На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Колонка учредителя

«ИДЕАЛ ЭТОТ ВЕЧЕН»

Предыдущая Следующая

  

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на прошедшем летом Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в разделе, посвященном духовному и религиозному образованию, особо подчеркивает, что «важнейшим направлением созидания церковного единства должно быть правильное устроение богословского образования и дальнейшего служения выпускников Духовных школ. За последние годы по всей канонической территории нашей Церкви открылись новые Духовные школы — училища и Семинарии, призванные удовлетворять нужды епархий в подготовке священнослужителей».

Подготовка пастырей как в прошлые века, так и в настоящее время должна основываться на высочайшем примере общественного служения Спасителя. «Земная деятельность Господа нашего Иисуса Христа была, прежде всего, пастырской, — пишет в своем труде «Лекции по пастырскому богословию» схиархимандрит Иоанн (Маслов). — Это то «доброе пастырство», которое Господь наш Иисус Христос относит к Себе в притче о Добром Пастыре (Ин. 10, 1-11); та пастырская любовь, которую Он настойчиво (трижды) требовал от апостола Петра, как необходимого условия для пастырства (Ин. 21, 2-17), и которую Он сам проявлял к погибшим овцам дома Израилева, уча их, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 4, 23), питая духовно и телесно (Мф. 14, 13-21).

Христос Спаситель один был в полном смысле слова истинный Учитель, просвещавший всякого человека. Это — идеал, данный пастырям, воспитателям всех стран и народов на все времена. Идеал этот вечен.

Господь пришел на землю с целью привести людей в Свою Церковь на земле, а через нее и в Царство Небесное. В Своей Личности, в Своей жизни и деятельности Он воплотил тот высочайший идеал чистоты и святости, стремление к которому есть главная и единственная цель жизни каждого христианина, тем более пастыря. Отец Иоанн пишет: «Все идеалы человечества до Христа и после Него в сравнении со Христом — ничто и меркнут пред Ним».

Господь дал людям заповеди для исполнения и, прежде всего, Сам делом исполнил их. Исполнение заповедей есть не только выполнение нравственных норм, но и залог обретения силы, избавляющей человека от внутреннего несовершенства, грехов, страстей.

Иисус Христос — высочайший образец учительства. В Своей учительной деятельности Господь самым важным считал проповедь. Сущность Его проповеди состояла в приведении людей к познанию истинного Бога: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога (Ин. 17, 3). Под знанием здесь понимается не теоретическое, умственное знание, а теоретико-практическое, когда, кроме ума, в познании Бога участвует сердце — через его постоянную любовь к Богу, воля — через исполнение заповедей Божиих. Иисус Христос, таким образом, требовал от людей полного переворота во всем строе внутренней личной жизни. «Все личное в жизни человека должно перестраиваться на общественное, греховное — на чистое, святое; земное — на небесное», — подчеркивает отец Иоанн.

Не ограничивая Своей деятельности каким-либо определенным местом или временем, Христос Спаситель никогда не отказывался от поучительных бесед. Господь с одними вел беседы, логически стройные и последовательные, с другими говорил просто, их собственным языком, чтобы высокие истины Своего учения приблизить к пониманию его собеседников. В Его устах истины, самые возвышенные, но разъясненные на общепонятных примерах из окружающей природы и обыденной жизни, становятся вполне доступными и понятными даже простому человеку. Природа для Христа была вспомогательной книгой в Его проповеди. Он приводит примеры о сеянии доброго семени, виноградной лозе, полевых лилиях, птицах небесных и т.д. Все это было нужно для того, чтобы человек мог лучше воспринять Его учение.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) рассматривая все случаи, когда Спаситель говорит с народом или учениками притчами, приходит к заключению, что притчевая форма речи служила средством, приближающим высокие истины христианства к пониманию слушателей простых, еще не возвысившихся до того, чтобы воспринимать истины в их неприкровенности. На эти мысли наводят слова Самого Иисуса Христа, Который на вопрос учеников, почему Он к народу говорит притчами, ответил: Для того Я говорю им притчами, что они, видя, не видят и, слыша, не слышат и не разумеют (Мф. 13, 13).

Вследствие грехопадения и происшедшей отсюда испорченности духовной природы человека, его сознание сделалось настолько слабым, что оказалось неспособным непосредственно воспринимать свет Божественного Откровения. Как глаз не может переносить полного блеска солнечных лучей, так и свет Божественного учения мог бы ослепить неразвитое сознание простого народа, если бы оно (т.е. учение) не сообщалось ему в форме притчи. Таким образом, притчевая форма речи, с одной стороны, служила покровом, прикрывающим слабое человеческое сознание от нестерпимого облистания светом Божественного учения, а с другой — она служила и проводником этого света в сознании и сердце слушающего, поскольку то был свет спасительный и, потому, необходимый каждому человеку.

 

Н.В. Маслов,

президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,

магистр богословия, доктор педагогических наук

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: «ИДЕАЛ ЭТОТ ВЕЧЕН»
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: БОГОСЛОВИЕ, ДУХОВНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАТЕХИЗАЦИЯ
А.А. Константинова: ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПОСЕТИЛ КУРСКУЮ КОРЕННУЮ ПУСТЫНЬ
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Архимандрит Кирилл (Павлов): «ЧЕСТНА ПРЕД ГОСПОДЕМ СМЕРТЬ ПРЕПОДОБНЫХ ЕГО»
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Архимандрит Филипп (Стецюренко): «СВОИМ ГОРЕНИЕМ ОН ЗАЖИГАЛ НАШИ СЕРДЦА»
Евгений Поселянин: ЗАДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ СХИМОНАХ МИТРОФАН
Л.А. Яковлева, И.А. Константинова: НАРОДНЫЙ ПЕЧАЛЬНИК
Игумен Дамаскин (Орловский): «ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУШИ НАРОДНОЙ»
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Н.А. Свердлова: «ДНЕСЬ ЛИКУЕТ ОБИТЕЛЬ ГЛИНСКАЯ...»
В.М. Вальков: УЧЕНЫЙ, СВЯЩЕННИК, ПЕДАГОГ
Святитель Димитрий Ростовский: ВРАЧ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ
Митрополит Филарет (Вознесенский): СВЯТОЙ АПОСТОЛ ФОМА
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
А.Л. Трофимов: МОСКОВСКАЯ ВРАТАРНИЦА
Протоиерей Николай Крикунов: СМИРЕНИЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Вечный покой
Протоиерей Николай Гурьянов: ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г.
стр. 5
10.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011