На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: май-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Нестор (Жиляев)
Архимандрит
Настоятель Гребневского храма, благочинный церквей Одинцовского округа

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастыри наших дней

КОСТЯК СОСТАВЛЯЕТ ПРИХОДСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Предыдущая Следующая

 

При храме в честь Гребневской иконы Божией Матери в городе Одинцове Московской области — храме, недавно отпраздновавшем 200-летие, вот уже несколько лет действует самый крупный в Русской Православной Церкви социально-культурный центр. О нем рассказывают в интервью нашему журналу архимандрит Нестор (Жиляев), настоятель Гребневского храма, благочинный церквей Одинцовского округа, и священник Илия Деркачев, клирик того же храма.

 

— Отец Нестор, хотелось бы узнать, как возник социально-культурный центр при Гребневском храме.

— Мы беседуем с Вами в здании, 50 процентов которого принадлежат приходу Гребневского храма, а другие 50 процентов — муниципалитету. В муниципальной части здания находится детский дом, директором которого является священник нашего прихода. Первоначально планировалось открыть здесь также и дом престарелых, богадельню. Но, к сожалению, легче построить здание, чем преодолеть все трудности, связанные с действующими законами. Идея у нас была такая — собрать под одной крышей одиноких стариков, которым не на кого излить заботу, внимание, любовь, и детей, которые лишены этой заботы, внимания и любви. Старики ведь любят нянчить ребят. Но закон, увы, не позволяет содержать под одной крышей детей и стариков.

Мы сейчас будем говорить о той половине здания, которая принадлежит приходу. Состоит она, если можно так выразиться, из трех блоков. То помещение, в котором мы сейчас находимся, — это административный блок. Здесь есть комнаты для священников, здесь духовенство может встречаться с прихожанами, здесь же находится столовая для сотрудников, конференц-зал. Есть в здании технический блок, без которого, сами понимаете, не обойдешься. И, наконец, третья часть здания — это, собственно говоря, приходской центр. Его раньше называли молодежным центром. Но потом логика жизни подсказала: мы не можем дискриминировать взрослых прихожан. Поэтому вошло в употребление название «приходской центр».

Пожалуй, это уникальный центр. Вырос он не на пустом месте. Невозможно построить стены, не зная, что с ними делать. Если Вы придете сюда к вечеру, когда занятия в школе заканчиваются, или в воскресенье после Литургии, то увидите, сколько ребят здесь собирается. Это здание строилось под уже существовавший молодежный центр. Настоятелем Гребневского храма я был назначен в декабре 1999 года. Помню, как вначале молодежь собиралась в подвалах, в школах, в других местах, где нам предоставляли помещение. Завязались переговоры с администрацией района о создании приходского центра. Не сразу, конечно, вопрос был решен. Мы ездили по области, я показывал местным руководителям, что в этом плане уже существует в других местах. Потом глава района Александр Георгиевич Гладышев встречался с прихожанами, с молодежью. Власти поняли, что необходимо строить центр. И вот совместными усилиями построили.

Какая работа ведется в цент­ре? Проводятся встречи, беседы. По не только. В приходе Гребневского храма нет ни одного наемного певчего. Обходимся своими силами. В приходском центре созданы четыре хора. Даже, можно сказать, пять хоров. Во-первых, подготовительная группа детского хора, в которую входят дети от четырех до шести лет. Во-вторых, детский хор. В-третьих, юношеский хор. В-четвертых, молодежный хор, он поет на правом клиросе. И, в-пятых, хор взрослых прихожан. В общей сложности в наших хорах поют около 120 человек. Так что мы в артистах со стороны не нуждаемся.

Важное место у нас занимает алтарное послушание. Алтарников у нас так много, что мы их разбиваем на череды. Получаются четыре череды по восемь человек. Во главе каждой стоит старший алтарник. Старшему алтарнику лет 15-17. Младшему семь-восемь. Есть, конечно, и штатные алтарники. Они смотрят за порядком, осуществляют, так сказать, общее руководство. Младших алтарников учат старшие алтарники, которые сами в свое время прошли обучение.

Центр постепенно разрастался, структуризировался. Складывались различные направления работы с прихожанами. Помимо воскресной школы, в которой занимаются около 150 человек, у нас появилась общеобразовательная начальная школа. Муниципальная, но православная. Занятия проходят в здании центра. Вас интересует, наверное, и юридическая сторона дела?

 

— Да, конечно.

— В Московской области министерство образования и в целом правительство во главе с Борисом Всеволодовичем Громовым очень доброжелательно относятся к Православию. И ДЯЖ6 более того — они всячески содействуют духовному просвещению молодежи. Классы, о которых я говорю, называются классами с углубленным изучением русского этнокультурного компонента. Родители, желающие отдать своих детей в эти классы, пишут специальные заявления, выражают согласие на то, чтобы их дети, помимо общеобразовательных предметов, изучали основы православной культуры, Закон Божий, церковнославянский язык. Поступающие в эти классы принимаются по конкурсу и проходят собеседования. Управление образования берет на себя все расходы, связанные с преподаванием предметов, входящих в школьную программу. Преподавание дополнительных предметов оплачивает приход. Родители не платят ничего.

Занятия в классах с углубленным изучением русского этнокультурного компонента начались у нас четыре года назад. Мы заключили специальный договор о сотрудничестве с районным управлением образования и с местной школой. По этому договору преподаватели и классные руководители назначаются совместным решением директора школы и настоятеля. Директор — человек верующий, высокообразованный, недавно защитила кандидатскую диссертацию. Она награждена орденом Русской Православной Церкви.

Есть у нас и такое направление работы, как секции и кружки. Большое значение мы придаем музыкально-эстетическому воспитанию на классических образцах. Хорошо обучить может только высокопрофессиональный специалист. Все преподаватели музыки у нас имеют высшее образование, полученное в известных на всю страну учебных заведениях. Наш регент, например, — доцент Академии музыки имени Гнесиных. Занятия по вокалу проводит преподаватель Гнесинской академии. Мы берем людей, которые не просто хорошо знают свое дело, но и болеют за него душой.

Есть у нас кружки, где изучаются точные и естественные науки, например, математика, география. Есть компьютерные классы, где преподаются основы информатики. Дети занимаются в кружках резьбы по дереву, бисероплетения, керамики, в театральной и изостудии. Действует клуб «Историческая реконструкция», где воссоздаются шлемы, кольчуги, мечи древних русских воинов.

Есть у нас и спортивные секции. Для пожилых прихожан спортивный врач проводит занятия оздоровительной гимнастики. Отбоя от желающих нет. Работает в центре специалист-мануальщик. Создано сестричество, которое опекает больных, пожилых и одиноких.

 

— Когда Вы принимаете на работу педагогов, интересуетесь ли Вы, верующие они или нет?

— Обязательно, а как же?

 

— А детей, поступающих в секции и кружки, спрашиваете об их отношении к вере?

— В первую очередь у нас занимаются дети прихожан, но в принципе двери открыты для всех. Если придет кто-то со стороны, пожалуйста. Но условие такое — подчиняться общим правилам, которые вполне естественны для приходской жизни. Например, занимающиеся в спортивных секциях должны регулярно проходить собеседование со священником. Накачать мышцы — не проблема, а дальше что? Священник должен следить — и у нас это обязательное требование — за духовным состоянием подростков. Выйдет парень на улицу, а потом что? Воспитание идет под строгим контролем специально назначенного священника. И он вправе в случае чего даже отстранять от занятий.

Никто насильно молодежь на службы не затаскивает. Но сама жизнь в центре построена так, что ребята вовлекаются в общеприходские мероприятия. Надо, чтобы в группе обязательно сохранялся церковный дух. Для этого должен быть костяк — наша приходская молодежь. Если на 90 процентов группа будет состоять из пришедших с улицы, ничего путного не добьешься. Когда большинство составляют православные, они создают подобающую атмосферу.

Нас постоянно спрашивают: как только центр умудряется существовать в нынешних тяжелых условиях? Когда я своим собратьям рассказываю, сколько у нас помещений и какие у нас расходы, все диву даются. Откуда такие средства? Когда люди видят, что деньги не летят на ветер, а идут на конкретные добрые дела, нас поддерживают. В городе много кружков и секций, но у нас занятия проводятся на базе православного прихода. В этом наша особенность.

За каждым направлением приходской работы закреплен ответственный священник. Один из клириков храма отвечает за духовно-нравственное просвещение молодежи. Чтобы успешно вести миссионерскую работу среди молодых, надо говорить на понятном для них языке. Мы стремимся к тому, чтобы духовенство, которое работает с молодежью, было образованным. Несколько священников нашего прихода имеют высшее светское образование. Один, например, окончил МАИ, двое — Бауманский университет. Плоды миссионерской работы заметны. В прошлом году семь молодых людей из нашего прихода поступили в Коломенскую Духовную Семинарию.

 

— Прошлогодний крестный ход с чудотворной иконой преподобного Саввы Сторожевского по пути в Звенигород сделал остановку у Гребневского храма в Одинцове. Чем это объяснить? Какие отношения связывают Ваш храм со Саввино-Сторожевским монастырем?

— Саввино-Сторожевский монастырь — центр духовной жизни Одинцовского района. Впрочем, не только Одинцовского. Но поскольку наш храм находится в Одинцове, для нас это в первую очередь важно. На молитву, на встречу с иноками наша молодежь регулярно приезжает в Саввино-Сторожевскую обитель. Каждое посещение этого монастыря дает огромный заряд духовной бодрости.

 

— Отец Илия, Вы отвечаете на приходе за работу с молодежью. Что бы Вы хотели добавить к сказанному?

— У нас в районе в последнее время наблюдается интересное явление. Работники Одинцовского районного управления образования сами просят духовенство приходить в школы, вести работу со школьниками в той или иной форме. Пообщавшись с представителями других районов и областей, вижу, что наша ситуация, можно сказать, уникальная. Единственная проблема — не во всех школах директора готовы к такому повороту. Одно дело — просто выполнять указание сверху и другое — делать это по внутреннему согласию. Формы общения духовенства со школьниками могут быть разные. Важно, чтобы батюшка в школе появлялся. С нового года мы начали эту работу. Школы уже все распределены, знакомство с директорами состоялось. Дело набирает обороты.

В работе с молодежью огромную роль играют паломнические поездки. Главное в этих поездках — богослужения. Недавно мы были в Новгороде. Я думаю, ребята навсегда запомнят богослужение в Софийском соборе. С возрастом мелочи уходят, и остается в душе человека только самое главное. Они забудут, как мы ехали, но то, что была служба, что они причащались, что они общались с замечательными местными батюшками, вот это у них в памяти останется навсегда. Это будет фактором, помогающим формировать их личность. Когда мы ехали назад, я просил ребят поделиться впечатлениями, это у нас всегда практикуется. Все с особым чувством говорили о встречах с батюшками и о службе. Понятно, что на них произвели глубокое впечатление фрески Феофана Грека. Соприкосновение с вечностью останется у них навсегда. Каждую паломническую поездку мы стараемся тщательно готовить и осмысливать.

 

Беседовала Д.В. Денисова,

корреспондент «Народного радио»

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: май-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Коротко
Поздравления
Н.В. Маслов: ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА — ЗНАЧИТ ОПРЕДЕЛЯТЬ СУДЬБУ НАЦИИ
С.А. Павлов: «ОН — НЕ ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК, ОН — ДУХОВНЫЙ»
Архимандрит Нестор (Жиляев): КОСТЯК СОСТАВЛЯЕТ ПРИХОДСКАЯ МОЛОДЕЖЬ
Р.В. Францева: МОРЕ САМЫХ ДОБРЫХ СЛОВ
Н.А. Свердлова: ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ
КУПОЛА УСТРЕМЛЕНЫ К НЕБУ
Ирзабеков В.Д., Шангина О.В.: НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ С БОГОМ НА «ЕЖЕДНЕВНОМ» ЯЗЫКЕ
Протоиерей Димитрий Лескин: КОГДА В УНИВЕРСИТЕТЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛЮДИ В РЯСАХ...
А.Ф. Лосев: ПОД ИХ ВЛИЯНИЕМ ПОГИБЛО СТОЛЬКО УМОВ...
И.В. Кучменко: ВНОВЬ ОБРЕСТИ УТРАЧЕННОЕ
ВРАЗУМЛЕНИЕ ВОРА
Е.И. Гоголева: СОКРОВЕННЫЕ КЛЮЧИ СИЛЫ БОЖИЕЙ
ПРОТЕСТ ПРОТИВ РЕШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
«ДНЕСЬ ЛИКУЕТ ОБИТЕЛЬ ГЛИНСКАЯ»
А.С. Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
Знаете ли вы?
И.А. Бунин: ТРОИЦА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: май-июнь 2009 г.
стр. 17
06.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011