают пуки свечей, голубоватыми облачками клубится ладан, и кажется мне, что Она вся в воздухе. Никнут над ней березы золотыми сердечками, голубое за ними небо.

— К Тебе прибегаем... яко к Нерушимой Стене и предстательству...

Вся Она — свет, все изменилось с Нею, и стало храмом. Темное — головы и спины, множество рук молящих, весь забитый народом двор... — все под Ней. Она — Царица Небесная. Она — над всеми...

— Призри благосердием, Всепетая Богородице...

Она наклоняется к народу... Она идет. Валятся под Нее травой, тихо обходит Она двор, все его закоулки и уголки, все переходы и навесы, лесные склады... За решетками денников постукивают копыта, смотрят из темноты пугливо лошади, поблескивая глазом. Ее продвигают краем, Она вошла. Ей поклонились лошади, и Она освятила их. Она же над всем Царица, Она — Небесная...»

Щедрая помощь Божией Матери распространялась на всех, кто приступал с горячей верой к Ее пречистому образу. Известны случаи, когда Матерь Божия помогала раскольникам-старообрядцам, инославным христианам и даже атеистам, обращая их Своей помощью в лоно Матери-Церкви.

Приведем свидетельство чудесного исцеления, происшедшего в XIX веке.

...Жил в Москве учитель музыки, из протестантов, но вследствие болезни он потерял слух и не мог больше работать по специальности. Потратив все, что было приобретено за годы жизни, от нищеты и отчаяния он решился на самоубийство. Далее приведем строки из его письма:

«Проходя мимо Воскресенских ворот, я увидел толпу народа, собравшегося вокруг кареты, в которой привезли в часовню икону Божией Матери. Во мне явилось неудержимое желание помолиться вместе с народом и приложиться к иконе. И вот я, дожив до 37 лет, в первый раз искренне перекрестился и упал на колени пред образом, — и что же случилось? Случилось поразительное чудо: я, считавшийся доселе врачами неизлечимо глухим, приложившись к иконе, в тот же момент получил способность слуха, так что не только резкие звуки, но и тихий говор стал слышать совершенно явственно...»

В самые ответственные для Российского государства времена, во дни войн и народных бедствий перед Иверской иконой совершались всенародные молебны, собиравшие десятки тысяч москвичей. Молебны в этом святом месте являлись обязательной частью церемоний во время посещения Москвы русскими царями и императорами. Каждый раз, посещая Москву, они прикладывались в Иверской часовне к Животворящему Кресту и преклоняли колени пред чудотворной иконой Богоматери.

Иверская икона обязательно присутствовала во время особо торжественных событий: закладки и освящения храмов, больших крестных ходов в Москве и Подмосковье.

Все российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль через Воскресенские ворота. Император Николай II, прибывая в Москву, прежде всего приходил к Иверской часовне поклониться чудотворной иконе. Сохранились фотографии, запечатлевшие это событие. Императрица Александра Феодоровна, супруга Николая II, посетила часовню накануне коронации, прося заступничества Божией Матери. Известно также, что святая преподобномученица Елизавета Феодоровна часто приходила ночью к Иверской иконе, особенно после убийства ее супруга.

Иверская часовня была сердцем древней столицы Российского государства. Здесь получали помощь страждущие и утерявшие надежду на все земные средства люди, а сам Иверский образ являлся предметом благоговейного почитания не только верующей Москвы, но и всей России.

 

Послесловие

В сентябре 1995 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к настоятелю Иверского монастыря на Афоне архимандриту Василию с просьбой о написании для православной российской паствы нового списка чудотворного образа. Эта работа была выполнена иконописцем-святогорцем иеромонахом Лукой, насельником Ксенофонтова монастыря.

25 октября 1995 года состоялась торжественная встреча нового списка Иверской иконы Божией Матери. В Богоявленском кафедральном соборе после всенощного бдения перед святой иконой читался акафист и совершались молебны.

Утром с крестным ходом от бывшего Николаевского монастыря по Никольской улице икону принесли в Казанский собор, а затем Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию. По окончании богослужения крестный ход со святой иконой проследовал через восстановленные Воскресенские ворота к воссозданной Иверской часовне. Святейший Патриарх Алексий в сослужении иерархов и собора духовенства освятил часовню, и там была помещена «новая Иверская».

В восстановлении главных ворот древней Москвы (Воскресенских) и Иверской часовни, под сенью которой находится Вратарница Москвы, видится знак завершения огромного этапа истории России. Из древних центров Православия приняла Русь христианство, соединив в себе благодать всех жребиев Божией Матери, но произошло это именно через Иверский Лик. Сегодня мы видим, как Сама Божия Матерь духовно соединяет и освящает благодатной силой чудотворных списков Иверской Вратарницы всех, исповедующих православную веру.

 

А.Л. Трофимов

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: «ИДЕАЛ ЭТОТ ВЕЧЕН»
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: БОГОСЛОВИЕ, ДУХОВНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАТЕХИЗАЦИЯ
А.А. Константинова: ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПОСЕТИЛ КУРСКУЮ КОРЕННУЮ ПУСТЫНЬ
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Архимандрит Кирилл (Павлов): «ЧЕСТНА ПРЕД ГОСПОДЕМ СМЕРТЬ ПРЕПОДОБНЫХ ЕГО»
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Архимандрит Филипп (Стецюренко): «СВОИМ ГОРЕНИЕМ ОН ЗАЖИГАЛ НАШИ СЕРДЦА»
Евгений Поселянин: ЗАДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ СХИМОНАХ МИТРОФАН
Л.А. Яковлева, И.А. Константинова: НАРОДНЫЙ ПЕЧАЛЬНИК
Игумен Дамаскин (Орловский): «ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУШИ НАРОДНОЙ»
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Н.А. Свердлова: «ДНЕСЬ ЛИКУЕТ ОБИТЕЛЬ ГЛИНСКАЯ...»
В.М. Вальков: УЧЕНЫЙ, СВЯЩЕННИК, ПЕДАГОГ
Святитель Димитрий Ростовский: ВРАЧ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ
Митрополит Филарет (Вознесенский): СВЯТОЙ АПОСТОЛ ФОМА
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
А.Л. Трофимов: МОСКОВСКАЯ ВРАТАРНИЦА
Протоиерей Николай Крикунов: СМИРЕНИЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Вечный покой
Протоиерей Николай Гурьянов: ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г.
стр. 61
10.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011