На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Алексий II (Ридигер) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II (Ридигер)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Слово первосвятителя

БОГОСЛОВИЕ, ДУХОВНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАТЕХИЗАЦИЯ

Предыдущая Следующая

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

 

Из доклада на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 24 июня 2008 года

 

Богословие — это выражение духовного опыта Православия. Оно является неотъемлемой частью жизни Церкви, выражением полноты и действенности ниспосланных ей даров Духа. Современная богословская мысль в нашей Церкви проявляется во множестве публикаций, служит предметом обсуждения на различных форумах.

В частности, в межсоборный период состоялись две международные богословские конференции: «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17 ноября 2005 года) и «Православное учение о церковных Таинствах» (Москва, 13-16 ноября 2007 года). Мы можем с удовлетворением отметить, что уровень этих конференций, собирающих лучшие богословские силы, соответствует высокому международному стандарту проведения научных форумов.

Важнейшим направлением созидания церковного единства должно быть правильное устроение богословского образования и дальнейшего служения выпускников духовных школ. За последние годы по всей канонической территории нашей Церкви открылись новые духовные школы — училища и семинарии, призванные удовлетворять нужды епархий в подготовке священнослужителей.

Создание семинарии требует постоянной заботы архипастыря о жизни и деятельности подведомственной школы. Необходимы не только постоянные материальные вложения, но и сугубые личные усилия епархиального архиерея, который ответствен, помимо прочего, и за должный подбор и обеспечение педагогического состава, и за достойный бытовой уровень жизни студентов.

В 2006 году в наших старейших Московских Духовных школах состоялся последний академический выпуск студентов, учившихся по дореформенной программе, и первый выпуск учившихся по реформированным программам. Таким образом, можно сказать, что реформа проведена в жизнь. Для подведения ее итогов была создана комиссия, по результатам работы которой Священным Синодом была принята Концепция духовного образования и два образовательных стандарта — для семинарии и для академии. Итоги реформы, инициированной еще Архиерейскими Соборами 1989 и 1994 годов, следует оценить как положительные. Церковь получила возможность выпускать как высокообразованных пастырей, так и хорошо подготовленных специалистов в области церковной науки.

Однако не следует успокаиваться, полагая, что все проблемы в сфере духовного образования уже разрешены. До сих пор актуальным и не полностью реализованным является определение Архиерейского Собора 2004 года, который счел необходимым «повышение уровня научной работы, проводимой в духовных учебных заведениях», и назвал важными задачами общецерковную координацию научно-исследовательской деятельности, организационную и материальную поддержку церковной науки. Необходимо помнить, что науки без финансирования не бывает, тем более что церковная наука не может быть самоокупаемой.

Введение обновленных программ требует от руководителей духовных школ организации методологического обеспечения образовательного процесса на самом высоком уровне. Студент духовной школы не может себе позволить жить «от сессии к сессии», забывая преподанный материал после экзамена. Важной составляющей учебного процесса как в семинарии, так и в академии должны быть письменные работы. К каждому сочинению нужно подходить как к небольшому исследованию, для чего студенту должна быть преподана методология науки и написания научных работ. Неприемлемой является возникающая порой ситуация, когда священник, закончивший семинарию, неспособен последовательно и грамотно в письменной или устной форме аргументировать свою позицию. Высокий уровень образования достигается, помимо прочего, доступом к последним достижениям науки. Для этого на должном уровне должна осуществляться комплектация библиотек, в том числе подписка на современную научную периодику. Необходимо также обеспечивать доступность интернет-ресурсов.

Повышая уровень требований к работам студентов, в частности, к кандидатским диссертациям, мы должны снабдить систему духовных школ должным аппаратом и нормативной базой. Принятая Священным Синодом Концепция духовного образования предполагает создание Высшей церковной аттестационной комиссии и разработку ряда основополагающих документов. Прошу Учебный комитет приложить усилия к осуществлению данных решений, а епархиальных Преосвященных — всячески содействовать этой важной работе.

Полноценная научная деятельность академий будет возможна лишь в том случае, если будет налажена работа кафедр. Однако такая работа практически невозможна, когда почти все преподаватели работают в нескольких местах и приезжают в академию или семинарию только для того, чтобы прочитать лекции. В духовной школе должен быть крепкий костяк преподавателей, для которых она является основным местом работы. Это, конечно же, требует адекватного обеспечения таких преподавателей служебным жильем и зарплатой, позволяющей не только прокормить семью, но и вести достойное существование. Научные труды кафедр необходимо считать одним из главных показателей эффективности работы академии.

Обращая внимание на научную и образовательную сторону деятельности наших духовных школ, мы ни в коем случае не должны забывать о воспитательном аспекте этой деятельности. Не менее важным, чем научные результаты, показателем правильности устроения нашей духовно-образовательной системы являются человеческие и христианские качества выпускников. Считаю необходимым коренным образом пересмотреть институт курсового наставничества. Труд наставника курса должен быть признан самостоятельной, полноценной работой, позволяющей преподавателю ежедневно посвящать себя вверенным ему студентам. Столь же важной должна быть правильная постановка воспитательной деятельности, в которой, при безусловном учете индивидуальности каждого, не должно быть места для пренебрежения дисциплиной.

Крупнейшим ежегодным событием в сфере религиозного образования, неизменно вызывающим широкий общественный резонанс, традиционно являются Международные Рождественские образовательные чтения. Этот форум, много способствующий духовно-нравственному оздоровлению общества, объединяет представителей епископата и духовенства, государственной власти и педагогического сообщества, научного мира и общественных объединений.

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: «ИДЕАЛ ЭТОТ ВЕЧЕН»
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: БОГОСЛОВИЕ, ДУХОВНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАТЕХИЗАЦИЯ
А.А. Константинова: ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПОСЕТИЛ КУРСКУЮ КОРЕННУЮ ПУСТЫНЬ
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Архимандрит Кирилл (Павлов): «ЧЕСТНА ПРЕД ГОСПОДЕМ СМЕРТЬ ПРЕПОДОБНЫХ ЕГО»
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Архимандрит Филипп (Стецюренко): «СВОИМ ГОРЕНИЕМ ОН ЗАЖИГАЛ НАШИ СЕРДЦА»
Евгений Поселянин: ЗАДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ СХИМОНАХ МИТРОФАН
Л.А. Яковлева, И.А. Константинова: НАРОДНЫЙ ПЕЧАЛЬНИК
Игумен Дамаскин (Орловский): «ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУШИ НАРОДНОЙ»
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Н.А. Свердлова: «ДНЕСЬ ЛИКУЕТ ОБИТЕЛЬ ГЛИНСКАЯ...»
В.М. Вальков: УЧЕНЫЙ, СВЯЩЕННИК, ПЕДАГОГ
Святитель Димитрий Ростовский: ВРАЧ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ
Митрополит Филарет (Вознесенский): СВЯТОЙ АПОСТОЛ ФОМА
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
А.Л. Трофимов: МОСКОВСКАЯ ВРАТАРНИЦА
Протоиерей Николай Крикунов: СМИРЕНИЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Вечный покой
Протоиерей Николай Гурьянов: ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г.
стр. 10
10.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011