На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Феодосий (Бильченко) /Архиепископ Полоцкий и Глубокский
Феодосий (Бильченко)
Архиепископ Полоцкий и Глубокский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: 90–летие восстановления пaтриаршества

Живая потребность времени

Предыдущая Следующая

Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосии

 

Доклад на секционном заседании конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви»

 

Сегодня в жизни Русской Православной Церкви особенный день — ровно 90 лет назад, 11 октября 1917 года, председатель соборного Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский Митрофан выступил на пленарном заседании Поместного Собора Русской Православной Церкви с докладом, который открывал главное событие в деяниях Собора — восстановление Патриаршества.

Годы, прожитые нашей Церковью и народом за относительно непродолжительный отрезок времени, настолько были насыщены событиями различного рода, что их хватило бы на целые столетия. Войны с внешними врагами, войны внутренние и братоубийственные, разруха и голод, жестокие гонения на Церковь, затем послевоенная стабилизация общественной и политической жизни, открытие храмов и монастырей, возвращение нашего народа в лоно Церкви, затем новый виток гонений и притеснений верующих людей и, наконец, период времени, который мы сейчас переживаем. Когда вглядываешься в кроваво-огненные очертания новейшей истории и церковные судьбы в ней, на память приходят слова Христа Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей».

Церковь Христова — это Царство Божие на земле, это Царство не от мира сего, это дом Божий, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Как Тело Христово Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, ибо Создатель и Глава Церкви дал ей Свой закон. Свои основные законы Церковь получила от своего Законодателя — Христа Спасителя, другие законы она издавала сама — властью полученной от Бога. Этими нормами, правилами и законами Церковь оберегает свой богозданный строй. Одними из древнейших постановлений Церкви являются постановления относительно церковного управления. Тридцать четвертое Апостольское правило и 9-е правило Антиохийского Собора указывают на то, чтобы в каждом народе был первый из епископов. Это было необходимо, прежде всего, для поддержания духа соборности в Церкви. В первые века христианства в связи с численным и территориальным ростом Церкви епископам разных областей стало необходимо знать первого между собой для поддержания той же соборности и единства. На Руси Патриаршество стало известно со времени ее Крещения, ибо в первые столетия своей истории Русская Церковь пребывала в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Упразднение Патриаршества Петром I явилось нарушением святых канонов. Русская Православная Церковь лишилась своего главы. Но мысль о возвращении Патриаршего правления Церковью не оставляла русский народ на протяжении столетий. И вот «золотая мечта» нашего народа стала явью — 90 лет назад, в декабре 1917 года в Успенском соборе Кремля совершилась интронизация российского Патриарха.

Достижение канонической полноты в церковном управлении — не самоцель. Канонические правила и нормы — это фундамент, на котором строится внутренняя и внешняя жизнь Церкви. Восстановление Патриаршества послужило мощным духовным импульсом в деле возрождения церковной жизни, отразилось на политической и общественной жизни страны.

Гражданская война, кровопролитие, хищения, грабежи, разбои, первые гонения на Церковь. Корабль церковный начинает крениться. В этот трагический для страны час Бог избирает на подвиг Первосвятительского служения святую личность для собирания во едино духовных сил русского народа. И вот с высоты Патриаршего престола в полный голос на всю великую Россию звучит речь Святейшего Патриарха Тихона. В его словах обличение безумствующих, увещание колеблющихся в вере, призыв к стойкости и твердости христианского упования членов Церкви.

Между существованием Первосвятительского престола и духовным ликом Руси издавна существовала глубокая внутренняя связь. Наша Православная Церковь, возглавляемая Первосвятителем, всегда была совестью народа и государства. Когда наступали времена смуты и нестроений, когда забывались и попирались заветы Христовы, Церковь в лице Патриарха дерзновенно возвышала свой голос. Так было и в то кровавое и трагическое время.

Наступали новые времена, и каждое из них требовало от российских Первоиерархов не только исповеднического подвига, но мудрости змеи, кротости голубя. Восстановленная во всей канонической полноте Русская Православная Церковь, возглавляемая Патриархами, с честью справилась с историческими задачами последуютцих эпох.

Церковное управление, возглавляемое Патриархом, являясь традиционной формой церковного Предстоятельства в России, способствовало единению народа Божия и развитию духа соборности. Как выражение единства и соборности Церкви, восстановленное Патриаршество противостояло внешним давлениям на внутреннюю жизнь Церкви и внесению в нее чуждых элементов. Определенными каноническими правилами права и обязанности российского Патриарха, несмотря на все превратности исторических эпох, способствовали сохранению и укреплению внутреннего и внешнего благосостояния Церкви, утверждению ее канонических принципов жизни перед лицом государственной власти.

Восстановление Патриаршества в России в 1917 году явилось исполнением вековых чаяний русского народа, живой потребностью времени, повелительным требованием церковных канонов.

 


 

28 октября 1917 года произошло событие огромной исторической важности — на Поместном Соборе Русской Православной Церкви выло восстановлено Патриаршество.

Митрополит Симон (Новиков)


Источник:      Журнал "Пастырь" декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Высочайший авторитет Первосвятителя
Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II: Согласно священным канонам
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: Живая потребность времени
Епископ Киринский Афанасий, В.М. Вальков: «Преклоняюсь перед благочестием русского народа»
Общая судьба
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Е.В.Михайлов: «Первый епископ на болгарском языке»
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Дивный предстатель и молитвенник о душах наших
Священномученик Иларион (Троицкий): Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют?
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Протоиерей Сергий Модестов: День святителя и чудотворца Николая
В.Р. Анищенков: Александр Невский
Священник Виктор Гурьев: Сердце девицы исполнилось веры
В.М. Вальков: Под колокольный звон
Митрополит Омский и Тарский Феодосий, Наталья Полещук: Трудности приходят и уходят, остаются добрые дела
Протоиерей Николай Крикунов: Спасение души
А.А. Константинова: «У корня большого древа...»
К.Е. Скурат: С 1947 года… и раньше
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
Преподобный Варсонофий Оптинский: Возрождение
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" декабрь 2007 г.
стр. 17
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011