На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: январь-февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Нефедова Юлия Викторовна /Кандидат педагогических наук, Методист Московской педагогической академии
Нефедова Юлия Викторовна
Кандидат педагогических наук
Методист Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Домостроение

«ОБЩЕНИЕ – УЧИЛИЩЕ САМОПОЗНАНИЯ»

Предыдущая Следующая

 

Доклад на форуме «Глинские чтения» 30 января 2008 г.

 

Будущее семейное счастье человека закладывается уже в родительском доме, так как именно отец и мать «собственным добрым примером и удалением от худых примеров сторонних» (святитель Феофан Затворник) образуют нрав ребенка, передают ему способы взаимодействия и взаимообщения с другими людьми. «Родители должны жить благочестиво, ибо дети внимают более поступкам, чем наставлениям», — читаем у схиархимандрита Иоанна (Маслова) в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».

Святитель Феофан Затворник в своем труде «Начертание христианского нравоучения» писал о том, что «каждый рождается с самостью или семенем всех возможных страстей». Как будут развиваться эти семена, зависит в немалой степени от подражания образцам родительского поведения. Поэтому на родителях и наставниках лежит серьезная ответственность за те принципы общения, которые они воспитывают у детей примерами собственного поведения.

В своем наставлении святитель Феофан формулирует основное правило, которого должен придерживаться каждый христианин, вступающий в общение. Оно звучит так: «Охотно входи в отношения с другими, равно и сам себя держи так, чтобы всякий без робости, с открытым сердцем, мог приступить к тебе». «Отчуждённость, — читаем у святителя, — есть уродливость сердца».

По словам святитителя Феофана Затворника, «общение — училище самопознания».

Как же необходимо христианину проявлять себя, взаимодействуя с другими людьми? У святителя мы находим описание следующих принципов взаимообщения.

1. «Проявлять искреннее радушие, то есть от сердца принимать всякого, чувствовать себя довольным, истинно осчастливленным посещением другого. Нехорошо скучать и досадовать».

2. «Быть любезным, то есть надо сделать, чтобы другому с нами было хорошо, чтобы он находил у нас приятность, оживал, хорошо настраивался и никогда не отходил невесёлым. Для этого нужны сговорчивость, приветливость, ласка.

Без этого человек — тяжёлый. И сам тяготится, и других тяготит».

В целом ряде произведений классической русской литературы мы можем найти образцы радушия и любезности.

Так, Петр Андреевич Гринев в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», прибыв в Белогорскую крепость, отмечает, что Василиса Егоровна, жена коменданта, приняла его просто и радушно и обошлась с ним, «как бы век была знакома».

Особым расположением ко всем приезжавшим отличались старосветские помещики. Н.В. Гоголь так описывает превосходные черты их во взаимообщении: «Даже тогда, когда бричка моя подъезжала к крыльцу этого домика, душа принимала удивительно приятное и спокойное состояние; лошади весело подкатывали под крыльцо, кучер преспокойно слезал с козел и набивал трубку, как будто бы он приезжал в собственный дом свой, самый лай, который поднимали флегматические барбосы, бровки и жучки, был приятен моим ушам. Но более всего мне нравились владетели этих скромных уголков, старички, старушки, заботливо вы ходившие навстречу… На лицах у них всегда была написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие, что невольно отказываешься, хотя, по крайней мере, на короткое время, от всех дерзких мечтаний…» Такова сила искреннего радушия и любезности, что способна даже останавливать нежелательные человеческие порывы.

3. Скромность.

«Надо скрывать свои преимущества, – учит святитель, – и, напротив, возвышать над собою другого».

Скромность препятствует развитию самолюбия. В труде отца Иоанна (Мас-лова) «Симфония по трудам святителя Тихона Задонского» читаем: «Чрез самолюбие человек противится всему закону Божию; весь бо закон и Пророцы в сих двух заповедях состоят, по словеси Христову: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем, и прочая, и ближняго твоего, якоже себе самого». Н.Е. Пестов в книге «Солдат Володя» пишет, как юноша рассказывает о своем ранении и

мужественном поведении как о чем-то самом обыкновенном, естественном, нисколько не выделяющим его среди других людей. Н.Е. Пестов называет солдата «скромным героем нашей Родины» и видит в этой скромности проявление духовного величия «так много страдавшего и исполненного героизма мальчика».

4. Кроткое миролюбие . Святитель Феофан поясняет: «Ни сам не оскорбляйся, ни другого не оскорбляй, а умей содержать сердце своё всегда в союзе с другими.

Миролюбие и само мирится с другими, и других мирит, как миротворение, или даже не замечает оскорблений, как кротость. Кроткое миролюбие исключает оскорбительность, вспыльчивость, гневливость, взыскательность, непримиримость».

В «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» сказано: «Как огонь огнем не гасится, так и гнев гневом не побеждается, но только разжигается; а кротостию часто и самые свирепые враги преклоняются, умягчаются и примиряются». Вот почему кротость определяется как «плод духовной мудрости».

5. Уступчивая тихость . «Встречается ум с умом, воля с волей. Если всякий стоит на своём, разражается спор и разногласие, – пишет святитель Феофан Затворник. – Тихонравный не то, чтобы не любил истины, но, открывши её, скромно уклонялся от упорной настойчивости там, где не совсем любят истину, ради ненарушения мира, в ожидании благоприятнейшего ко вразумлению случая. Уступчивая тихость исключает такие проявления поведения, как вздорность, неуступчивость, спорливость». И кроткое миролюбие, и уступчивую тихость мы находим у одного из персонажей повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», полковника Егора Ильича Ростанева, человека богатырской наружности, высокого и стройного, с голосом громким, звонким и при всем этом – утонченно деликатного. Вот как характеризует его писатель: «Это был один из благороднейших и целомудренных сердцем людей, которые даже стыдятся предположить в другом человеке дурное, торопливо наряжают своих ближних во все добродетели, радуются чужому успеху, а при неудачах прежде всех обвиняют самих себя… Шуму и крику в доме он боялся как огня и тотчас же всем уступал и всему подчинялся. Уступал он из какого-то застенчивого добродушия, из какой-то стыдливой деликатности, говоря при этом: «…Чтоб уж так…чтоб уж все были довольны и счастливы!» Перед своей матерью, воцарившейся в его тихом доме, капризной и непредсказуемой, он считал своею обязанностью благоговеть уже потому только, что она была мать его. По мнению самого Ф.М. Достоевского, это «характер вполне русский и плохо до сих пор указанный русской литературой».

6. Истинолюбие. «Откровенно и истинно выставляй вещи так, как они есть и как убеждён. Нужно избегать лукавой лжи, обмана, хитросплетений».

Мысль святителя Феофана продолжает «Симфония...»: «Истина отражается в слове Божием, как в зеркале. Истина пребывает вовек. Истинность присуща духовной мудрости». Святитель Феофан Затворник обращает наше внимание на то, что «вне духовного опыта, всякий человек судит по себе, по своим наличным познаниям и своему настроению, и в этом извращает истину». Возвращение человека к истине лежит через его восстановление благодатью.

7. Благоразумное слово. «Цель взаимообщения не одно удовольствие, а, главным образом, взаимное созидание во благо», иными словами, благоразумное слово направлено на взаимное нравственное совершенствование. И здесь «нужно уметь говорить и уметь молчать. Противоположностью благоразумного слова являются праздное пустословие, шутки да остроты».

8. Хранение тайн. «При взаимных встречах, – читаем у святителя Феофана Затворника, – происходит непрерывный обмен мыслями и сведениями. Для сохранения мира, что узнано от одного, не передавай другому без нужды, особенно когда это может быть вредным. Держи себя так, будто не слыхал ничего. Если кому-то вверяется тайна с условием молчать, то он, передавая её, является бессовестным предателем».

Но как воспитать те добрые качества, которые лежат в основе каждого из принципов? Святитель Феофан наставляет: «Способ, как внедряет человек в сердце свое добрые расположения, состоит в немилосердном самопринуждении. Тогда уже то доброе, к которому нудил себя человек сначала, становится внедренным в его дух и как бы природным. То же надо сказать о смирении, безгневии и прочих добрых расположениях: все они при труде и поте с молитвою, благодатию Божиею напечатлеваются в душе». Таким образом, наставникам нужно приложить колоссальные усилия и неутомимую прилежность, чтобы воспитать в себе и в детях добрые качества.

«Цель взаимообщения – образование христианской любви. Где этого нет – там вражда. Из взаимообщения, – читаем у святителя, – мы получаем благодетелей, друзей и врагов. К друзьям и благодетелям мы бываем сердечно привязаны, но эта привязанность не должна стать исключительной, не должна исключать других и отчуждать от них».

«Во взаимообщении важно уметь быть благодарным. Кто людям благодарен, тот благодарит и Бога. Благодарность – знак духа смиренного и Богу преданного».

«Друга и благодетеля, – наставляет святитель Феофан, – какого имеешь, храни и береги, как зеницу ока, и своими оплошностями не доведи себя до потери его, ибо старый лучше новых. Разрыв с другом опасен для нравственности». «Так как друзья – лица дорогие, то должно быть очень осторожным в избрании их».

А что делать нам с врагами? И на этот вопрос мы находим ответ у святителя Феофана. «Христианин не должен быть врагом сам никому и, сколько есть сил, со всеми быть в мире. Если каким-нибудь образом нажит враждующий, не лишай его любви, а всячески старайся помириться с ним со всеми уступками. Мстить же ни под каким видом не должно. Пусть он и не мирится, ты будь ему брат и делай всё, что делаешь любимому. Нужно помнить, что любовь ко врагам есть самая верная проба любви христианской».

Вот принципы взаимообщения, о которых важно знать каждому педагогу, каждому родителю для того, чтобы направить усилия на воспитание в детях важных качеств, необходимых для плодотворного взаимодействия и в семье и в обществе.

 

Ю.В. Нефедова,

кандидат педагогических наук,

методист Московской педагогической академии

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" январь-февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: РУССКИЕ ПАСТЫРИ - СВЯТЫЕ ВОЖДИ НРАВСТВЕННОСТИ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ВОПЛОЩЕНИЕ ХРИСТОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Памятные даты
«СЕМЬЯ: ЕЕ ПРОЧНОСТЬ, ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВЕСЬ СТРОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А.А. ФУРСЕНКО, министр образования и науки Российской Федерации: ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА
Архиепископ Верейский Евгений: СУПРУЖЕСТВО – ЭТО ЖЕРТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ
Митрополит Ловчанский Гавриил: ЕСЛИ ВЫ ПРОСЛАВЛЯЕТЕ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ, ЗНАЧИТ ОНИ ВАС БЕЗ ПОМОЩИ НЕ ОСТАВЯТ
П.В.Хорошилов, Н.И. Булаев, Н.А. Панков: ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА
Г.С. Полтавченко: УЧАСТНИКАМ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ВРУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ «НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ»
«НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ»
ДЕЛА ДОБРЫЕ
Свт. Игнатий Брянчанинов: ИЗ «АСКЕТИЧЕСКИХ ОПЫТОВ» СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: ВОСПИТАЙТЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОСЛУШАНИЕ И ТРУДОЛЮБИЕ
Л.М. Донченко: «СИМФОНИЯ...» УЧИТ ЖИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ
Ю.В. Нефедова: «ОБЩЕНИЕ – УЧИЛИЩЕ САМОПОЗНАНИЯ»
А.В. Морозов: КАК СТРОИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Т.А. Шевченко: РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О СЕМЬЕ
С.В. Меньшенина: РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬЕ
В.И. Даль: КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
М.И.Кутузов: «ТРУДНО ОСТАНОВИТЬ НАРОД, ГОТОВЫЙ ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЮ ДЛЯ РОДИНЫ…»
С.Т. Аксаков: «ВЫЗДОРОВЛЕНЬЕ МОЕ СЧИТАЛОСЬ ЧУДОМ»
В.А.Солоухин: О ТВОРЧЕСТВЕ С.Т. АКСАКОВА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" январь-февраль 2008 г.
стр. 43
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011