На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: май-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Лескин Димитрий
Протоиерей
Директора Православной классической гимназии города Тольятти Самарской области, заведующего межвузовской кафедрой теологии и истории религий

Работы этого автора

Шангина О.В.
Кандидат педагогических наук
Доцент кафедры философии и социологии Московского института электронной техники

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Просвещение

КОГДА В УНИВЕРСИТЕТЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛЮДИ В РЯСАХ...

Предыдущая Следующая

 

Предлагаем вниманию читателей интервью известного православного педагога — протоиерея Димитрия Пескина, директора Православной классической гимназии города Тольятти Самарской области, заведующего межвузовской кафедрой теологии и истории религий. Тема беседы — перспективы преподавания религиозных дисциплин в светских учебных заведениях России.

 

— Отец Димитрий, Вы имеете степень доктора философских наук и одновременно являетесь выпускником богословского высшего учебного заведения. Как Вы оцениваете современное состояние богословского образования в светских вузах России?

— Если говорить о формах богословского образования в светских высших учебных заведениях России, то нужно отметить, что они не отличаются системностью. В европейских странах, которые, как и современная Россия, принадлежат к разряду светских государств, теология преподается во многих университетах. Так, в Боннском университете существуют сразу два теологических факультета — протестантский и католический. Такая же ситуация в государственном университете Страсбурга. В Оксфорде и Кембридже теологические факультеты являются старейшими и первыми по внутренней университетской квалификации. Мощные теологические факультеты действуют в Берне, Женеве, Фрибуре, Цюрихе, Гейдельберге, Тюбингене, Вене, Берлине, Хельсинки, Копенгагене, Тулузе, Люблине и других крупнейших университетских центрах Европы.

 

— В России ситуация всегда была иной. В Московском университете теологический факультет никогда не существовал...

— Пути русской богословской школы были несколько иными. Университетское образование в России появляется в XVIII веке. Среди высших школ предшествующего периода необходимо упомянуть Киево-Могилянскую Духовную Академию, Славяно-греко-латинскую академию, училище боярина Федора Ртищева в Андреевском монастыре Москвы. В значительной степени эти учебные заведения были подвержены схоластическому влиянию. Главным языком преподавания оставалась латынь.

В 1755 году возник Московский университет с тремя факультетами — юридическим, медицинским и философским. М.В. Ломоносов писал графу И.И. Шувалову, первому куратору университета: «Богословский факультет оставляю синодальным училищам». Вовсе не нарочитое стремление к светскости образования побудило Ломоносова к такому шагу. Одной из основных причин его отказа включить теологический факультет в число первых университетских подразделений являлось то, что почти все тогдашние преподаватели прибыли из Западной Европы: из 10 профессоров университета только двое были русскими. Неизбежно вставал вопрос: какое богословие они будут читать — протестантское, католическое? В результате в России именно в XVIII веке произошло отделение богословия от высшей светской школы.

Тем не менее в России XVIII века существовали высшие учебные заведения, в которых преподавалась теология. В состав России вошли Прибалтика и восточные провинции Речи Посполитой, где находились Дерптский и Виленский университеты, имевшие теологические факультеты.

В русских университетах, открывшихся в XIX веке, богословских факультетов также не было. Однако у большинства из них были выстроены многоуровневые отношения с Духовными Академиями. В университетах на различных факультетах действовали кафедры всеобщей церковной истории, русской церковной истории, канонического права, которые чаще всего возглавляли священнослужители — кандидаты, магистры и доктора богословия, церковной истории и церковного права. Однако в XIX веке взаимодействие духовной и светской высшей школы оставалось весьма ограниченным. Согласно уставу 1884 года, отмененному в 1904 году, выпускники Духовных Семинарий не могли поступать в университеты, а выпускники гимназий и реальных училищ — в Духовные Академии.

 

— И это ощутимо сказалось на умонастроениях интеллигенции...

— Действительно, происходило постепенное вытеснение религии из интеллектуальной жизни высшего общества — дворянства, а позднее — интеллигенции. Большинство великих русских писателей, ученых, философов — глубоко верующие люди. Однако в своей преобладающей части молодая русская интеллигенция начала XX века воспринимала религию как нечто отжившее. Именно эта группа формировала идеологию радикальных российских партий...

Если говорить о современном периоде, то преподавание отдельных богословских дисциплин началось в российских университетах в 1990-е годы. В 1992 году министерство образования приняло решение о возможности преподавания теологии в России. В декабре 1993 года приказом заместителя министра образования был утвержден государственный стандарт по направлению бакалавриата «теология». Но дальше история разворачивалась весьма драматично, что, я думаю, многие помнят. Процесс введения новой специальности затянулся на несколько лет. Лишь в январе 1999 года в министерство образования было послано письмо, подписанное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, президентом РАН Ю.С. Осиповым, президентом РАО Н.Д. Никандровым и ректором МГУ В.А. Садовничим с просьбой принять государственный стандарт по специальности «теология». В августе 1999 года был подписан договор о сотрудничестве между министерством образования и Московской Патриархией. В феврале 2000 года на заседании Межведомственного совета специальность «теология» была внесена в «Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования».

 

— В чем заключалась причина такой задержки?

— Тот факт, что принятие стандарта по специальности «теология» затянулось на семь лет и для принятия этого стандарта потребовалось специальное послание, подписанное Святейшим Патриархом, не был случайностью. Против преподавания теологии в вузах выступила когорта религиоведов, в большинстве своем ранее преподававших научный атеизм. Основными аргументами оппонентов было то, что введение новой специальности противоречило бы светскому характеру государства и вызвало бы усиление розни между религиозными общинами страны. Необоснованность этих рассуждений была показана в ходе дискуссии, состоявшейся по данной проблеме. Россия — действительно многоконфессиональная и многонациональная страна, но отсюда вовсе не следует, что надо запретить русскому и другим православным народам России изучение своих национальных и религиозных традиций.

К сожалению, специальность «теология» до сих пор не включена в классификатор Высшей аттестационной комиссии, и диссертацию по этой специальности невозможно защитить в светском учебном заведении. Проблема и в том, что Духовные учебные заведения — Академии, Семинарии, Училища — до сих пор не имеют права выдавать дипломы государственного образца. Это нонсенс с точки зрения мирового права, хотя кое-какие положительные сдвиги в данном направлении произошли. Состоялись заседания комиссий, на которых обсуждался этот вопрос, но предлагаемые решения вызывают удивление. Вроде бы решено, что Духовные Семинарии через какое-то время смогут выдавать дипломы государственного образца, но без государственной символики, то есть на обложке не будет герба! Почему-то любое частное высшее учебное заведение с самым экзотическим названием, прошедшее аттестацию, имеет право выдавать дипломы государственного образца, а Духовные школы такого права не имеют!

 

— В каких светских вузах России сегодня изучается теология?

— В настоящий момент теология изучается в сорока вузах России. Из них десять — государственные (в Москве, Омске, Владивостоке). На стадии открытия находятся отделения теологии еще в пяти вузах — в городах Сургуте, Ростове-на-Дону, Воронеже, Нижнем Новгороде, Туле. Во многих вузах преподаватели сами добиваются введения курсов по изучению Православия.

 

— А как обстоят дела у вас в Самаре?

— Базовой организацией межвузовской кафедры, которую я возглавляю, является Самарский государственный университет путей сообщения. Основная цель кафедры — обеспечение целостности высшего образования в вузах Самарской области путем введения теологического компонента в содержание образовательных программ, подготовка и переподготовка кадров для вузов области по специальностям «теология» и «религиоведение». На кафедре ведется разработка и апробация модели преподавания православной теологии в светских учебных заведениях, реализуются основные и дополнительные программы в области теологии и смежных дисциплин, проводятся научные и методические семинары, конференции, круглые столы, ведется подготовка, издание и распространение учебной, специальной, справочной и методической литературы, материалов конференций. За истекший 2007-2008 учебный год преподаванием в рамках кафедры теологии было охвачено свыше трех тысяч студентов. Самое главное — это изменения в сознании вузовского сообщества по отношению к религиозным дисциплинам. Когда-то, когда мы только начинали работу на базе Самарского государственного университета путей сообщения, нашим главным противником была «братская» кафедра по философии и истории науки, где нам было четко сказано, что никакие предметы научной ориентации на теологической кафедре изучаться не могут, в том числе и такая дисциплина, как «религии мира», потому что это исключительно философский предмет. Работники вузов понимают, как ценна борьба за учебные часы, но, по примеру МИИТа, ученый совет тогда все же принял решение создать теологическую кафедру. Когда в университете впервые появились люди в рясах, а никто еще не знал, что многие из них — кандидаты и доктора наук, то отношение было такое: «Вот, попы пришли мракобесничать». Нам помогли твердая решимость ректора университета и его ближайшего окружения, поддержка министерства путей сообщения и самих студентов, которые с удовольствием пошли на эти лекции. Причем кое-кто опасался возникновения межрелигиозных конфликтов, но у нас мусульмане по этим предметам учатся лучше, чем некоторые русские ребята. Занятия не факультативны — все первокурсники обязательно прослушивают курс «Религии мира» и потом сдают зачет. Позже они могут изучать по выбору один из предметов: «Наука и религия», «Библейское богословие», «История Русской Православной Церкви», «Социальное учение Русской Православной Церкви», «Культурно-религиозное наследие России». Соответственно один из этих предметов они обязательно сдают.

В итоге, когда четыре года назад возникла идея межвузовского студенческого рейтинга предметов, то кафедра теологии дважды занимала первое место, то есть студенты голосовали за нашу кафедру как за лучшую из всех гуманитарных. А с кафедрой философии сейчас сложились очень конструктивные отношения.

Хочу поделиться своей радостью: при непосредственном участии правительства Самарской области, совета ректоров Самарской области, ОАО «АвтоВАЗ» началось строительство Поволжского Православного института имени святителя Алексия, Митрополита Московского, в городе Тольятти. Поволжский Православный институт — третье высшее учебное заведение в России подобного типа, ставящее целью готовить просвещенную, патриотически мыслящую, широко образованную молодежь, которая по окончании вуза сможет трудиться в социальной, культурной, образовательной, религиозной сферах. Первый набор запланирован на 2011 год.

Полгода тому назад во все Семинарии Русской Православной Церкви Учебный комитет направил церковный образовательный стандарт по православному богословию, в котором вопросы сохранения часов и распределения учебных дисциплин были максимально приближены к тому, что требуется Духовным школам. Я знаю, что он утверждался не без возражений со стороны части профессорско-преподавательского состава, полагающей, что светским дисциплинам будет уделяться больше внимания, чем следовало бы. Однако в настоящее время стандарт существует, он утвержден Святейшим Патриархом. На мой взгляд, в нем учтены основные реалии современного духовного образования в России в той степени, в какой это возможно в настоящее время.

Другое дело — удастся ли его провести в жизнь? Сейчас принимаются стандарты третьего поколения, где опять все поставлено под вопрос, в том числе само будущее утвержденного в 2000 году государственного образовательного стандарта по теологии. Неизвестно, что с ним будет в ближайшее время. Реформаторское рвение, которое министерство образования демонстрирует уже в течение многих лет, серьезно выбивает из колеи академическую науку, в том числе и церковную. В этом состоит наша проблема по сравнению со многими западно- и восточноевропейскими государствами. Там Церкви дано полное право вести образовательную деятельность в соответствии со своими учебными планами, на основании конкордата или другого государственно-церковного соглашения. Церковь при этом выдает выпускникам своих учебных заведений те дипломы, которые котируются в государстве. Молдавия и страны Прибалтики это делать могут, а Россия не может до сих пор!

На Международных Рождественских чтениях была принята специальная резолюция, в которой указывалось, что партнерство государства и традиционных религий в сфере образования и воспитания является одним из важнейших факторов возвращения к духовным корням отечественной культуры и оздоровления нравственной атмосферы российского общества. Убежден, что богословское образование — значимый фактор сохранения наших традиционных духовных ценностей, без которых невозможно подлинное возрождение России.

 

Беседовала О.Г. Кирьянова

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: май-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Коротко
Поздравления
Н.В. Маслов: ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА — ЗНАЧИТ ОПРЕДЕЛЯТЬ СУДЬБУ НАЦИИ
С.А. Павлов: «ОН — НЕ ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК, ОН — ДУХОВНЫЙ»
Архимандрит Нестор (Жиляев): КОСТЯК СОСТАВЛЯЕТ ПРИХОДСКАЯ МОЛОДЕЖЬ
Р.В. Францева: МОРЕ САМЫХ ДОБРЫХ СЛОВ
Н.А. Свердлова: ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ
КУПОЛА УСТРЕМЛЕНЫ К НЕБУ
Ирзабеков В.Д., Шангина О.В.: НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ С БОГОМ НА «ЕЖЕДНЕВНОМ» ЯЗЫКЕ
Протоиерей Димитрий Лескин: КОГДА В УНИВЕРСИТЕТЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛЮДИ В РЯСАХ...
А.Ф. Лосев: ПОД ИХ ВЛИЯНИЕМ ПОГИБЛО СТОЛЬКО УМОВ...
И.В. Кучменко: ВНОВЬ ОБРЕСТИ УТРАЧЕННОЕ
ВРАЗУМЛЕНИЕ ВОРА
Е.И. Гоголева: СОКРОВЕННЫЕ КЛЮЧИ СИЛЫ БОЖИЕЙ
ПРОТЕСТ ПРОТИВ РЕШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
«ДНЕСЬ ЛИКУЕТ ОБИТЕЛЬ ГЛИНСКАЯ»
А.С. Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
Знаете ли вы?
И.А. Бунин: ТРОИЦА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: май-июнь 2009 г.
стр. 37
06.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011