На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Сергий (Фомин) /Митрополит Воронежский и Борисоглебский
Сергий (Фомин)
Митрополит Воронежский и Борисоглебский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастырство в истории Церкви

Дивный предстатель и молитвенник о душах наших

Предыдущая Следующая

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий

 

(Из беседы с инокиней Ольгой (Гобзевой) в прямом эфире «Народного радио»)

 

Святитель Митрофан Воронежский занимает особое место в истории Церкви и государства Российского. Начнем с того, что он является духовным покровителем семьи. Вначале святитель Митрофан был семейным человеком, после смерти жены он принял монашеский постриг, ушел в монастырь, а затем был призван к епископскому служению. Вместе с тем он считается и покровителем монашества. На Святой Горе Афон глубоко почитают память святителя Митрофана, особенно в нашем Свято-Пантелеимоновом монастыре. На Святой Горе находится много храмов, посвященных святителю Митрофану В нашем Пантелеимоновом монастыре при чтении Апостола, при исполнении молитвенного правила, после трапезы всегда поминается его имя. Целые сказания связаны с памятью и почитанием этого дивного святого. Поэтому как нам, русским, не чтить память святителя Митрофана?

Люди приезжают издалека на поклонение его святым останкам. Что означает почитание мощей? Почитание честных останков святых можно сравнить с почитанием икон. Икона сосредоточивает в себе дары Святого Духа, она впитывает молитвы верующего народа. Поэтому икона и становится чудотворной. Мы знаем еще из Священного Писания, что даже части одежды апостолов исцеляли людей. У нас сложилась традиция почитания святых, сложилась так, что без антиминса невозможно служить Божественную литургию. Антиминс — это плат, который полагается на престоле, он особым образом и чином освящается и ценен тем, что в него вшиваются частицы мощей, маленькие крошечные костные частицы мучеников, пострадавших за Христа. Еще в первые века христианства на гробах мучеников совершалась Божественная литургия. Вот откуда пришла к нам эта древняя традиция почитания священных останков. Мощи святых, в том числе и мощи святителя Митрофана, имеют целительную силу. И это очень многие люди видят и фиксируют случаи исцелений, а бывает так, что десятки людей об этом свидетельствуют.

Однажды мы провезли частицу мощей святителя Митрофана по местам лишения свободы Воронежской области. Сначала от заключенных, а затем от руководителя Управления исполнения наказаний по Воронежской области я получил свидетельства, что когда мощи находились в исправительных учреждениях, во время молебна все чувствовали особую благодать и особый благоуханный запах, исходящий от мощей.

Особая благодать дается людям, которые причислены к лику святых. Прикладываясь к святым мощам, мы поклоняемся жизненному подвигу святого человека и чтим его память, а он имеет такое дерзновение перед Богом, что через святые свои останки дает исцеление людям, которые с верою приходят и просят, чтобы святитель Митрофан или святитель Спиридон или святой евангелист Лука помогли им. И слава Богу, что мы имеем такого дивного предстателя и молитвенника, как святитель Митрофан Воронежский.

По его молитвам, через его мощи очень многие получают исцеления.

Мощи — это останки тела, в котором жила душа святого человека. Поэтому и совершается паломничество в святые места — в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в Почаевскую Лавру, в Киево-Печерскую Лавру, в Дивеево к преподобному Серафиму Саровскому. В Воронеж отовсюду едут люди, желающие поклониться святителю Митрофану. Они верят и надеются, что по молитвам святого и семья их укрепится, и дух укрепится и они получат то, что хотят получить.

Вспомним, в какое время жил святитель Митрофан. Это был период правления Петра Первого. Петр вывел Россию из многих политических трудностей, он укрепил границы, независимость Родины. Но вместе с тем Петр был заражен влиянием Запада и не терпел никаких возражений против своего увлечения западной культурой. Святитель Митрофан отошел ко Господу в 1703 году, спустя три года после кончины последнего Патриарха, и в течение этих трех лет не был созван собор для выбора нового Предстоятеля Церкви. Прошло еще 17 лет, но собор так и не был созван, потому что в 1721 году император учредил Святейший Правительствующий Синод — один из государственных департаментов по управлению церковью — и упразднил Патриаршество своим указом.

Иностранцы приезжали в Россию не только в поисках хорошей работы и заработка, но и для развлечений. Петр не скупился на мирские забавы, он расставлял, в том числе и в Воронеже, всевозможных идолов Бахуса, Диониса и других языческих богов, которым устраивалось поклонение. Святитель Митрофан этого не принимал, но он не прервал отношений с императором, а старался по возможности направлять его на путь истинный. И надо сказать — при всем своем увлечении Западом Петр не мог не испытывать уважения к святителю Митрофану. Император принял участие в его погребении и нес тело святителя на своих плечах. После его кончины Петр сказал: «Никогда уже больше я не буду иметь такого дивного, мудрого старца». Это тоже говорит о влиянии святителя Митрофана на императора.

Некоторые современники не понимали святителя, архиереи осуждали его за то, что он благословлял снимать колокола и переливать их в пушки. Но святитель шел на это сознательно, шел не потому, что боялся Петра. Святитель понимал, что нужно укреплять армию, чтобы обезопасить границы, чтобы пришельцы не воровали людей, не делали мальчиков янычарами, не отдавали молодых женщин в гаремы. Воронежская область была тогда областью пограничной, через нее совершались эти набеги. В конце концов на юге образовался целый ряд казачьих заслонов, которые защитили Россию от чужеземных набегов.

Святитель Митрофан был дальновидным, прозорливым старцем. Его жизнь — пример молитвенного подвига. Он столько сделал для Воронежского края и для всей России благодаря своему проникновенному уму.

Говоря о сегодняшней действительности, хочу подчеркнуть: нам не нужно осуждать священство, епископат, говорить, что кто-то из иерархов поддается влиянию извне. Время сейчас очень интересное, но и очень трудное. К сожалению, у нас пока еще мало делается, чтобы закрепить достигнутые завоевания новой России и по-настоящему раскрепостить душу человека. Православные верующие должны иметь возможность всюду и везде свободно исповедовать свою веру в соответствии с тысячелетними традициями. Хотелось бы пожелать всем нам большей проницательности в оценке сегодняшних проблем, той проницательности, которая отличала святителя Митрофана. Нужно прежде всего, по слову Евангелия, вынуть бревно из глаза своего, чтобы увидеть, как вынуть сучок из глаза брата своего. Нам нужно бороться прежде всего со своими страстями, похотями и навести порядок в собственной душе, стремиться быть святыми людьми. Ведь, по определению евангельскому, все мы призваны к святости.

Мы думаем: вот прославим святого, и у нас в жизни что-то изменится. Уверяю: ничего не изменится, если мы не последуем его примеру. Святые нужны нам как звездочки, как маячки в нашей жизни. Будем стремиться жить так, как жил святитель Митрофан Воронежский, стремиться делать добро, и Господь примет нас. Пусть святитель Митрофан будет для всех нас наставником, он никого не оттолкнет, потому что он был, простым, доступным человеком, он любил Россию, любил русский народ, любил нашу Церковь и все делал для того, чтобы Россия была великой, прекрасной страной.

 

Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас!


Источник:      Журнал "Пастырь" декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Высочайший авторитет Первосвятителя
Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II: Согласно священным канонам
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: Живая потребность времени
Епископ Киринский Афанасий, В.М. Вальков: «Преклоняюсь перед благочестием русского народа»
Общая судьба
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Е.В.Михайлов: «Первый епископ на болгарском языке»
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Дивный предстатель и молитвенник о душах наших
Священномученик Иларион (Троицкий): Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют?
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Протоиерей Сергий Модестов: День святителя и чудотворца Николая
В.Р. Анищенков: Александр Невский
Священник Виктор Гурьев: Сердце девицы исполнилось веры
В.М. Вальков: Под колокольный звон
Митрополит Омский и Тарский Феодосий, Наталья Полещук: Трудности приходят и уходят, остаются добрые дела
Протоиерей Николай Крикунов: Спасение души
А.А. Константинова: «У корня большого древа...»
К.Е. Скурат: С 1947 года… и раньше
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
Преподобный Варсонофий Оптинский: Возрождение
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" декабрь 2007 г.
стр. 31
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011