На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Михайлов Е.В.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастырство в истории Церкви

«Первый епископ на болгарском языке»

Предыдущая Следующая

Е.В.Михайлов

 

Славянский и болгарский просветитель, святой равноапостольный Климент, архиепископ Охридский, был учеником и сотрудником святых братьев, просветителей славянских Кирилла и Мефодия. «Великий отец и светоч Болгарии» (как назван Климент в его Житии) был епископом и проповедником, учителем и писателем.

Святой Климент родился в Македонии около 840 года. С юношеских лет он знал святых Кирилла и Мефодия и считал последнего образцом, которому всю свою жизнь стремился подражать. Климент входил в число тех славянских юношей, которых святые братья готовили себе в помощники в качестве либо миссионеров среди славянских народов, либо переводчиков Священного Писания с греческого языка на славянский. Можно считать, что святой Климент принимал участие в просветительском деле славянских первоучителей с самого начала существования славянской письменности. Предполагается, что он сопровождал святых братьев в их миссии к хазарам для розысков мощей христианского мученика Климента, погибшего в херсонском заточении.

Когда святые Кирилл и Мефодий отправились в Паннонию (название римской провинции, часть территории современных государств Австрии, Венгрии, Сербии и Хорватии) и Моравию (историческая область, часть территории современных Чехии и Словакии), Климент был их неразлучным спутником и ревностным помощником в переводе священных и богослужебных книг с греческого на древнеболгарский язык и стал создателем древнеболгарского литературного языка. Жития святых Мефодия и Наума свидетельствуют о том, что Климент сопровождал своих учителей в Венецию, а затем в Рим, где был рукоположен во иерея. После смерти святого Кирилла, последовавшей в Риме, Климент вместе со святым Мефодием и другими сподвижниками усопшего вернулся в Паннонию. Когда папа Римский Адриан II возвел святого Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии, Климент, отличавшийся образованностью и красноречием, стал ближайшим его сотрудником в деле распространения христианского просвещения и внедрения в массу новокрещеных моравско-паннонских славян славянской письменности и славянского богослужения. Святой Климент трудился в Моравии и Паннонии не только как священнослужитель, но и как учитель. Он обучал молодых славян и готовил из них священников и диаконов (пространная редакция его Жития указывает имена его помощников в этом деле — Горазда, Лаврентия, Наума и Ангелария). Иерейская и наставническая деятельность святого Климента среди западных, а позднее и южных славян выражалась не только в литургической службе, устных проповедях и обучении детей и взрослых. Он переводил на древнеболгарский язык священные и богослужебные тексты и писал на нем оригинальные произведения. Так он проявил себя как писатель и созидатель новой славянской культуры.

У дела Кирилла и Мефодия в Моравии и Паннонии были противники в лице латино-немецкого духовенства. Когда святой Мефодий был заключен на долгое время в немецкие темницы, в годы, когда славянское духовенство преследовалось, святой Климент, несмотря на чинившиеся ему огромные затруднения, продолжал свою наставническую деятельность, поддерживая бодрствующий дух славянского сознания. После смерти святого Мефодия (6 апреля 885 года) святой Климент совместно с Гораздом стал во главе борьбы за славянское просвещение, славянскую Церковь и богослужение. С этой борьбой переплетался и догматический спор об исхождении Святого Духа, приведший в конечном счете к разделению Церквей. Святой Климент деятельно участвовал в отстаивании православного учения о сущности Святой Троицы и проявил себя как могущественный поборник Православия, владевший ораторским искусством и опытный в ведении богословско-философских диспутов. Эти черты святого Климента конкретно отразились в его произведениях и проповедях.

Враги славянского просвещения перетянули на свою сторону моравского князя Святополка и папу Римского Стефана V, которые, в отличие от своих предшественников, резко выступили против славянского богослужения и запретили его, а в догматических спорах заняли сторону германского духовенства в Паннонии и Моравии. Начались гонения против учеников святого Мефодия (из них только священнослужителей было около двухсот человек). Этим начался разгром великого просветительского дела святых братьев Кирилла и Мефодия и их учеников, длившегося в Моравии на протяжении почти четверти века. Труженики на ниве славянского просвещения и богослужения не только преследовались, но и подвергались мучениям, заточались в тюрьмы. Самые выдающиеся ученики святого Мефодия, среди которых были Климент, Горазд, Савва, Наум и Ангеларий, были закованы в цепи и брошены в темницу. Народ, любивший их за их самоотверженное апостольское дело, считал их праведниками и мучениками. Боясь народных волнений, враги славянского просвещения решили изгнать просветителей за пределы Моравии. Они передали их солдатам, приказав им препроводить каждого из осужденных в различные местности придунайских областей, что означало вечное изгнание. Солдаты вывели славянских просветителей за город, подвергли их истязаниям, волоча их нагими по зарослям терновника, а затем вывезли далеко за город и бросили на произвол судьбы.

Изгнанные из Моравского государства, ученики святого Мефодия направились к югу, пытаясь найти убежище и новое поле деятельности. Пространная редакция Жития раскрывает глубокую любовь святого Климента и его товарищей к их родной болгарской земле: «Они мечтали о Болгарии, думали о ней и надеялись, что она даст им покой». Климент, Наум и Ангеларий переправились через Дунай и прибыли в Белград, который входил тогда в пределы Болгарского государства. Это случилось осенью 885 г.

Комендант белградской крепости встретил их с почетом, зная, что болгарский князь Борис «жаждет таких людей» — славянских учителей и священников, и направил их к князю в болгарскую столицу Плиску. Крещение болгарского народа состоялось за двадцать лет до того — в 865 г., но распространение христианской религии протекало медленно и с трудом по причине отсутствия славянских христианских книг и потому, что официальным и богослужебным языком все еще был греческий, да и духовенство составляли преимущественно греки. Новокрещеный болгарский народ нуждался в это время в высокопросвещенных учителях и священниках, которые преподавали бы слово Божие на родном славянском языке. Князь Борис стремился создать независимую Болгарскую Церковь с болгарским духовенством и устранить византийское влияние. Он мечтал распространить в Болгарии славянскую письменность и создать национальную культуру. Поэтому «неожиданное явление трех христианских проповедников-славян было для князя Бориса словно восход солнца после долгой мрачной и морозной ночи». Борис принял их с большой радостью и почестями и создал им самые благоприятные условия для широкой пастырской и просветительской деятельности. С опытом, сложившимся у святого Климента и его товарищей на протяжении двадцати лет в Паннонии и Моравии, они явились весьма подготовленными работниками для великого дела, которое предстояло им в Болгарии.

Ангеларий умер вскоре после прибытия на болгарскую землю, а Климент и Наум приступили к своей пастырской и учительской деятельности в Болгарии, в народной среде, проповедуя болгарский язык и содействуя князю Борису в деле славянизации Болгарской Церкви и утверждения славянской культуры в государстве. В то время, как Наум на долгое время (около семи-восьми лет) остался в Восточной Болгарии, святой Климент ненадолго задержался в болгарской столице. В 886 г. он был направлен князем Борисом в западные области Болгарского государства, в свой родной край — Македонию. Святой Климент развернул там необыкновенно широкую и плодотворную деятельность — учительскую, литературную, проповедническую, и церковно-общественную. Пространная редакция его Жития свидетельствует об этом обширно и конкретно. Святой Климент обучал детей и взрослых славянскому чтению и письму, готовил священников и дьяконов к славянскому богослужению. «Объезжая и обходя все области, которые мы упоминали, он очень много проповедовал среди язычников спасение Божие и беседовал со всеми о спасительных Божиих заповедях и Божественных догмах, убеждая собеседников, что как благочестивая жизнь без здравого учения в сущности мертва, так и учение без жизненного благочестия не ведет к вечной жизни. Первое святой Климент уподоблял слепцу с ногами и руками, а второе — зрячему, но безногому и безрукому. В каждой епархии у него были особые избранные слушатели, и их было немало. С ними он проводил большую часть времени и раскрывал им более глубокие места Священного Писания. Но и нас, смиренных и недостойных, он, по величию своей доброты, приближал к себе, и мы всегда были с ним, присутствуя при всем, что он делал, говорил или учил так или иначе. Мы никогда не видели его бездействовавшим: он учил детей и делал это различными способами — одним показывал формы букв, другим объяснял смысл написанного, а третьим помогал подготавливать и развивать руки для письма; он предавался молитве и не только днем, но и ночью; он читал или писал книги, а иногда в одно и то же время делал два дела — писал и преподавал детям». Подобным образом святой Климент подготовил три с половиной тысячи человек — учителей, священников, дьяконов, дьячков — и разослал их по триста человек в каждую область Болгарии. О большом размахе миссионерской, образовательной и общекультурной деятельности святого Климента говорит и тот факт, что он видоизменил сложную и трудную глаголическую азбуку и сделал ее более упрощенной и доступной для народа. В силу этого образование и христианское воспитание стали проникать в широкие круги народа. Ценное известие об этой реформе мы находим в краткой редакции его Жития: «Климент изобрел и другие формы букв, более ясные, чем те, которые придумал мудрый Кирилл». Учительская и литературная деятельность святого Климента была неразрывно связана с его священническо-церковной и проповеднической деятельностью. Повсюду в обширной своей епархии он основывал монастыри и церкви, которые становились светочами народного просвещения и христианского благочестия. Всесторонняя деятельность святого Климента была известна повсюду в Болгарии. Она была высоко оценена и царем Симеоном, который тем временем занял болгарский престол и окончательно решил вопрос об организации болгарской Церкви на славянской основе — с повсеместным славянским богослужением, славянским духовенством и славянскими проповедями. В 893 г. Климент был рукоположен во епископа Дрембицы и Велицы. Нельзя не заметить, что территории этих епархий охватывали Македонию, образуя большой полукруг около Охридского озера. «Климент, — замечал автор пространной редакции его Жития — стал первым епископом на болгарском языке», т.е. первым епископом, совершавшим богослужение и проповедавшим на болгарском языке. Его слова и проповеди подписывались им: Климент епископ Словенский, Климент епископ Величский, Климент епископ или просто Климент. Однако в историю и литературу он вошел с титулом Климент Охридский.

В качестве епископа святой Климент развил еще более активную литературную и проповедническую деятельность с целью укоренить в болгарском народе христианское учение и христианскую нравственность. «Любым способом, — писал автор пространной редакции Жития святого Климента, — он старался искоренить равнодушие болгар к чему бы то ни было божественному... и особенно смягчить жестокость, суровость и грубость их сердец в богопознании. И ничуть не удивительно, что он старался направить мысли людей к кротости и человечности... Зная грубость народа... и видя, что многие болгарские священники с трудом понимают написанное на греческом языке, он составил на все праздники простые и ясные проповеди. В них нет ничего особенно мудрого, они понятны даже самому простому болгарину... он стал новым апостолом Павлом для новых коринфян-болгар».

До конца жизни (27 июля 916 г.) святой Климент трудился словом и пером, насаждая христианское славянское просвещение вначале — 22 года в Моравии и Паннонии — среди западных славян, а затем 31 год среди новокрещеного болгарского народа. Сочинения святого Климента Охридского распространялись и за пределами Болгарии среди других славянских народов (по словам болгарского историка Б.С. Ангелова, — «от Северного Ледовитого океана до Афона и Синайского полуострова и от Уральских гор до Адриатического моря») — и оказали воздействие на развитие древних славянских литератур. Слова и проповеди святого Климента Охридского высоко ценились подобно проповедям таких выдающихся христианских писателей и проповедников, как отцы Церкви — святые Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. Вплоть до XIX в. проповеди святого Климента Охридского оставались духовной пищей не только болгарских христиан, но также русских, сербских и румынских.

Имя святого Климента Охридского носят Софийский университет и Софийская Духовная Академия Болгарской Православной Церкви. Более тысячелетия десница святого Климента Охридского простерта в благословении над Болгарией и ее народом, над болгарским просвещением и культурой.

Болгарская Православная Церковь совершает память святого равноапостольного Климента, архиепископа Охридского, дважды в год: 25 ноября/8 декабря, в день, когда празднуется память его небесного покровителя священно-мученика Климента, папы Римского, и в день блаженной кончины архиепископа — 27 июля/9 августа. Последнюю дату празднует и Русская Православная Церковь.

 

(По книге «Климент Охридский. Слова и поучения». София, 1970)


Источник:      Журнал "Пастырь" декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Высочайший авторитет Первосвятителя
Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II: Согласно священным канонам
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: Живая потребность времени
Епископ Киринский Афанасий, В.М. Вальков: «Преклоняюсь перед благочестием русского народа»
Общая судьба
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Е.В.Михайлов: «Первый епископ на болгарском языке»
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Дивный предстатель и молитвенник о душах наших
Священномученик Иларион (Троицкий): Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют?
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Протоиерей Сергий Модестов: День святителя и чудотворца Николая
В.Р. Анищенков: Александр Невский
Священник Виктор Гурьев: Сердце девицы исполнилось веры
В.М. Вальков: Под колокольный звон
Митрополит Омский и Тарский Феодосий, Наталья Полещук: Трудности приходят и уходят, остаются добрые дела
Протоиерей Николай Крикунов: Спасение души
А.А. Константинова: «У корня большого древа...»
К.Е. Скурат: С 1947 года… и раньше
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
Преподобный Варсонофий Оптинский: Возрождение
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" декабрь 2007 г.
стр. 26
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011