На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Димитрий Ростовский /Святитель,
Димитрий Ростовский
Святитель


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наши небесные покровители

ВРАЧ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ

Предыдущая Следующая

 

Святитель Димитрий Ростовский

 

18/31 октября Святая Православная Церковь празднует день апостола и евангелиста Луки

 

Святой апостол и евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти само имя Лука, сокращенное от латинского Лукан. Имя Лукан находится в некоторых древних рукописях латинского перевода Евангелия от Луки. Пример подобного сокращения можно видеть в имени Силы, которое сокращено от Силуан (Деян. 15, 22; 2 Кор. 1,19 и др.). А в Послании к Колоссянам святой апостол Павел ясно отделяет Луку от «сущих от обрезания», т.е. иудеев (Кол. 4, 10-15). Из этого же Послания апостола Павла мы узнаем, что Лука изучил врачебное искусство, и апостол Павел называет Луку врачом возлюбленным (Кол. 4, 14). Предание же удостоверяет нас в том, что он был и живописцем. Несомненно также, что он получил вообще хорошее образование, потому что греческий язык его писаний гораздо чище и правильнее, чем язык прочих новозаветных писателей.

Когда слух о чудесах и учении Господа Иисуса Христа распространился из Галилеи по всей Сирии и всем окрестным местам, тогда и Лука прибыл из Антиохии в Галилею, где Господь Иисус Христос начал сеять семена Своего спасительного учения. Семена сии нашли для себя в сердце Луки добрую почву и принесли здесь стократный плод. Вскоре святой Лука был удостоен принятия в лик 70-ти апостолов Христовых и, получив от Господа напутственные наставления и власть творить чудеса, стал ходить пред лицем Господа Иисуса Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия и уготовляя путь Христу Спасителю (Лк. 10, 1-24). Сему преданию не противоречат слова самого Луки, в которых он как бы исключает себя из числа апостолов — самовидцев (Лк. 1, 2). Этими словами святой Лука хочет сказать только, что он не принадлежал к лику 12 апостолов, которые, конечно, видели гораздо больше евангельских событий, чем 70 учеников Господа, которые шли, во время проповеди Христа, впереди Его.

В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука издалеча и со скорбию взирал на Распятого (Лк. 23, 49). Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь, в самый день Своего воскресения, утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы, о чем с особенной подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем Евангелии (Лк. 24,13-32). Хотя сам Лука в Евангелии своем не называет при этом себя по имени, но подробность его повествования показывает, что он сам был тот другой ученик, имени которого не упомянул. Об этом говорит и церковное предание. И в церковной молитве собирающимся в путь читаем: Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый Спасе, сошествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим.

Скорбя о смерти своего Учителя и недоумевая относительно Его воскресения, о котором ему сообщили жены-мироносицы, шел Лука с другим учеником Господа, Клеопою, из Иерусалима в Еммаус (селение, отстоящее на 12 верст к западу от Иерусалима), и по дороге в сие селение удостоился стать спутником Того, Кто есть Путь, Истина и Живот (слова Самого Христа Спасителя из Евангелия от Иоанна, 14, 6). Оба ученика шли и разговаривали друг с другом, когда к ним приблизился Сам Иисус и пошел с ними. Господь явился им, по сказанию евангелиста Марка, в ином образе (Мк. 16, 12), а не в том виде, в каком они знали Его прежде. Кроме того, по особому устроению Божию, глаза их были удержаны (Лк. 24, 16), так что они не могли узнать явившегося Господа. Они подумали, что с ними идет один из богомольцев, ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим.

— О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? — спросил их Господь.

На сие Клеопа сказал:

— Неужели Ты, один из пришедших в Иерусалим, не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

— О чем? — спросил снова Иисус.

— Что было с Иисусом Назарянином, — сказали они в ответ, — Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, пришедши, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

Тогда Господь сказал им:

— О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

И, начав от Моисея, Христос Господь из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

Так, беседуя с Господом, ученики незаметно приблизились к Еммаусу и так как им приятна была беседа, а их Спутник намеревался, по-видимому, идти далее, то они стали просить Его остаться с ними.

— Останься с нами, потому что день уже клонился к вечеру, — говорили они Ему.

И Он вошел в селение и остановился с ними в одном доме. Когда же он возлег с ними во время вечери, то, взяв со стола хлеб, благословил, преломил и подал им. Как только Господь совершил сие, ученики тотчас же Его узнали. Но в то же время Господь стал невидим для них, и они сказали друг другу:

— Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24,17-32).

Желая поделиться своею радостью с другими учениками Господа, Лука и Клеопа тотчас же встали из-за вечери и отправились в Иерусалим. Там нашли они собранных в одном доме апостолов и других учеников и, конечно, сейчас же возвестили им, что Христос воскрес и что они видели Его и беседовали с Ним. Апостолы же, со своей стороны, утешили их, сказав, что Господь воскрес воистину и явился Симону. Затем Лука и Клеопа подробно рассказали апостолам обо всем, происшедшем с ними на пути, и о том, как они узнали Христа Господа в преломлении хлеба. Во время сего разговора внезапно среди апостолов явился Сам Воскресший Господь, преподал им мир и успокоил их смущенные сердца. Для уверения же тех, которые думали, что видят пред собою только призрак своего умершего Учителя, Господь показал язвы от гвоздей на руках и ногах Своих и вкусил пищи. Евангелист Лука здесь снова удостоился слышать от Господа разъяснение всего, что сказано о Нем в Священном Писании Ветхого Завета, и получил дар разумения Писания (Л к. 24, 18-49).

После вознесения Господня святой Лука пребывал некоторое время, вместе с другими апостолами, в Иерусалиме, но потом, по свидетельству предания, отправился на свою родину, в Антиохию, где уже было много христиан. По дороге туда он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи святого Иоанна Предтечи. Уходя из Севастии, святой Лука хотел было взять их с собою на родину, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили Луке взять святые мощи его. Тогда святой Лука взял от них десную руку, под которую некогда преклонил главу Свою Христос, приемля Крещение от Иоанна. С этим безценным сокровищем святой Лука прибыл на свою родину к великой радости антиохийских христиан. Отсюда он удалился только тогда, когда стал спутником и сотрудником святого апостола Павла, который, по сказанию некоторых древних писателей, приходился ему даже родственником. Сие произошло уже во время второго апостольского путешествия святого Павла (52-55 гг. по Р.Х.). В это время святой Лука вместе с апостолом Павлом отправился на проповедь в Грецию и был оставлен им для утверждения и устроения Церкви в македонском городе Филиппах; святой Лука с этого времени, в течение нескольких лет, трудился в деле распространения христианства в Македонии (Деян. 20, 6).

Когда же апостол Павел, в конце третьего своего апостольского путешествия, снова посетил Филиппы, Лука, по его поручению и по избранию всех верующих, ходил в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины (2 Кор. 8, 18-19). Собрав милостыню, святой Лука с апостолом Павлом отправился в Палестину, посещая по пути церкви, находившиеся на островах архипелага, по берегам Малой Азии, в Финикии и Иудее. Когда апостол Павел был заключен под стражу в палестинском городе Кесарии, святой Лука оставался при нем. Не покинул он апостола Павла и тогда, когда тот отправлен был в Рим, на суд кесаря. Он вместе с апостолом Павлом переносил все трудности путешествия по морю, подвергался опасности потерять даже жизнь (бедствия этого продолжительного путешествия святой апостол Лука описал в 27-й и 28-й главах книги Деяний).

Прибыв в Рим, святой Лука также находился при апостоле Павле и вместе с Марком, Аристархом и некоторыми другими спутниками апостола проповедовал Христа в этой столице древнего мира (это ясно видно из написанных в то время посланий апостола Павла к Колоссянам и Филимону).

В Риме же святой Лука написал свое Евангелие (около 61-62 г.) и книгу Деяний святых апостолов (около 63 г.). В Евангелии он изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во внимание все то, что предали иже исперва самовидцы и слуги бывший словесе (Лк. 1, 2). Святой апостол Павел руководил им в сем деле и потом одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно так же и книга Деяний апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла. (В книге Деяний святых апостолов Лука подробно описал сошествие святого Духа на апостолов и подвиги их, совершенные ими по вознесении Господнем для распространения и утверждения веры христианской в Иудее и других странах вселенной. «Преимущественно же святой Лука, — как говорит святитель Иоанн Златоуст, — описал здесь деяния святого апостола Павла, любимым учеником и ближайшим сотрудником которого он был»).

После двухлетнего заключения в узах римских апостол Павел получил свободу и, оставив Рим, посетил некоторые из основанных им прежде Церквей. Святой Лука и в сие время точно так же сопутствовал ему. В непродолжительном времени император Нерон воздвиг в Риме лютое гонение против христиан. Апостол Павел в это время в другой раз прибыл в Рим, дабы своим словом и примером ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он был взят язычниками и заключен в узы. Святой Лука и теперь не изменил своему учителю, и один только из всех сотрудников апостола находился при нем в это время, столь тяжкое, что апостол сравнивал себя с жертвою, обреченною на заклание.

Я уже становлюсь жертвою, — писал апостол Павел своему ученику Тимофею, — и время моего отшествия настало... постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент — в Галатию, Тит — в Далматию. Один Лука со мною (2 Тим. 4, 6, 10). Может быть, святой Лука, как прежде, так и в сие время, своим врачебным искусством облегчал болезни апостола-узника, страдавшего, как говорит церковное предание, головною болью и другими телесными недугами, и за сие заслужил от апостола имя врача возлюбленнаго.

Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме. По кончине апостола Павла святой Лука, как говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии, в которой он и прежде трудился несколько лет, а также и в соседней с Македонией Ахаии (область на юге Греции).

Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Он пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию, и в Египте, в Фиваиде, многих обратил ко Христу. В городе Александрии он рукоположил во епископы некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного евангелистом Марком и проходившего свое служение 22 года. Возвратившись в Грецию, он снова устроил здесь, преимущественно в области Беотии (провинция внутренней Греции), церкви, рукополагал священников и диаконов, исцелял болящих телесно и душевно. Подобно своему другу и руководителю, апостолу Павлу, святой Лука «подвигом добрым подвизался, течение свое совершил и веру сохранил». Скончался он 84-х лет от роду в Ахаии мученическою смертию, именно будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве (как свидетельствует Григорий Богослов в первом слове на императора Юлиана). Честное тело его было погребено в Фивах, главном городе Беотии, где его святые мощи, подававшие множество исцелений, пребывали до второй половины четвертого века, а потом были перенесены в столицу Восточной империи — Константинополь.

О местонахождении мощей святого апостола Луки стало известно в четвертом веке по тем исцелениям, какие здесь совершались. Особенно много исцелений совершалось здесь над страдавшими глазною болезнью. Как бы в ознаменование врачебного искусства апостола Луки Господь ниспосылал дождем на место погребения святого апостола целительный «каллурий», т.е. лекарственную примочку от глазной болезни. Сын равноапостольного Константина Великого, император Констанций, узнав от одного ахайского епископа, что тело святого Луки почивает в Фивах, послал правителя Египта Артемия (память святого мученика Артемия празднуется 20 октября) перенести мощи святого Луки в столицу, и тот с великим торжеством совершил сие перенесение, которое святая Церковь воспоминает 22 апреля.

Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершилось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою болезнью. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и теперь, с верою в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки, стал молить святого об исцелении. При этом он подошел к честной раке святого и, сколько у него было сил, помогал нести ее. И что же? Болезнь оставила его, как только он прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом, вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея (святой Андрей Первозванный — апостол из лика 12-ти, Святой Тимофей, апостол из лика 70-ти, был епископом в городе Ефесе (в Малой Азии). Здесь святые мощи были источником чудес и с особенною любовью были чествуемы православными христианами.

Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала:

— Благодать родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет!

Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и сим положил начало досточестному делу — писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех святых, на украшение церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы. Аминь.

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: «ИДЕАЛ ЭТОТ ВЕЧЕН»
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: БОГОСЛОВИЕ, ДУХОВНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАТЕХИЗАЦИЯ
А.А. Константинова: ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПОСЕТИЛ КУРСКУЮ КОРЕННУЮ ПУСТЫНЬ
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Архимандрит Кирилл (Павлов): «ЧЕСТНА ПРЕД ГОСПОДЕМ СМЕРТЬ ПРЕПОДОБНЫХ ЕГО»
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Архимандрит Филипп (Стецюренко): «СВОИМ ГОРЕНИЕМ ОН ЗАЖИГАЛ НАШИ СЕРДЦА»
Евгений Поселянин: ЗАДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ СХИМОНАХ МИТРОФАН
Л.А. Яковлева, И.А. Константинова: НАРОДНЫЙ ПЕЧАЛЬНИК
Игумен Дамаскин (Орловский): «ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУШИ НАРОДНОЙ»
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Н.А. Свердлова: «ДНЕСЬ ЛИКУЕТ ОБИТЕЛЬ ГЛИНСКАЯ...»
В.М. Вальков: УЧЕНЫЙ, СВЯЩЕННИК, ПЕДАГОГ
Святитель Димитрий Ростовский: ВРАЧ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ
Митрополит Филарет (Вознесенский): СВЯТОЙ АПОСТОЛ ФОМА
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
А.Л. Трофимов: МОСКОВСКАЯ ВРАТАРНИЦА
Протоиерей Николай Крикунов: СМИРЕНИЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Вечный покой
Протоиерей Николай Гурьянов: ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г.
стр. 52
10.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011