На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: июнь 2008 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастырство в истории церкви

СЛАВА ЕГО РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИИ

Предыдущая Следующая

 

Знаменитый иерарх Русской Православной Церкви митрополит Московский Платон Левшин родился 29 июня 1737 года и в честь первоверховного Апостола был наречен Петром. Десяти лет Петр поступил учиться в Славяно-Греко-Латинскую Академию, где с отличным успехом прошел весь курс наук, преодолев силою своей воли все затруднения, какие ему встречались от недостатка учебных пособий. По окончании курса Левшин определен был учителем пиитики в Академию. Сверх преподавания пиитики на него возложена была должность катехизатора, которая доставила ему громкую славу и имя московского апостола. В 1758 году архимандрит Троицкой Лавры и придворный проповедник Гедеон пригласил даровитого проповедника в Троицкую Семинарию в учители риторики. В этом же году Петр Левшин в Лавре пострижен был в монашество наместником Гавриилом с именем Платона — по преданию, в память об архиепископе Московском Платоне (Малиновском). Быстрому возвышению Платона много содействовал расположенный к нему архимандрит Лавры Гедеон. Несколько раз он вызывал Платона в Петербург, где тот получил сан иеромонаха и говорил проповеди, которые обратили на него внимание двух сильных вельмож: графа Разумовского и Шувалова. В 1759 году архимандрит Гедеон определил отца Платона префектом Троицкой Семинарии, а в 1761 году — ректором. В следующем году ректор Платон принимал императрицу Екатерину в Семинарии и говорил ей приветственное слово. Екатерина осталась им довольна и приказала: «Определите его наместником Лавры».

Платон тяготился хлопотливой должностью наместника и думал от нее отказаться, но вскоре последовала перемена в его судьбе. В мае 1763 года Екатерина ездила в Ростов для переложения в новую раку мощей святителя Димитрия и остановилась в Лавре. Платон в ее присутствии сказал слово о пользе благочестия, которое ей так понравилось, что она велела его напечатать и выразила автору милостивое одобрение. По возвращении императрицы в Москву Платон был вызван ко двору, и ему объявлено было, что он назначается в законоучители. Во время своего пребывания при дворе Платон особенно прославился как замечательный проповедник. Пользуясь благосклонностью императрицы, Платон быстро возвышался на служебном поприще. В 1768 году он был назначен членом Святейшего Синода и в сане архимандрита Троицкой Лавры принял участие в высшем управлении Русской Церковью, а в 1700 году, тридцати трех лет, хиротонисан в архиепископа и назначен на Тверскую кафедру с оставлением в должности законоучителя и настоятеля Лавры. В Тверь отпущен был Платон ненадолго, а затем снова вызван был в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде и для занятия по должности законоучителя при наследнике, а потом при его невесте Наталье Петровне. По случаю брака великого князя он сложил с себя обязанности законоучителя и был отпущен в свою епархию. Платон много сделал для благоустройства епархии своими заботами об улучшении Семинарии, о благочинии среди духовенства и приведении в порядок дел епархиального управления.

В 1775 году Платон назначен был архиепископом в Москву. Назначение это сильно его смутило. Московская епархия, страдавшая многими беспорядками, требовала существенных преобразований, а вводить эти преобразования в Москве было и трудно и опасно, как показал пример предшественника Платона Амвросия, который своими распоряжениями вызвал сильное раздражение против себя и был убит в чумный 1771 год. Платон подал просьбу об отставке, но просьба была возвращена с надписью Екатерины: «Держусь моего указа». С 8 февраля 1775 года началось 37-летнее славное служение Платона в первопрестольной столице.

Московская епархия под мудрым управлением Платона быстро обновилась; духовные места в ней наполнились лицами достойными и образованными, производившее большой соблазн в народе крестцовое, или безприходное, духовенство удалено из столицы, изданы распоряжения, много способствовавшие улучшению нравов духовенства и его быта. Платон говорил о себе, что он застал свое духовенство в лаптях, но успел обуть его в сапоги и ввести в гостиную. Особенно архипастырь Платон заботился об улучшении судебной части в духовном ведомстве, ревностно восставая против распространенного в то время мздоимства. Платон привел в цветущее состояние Московскую Академию, полным директором которой назначен был указом Святейшего Синода, и любимую Троицкую Семинарию, открыл для образования духовенства несколько первоначальных училищ или Семинарий. Под своим руководством Платон воспитал целую школу образованных монахов-платоников, которые впоследствии стали занимать высшие иерархические места, распространяя дух и предания своего учителя в разных местах России.

Свое архипастырское служение в Москве Платон ознаменовал ревностными заботами о благоустройстве храмов и монастырей, о благоговейном совершении богослужения и религиозном образовании народа. Попечением о религиозных потребностях паствы, своим ораторским талантом, уменьем совершать богослужение торжественно архипастырь Московский приобрел общую любовь народа. Славное и продолжительное архипастырское служение Платона в первопрестольной столице оставило по себе глубокую память в Московской епархии. Слава Платона распространилась за пределы России. Нередко из-за границы приезжали в Москву образованные лица, чтобы видеть знаменитого иерарха и заявить ему уважение. В первые годы своего святительства в Москве Платон ездил в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, но потом, «скучая присутствием, по течению дел, с его мыслями и началами несходными», как говорит он сам, решил отказаться от звания члена Синода.

В это время Платон многому не сочувствовал в петербургской деятельности и со свойственною ему откровенностью высказывался против некоторых мероприятий по духовному ведомству. Императрица стала относиться к нему не с прежнею благосклонностью. Вследствие неприязненного отношения к Платону духовника императрицы Памфилова он долгое время не получал сан митрополита. Только в 1781 году императрица наградила его саном митрополита. Чувствуя ослабление сил, Платон стал тяготиться делами и думать об увольнении на покой. В 1788 году он приступил к построению Вифанского монастыря, в трех верстах от Лавры, где пожелал окончить последние годы свои в уединении. В 1792 году он подал прошение об увольнении на покой, но императрица его не уволила, позволив ему жить в Лавре и Вифании, а управление епархиальными делами поручила викарию. С этого времени он более проживал в Лавре и Вифании, приезжая в Москву раза два в год. Когда в 1796 году на императорский престол вступил Павел I, Платон был весьма утешен вниманием к себе своего царственного ученика. Государь в 1797 году, после коронации, посетил Ви-фанское уединение Платона, повелел возвести Вифанскую пустынь на степень второклассного монастыря и учредить при ней Семинарию. По воле государя основан был Платоном при Вифанском монастыре новый рассадник духовного образования, заменивший лаврскую Семинарию, которая была закрыта вскоре после смерти Платона.

Престарелый митрополит, изнемогая от болезней, не раз просил государя об увольнении на покой, но получал ответ: «Сему быть нельзя». В 1801 году Платон первенствовал при коронации государя Александра I и при этом произнес знаменитое слово, переведенное потом на многие европейские языки. В царствование Александра I Платон жил в Вифании, не принимая участия в делах Церкви. В 1811 году, чувствуя великое изнеможение сил, Платон через обер-прокурора Святейшего Синода испросил у государя увольнение от управления епархиею. Тяжелый для России 1812 год был последним годом для Платона. 75-летний старец со скорбью узнал о вторжении врагов в Россию и воскликнул: «Вот до каких времен я дожил!» Когда Москва была взята неприятелем, Платона насильно увезли в Махрицкий монастырь. 12 октября он опять возвратился в Вифанию и, получив весть об уходе неприятеля, сказал: «Москва свободна, и я теперь умру спокойно». 11 ноября великого святителя не стало. Тело Платона было погребено в созданной им церкви в Вифании. Над могилой стоял скромный памятник с надписью, им самим сочиненной: «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкия Лавры и сея Вифанския Обители и при ней семинарии Основатель». Ныне митрополит Платон (Левшин) покоится в Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: июнь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
А.А. Константинова: ВНОВЬ МЕСТО СВЯТО
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАТРИОТОМ
Святитель Иоанн (Максимович): «ЧЕЛОВЕКАМ ПОЛОЖЕНО ОДНАЖДЫ УМЕРЕТЬ, А ПОТОМ СУД»
Е.Л. Мельникова: «ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ»
Вознесение Господне
Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов): ПРИНЕСЕМ ЕЙ В ДАР ВСЕ СУЩЕСТВО НАШЕ
День Святой Троицы. Пятидесятница
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр: «ЦЕРКОВНОЕ ЕДИНСТВО — ЭТО ДАР БОЖИЙ»
Е. Поселянин: «ДОВЛЕЕТ МИ МОЛИТВА ТВОЯ»
СЛАВА ЕГО РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИИ
Иеромонах Иов (Гумеров): «КОГДА ДУША ПОТЯНЕТСЯ К НЕМУ…»
День Святого Духа
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
А.В. Янтарева: ГЛИНСКАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ
ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ ЦАРИ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН РУССКИЙ
Протоиерей Николай Крикунов: НАДЕЖДА
А.И. Фарберов: МОЛЕБЕН У СТЕН КЕНИГСБЕРГА
Схиархимандрит Иоанн(Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Протоиерей Виктор Грозовский: БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ
Вопросы читателям


Публикация:
Журнал «Пастырь»: июнь 2008 г.
стр. 36
06.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011