На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: июнь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Крикунов Николай
Протоиерей
Настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Калитниках

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Жизнь духовная

НАДЕЖДА

Предыдущая Следующая

 

(По творениям святителя Феофана Затворника)

(Продолжение. Начало см.: «Пастырь», 2008, май)

 

С христианской верой самым тесным образом связана христианская надежда. Если вера есть уверенность в том, что есть Бог, Который промышляет о спасении всего мира, то христианская надежда есть уверенность в желаемом и ожидаемом, то есть несомненная уверенность в том, что цель творения и искупления будет достигнута. Благодатная уверенность в достижении непреходящих благ в вечности, которые уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9), оказывает действенную помощь христианину, живущему духовной жизнью и трудящемуся в созидании своего спасения. Именно эта уверенность в том, что Бог непрестанно заботится о нас, о нашем спасении, уверенность в том, что Он не лишит нас Своей благодатной помощи и исполнит Свои обетования и выражает христианскую надежду.

Источником вечной жизни, которую христианин надеется получить, по свидетельству Священного Писания, является Господь наш Иисус Христос, по неложному обетованию Которого верующий в Него имать живот вечный (Ин. 6, 4-7). В одном из своих слов святитель Феофан говорит: «Итак... нет нам ни о едином же ином спасения, кроме Иисуса Христа — Богочеловека. В Его смерти — наше извинение, в Его правде — наше оправдание, в Его жизни — наша истинная жизнь». Надежда наследовать вечную жизнь является отличительной чертой христиан и самой сильной поддержкой нравственной крепости к перенесению всех трудов и лишений, неизбежных в жизни по вере в Господа. Эту надежду каждый верующий во Христа должен носить в своем сердце и твердо верить, что Бог поможет ему во всем и подаст все нужное и полезное для его спасения. «Приходит Спаситель и приносит спасение. Приимите же всем сердцем, — говорит богомудрый Архипастырь, — все принесенное Им на землю устроение спасения — во всей полноте и подробностях, ни от чего не отказываясь и ни к чему не прилагая кривых толкований... Не ослабевайте. Не обманет и вас надежда, несмотря на то, что не видите, может быть, очевидных успехов вашего искания. Придет время — увидите плод — самое спасение, воссиявающим в сердце вашем».

По учению святителя Феофана, в мирской жизни источник надежды, ее предмет и цель у каждого человека различны и зависят от степени его духовно-нравственного развития. Одни надеются на людей, на их мнимое величие и могущество, забывая о Боге; другие возлагают надежду на свое богатство, положение в обществе, хорошие знакомства; третьи — на свой разум, а четвертые — на свои силы. Иные надеются на деньги, иные на время или случай, иные на что-либо другое. Такие люди хоть и именуют себя христианами, но надежду имеют не христианскую, а ложную и обманчивую.

Ложная надежда ведет человека ко греху и удаляет от Бога. «Ничто так не лишает нас небесной помощи, — говорит Владыка, — как самоуверенность, надежда на людей и хорошую обстановку. Все сие и подобное ведет к забвению Бога». Такой человек отступает от Бога сердцем и самого себя осуждает на вечную смерть, ибо только истинная надежда на Бога есть жизнь вечная и свет душевный.

И если ложная надежда всегда утверждается на временных земных благах, то истинная и совершенная христианская надежда имеет своим основанием приобретение благ в вечности через Промысл Божий и милостивую помощь Божию в трудах ради спасения. Только через истинную надежду на Бога и Его помощь христианин постигает вечную жизнь. И ради достижения вечной жизни и блаженства с Господом христианин должен стремиться при помощи Божией к приобретению и утверждению в себе истинной христианской надежды.

Истинная надежда, в свою очередь, привлекает с собой другие христианские добродетели, которые взаимосвязаны друг с другом. Все вместе они составляют единый и цельный путь христианина к совершенству, к Богу, к спасению. Наиболее тесно христианская надежда связана с верой и любовью. Именно в этих трех добродетелях заключается почитание Бога человеком и его движение к совершенству, несмотря ни на какие невзгоды. «Тот, кто возлагает надежду спасения на волю Божию, — говорит Святитель, — без страха встретит всякую скорбь, веруя, что она исходит от любви Божией к нам на очищение наше, как огненная ступень к совершенству в христианской жизни».

Кроме этого, христианская надежда тесно связана и с терпением. Терпением она укрепляется и терпением испытывается. Христианин, имеющий надежду на Бога, без сомнения верит, что получит от Бога просимое. Он не требует, чтобы Бог подал ему ожидаемое незамедлительно, когда хочется ему, но терпеливо ждет, зная, что Господь подаст ему все в свое время, когда это будет полезно и спасительно, но при условии, если и сам человек предпринимает труды, шествуя навстречу помощи Божией. «Мужайтесь, — говорит Вышенский Затворник, — и да крепится сердце ваше. Несите благодушно подъятое вами иго. Когда же изнемогать начнете, воззрите на Господа, седящего одесную Отца, и повторите в сердце обетование Его. Сколько неложен Бог, столько же верно, что преславные блага, нам обетованные, суть наши, если только сами мы не отклоним возможности ввести нас в обладание ими». Даже во время испытаний христианин, имеющий надежду, остается верным Создателю. Скорби еще более укрепляют надежду, делают ее твердой и непоколебимой. Различные невзгоды и напасти обращают человека к Богу, научают на Него надеяться и у Него одного просить заступления и помощи в терпении. Вот почему надежда является основанием терпения. «Предвкушая чаемое благо, надежда питает терпение и делает его ненасытимым. Надежда исполняет сердце радостью от несомненности обладания тем, что чается, и сею радостью растворяет жгучесть терпения трудов. Оттого терпящий радуется и не столько страдает, сколько наслаждается, несмотря на то, что другие видят его многостраждущим».

Господь иногда испытывает христиан в их верности и истинной надежде через отнятие временных благ — лишение здоровья, чести, богатства мира, но самое тяжелое испытание бывает, когда сердце грешного человека приходит в отчаяние от содеянных грехов. Внушение отчаяния в спасении — это коварное оружие диавола; побуждая ко греху, он сначала убеждает его в милосердии Божием, а когда человек совершит грех, то он представляет ему всю строгость правосудия Божия, внушает ему, что спасение теперь для него невозможно. И только надежда христианина на Бога и Его милость разрушает эту хитро расставленную сеть диавола. Надежда уверяет христианина, что Бог слушает и принимает грешных, если они перестают грешить и приносят истинное покаяние. «Благодарение Господу, что имеем опытное удостоверение в готовой нам небесной помощи. Затем так Господь делал и делает, чтобы не падал в отчаяние грешник, зная, что пока смерть не придет, все еще есть надежда на покаяние и исправление».

Надежда на Господа, таким образом, тесно связана с покаянием. Более того, она лежит в основе покаяния, потому что Бог не хочет, чтобы кто-то погиб, но всем подает Свою Божественную благодать ради покаяния и спасения. «У христиан глубоко на сердце должно лежать то убеждение, — наставляет владыка Феофан, — что как грехи их, о коих они сокрушаются и кои исповедают с обещанием избегать их, прощаются им милосердым Господом ради крестной смерти Его; так в то же время и благодать Божия подается, в силу той же крестной смерти, во избежание грехов. Благодать сия нисходит на крепкую решимость не грешить и непоколебимую светлую веру во Христа Спасителя».

Истинная живая надежда на Бога требует от человека постоянного подвига в борьбе с искушениями и терпения в случающихся испытаниях. Святитель Феофан в одном из своих слов так говорит: «В Царствие ведет один узкий путь, и им идут одни подвизающиеся. Без подвига нет венцов. Надежда на них не суетна только у того, кто подобно Апостолу в конце жизни может исповедать пред лицем Бога людей: Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох».

Человек, имеющий христианскую надежду, не может жить, как ему хочется, не может быть пассивным, безучастным наблюдателем, ожидающим исполнения обетований Божиих; он постоянно бодрствует и прилагает труды к трудам. Тогда и надежда становится крепкой и дает силы к деятельному Богоугождению. Здесь проявляется взаимообратная связь надежды с богоугодными делами: надежда подвигает на добрые дела, а доброделание укрепляет надежду. «В жизни так бывает, — говорит Епископ-подвижник, — что уверовавший приступает работать Господу. Сия работа рождает упование. Упование в свою очередь разжигает еще более ревность к Богоугождению. Усиленное Богоугождение снова усиливает упование. И таким образом они друг друга поддерживают, укрепляют и возращают, пока, наконец, все внутреннее и внешнее, пожерто станет упованием, — и Сам Бог упований исполнит всего человека (см.: Рим. 15, 13)». При добродетельной жизни, неустанном труде и постоянном подвиге над очищением совести в душе христианина появляется твердая надежда и дерзновение к Богу, а надежда, в свою очередь, ободряет дух среди самых трудных обстоятельств, возбуждает ревность на пути ко спасению.

 

Протоиерей Николай Крикунов,

настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери

«Всех скорбящих Радость» в Калитниках

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: июнь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
А.А. Константинова: ВНОВЬ МЕСТО СВЯТО
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАТРИОТОМ
Святитель Иоанн (Максимович): «ЧЕЛОВЕКАМ ПОЛОЖЕНО ОДНАЖДЫ УМЕРЕТЬ, А ПОТОМ СУД»
Е.Л. Мельникова: «ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ»
Вознесение Господне
Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов): ПРИНЕСЕМ ЕЙ В ДАР ВСЕ СУЩЕСТВО НАШЕ
День Святой Троицы. Пятидесятница
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр: «ЦЕРКОВНОЕ ЕДИНСТВО — ЭТО ДАР БОЖИЙ»
Е. Поселянин: «ДОВЛЕЕТ МИ МОЛИТВА ТВОЯ»
СЛАВА ЕГО РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИИ
Иеромонах Иов (Гумеров): «КОГДА ДУША ПОТЯНЕТСЯ К НЕМУ…»
День Святого Духа
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
А.В. Янтарева: ГЛИНСКАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ
ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ ЦАРИ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН РУССКИЙ
Протоиерей Николай Крикунов: НАДЕЖДА
А.И. Фарберов: МОЛЕБЕН У СТЕН КЕНИГСБЕРГА
Схиархимандрит Иоанн(Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Протоиерей Виктор Грозовский: БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ
Вопросы читателям


Публикация:
Журнал «Пастырь»: июнь 2008 г.
стр. 65
06.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011