На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Дамаскин (Орловский) /Игумен, Член Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, председатель Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви"
Дамаскин (Орловский)
Игумен
Член Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, председатель Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви"

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастырство в истории церкви

«ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУШИ НАРОДНОЙ»

Предыдущая Следующая

 

Архиепископ Андроник (в миру Владимир Никольский) родился 1 августа 1870 года в семье диакона Ярославской епархии. Учился в Ярославской Духовной Семинарии. По ее окончании поступил в Московскую Духовную Академию, где был пострижен в монашество с именем Андроник. В 1897 году назначен миссионером в Японию.

 

Путешествие в Японию заняло несколько месяцев. Плыли вдвоем с архимандритом Сергием (Страгородским), также назначенным в Миссию. Ехали через Италию, Грецию и Северную Америку. На отца Андроника это пушествие произвело огромное впечатление. Везде, где приходилось останавливаться, они посещали древние христианские святыни, катакомбы и гробницы мучеников, молились у мощей Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, побывали в развалинах древнего колизея, где было замучено множество христиан. Стоя в катакомбах у гробов мучеников, приникая душой к этим святыням, как было и самому не вдохновиться на подвиг. «Здесь, на костях мучеников создалась и окрепла церковная жизнь; здесь, среди скорбей и страданий изгнанников, проявилась вся сила веры Христовой; здесь исповедники веры создали непреодолимую стену и победили гордый мир славной победой духа над плотью, — писал отец Андроник. — Поучительно проходить по этим местам минувшей сильнейшей скорби для первых исповедников веры Христовой, ничего не имевших за собой кроме этой веры... Чувствуется, что вот отсеки человек самоволие и угождение себе раз навсегда: «Бог нам прибежище и сила», скажи так, чтобы навсегда хранить в сердце это слово, — и начнется иная жизнь: жизнь ясная, жизнь хождения по ясным путям Божиим».

В 1906 году отец Андроник хиротонисан во епископа Киотского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина; 1836-1912). В 1908 году Святейший Синод отозвал Владыку в Россию и назначил его епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии.

Приехав в Тихвин, он сразу принялся за объезд всех церквей, входящих в Тихвинское викариатство. За один только месяц он посетил 22 сельских храма, входя в церковные нужды общин и лично знакомясь с людьми. С каким благоговением встречал его народ «со крестом и хоругвями в своем приходском храме. Увлекая с собой и всех детей своих! — вспоминал святитель. — Все набожно крестятся, многие плачут от благоговейной радости; многие просят совета, молитв, готовы тут же исповедать всю свою душу... И все это до глубины души трогает, настраивая ее на благоговейный и торжественный тон от сознания раскрывающегося перед тобою благодатного Царства Божия из глубины смиренного, простого, по видимости грубого, а на деле нежного и мягкого народа русского».

В 1913 году епископ Андроник был назначен в Омск, в через год переведен на кафедру Пермскую и Соликамскую. На обрыве тысячелетий христианской истории России на Пермскую кафедру взошел подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому. Его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель.

Многократно епископ объезжал храмы епархии; совершая поездки, брал с собой только протодиакона, ключаря и двух иподиаконов. Архиерейской каретой никогда не пользовался, лошади были отданы собору, на них соборное духовенство ездило по требам.

Время служения святителя было временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии; устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне начались занятия миссионерского и народно-певческого кружков; составилась хорошая библиотека, из которой желающим выдавались книги на дом; во всех храмах города служились акафисты, после которых проводились беседы. Пермь отличалась в то время прекрасными проповедниками, в подготовке которых владыка Андроник много потрудился.

При одном из храмов было организовано «попечительство о бедных», оно имело свою столовую, где обеды давались по самой дешевой цене всем желающим, а нуждающимся, по запискам попечительства, бесплатно. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых и в женском монастыре были устроены детские приюты. Воскресенская церковь содержала на свой счет богадельню, в которой жили около пятидесяти стариков и старух.

Большое значение епископ придавал кружкам ревнителей благочестия. «Несомненно, во всяком приходе, даже в самом распропагандированном, найдется много таких, которые скучают и скорбят о всем нехорошем в жизни. Вот с них-то и пусть священник начнет дело церковной миссии. Пусть он соберет около себя таких ревнителей благочестия, христианского научения и книжного доброго чтения. Из них можно составить постепенно как бы миссионерский кружок или кружок ревнителей. Собирая их по временам вместе, беседовать о вере и жизни, читать слово Божие и о божественном, возбуждать в них самих ревность о том, чтоб и других привлечь к своему содружеству, научать их — как действовать на других и на кого именно с какой стороны, и что предлагать другим ко вниманию, чтобы возбудить жажду духовной жизни».

Пермская епархия была одной из немногих, где архиерей и некоторые пастыри, особенно из числа миссионеров, с тревогой смотрели на стремительное распространение нового безбожия. Владыка понимал, что не социальные, экономические или политические реформы грядут в мир, а новое язычество. И это «новое язычество» в разных самых благовидных и культурных формах посягает на самые основы веры в Христа Спаса. Оно стремится заменить собою христианскую закваску жизни христианских народов. «Время пришло такое... и пусть каждый священник на месте сам постарается все прежде сделать для христианского просвещения пасомых, для наставления их на жизнь по Евангелию, для уврачевания ослабевших в исполнении христианского долга, для вразумления смущаемых и уклоняющихся от Церкви, а следовательно, и от Христа Жизнодавца».

В 1916 году в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма, проводившиеся под руководством пермского епархиального миссионера Андрея Гавриловича Куляшева. Курсы знакомили слушателей со средствами борьбы с неверием, которое уже не ограничивалось «интеллигентным» населением городов, но широко разливалось по селам и деревням среди крестьян. <...>

В начале 1917 года произошла февральская революция. Сведения о совершившемся государственном перевороте достигли Перми 3 марта. На следующий день было получено известие об отречении Государя-Императора Николая II от престола. 5 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при огромном стечении народа на Литургии после чтения Евангелия архиепископ Андроник сказал: «Вы ждете от меня слова... Что же могу сказать вам я, многогрешный... Не стало у нас Царя... Царь, беззаветно любящий народ и беззаветно желавший ему только одного блага, сложил с себя царскую корону... Бесчестные царские советники и слуги в своих расчетах скрывали правду от сердца царева и делали все, чтобы разъединить Царя с народом и добились своего, но, добившись, они первые же и оставили Царя одного, отказавшись далее служить ему. Итак, не стало у нас Царя... Около Царя русские люди объединялись, как дети возле отца. Довели бесчестные царские советники до этого тяжкого испытания; они забрызгали грязью драгоценную царскую порфиру и вынесли для поругания на улицу, смешавши царское имя с пошлостью, своим бесчестием унижая русский дух... Как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели бесчестные царские слуги... Пусть будет Господь им судья и в сем и в будущем веке...»

В январе 1918 года епископ Андроник обратился с нарочитым посланием к пастырям Пермской епархии: «...Отцы и братие. Тяжко было доселе всем в России. Но уже настал час еще большей и страшной тяготы, решающий судьбу нашего Отечества. Уже открывается почти явное гонение на святую нашу веру. Уже выкрикивают отщепенцы от веры, что надо отобрать церкви и монастыри и обратить их в театры и подобное. По меньшей мере — посягают отобрать церковное имущество и драгоценности — святые жертвы отцов и дедов наших. Предполагать отсюда можно и еще худшие посягновения на святую Церковь... А мы будем бездействовать?! Да не будет сего осуждения на нас...»

С февраля, после опубликования декрета об отделении Церкви от государства, открылась широкая дорога бесчинств большевиков. Закрывались храмы, отбирались и грабились Духовные учебные заведения, начались расстрелы священнослужителей.

29 апреля у архиепископа был произведен обыск. Во время обыска один из обыскивающих, некто Гилев, спросил владыку:

— Кого вы в своих посланиях разумеете под разбойниками?

Святитель ответил:

— Всех, кто захватывает церковное достояние, пожертвованное Господу Богу; так я верую.

— Значит этим воззванием вы призывали темные массы к вооруженному сопротивлению советской власти?

— Моя вера и церковные законы повелевают мне стоять на страже веры, Церкви Христовой и ее достояния. Если этого не буду исполнять, то я перестаю быть не только архиереем, но и христианином. Посему вы можете меня сейчас же повесить, но я вам гроша церковного не дам. Так я сам верую и поступаю, призываю и православный народ даже до смерти стоять за веру, Церковь и церковное достояние; к этому и буду призывать — это мой архиерейский долг.

Местные газеты начали печатать клевету о владыке, предчувствовалось, что власти вскоре его арестуют; близкие уговаривали его скрыться, но архиепископ ответил, что до тех пор, пока он стоит на страже веры и Церкви Христовой, он готов ко всему, готов принять смерть за Христа, но паствы не оставит.

14 июня власти приказали архиепископу явиться для ответа на вопросы обвинения, 17 июня владыка был арестован и препровожден в ЧК.

20 июня 1918 года архиепископ Пермский Андроник принял мученическую кончину от рук чекистов.

Незадолго перед арестом архиепископа один священник обратился к нему с просьбой о вразумлении: «Как спасти паству от губящих ее волков и самому не впасть в уныние от озверения в народе и поругания святынь?»

Владыка ответил: «Поверьте, отче, все это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоязненную душу. За клятвопреступничество отнял Бог у народа разум и волю, пока не раскаются... а когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят все духовно, почувствуют и силу, и как Илья Муромец — сбросят тот ужас, который окутал страну нашу. Вот и будем своим твердым, ясным, уверенным словом раскрывать людям правильное отношение к жизни и прежде всего к покаянию, после которого все от Бога нам возвратится с лихвою... Может быть, меня на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу. Ободряйте всех и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа. Наше дело — собирать стадо Христово, организовывать живые церковно-народные силы по приходам, чтобы разочаровавшиеся во всяких партиях люди, здесь, в Церкви, и среди верующих, нашли живую пристань и добрый покой. Воскреснет душа народная — воскреснет и тело ее — наша здоровая государственность. Да помогает Вам Премудрый Господь. Просите и молитесь о призывающем Божие благословение грешном архиепископе Андронике».

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года архиепископ Пермский и Соликамский Андроник (Никольский) причислен к лику святых.

Слова, сказанные Владыкой за несколько дней до его ареста, можно считать завещанием Святого: «Искренне желая возрождения народной жизни, хочу, чтобы это совершилось не путем внешнего, а путем внутреннего переворота, путем возрождения души народной. А для сего горячо желаю, чтобы господствующий теперь режим еще поцарствовал некоторое время. Захотели люди рай на земле устроить без Бога, так пусть в полноте насладятся его благами, пусть до самого дна выпьют сладость современного безбожного блаженства, чтобы потом все сознательно проклинали это отчаянное безбожие. И когда люди дойдут до этого сознания, когда в один дух раскаются перед Богом, тогда Господь и возвратит народу разум и волю».

 

Игумен Дамаскин (Орловский)

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: «ИДЕАЛ ЭТОТ ВЕЧЕН»
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: БОГОСЛОВИЕ, ДУХОВНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАТЕХИЗАЦИЯ
А.А. Константинова: ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПОСЕТИЛ КУРСКУЮ КОРЕННУЮ ПУСТЫНЬ
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Архимандрит Кирилл (Павлов): «ЧЕСТНА ПРЕД ГОСПОДЕМ СМЕРТЬ ПРЕПОДОБНЫХ ЕГО»
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Архимандрит Филипп (Стецюренко): «СВОИМ ГОРЕНИЕМ ОН ЗАЖИГАЛ НАШИ СЕРДЦА»
Евгений Поселянин: ЗАДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ СХИМОНАХ МИТРОФАН
Л.А. Яковлева, И.А. Константинова: НАРОДНЫЙ ПЕЧАЛЬНИК
Игумен Дамаскин (Орловский): «ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУШИ НАРОДНОЙ»
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Н.А. Свердлова: «ДНЕСЬ ЛИКУЕТ ОБИТЕЛЬ ГЛИНСКАЯ...»
В.М. Вальков: УЧЕНЫЙ, СВЯЩЕННИК, ПЕДАГОГ
Святитель Димитрий Ростовский: ВРАЧ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ
Митрополит Филарет (Вознесенский): СВЯТОЙ АПОСТОЛ ФОМА
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
А.Л. Трофимов: МОСКОВСКАЯ ВРАТАРНИЦА
Протоиерей Николай Крикунов: СМИРЕНИЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Вечный покой
Протоиерей Николай Гурьянов: ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г.
стр. 40
10.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011