На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: май-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Из священнической практики

НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ

Предыдущая Следующая

 

(Продолжение. Начало см. «Пастырь», октябрь 2006 г. — март-апрель 2009 г.)

 

Чин встречи Преосвященных архиереев при посещении ими церквей

Многие священники, особенно молодые, не знают, как следует встречать архипастыря, посещающего вверенные ему церкви. Это незнание порядков, наблюдаемых в упомянутом случае, вводит священника в суетливое беспокойство, неприятно бросающееся в глаза как Преосвященному архиерею, так и прихожанам, часто в большом количестве собирающимся для принятия благословения от своего архипастыря. Частые случаи замешательства, допускаемого неопытными священно- и церковно-служителями при встрече архиереев, побудили Московскую духовную консисторию в 1841 году опубликовать «Чин встречи Преосвященных архиереев при посещении ими церквей». Передаем этот чин с указанием особенностей, необходимых в практике настоящего времени.

«При приближении архиерея к церкви начинается звон, который прекращается уже по вступлении архиерея в церковь».

«Священник в полном облачении отверзает Царские врата и с крестом на блюде, покрытом воздухом, выходит к западным дверям в предшествии диакона (конечно, в облачении) с кадилом и причетников в стихарях (если посвящены) с подсвечниками».

Но на практике священник обыкновенно встречает архиерея не в полном облачении, а только в епитрахили и фелони; диакон (если есть) должен иметь в правой руке кадило, а в левой — возжженную свечу, один из причетников или служителей должен стоять со святою водою.

«Когда архиерей приложится ко кресту, священник предшествует ему и, внеся крест в алтарь, полагает его на престол без блюда, ожидая на стороне престола вступления архиерея в алтарь, после чего священник или диакон затворяет Царские двери».

На практике дело бывает иначе. После того как архиерей положит святой крест обратно на блюдо, священник с сим блюдом не входит в алтарь, а останавливается около амвона. В то время как архиерей идет от западных дверей к алтарю, поклоняется местным иконам и входит в самый алтарь, причетники поют тропарь храмовому святому или празднику; затем диакон, а если его нет, то священник, возглашает сокращенную сугубую ектению — ту самую, которая положена на вседневной утрени пред шестопсалмием, священник же совершает возглас и отпуст. Наконец, если архиерей потребует, диаконом или священником возглашается многолетие Августейшей фамилии, Святейшему Синоду, самому Преосвященному и пастве. И уже после многолетия, принявши крест от архиерея, священник вместе с ним входит в алтарь.

«Священник, развив на престоле святой антиминс, поставляет Святые Дары и миро в сосудах, в которых они хранятся.

После того как архиерей осмотрит Святые Дары и миро, священник ставит их на свое место и свивает антиминс».

Перед встречей архиерея священник должен освободить святой антиминс, поставив лежащее на нем Евангелие, как обыкновенно, между антиминсом и дарохранительницею. Но самого антиминса не следует раскрывать ранее, раскрывается он уже по входе архиерея или по его приказанию священником. Если Преосвященный пожелает осмотреть святые дары, священник вынимает их, конечно, не иначе, как предварительно надев поручи.

«Если архиерей посетит церковь во время утрени или вечерни, служба не прекращается».

«По выходе архиерея из церкви звон возобновляется».

Примечание. Кроме того, ко времени посещения церкви епархиальным архиереем каждый приходский священник должен подготовить все церковные документы, собрать их все вместе и положить в ризнице или в алтаре на видном месте, чтобы можно было представить их на рассмотрение Преосвященного по первому его требованию. Наконец, в некоторых епархиях вместе с церковными документами приходские священники обязаны представлять Преосвященному записку о своей пастырской деятельности за минувший год, причем обыкновенно прилагаются все проповеди и поучения священника, сказанные им в своей приходской церкви в продолжение отчетного года. («Подольские епархиальные ведомости», № 5, 1877 г.).

 

Чин встречи епархиального архиерея в Оренбургской епархии при обозрении ее

По получении предписания или сведения об имеющем быть обозрении церкви Его Преосвященством, в день прибытия его, лучшие священнослужебные сосуды полагаются на жертвеннике, а Евангелия и кресты на престоле. По приближении Его Преосвященства к селению начинается звон в большой колокол, в церкви зажигаются местные свечи, если можно, то и в паникадиле; при подъезде же к церкви производится трезвон; у церкви Его Преосвященство встречает благочинный; священник в это время, по развитии на престоле святого антиминса и отверзании Царских дверей, стоит в трапезе в ризе и епитрахили с крестом на блюде, покрытом воздухом, лицом на запад; впереди его ближе к двери постилается ковер. За священником стоит диакон со свечою и кадилом, а по сторонам стоят два причетника в стихарях с выносными подсвечниками. При входе Его Преосвященства в церковь причетники и диакон поют: «Ис полла эти деспота», а потом — тропарь храма. Священник подносит крест к правой руке Его Преосвященства и целует владычню десницу; принимая на блюдо крест, опять целует руку, и все, поклонившись Его Преосвященству, идут в храм. Впереди — священник с крестом на блюде, он становится у амвона напротив иконы Спасителя лицом на север, за ним — диакон, который, дойдя до амвона, отдает кадило и свечу и, встав напротив иконы Богоматери, читает краткую сугубую ектению, положенную в начале утрени; а перед Владыкой — причетники с подсвечниками. Поставив их у местных икон, оба встают на правый клирос и поют: «Господи, помилуй» и проч.; по конце ектений священник возглашает: «Яко милостив...» и проч.; диакон: «Премудрость». Священник: «Пресвятая Богородице...» и творит дневной отпуст; после сего подает крест Его Преосвященству и, поцеловав его десницу, встает на свое место; диакон же, встав за амвоном напротив левой половины Царских врат, возглашает три многолетия: одно — царской фамилии, краткое, после которого причетники поют: «Многая лета» девять раз; второе — Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и Господину нашему Преосвященнейшему (имярек), епископу Оренбургскому и Уральскому, со всею богохранимою его паствою; причетники: «Многая лета» трижды и третье — всему освященному причту и всем православным христианам, а в Оренбургском и Уральском войсках: всему освященному причту, христолюбивому воинству и всем православным христианам; причетники: «Многая лета» трижды; по осенении Его Преосвященством народа священник принимает крест на блюдо и целует десницу владыки и южными дверями входит в алтарь вместе со всем причтом, здесь принимает от Его Преосвященства благословение и подает записку о состоянии своей церкви и прихода, после сего представляет к благословению диакона и причетников.

По выходе Его Преосвященства из алтаря и осенении руками народа причетники поют: «Ис полла эти деспота»; народ допускается к принятию благословения у владыки. Священник провожает владыку без облачения.

По выходе Его Преосвященства из церкви начинается трезвон, который продолжается до исчезновения экипажа из вида.

В церквах двуштатных оба священника встречают Владыку в ризах, младший сначала стоит на правой стороне, а у амвона — напротив старшего.

Где нет диакона, навстречу выходят только священник с крестом и причетники с подсвечниками; ектению и многолетие возглашает священник, держа крест на блюде. («Оренбургские епархиальные ведомости»).

 

О дозволении священнослужителям ношения черных скуфей при исполнении ими священнослужительских обязанностей на открытом воздухе

По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал справку из дел Святейшего Синода относительно ношения священнослужителями черных скуфей при исполнении ими священно-служительских обязанностей на открытом воздухе. По справке оказалось:

1) В январе 1815 года священник Слободско-Украинской (Харьковской) епархии Петр Рогальский обратился в Святейший Синод с прошением «о дозволении ему носить обыкновенную скуфью при отправлении треб, совершаемых на открытом воздухе, как то бывает наипаче при погребении усопших, когда, по христианскому обряду, сопровождая тело усопшего, нередко случается немалое расстояние переходить ко гробу, а особливо в зимнее время при сильном холодном ветре и в непогоду с открытою головою». Святейший Синод 8 февраля того же года постановил: «Поелику священникам, кои не получили установленных за отличную службу камилавок и скуфей, не было запрещения на употребление ими, по прежнему обыкновению, в вышеописанных случаях скуфей, для того Преосвященному Аполлосу, епископу Слободско-Украинскому, предписать указом, чтоб и означенному священнику Рогальскому в упоминаемых случаях, а не в церкви при священнослужении, употреблять скуфью черного бархату дозволять».

2) Вследствие ходатайства митрополита Московского Филарета о разрешении духовенству Московской епархии носить в некоторых случаях черные скуфьи, Святейший Синод в определении 14 декабря 1866 года изъяснил: «Разрешение употреблять в некоторых случаях черные скуфьи священникам Московской епархии предоставить непосредственному усмотрению Преосвященного Филарета, митрополита Московского».

3) В смысле последнего примера последовали определения Святейшего Синода по ходатайствам Преосвященных об употреблении духовенством черных скуфей: в 1862 г. — Ярославского; в 1867 г. — Орловского; в 1882 г. — Пензенского и в 1878 г. — главного священника армии и флота. Приказали: Об изложенном в справке дать знать епархиальным Преосвященным циркулярно, через «Церковный Вестник», с тем, чтобы Преосвященные по собственному усмотрению дозволяли подведомым им священнослужителям ношение черных скуфей при исполнении священнослужительских обязанностей на открытом воздухе, не испрашивая на это разрешения Святейшего Синода; для чего и сообщить в редакцию названного «Вестника» выписку из сего определения.

 

(Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова)

«Недоуменные вопросы пастырской практики»)

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: май-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Коротко
Поздравления
Н.В. Маслов: ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА — ЗНАЧИТ ОПРЕДЕЛЯТЬ СУДЬБУ НАЦИИ
С.А. Павлов: «ОН — НЕ ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК, ОН — ДУХОВНЫЙ»
Архимандрит Нестор (Жиляев): КОСТЯК СОСТАВЛЯЕТ ПРИХОДСКАЯ МОЛОДЕЖЬ
Р.В. Францева: МОРЕ САМЫХ ДОБРЫХ СЛОВ
Н.А. Свердлова: ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ
КУПОЛА УСТРЕМЛЕНЫ К НЕБУ
Ирзабеков В.Д., Шангина О.В.: НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ С БОГОМ НА «ЕЖЕДНЕВНОМ» ЯЗЫКЕ
Протоиерей Димитрий Лескин: КОГДА В УНИВЕРСИТЕТЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛЮДИ В РЯСАХ...
А.Ф. Лосев: ПОД ИХ ВЛИЯНИЕМ ПОГИБЛО СТОЛЬКО УМОВ...
И.В. Кучменко: ВНОВЬ ОБРЕСТИ УТРАЧЕННОЕ
ВРАЗУМЛЕНИЕ ВОРА
Е.И. Гоголева: СОКРОВЕННЫЕ КЛЮЧИ СИЛЫ БОЖИЕЙ
ПРОТЕСТ ПРОТИВ РЕШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
«ДНЕСЬ ЛИКУЕТ ОБИТЕЛЬ ГЛИНСКАЯ»
А.С. Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
Знаете ли вы?
И.А. Бунин: ТРОИЦА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: май-июнь 2009 г.
стр. 67
06.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011