На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: июнь 2008 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наши небесные покровители

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН РУССКИЙ

Предыдущая Следующая

 

27 мая / 9 июня — день памяти святого праведного Иоанна Русского

 

Как на нашей многострадальной Родине воссияло великое множество новых мучеников после октябрьского переворота, так и в Греции, и на земле древней Византии явилось много новых мучеников и исповедников веры после завоевания Византийской империи турками. Один из них, мощи которого покоятся ныне в местечке Неопрокопион, на острове Эвбея, в Греции, — святой праведный Иоанн Русский.

Он воссиял своей праведностью среди иноверцев-турок, которые восхищались его жизнью, называя русского раба «вели» — «святой». Но это случилось не сразу.

Вспомним то немногое из жизни святого, что сохранили до наших дней с благоговейной любовью чтущие его греки — наши православные братья. Само имя святого говорит о том, что он не грек, а русский, хотя прославился среди греков. Иоанн по происхождению своему малоросс. Родился он около 1690 года от благочестивых православных родителей. В юные годы он стал солдатом армии императора Петра I. Во время неудачной для России войны с Турцией (1711-1713 гг.) (Кульминацией этой войны явился Прутский поход русской армии под командованием самого Петра. 38 тысяч русских солдат оказались в окружении почти 200-тысячной турецкой армии. Император даже послал депешу о том, что если он попадет в плен, не считать его императором и не выполнять никаких его указаний, отправленных из плена. Однако турки согласились на переговоры, и 12(23) июля 1711 г. Петр I подписал невыгодный для России Прутский мирный договор, по которому она обязывалась отдать Турции Азов и срыть все укрепления на Азовском побережье). Иоанн попал в плен. Вероятно, он был захвачен в плен в сражении за Азов, оказавшись в руках татарских союзников турок. Татары переправили Иоанна в Константинополь и продали его оттоманскому начальнику конницы, некоему Aгe, родом из Прокопиона в Малой Азии, в 12-ти часах пути от Кесарии Каппадокийской (по-турецки Прокопион называется теперь Уркюб). Этот Ага взял нового раба к себе в деревню.

Вследствие военной неудачи Петра, Турция наполнилась множеством русских пленных. Ради облегчения своей рабской участи, некоторые из них отреклись от веры Христовой и стали мусульманами. Но Иоанн, находясь в плену, твердо хранил веру своих отцов и потому терпел презрение и ненависть турок.

С мудростью, которую Господь дает любящим Его, Иоанн терпеливо переносил свое рабство, жестокость хозяина, издевательства и насмешки турок. Они называли его «кяфирин», то есть «неверный», показывая этим свое презрение и ненависть и обрекая его на муки. Тем более, что Прокопион был станом янычар — лютых противников христианства. Поэтому Иоанн с его твердостью в стоянии за веру был им особенно ненавистен. Турки подвергли его побоям, оплеваниям, сожгли волосы и кожу на голове, бросали его в навоз, но не могли принудить к отречению от Христа. Исповедник неизменно и смело отвечал своему господину и тем, кто уговаривал его отступить от своей веры, что предпочитает умереть, лишь бы не впасть в тяжкий грех богоотступничества. Иоанн выдержал все муки смиренно и с достоинством. «Если ты оставляешь мне свободу веры, я охотно буду исполнять твои приказания», — говорил он своему господину.

Бог, видящий твердость веры Иоанна, смягчил сердце хозяина, который со временем стал чувствовать даже расположение к своему рабу, видя его верность данному им Богу обещанию. Этому способствовало, конечно, и великое смирение, украшающее Иоанна, его кротость и трудолюбие.

Наконец, пленник освободился от насилия и угроз своего хозяина и был назначен на службу в конюшне. Там, примостившись в углу, Иоанн простирал свое усталое тело и отдыхал, благодаря Бога за то, что Он удостоил его иметь ложем ясли, наподобие того, как Сам Он избрал ясли местом Своего рождения во плоти. Прилежно исполняя свои обязанности, Иоанн нежно заботился о лошадях своего господина.

В зимний холод и в летний зной, полураздетый и босой, он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались и насмехались над ним, видя его усердие в трудах. Но Иоанн никогда не сердился на них, напротив, при необходимости помогал им в работе, утешал в беде. Несмотря на полную нищету, он умудрялся помогать нуждающимся и больным людям, делил с ними свою скудную пищу.

Со временем Ага и его жена полюбили своего раба и предложили ему для жилья небольшое помещение около сарая для соломы. Иоанн отказался перейти туда и продолжал спать в своей любимой конюшне. В ней он изнурял свое тело лишениями и подвижнической жизнью, не обращая внимания на неудобства и беспокойное соседство. Ночью конюшня наполнялась молитвами святого, и запах навоза исчезал, превращаясь в дивное благоухание. Блаженный Иоанн подвизался в этой конюшне как истинный подвижник-монах. Он молился часами, стоя на коленях, спал совсем мало на соломе под старым тулупом, своим единственным одеялом. Питался очень скудно, часто только хлебом и водой в ограниченном количестве, таким образом постясь большую часть дней. Он тихо читал про себя псалмы Давида, которые знал наизусть на родном церковнославянском языке.

Пребывая ежедневно в посте и молитве, покоясь на навозе, как новый Иов, он ходил тайком в церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, напротив дома своего хозяина. Там он каждую субботу причащался Святых Христовых Тайн. Господь, испытующий сердца (Иер. 11. 20), призрел на Своего верного раба и сделал так, что другие рабы и иноверцы перестали издеваться над ним, высмеивать и оскорблять его. По молитвам Иоанна его хозяин разбогател и стал одним из самых влиятельных людей Прокопиона. Он чувствовал, откуда снисходило благословение на его дом, и постоянно рассказывал об этом своим согражданам.

Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и трудности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время благополучно прибыл в святой для мусульман город.

В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги — плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Но хозяйка повелела служанке приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам.

Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов его хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь, что Господь исполнит его просьбу. Как говорит великий подвижник преподобный Исаак Сирин: «Эти сверхъестественные знамения даются только самым простым по разуму и одновременно самым крепким в надежде». И, действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что блюдо отправлено в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.

Но как же удивились все в доме Аги, когда тот, по прошествии трех месяцев вернулся из Мекки и привез с собой домашнее медное блюдо. Только блаженный Иоанн не изумился. Своим домашним Ага рассказал следующее: «Однажды (а это было как раз во время званого обеда) я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился, и, войдя в комнату, запертую на ключ, нашел там на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая: кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, на котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо, оно ведь действительно наше. Ей, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес».

Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, обещая послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав о затее Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все действительно так и случилось.

Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. После этого все стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него и греки и турки. С тех пор никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся рядом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания. Ночи он проводил в молитве и пении псалмов, по слову Господа: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21).

После многих лет, проведенных в посте, молитве и унижении, приближаясь к концу своей жизни, Иоанн заболел. Он лежал на сене в конюшне, где стяжал святость в молениях и подвигах ради Христа. Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Христовых Тайн и поэтому послал за православным священником. Из-за фанатизма турок священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа. Так почил святой Иоанн 27 мая 1730 года. Покойного русского раба похоронили с почестями в местной церкви во имя святого великомученика Георгия. Со слезами и благоговением хоронили его жители Прокопиона: греки, турки и армяне. Ага покрыл его святые останки драгоценным ковром. Среди местных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Много было случаев чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты и турки. Так место захоронения святого стало местом паломничества всей Каппадокии.

Священник, каждую субботу исповедовавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне в ноябре 1733 года. Святой сказал, что его тело благодатию Божией осталось целиком нетленным, таким, каким его погребли три с половиной года назад. Священник пребывал в сомнении, и тогда, по Божественной благодати, небесный свет появился над могилой святого в виде огненного столба.

Христиане решились открыть могилу и увидели, что тело святого оказалось нетленным и благоухающим. Это благоухание сохраняется вплоть до наших дней. Тогда с благоговением верующие взяли тело святого и перенесли его в храм, который когда-то посещал сам Иоанн.

Следующее удивительное событие произошло в 1832 году, когда против турецкого султана Махмуда II восстал в Египте Ибрахим-паша. В то время, как войско султана приближалось к Прокопиону жители села, преимущественно враждебные султану янычары, не хотели пропустить его армию. Христиане-греки не были с этим согласны, но, будучи в меньшинстве, они ничего не могли сделать. Убоявшись мести султанского войска, они бежали в близлежащие села, укрылись в пещерах. Остались только престарелые и слабые. Войска султана вошли в Прокопион как во вражеский город. Воины разграбили не только все дома, но и церковь святого Георгия. Когда они открыли гробницу святого Иоанна и не нашли в ней никаких ценностей, то с гневом выбросили святые мощи во двор и хотели их сжечь, чтобы посмеяться над христианами. Набрав дров, они разожгли костер, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костер, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и все награбленное в Прокопионе. На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.

Прошло два года. Христианское население Прокопиона выстроило большую церковь в честь святого Василия Великого. В этот красивый храм греки захотели перенести и мощи святого праведника Иоанна. Два раза переносили их, но всякий раз они исчезали и снова оказывались в церкви святого великомученика Георгия. Когда в третий раз греки решили перенести мощи, то отслужили молебен и совершили всенощное бдение, обращая свои молитвенные воздыхания ко Господу. На сей раз Господь услышал молитвы Своих рабов, и мощи Иоанна обрели покой в церкви святого Василия Великого.

Праведный Иоанн прославил своей жизнью имя Христа среди мусульман. И Господь прославил его на земле — у мощей святого стали совершаться бесчисленные чудеса: слепые прозревали, глухим возвращался слух, парализованные начинали ходить, бесноватые освобождались от насилия злых духов, больные исцелялись от самых тяжких болезней. И не только православные получали благодатную помощь, но и армяне, протестанты и турки. Многие из них приходили к святому Иоанну в своих несчастьях и скорбях. Мощи святого Иоанна Русского стали местом паломничества всей Каппадокии.

Приблизительно в 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу сельской школы. На следующий день, во время Божественной литургии, она рассказала об этом. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула. Люди кинулись туда, ведь там были все дети села! Вне себя от горя они начали поднимать обвалившуюся кровлю, и, о чудо! — все дети выбрались из-под обломков живыми. Оказалось, что дети услышали страшный треск над собой и, поняв, что происходит, успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка.

Следует еще рассказать о перенесении руки праведного Иоанна в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне — чудо особого снисхождения и благоволения святого к спасающимся там его соотечественникам. Никогда святой праведный Иоанн не допускал отнятия частиц от своих мощей. Дерзающих на такое дело он всегда принуждал явлением и угрозами возвращать взятое. Но перенесению руки для Афонского монастыря не было никакого препятствия.

Случилось же это так. В течение нескольких лет до 1880 года подвизавшиеся в монастыре святого Пантелеимона отцы, узнав о совершающихся у раки святого Иоанна чудесах, просили у жителей Прокопиона части его многоцелебных мощей. Греки долго отказывались, но, наконец, согласились исполнить просьбу русских отцов монастыря. Отслужив молебен и отделив от мощей правую руку, они послали ее в 1881 году в сопровождении отца Дионисия и одного из уважаемых старейшин села на Афон. Встреча мощей в монастыре проходила очень торжественно: все монахи во главе со своим настоятелем отцом Макарием вышли встречать их на пристань с песнопениями, колокольным звоном, ударами в била. Поставив честные мощи в соборной церкви на аналое, все подходили с благоговением, поклоняясь святыне. Таким образом, находясь теперь в пределах Жребия Пресвятой Богородицы, рука праведного Иоанна Русского почитается там наравне с честными мощами других святых.

На средства Свято-Пантелеимоновой обители в 1886 г. началось строительство нового храма, так как церковь великомученика Георгия, где находились мощи святого, к тому времени обветшала. 15 августа 1886 г. по благословению Вселенского Патриарха Константина V в Прокопионе был освящен храм во имя святого праведного Иоанна Русского Кесарийским митрополитом Иоанном.

Так Господь прославил и до наших дней продолжает прославлять Своего угодника многими великими чудесами. Особенно обильно они стали изливаться в 1924 и 1951 годах. После страшного поражения греков в войне с турками все греческое население должно было покинуть Анатолию в обмен на турецкое население Греции. Греки из Прокопиона переехали на остров Эвбею в село Ахмет Ага, которое после отъезда турок переименовали в Неопрокопион. Греки-беженцы привезли с собой и раку с мощами святого праведного Иоанна Русского, которую сначала поместили в церкви святых Константина и Елены. Когда 27 мая 1951 года был освящен великолепный новый храм в честь святого Иоанна, начатый в 1930 году, в него торжественно перенесли мощи святого. Тело святого угодника Божия, сохранившееся нетленным, покоится там в открытой раке под стеклом. Ежедневно к нему притекают сотни и сотни православных паломников, испрашивая заступничества праведника и облегчения в своем горе. И не отказывает святой Иоанн в скорой помощи всем тем, кто обращается к нему с истинной, глубокой верой.

Святой Иоанн — прекрасный пример жизни человека «по Бозе», ибо открывает своими чудесами Божественную силу и ведет нас к познанию иной жизни. Ведь мы рождены не только для этой жизни, но принадлежим и будущей жизни, вечной, Небесной. Святой Иоанн своими чудесами приносит в сердца верующих небесный свет, Божественную силу, которая побеждает «естества чин», одолевает все преграды, возрождает души. Своими чудесами, своим всегдашним предстательством святой Иоанн помогает людям обрести внутреннюю свободу, ту самую свободу, которая воодушевляет людей и целые народы.

Всего около сорока лет прожил на земле святой Иоанн Русский и навсегда остался для почитающих его молодым — таким и изображают его на иконах. Сотни тысяч верующих ежегодно с благоговением приходят к святым мощам праведника — этой великой святыне Православия. Со времени, когда были положены в храме на Эвбее мощи святого Иоанна, тысячи чудесных исцелений совершились в нем по молитвам святого, которого православные греки почитают не меньше, чем в России — святителя Николая Чудотворца.

В записях о новых чудесах святого Иоанна Русского есть удивительные случаи: это и спасение от кораблекрушений, и исцеление безнадежных больных, бесноватых. Но уже давно заметили, что особую любовь святой Иоанн питает к детям. Из числа чудес, совершенных по молитвам святого, более всего поражают и радуют многочисленные случаи благодатной помощи больным детям: исцеления от белокровия, парализованных, бесноватых, а также возвращение детей-наркоманов к здоровой жизни.

Но не только православным грекам помогает святой Иоанн. Среди паломников к раке его мощей с каждым годом становится все больше православных людей с родины святого. Расскажем об одном чудесном случае, происшедшем в 1998 году.

В православной семье прихода одного из московских храмов родилась долгожданная дочь, которую назвали Дашей. Но уже через несколько месяцев радость родителей сменилась болью и великой скорбью: у девочки обнаружили рак крови. Несколько месяцев у Даши держалась температура 40 градусов, несмотря на уколы антибиотиков и многочисленные процедуры. Три года мать с ребенком почти не выходили из больниц. Родители и все близкие молились о здоровье девочки. Были испытаны все доступные в России способы и средства лечения, но все без пользы — девочка умирала.

Тогда родителям посоветовали как последнее средство — сделать операцию по пересадке костного мозга. Стоимость операции составляла несколько десятков тысяч долларов. Начались поиски благотворителей, просили деньги у знакомых, у друзей, но за год удалось собрать лишь двадцатую часть нужной суммы. Стало ясно, что деньги собрать не получится. Отправились родители за советом в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру к архимандриту Кириллу (Павлову). Батюшка благословил супругов ехать с больной дочерью на остров Эвбею и помолиться там святому Иоанну Русскому, благословил потратить на поездку деньги, собранные для операции.

Уже при подготовке к поездке начали происходить чудеса: несмотря на вынужденную отмену медицинских процедур, у Дашеньки не наступало ухудшения состояния. Она без труда выдержала дальнюю поездку. Родители с девочкой пробыли на острове Эвбея несколько дней, заказывали молебны о здравии дочери. По их просьбе священник открыл раку и больную девочку положили прямо на мощи святого Иоанна. И совершилось чудо! Ребенку стало значительно лучше. Но ликованию родителей не было предела, когда по возвращении на Родину анализы показали, что девочка исцелилась от болезни.

Пусть этот рассказ станет напоминанием всем нам, к кому следует обращаться, когда тяжко болеют дети, когда попадают они в сети наркомании или находятся в иных трудных обстоятельствах. С верой и надеждой обращайтесь к святому праведному Иоанну Русскому — и он обязательно поможет!

 

А.А. Трофимов

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: июнь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
А.А. Константинова: ВНОВЬ МЕСТО СВЯТО
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАТРИОТОМ
Святитель Иоанн (Максимович): «ЧЕЛОВЕКАМ ПОЛОЖЕНО ОДНАЖДЫ УМЕРЕТЬ, А ПОТОМ СУД»
Е.Л. Мельникова: «ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ»
Вознесение Господне
Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов): ПРИНЕСЕМ ЕЙ В ДАР ВСЕ СУЩЕСТВО НАШЕ
День Святой Троицы. Пятидесятница
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр: «ЦЕРКОВНОЕ ЕДИНСТВО — ЭТО ДАР БОЖИЙ»
Е. Поселянин: «ДОВЛЕЕТ МИ МОЛИТВА ТВОЯ»
СЛАВА ЕГО РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИИ
Иеромонах Иов (Гумеров): «КОГДА ДУША ПОТЯНЕТСЯ К НЕМУ…»
День Святого Духа
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
А.В. Янтарева: ГЛИНСКАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ
ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ ЦАРИ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН РУССКИЙ
Протоиерей Николай Крикунов: НАДЕЖДА
А.И. Фарберов: МОЛЕБЕН У СТЕН КЕНИГСБЕРГА
Схиархимандрит Иоанн(Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Протоиерей Виктор Грозовский: БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ
Вопросы читателям


Публикация:
Журнал «Пастырь»: июнь 2008 г.
стр. 58
06.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011