На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: июнь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Янтарева А.В.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Святыни земли русской

ГЛИНСКАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ

Предыдущая Следующая

 

Знаменитая Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь была основана в начале XVI века, в 160 км от Курска, на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В течение почти пяти столетий пустынь являлась центром духовного просвещения. Просветительная деятельность обители многогранна, действенна и поучительна для потомков. Обитель издавна славилась своей миссионерской, издательской деятельностью, борьбой с сектантством, ересью, большим вкладом в дело народного просвещения и образования. Поэтому изучение ее богатых традиций столь важно сегодня. Святые Русской Православной Церкви, архиереи, известные церковные историки издавна отмечали огромное нравственное влияние этой обители. Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь великой школой духовной жизни. Святитель Филарет (Дроздов) писал, что Глинская пустынь процветает благодатью. Алтайский миссионер, преподобный Макарий (Глухарев) — школой Христовой, светлейшей точкой на земле. Архиепископ Ювеналий (Половцев) — идеалом христианского богослужения и местом духовного подвига. Митрополит Антоний (Храповицкий) — лучшей обителью, а Глинских старцев — украшением монашества.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II называет Глинскую пустынь монастырем особой духовной судьбы и значения. В чем же особенность Глинской пустыни? Во-первых, находившаяся здесь чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская и многочисленные чудеса исцеления, совершавшиеся от нее, привлекали сюда благочестивых паломников со всех концов обширной России. Во-вторых, духовным стержнем, фундаментом Глинской пустыни, определявшим все стороны ее деятельности, был общежительный устав, составленный по образцу афонскому. Этот устав послужил краеугольным камнем прочного устройства и процветания не только Глинской пустыни, но и многих других мужских и женских монастырей, которыми он был заимствован. Значение устава было столь велико, что его изучали даже русские императоры.

В соответствии с уставом, все поступающие с первого дня поручались искусному старцу в повиновение. Ежедневно они приходили к старцу, очищались подробным исповеданием всех своих помыслов, желаний и поступков, во всем должны были советоваться со старцем, ни в чем не выказывать своего разума, то есть полностью отказаться от своей воли, беспрекословно выполнять все указания старца. Глинская пустынь — один из наиболее значительных центров старческого окормления. Сущность старчества заключается в том, что из среды братьев, подвизающихся в обители, избирается один опытный в духовно-аскетической жизни инок, обладающий даром рассуждения, который становится руководителем, духовным отцом, старцем всей монашеской общины. К нему добровольно идут ученики, раскрывают свою душу, спрашивают его советов и благословения. Это старческое окормление помогает им в борьбе со страстями, подкрепляет в минуты уныния, малодушия и сомнения, служит верным покровом от вражеских бурь для всех, кто прибегает к его мощному содействию. Старчество — это особая форма пастырского служения. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) считает старчество особым даром святого духа, талантом, который апостол Павел называет даром рассуждения. Благодаря старчеству Глинская пустынь занимала особое место по своему воздействию на жизнь России. Своей подвижнической деятельностью Глинские старцы оказывали влияние на все слои общества. За советом и наставлением к ним обращались не только многочисленные паломники со всех концов России, но и государственные мужи.

Глинские просветители словом и делом оказывали благодатное влияние на нравственное состояние российского общества. Глинский игумен Филарет (Данилевский) в 20-х годах XIX века выступил против распространенного тогда среди высшего светского общества и части белого духовенства еретического мистицизма, противного духу Православной Церкви, и в дискуссии с еретиками, которая состоялась в Санкт-Петербурге, успешно отстоял Православие и святоотеческое учение. Глинский иеромонах Порфирий в середине XIX века протестовал против откупной продажи спиртных напитков, которая приводила к спаиванию народа. Он посылал по этому поводу письма к императору Александру II, и в результате откупная продажа спиртного была запрещена.

Заботясь о духовном просвещении народа, Глинская пустынь издавала духовно-нравственную литературу. Эта деятельность активизировалась в конце XIX — начале XX века, когда особенно важно было оградить народ от влияния распространявшихся сект, различных лжеучений. Обитель издавала листки и Глинские Богородицкие книжки, содержание которых было построено на материале святых отцов: святителя Тихона Задонского, преподобного Ефрема Сирина, преподобного аввы Дорофея и других. Эти издания пользовались большой популярностью, их нравственное воздействие было велико, и все Глинские издания раздавались народу бесплатно.

Глинская пустынь была инициатором борьбы с сектантством и в Курской епархии. В целях укрепления православной веры в Глинской пустыни был создан миссионерский кружок, разработан устав кружка, выделено особое помещение для его занятий, организована большая миссионерская библиотека. В обязанности кружка входило ежедневное чтение поучений в храмах, беседа с народом, подготовка к изданию антисектантской литературы, которая затем раздавалась людям. По образу Глинского в других русских монастырях также были организованы проповеднические кружки. Но Глинский кружок в XIX — начале XX века был самым многочисленным, а деятельность его, по отзывам архиереев, наиболее плодотворной.

Большое внимание уделяли Глинские иноки и работе с детьми. Издававшиеся Глинские Богородицкие книжки для детей были неотъемлемой частью фондов школьных библиотек. Дети охотно читали и перечитывали их. Глинская пустынь часто принимала паломнические группы из учащихся церковно-приходских школ. Дети очень любили посещать обитель. По отзывам учителей, эти посещения оставляли неизгладимое впечатление в сердцах учащихся, облагораживали духовно, обогащали святыми воспоминаниями их детство. В обители им дарили духовные книги, иконы, картины религиозного содержания. Настоятель присылал им в гостиницу большой спектроскоп с передвигающимися картинами, изображающими святые места Палестины, что было очень интересно детям.

Особенностью Глинской пустыни был созданный при ней для воспитания мальчиков-сирот Дом трудолюбия. Круг ремесел, которым обучались мальчики, был очень велик — более 20 различных видов ремесел. Глинская пустынь большие суммы жертвовала на нужды народного образования, содержание духовных учебных заведений, приютов, церковно-приходских школ. Пустынь славилась не только просветительной, но и благотворительной деятельностью. Благотворительная деятельность была столь непреложным законом обители, что о ней было записано в уставе монастыря. Глинские иноки безотказно помогали всем к ним обращавшимся. Обитель содержала несколько гостиниц, богаделен, странноприимных домов. Ежегодно пустынь принимала более 60 тысяч богомольцев. Семьи бесплатно пользовались жильем, трапезой, одеждой, обувью. Только хлеба ежедневно братия выпекала для богомольцев около полутора тонн. В периоды неурожаев, голода Глинские иноки раздавали крестьянам хлеб и в случае каких-либо других бедствий все обращавшиеся получали от пустыни пособие, деньги, продукты. Больным в монастыре всегда оказывалась бесплатная высококвалифицированная медицинская помощь. Братия обители всегда уделяла большое внимание вопросам организации больницы, аптеки, их благоустройства. Поэтому больница Глинской пустыни по своему благоустройству, богатому запасу медикаментов, хирургических инструментов была лучшей в епархии и, по отзыву современников, превосходила многие губернские больницы.

Хозяйство монастыря было организовано на самом высоком уровне. В Глинской пустыни были созданы образцовая мастерская, пасеки, огород, процветало садоводство, рыбоводство, при обители работали дегтярный и кирпичный заводы, маслобойня, мельница.

Глинская пустынь прославилась и своей патриотической деятельностью. В периоды войн многие послушники, по благословению настоятеля, уходили на фронт защищать Отечество. Так, например, во время Первой мировой войны более половины послушников было отправлено в действующую армию. Остававшиеся в обители глинские иноки высылали воинам фронта продукты, одежду, обувь, белье. В здании монастырской больницы был оборудован лазарет для больных и раненых воинов. Кроме того, при обители был устроен санаторий для воинов, нуждавшихся после лечении в отдыхе, а также приют для детей тех, кто погиб на фронте. Для увечных воинов были специально созданы столярные, сапожные и швейные мастерские. Обитель принимала беженцев, бесплатно кормила их, одевала, обувала, помогала строить быт, окормляла духовно. Так Глинская пустынь на протяжении веков жила со всем народом одной жизнью, всегда откликалась на несчастья, поражавшие нашу страну, являясь и в мирные и в скорбные для России времена великой духовной поддержкой и опорой для народа.

Обитель пользовалась большой популярностью не только в нашей стране, но и за ее пределами. Однако в 1922 году пустынь была закрыта, вновь обитель возродилась в 1942 году и до закрытия в 1961 году была центром духовного просвещения и возрождения старчества. Множество людей со всех концов страны приезжали сюда, иногда более 700 человек в день. Глинская пустынь была тем домом милосердия, где каждый встречал теплый прием, искреннюю любовь, получал необходимую помощь. Поистине это была духовная лечебница. Духовное окормление и нравственная поддержка были тогда одним из главных подвигов Глинских старцев. Святость жизни иноков, чистота духа, чудеса, ими совершаемые, оказали огромное плодотворное влияние на духовное воспитание народа.

Люди стремились в обитель со своим горем, скорбями, болезнями. Глинские подвижники поистине осеняли всех светом праведности, молитвы. Они не отстраняли от себя решения самых сложных вопросов мирского бытия и не замыкались в узком кругу монашеских интересов, полностью отдавали себя на служение Богу и ближнему. Глинские старцы, по свидетельству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, совершали наивысший христианский подвиг: живя вне мира, они служили миру.

 

А.В. Янтарева

«Народное радио»

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: июнь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
А.А. Константинова: ВНОВЬ МЕСТО СВЯТО
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАТРИОТОМ
Святитель Иоанн (Максимович): «ЧЕЛОВЕКАМ ПОЛОЖЕНО ОДНАЖДЫ УМЕРЕТЬ, А ПОТОМ СУД»
Е.Л. Мельникова: «ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ»
Вознесение Господне
Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов): ПРИНЕСЕМ ЕЙ В ДАР ВСЕ СУЩЕСТВО НАШЕ
День Святой Троицы. Пятидесятница
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр: «ЦЕРКОВНОЕ ЕДИНСТВО — ЭТО ДАР БОЖИЙ»
Е. Поселянин: «ДОВЛЕЕТ МИ МОЛИТВА ТВОЯ»
СЛАВА ЕГО РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИИ
Иеромонах Иов (Гумеров): «КОГДА ДУША ПОТЯНЕТСЯ К НЕМУ…»
День Святого Духа
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
А.В. Янтарева: ГЛИНСКАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ
ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ ЦАРИ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН РУССКИЙ
Протоиерей Николай Крикунов: НАДЕЖДА
А.И. Фарберов: МОЛЕБЕН У СТЕН КЕНИГСБЕРГА
Схиархимандрит Иоанн(Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Протоиерей Виктор Грозовский: БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ
Вопросы читателям


Публикация:
Журнал «Пастырь»: июнь 2008 г.
стр. 51
06.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011