На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: январь-февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Морозов Антон Владимирович /Кандидат педагогических наук, Доцент, Декан факультета педагогики и методики начального образования Московского гуманитарного педагогического института
Морозов Антон Владимирович
Кандидат педагогических наук
Доцент
Декан факультета педагогики и методики начального образования Московского гуманитарного педагогического института

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Домостроение

КАК СТРОИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

Предыдущая Следующая

 

Доклад на форуме «Глинские чтения» 30 января 2008 г.

 

По учению святых отцов, вопрос о семейном благополучии тесно связан с выполнением каждым из членов семьи предписанных ему обязанностей. В этом – залог крепости, стабильности семьи и гармоничного развития внутрисемейных отношений.

Здоровая и крепкая семья – предмет стремлений и чаяний каждого человека, вступающего в брак. К сожалению, сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что уже с первых шагов в созидании семьи люди встречаются с множеством трудно разрешимых для них вопросов, впадают в отчаяние и теряют веру в возможность семейного счастья.

Между тем, «семейные смуты в семье сказываются и на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, зачинаются раздоры и тяжбы, упадает деятельность, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные» (Иеромонах Порфирий (Левашов). О воспитании девиц в духе истинно христианском. М., 2005. С. 11).

По учению святых отцов, вопрос о семейном благополучии тесно связан с выполнением каждым из членов семьи предписанных ему обязанностей. В этом – залог крепости, стабильности семьи и гармоничного развития внутрисемейных отношений.

Современный человек недостаточно знает о том, как должны распределяться обязанности в семье, и это порождает противоречия и конфликты, подмену истинных понятий – ложными, расшатывает семейное здание.

Проблема взаимоотношения родителей и детей достаточно освещена и в русской классической литературе. Как правило, все авторы, писавшие и говорившие о подобной проблематике, приходили к выводу, что эти конфликты неизбежны и что до конца решены они быть не могут. При этом зачастую игнорировалась сама возможность выстроить эти взаимоотношения, имеющие не только социальную, возрастную или психологическую подоплеку, но, в первую очередь, духовное основание. Выясняется, что по большому счету именно в этом ракурсе проблема взаимоотношения детей и родителей нигде так широко не рассматривалась, как в учениях отцов Церкви. В частности, в трудах таких близких нам по времени, как святитель Феофан Затворник и святитель Филарет митрополит Московский.

Вот как святитель Феофан характеризует обязанности родителей и детей.

 

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Супруги имеют быть родителями. Дети – одна из целей супружества и вместе обильный источник семейных радостей. Потому супруги:

а) должны чаять детей как великого дара Божия и молиться о сем благословении. Бездетные супруги действительно суть нечто обиженное, хотя иногда это бывает и по особенным намерениям Божиим. Молясь же, они должны и с е б я

б) готовить к тому, чтобы быть добрыми родителями добрых чад; для сего необходимо хранить целомудрие супружеское , то есть трезвенную отчужденность от сладострастия; хранить здоровье , ибо оно неминуемое есть наследство детей: больное дитя что за радость; хранить благочестие, ибо, как бы ни происходили души, а они в живой зависимости от сердца родительского, и характер родителей иногда очень резко отпечатлевается на детях. Любимое чадо, когда Бог его дает, надобно будет воспитать, а для того иметь

в) достаток, пусть же заботятся о нем заранее не на настоящее только, но и на будущее.

Когда Бог дарует чадо,

а) радуйтесь и благодарите , яко человек родился в мир. Бог повторил первое благословение и через вас: примите же дитя как от руки Божией. Но потому же и поспешите

б) освятить его Таинствами, ибо здесь вы посвятите его на служение Богу истинному, Коему и сами вы, и все ваши должны принадлежать. В дитяти смешение духовно-телесных сил, готовых принять всякое направление: положите на нем печать Божественного Духа как основу и семя вечной жизни. Отовсюду теснится сатана со своим злом: оградите дитя оградою Божественною, непроницаемою для темной силы.

в) Освященное в Таинствах дитя блюдите потом, как святыню: не оскорбляйте Духа благодати и Ангела Хранителя, окружающего колыбель своим неверием, невоздержанием, немиролюбием.

Начинается воспитание – дело родителей главнейшее, многотрудное и многоплодное, от коего благо семейства, Церкви и Отечества. Тут-то и покажите истинную любовь. Родители, можно сказать, не вы: дитя родилось неведомо для вас как. Воспитать же его – ваше дело. Нужно воспитать тело его, доведши его до того, чтоб оно было и крепко, и живо, и легко. Но еще больше должно позаботиться о воспитании духа. Благовоспитанный духом и без крепкого тела спасется. В сем отношении должно образовать ум, нрав и благочестие. Ум, если можешь, сам развивай, а если нет, отдай в училище, или имей учителя. Нужнее при сем здравомыслие, которому и без наук учатся, нежели научность. Но всякого долг – научить символу, заповедям, молитве, или дать познать христианскую веру. Нрав ничем так не образуется, как собственным добрым примером и удалением от худых примеров сторонних. Тем нужнее свое благочестие для укрепления благочестия дитяти...

Родителям надо со своей стороны все употребить, чтобы дитя, когда придет в сознание, сильнее всего сознавало, что оно – христианин. Но опять, главное, собственно, дух благочестия, проникающий и прикасающийся душе дитяти.

Вера, молитва, страх Божий выше всякого приобретения. Их прежде всего внедрите. Выучившегося читать надо остерегать от беспутного чтения. Жажда чтения неразборчива. Надо выбрать и дать, что читать. Развивающееся дитя покажет, к чему оно гоже. Потому должно полагать основы будущему его прочному, нешаткому, небоязненному действованию на принятом поприще, приготовить к знанию, чтобы оно умело в нем действовать, и телом и душой было сроднено с ним и могло жить в нем, как в своей стихии. Если при этом нужно будет усугубить попечение, усугуби; если нужно прибавить предметов обучения, прибавь. То неодобрительно, если все предоставляют течению обстоятельств. Правда, Господь все строит, но Он же нам дает разуметь волю Свою в наших способностях, склонностях и характере. Сему указанию внимать и на основании его действовать есть долг. Должно руководить дитя навыкать приличию в слове, одежде, положении стана, держании себя перед другими. В молодых летах это тем уместнее, что там действует переимчивость, преимущественно внешняя, и что, утвердившись там, может так остаться на всю жизнь. Приличие – вещь будто незначительная, однако много беспокоит и смущает не привыкшего к нему. Надо предотвратить от этого дитя. Но опять надо ставить это дело в тени, как придаток, не возвышать и даже не говорить, как это нужно, а учить просто, как учили ходить. Где рассыпаются похвалы сему, там приличие выдается из-за других, важнейших, вещей и заслоняет их. А это худо, притом здесь разумеется благопристойность простая, скромная, почтительная, а не модная, вертлявая, изысканная. Учить искусствам – прекрасное дело, именно: пению, рисованию, музыке и другим; мастерствам женским и мужским. Они доставляют приятный отдых духу и благонастроение. Но надобно, чтоб не забылось главное: созидание духа для вечности. Этим должно определиться направление искусственности, или внутреннее ее содержание.

Надо, впрочем, помнить, что в воспитании не столько важен материал, сколько силы или способности и умение доставать его. Что должно вынести из воспитания в этом отношении, это – трудолюбие – тяготение к труду и ненависть к праздности, любовь к порядку – регулярность, чтобы все делать вовремя, к месту, не забегая и не отставая; добросовестная исправность – расположение, не жалея себя, не щадя сил, выполнять по совести все, что требуется. Это – счастливейшее настроение, какое обезопашивает на всю жизнь и внешнее счастие, и внутреннее благочестие. Но все же не нужно забывать, что такие настроения составляют только внешнюю доброту, внутренняя же состоит в духе благочестия христианского.

Наконец, воспитанное дитя должно пристроить: дочь отдать прилично замуж, сыну достать место или вставить в порядок жизни, к какому он готовлен. В сем деле главное то, чтоб они сами могли потом безбедно жить и успешно трудиться. При выборе второй половины можно иметь в виду расположение, но не должно уважать капризов, рождающихся от соблазна блеском и видимостью, а надо делать, что разумно видится прочным и полезным. Худо делают, когда оставляют детей влечению сердца в сем важном деле. Впрочем, и по пристройке детей, не надо забывать их, но надзирать, направлять, руководить, вразумлять. И право и долг родителей не отстают от них по смерть. Ныне иначе на это смотрят. Но не все то законно, что ныне вводится.

Руководитель в воспитании детей – любовь. Она все предвидит и на все изобретет способы. Но должно, чтобы сия любовь была истинная, трезвенная, разумом управляемая, а не пристрастная и поблажливая. Последняя слишком много жалеет, извиняет и снисходит. Благоразумная снисходительность должна быть; но поскольку она граничит с поблажкою, то строго должно смотреть за ней. Лучше несколько передать на строгость, нежели на поблажку, ибо она день ото дня больше и больше оставляет неискорененного зла и дает расти опасности, а та отсекает однажды навсегда, или, по крайней мере,

надолго. Вот почему иногда существенная появляется нужда иметь воспитателем чужого. Где любовь уклоняется от истины, там часто или почти всегда через пристрастие впадет она в несправедливость к детям – одних любить, а других нет, или отец любит одних, а мать – других. Это неравенство и у любимого, и у нелюбимого отнимает уважение к родителям и между самими детьми с таких ранних лет поселяет некоторую неприязнь, которая, при обстоятельствах, может превратиться в посмертную вражду. Что ж это за воспитание? Не должно, наконец, забывать смирительного и вместе самого действительного средства исправления – телесного наказания. Душа образуется через тело. Бывает зло, которое нельзя изгнать из души без уязвления тела. Отчего раны и большим полезны, тем паче малым. Но само собою разумеется, что к такому средству надо прибегать в случае нужды.

 

ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Так много приемлют дети от родителей! От них временная жизнь; от них же основание, начало, способы и жизни вечной. Отсюда и дети не естественно только, но и совестно должны быть обращены к родителям с особенными чувствами и расположениями, сознавать себя к ним обязанными и возгревать их в себе. Главное чувство, которому большей частью не учатся, есть любовь с почтением и покорностию. Должно только делать эти чувства разумными и вместе прочными до того, чтобы не испарились в целую жизнь. Воля родителей что воля Божия, лице их – лице Божие. Кто не чтит их, не покоряется им, отделился от них сердцем, тот извратил свою природу, отпал и от Бога. Потому всячески храни в сердце честными лики родителей твоих, ни хульною мыслию, ни словом не наводи на их лице тени и не смущай сердца своего. Пусть есть поводы к тому; не внимай им. Лучше все потерпеть, нежели отделиться сердцем от родителей, ибо им Бог дал силу Свою. Чествуя родителей в сердце, будешь всячески остерегаться оскорбить их словами и поступками. Кто нечаянно их оскорбил, зашел далеко; кто же сделал это сознательно и в недобрых движениях сердца, тот зашел еще далее. Оскорбление родителей очень опасно. Близ него – предание сатане, по тайной некоторой связи. Затмивший чествование родителей в сердце сам только отделился от них, а оскорбивший их может отделить от себя и родителей. Но коль скоро это случится, отрезанный поступает под видимое владычество другого отца, отца лжи и всякого зла. Если это не со всяким оскорбителем случится, то тут Божие снисхождение и покров. Во всяком случае опасно оскорбление, не только бесчестно и неразумно. Остерегаясь от оскорблений личных, надо удерживаться и от оскорблений лица родительского и перед другими – словами поносными, или злословием и хулою . Кто уже и вон понес неуважение, тот стоит на краю зла. Чтущий родителей будет всячески заботиться и поведением своим радовать их, и пред другими святить их, величать и всячески защищать от неправд и охуждений. Больше всего дети должны дорожить родительским благословением, потому всячески стараться получить его, а для того заботиться и о том, чтобы сердце родительское было отверзто к ним, а не закрыто. Благословение родителей похоже на всемогущее слово Божие. Как то размножает, так и сие. Напротив, неблагословение и клятва сокращает и как бы иссушает. На ком нет его, тому ни в чем и счастия нет, все из рук вон. Пропадает и свой ум, и другие отчуждаются. Наконец, сладкий и спасительный долг – упокоение родителей престарелых. Тут питается пространно благодарная любовь; сим же привлекается и вся сила благословения родительского, и все блаженство благоволения Божия. Не имея родителей, вместо них можно покоить чужого старца, или вообще лице старчее.

Таковы ключевые воззрения святителя Феофана на семейные взаимоотношения детей и родителей, изложенные им в своих многочисленных трудах. Очевидно, что большинство из сказанного святителем Феофаном не потеряло актуальности в настоящий момент.

Не менее актуальны сегодня и труды святителя Филарета, митрополита Московского. Следует отметить, что святитель Филарет глубоко раскрывает именно богословское обоснование не только взаимоотношений родителей и детей, но и саму суть этих важнейших понятий.

Приведем лишь небольшие цитаты из его воззрений на обязанности родителей и детей по отношению друг к другу.

«Общее правило – пекись о детях – не требует долгого учения и многих доводов. Его проповедует природа. Она говорит в сердце родителей в пользу детей, и неудивительно: жизнь родителей чувствует свою отрасль в жизни детей и естественно хочет, чтобы она росла и цвела. Но, что более удивительно, природа в самих детях говорит за них, и еще прежде, нежели они говорить умеют: вид младенца умягчает и не родительское сердце, и, если он беспомощен, влечет к тому, чтобы оказать ему помощь».

«Душа младенца, крещением очищенная, произвольными грехами не оскверненная, своей невинностью, простотой, незлобием представляет некоторую содружность естеству ангельскому, и потому не только не поставляет преград приближению Ангела-хранителя, но, может быть, и привлекает его». «Подумайте же: небо приходит в движение, чтобы сберечь на земле жизнь или непорочность младенца, а между тем – нет ли таких, которые без сострадания слышат вопль младенца на коленях нищеты, которые смотрят на возрастание собственных детей не с большим вниманием, как на траву, растущую в поле?»

«Должности в отношении к родителям предписывает пятая заповедь под общим наименованием почитания их: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20, 12). Сила этой заповеди особенно раскрывается из сравнения ее с другой: «Возлюбиши Господа Бога твоего» (Мф. 22, 37)».

«Как? Отца почитать, а Бога любить? – говорил святитель Филарет Московский (Слово в Неделю всех святых при посещении города Коломны). – Мы обыкновенно любим то, что к нам ближе и нам подобнее; а что выше нас, то почитаем. Посему, кажется, свойственнее было бы требовать любви к отцу и почтения к Богу. Нет, говорит Божественный закон: чти отца; возлюбиши Бога. Как бы так сказано: отца любить тебе свойственно и без заповеди, также и чтить Великого Бога; заповедь учит тебя тому, что трудно было бы тебе разуметь без нее; итак, отца не только люби по естеству, но и чти по воле Отца Небесного; Бога не только чти по внушению естества и совести, но дерзай приступить к Нему ближе, чего не дерзнул бы ты сделать без благодатной заповеди; возлюби Бога, яко отца; нареки твоим Богом, Богом сердца твоего и частию твоею во век» (Пс. 72, 26)

Итак, пятая заповедь предписывает следующие «особенные должности» в отношении к родителям:

1) почтительно обходиться с ними;

2) повиноваться им . «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который бе повинуяся Иосифу древоделю» (Лк. 2, 51). «Но когда несчастный пример и желания родителей отвлекают (детей) от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела, противные закону, нарушающие мир совести, противные истинному благу и спасению безсмертной души»; когда «родители или начальники требуют чего-либо противного вере или закону Божию, тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите (Деян. 4, 19). И должно претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало».

3) Дети должны «питать и покоить родителей во время болезни и старости». «Когда ваши родители требуют помощи, утешения, служения, между тем как вы сами в нужде, в скорби, в немощи, соберите последние силы ваши, забудьте свою скорбь для облегчения их скорби; разделите с ними последнюю крупицу и последнюю каплю. Вспомните Иисуса, среди мучений крестных пекущегося о спокойствии Своей Матери».

4) «После их смерти, так же как и при жизни, молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому» (2 Мак. 12, 43-44; Иер. 35, 18-19; Святитель Иоанн Дамаскин. Слово о усопших). «Бог по премудрому и праведному Своему провидению особенно хранит жизнь и устраивает благополучие почитающих родителей на земле; к совершенному же награждению совершенной добродетели дарует безсмертную и блаженную жизнь в отечестве небесном». «Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столько тяжек грех непочтения к ним. Посему в законе Моисеевом за злословие против отца и матери положена была смертная казнь» (Исх. 21, 16-17).

Подобного, глубочайшего по смыслу обоснования самой сути детско-родительских взаимоотношений, мы не найдем ни в светской литературе, ни в публицистике, ни в научной мысли. И сегодня, когда мы говорим об актуальности возрождения института семьи во всех его проявлениях, мы просто обязаны обратиться к лучшим традициям отечественного образования и православной педагогики.

Эта проблематика требует широкого, в том числе и научного, осмысления. Поэтому мы должны внимательнее подойти к изучению святоотеческого наследия. В противном случае никогда не получим истинной исторической картины, а соответственно, не сможем начать поступательно и верно выстраивать наше понимание настоящих вопросов.

Поэтому в вопросах понимания сути самого понятия семьи и таинственной и священной системы взаимоотношений внутри нее нам представляется важным объединение усилий Православной Церкви, ученых, практикующих педагогов, руководителей органов управления образования, да и широкой общественности в целом.

 

А.В. Морозов,

кандидат педагогических наук

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" январь-февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: РУССКИЕ ПАСТЫРИ - СВЯТЫЕ ВОЖДИ НРАВСТВЕННОСТИ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ВОПЛОЩЕНИЕ ХРИСТОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Памятные даты
«СЕМЬЯ: ЕЕ ПРОЧНОСТЬ, ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВЕСЬ СТРОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А.А. ФУРСЕНКО, министр образования и науки Российской Федерации: ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА
Архиепископ Верейский Евгений: СУПРУЖЕСТВО – ЭТО ЖЕРТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ
Митрополит Ловчанский Гавриил: ЕСЛИ ВЫ ПРОСЛАВЛЯЕТЕ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ, ЗНАЧИТ ОНИ ВАС БЕЗ ПОМОЩИ НЕ ОСТАВЯТ
П.В.Хорошилов, Н.И. Булаев, Н.А. Панков: ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА
Г.С. Полтавченко: УЧАСТНИКАМ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ВРУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ «НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ»
«НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ»
ДЕЛА ДОБРЫЕ
Свт. Игнатий Брянчанинов: ИЗ «АСКЕТИЧЕСКИХ ОПЫТОВ» СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: ВОСПИТАЙТЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОСЛУШАНИЕ И ТРУДОЛЮБИЕ
Л.М. Донченко: «СИМФОНИЯ...» УЧИТ ЖИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ
Ю.В. Нефедова: «ОБЩЕНИЕ – УЧИЛИЩЕ САМОПОЗНАНИЯ»
А.В. Морозов: КАК СТРОИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Т.А. Шевченко: РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О СЕМЬЕ
С.В. Меньшенина: РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬЕ
В.И. Даль: КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
М.И.Кутузов: «ТРУДНО ОСТАНОВИТЬ НАРОД, ГОТОВЫЙ ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЮ ДЛЯ РОДИНЫ…»
С.Т. Аксаков: «ВЫЗДОРОВЛЕНЬЕ МОЕ СЧИТАЛОСЬ ЧУДОМ»
В.А.Солоухин: О ТВОРЧЕСТВЕ С.Т. АКСАКОВА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" январь-февраль 2008 г.
стр. 48
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011