На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: январь-февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Меньшенина Светлана Витальевна /Кандидат педагогических наук, Доцент, Преподаватель Московской педагогической академии
Меньшенина Светлана Витальевна
Кандидат педагогических наук
Доцент
Преподаватель Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Глаголы жизни вечной

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬЕ

Предыдущая Следующая

 

Доклад на форуме «Глинские чтения» 30 января 2008 г.

 

Как должно строиться общение в семье и каким правилам должно быть подчинено речевое поведение каждого из ее членов?

Святые отцы Церкви – святители Филарет Московский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, Иоанн Златоуст – оставили нам свод духовно-нравственных законов, которыми мы должны руководствоваться в жизни. Среди них есть и наставления, которые учат нас общению в семье. В текстах древнерусской литературы, пословицах, поговорках также отразились основные правила речевого поведения в семье.

Святитель Феофан Затворник считал, что в семье особенно внимательно нужно относиться к слову. Ведь слово, закону Божию согласное, есть добродетель, а значит, слово должно объединять семью.

В семье должно сохраняться почитание младшими старших, и выражается это в умении быть кротким (Глаза держать книзу, а душу ввысь); больше слушать, нежели говорить. Это требование отражено в многочисленных поговорках, пословицах, афоризмах («Слово – серебро, молчание – золото»; «Знай боле, да говори менее»; «Мало говоря, больше услышишь»).

Одна из главных целей супружества и источник семейных радостей – дети. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает образ, глядя на который радуются Бог и люди»; «Кто небрежен к своим детям, тот, хотя в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех»; «Все у нас должно быть второстепенным по сравнению с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем».

По словам святителя Феофана Затворника, «воспитание – дело главнейшее, многотрудное и многоплодное. Заботиться нужно о теле, чтобы оно было и крепко, и живо, и легко, но самое главное – это воспитание духа… Нрав ничем так не воспитывается, как собственным добрым примером и удалением от худых примеров сторонних».

Очень важно, чтобы в семье дети не слышали брани, ссор. Ведь то, что говорят уста, зависит от состояния сердца, ибо «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34).

Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Если у человека сердце переполнено грехом, то льется из него сквернословие неудержимым потоком. Такой родитель является виновником гибели не только своей души, но и душ своих ближних, поскольку сквернословие может располагать их к подражанию.

Как важно, чтобы дети слышали благочестивые беседы родителей. Всегда на Руси осуждались брань, наветы, клевета, даже громкая и крикливая речь. Грубость в речи и многословие, хула за глаза и в глаза считалась большим грехом. Добродетелью слыла хвала. В древнерусском тексте «Наставления отца к сыну» читаем: «Сын мой, если хочешь достичь многого в глазах Бога и людей, то будь ко всем почтителен и добр ко всякому человеку и за глаза и в глаза. Если над кем-нибудь смеются, то похвали его и полюби...» Доброе слово — первое, с чем надлежит обратиться к человеку. «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите», — велит Владимир Мономах. «Лжи остерегайтесь и пьянства и блуда, от того ведь душа погибает и тело» («Поучения Владимира Мономаха»).

Для матери было естественным относиться к своим детям без раздражения, но с любовью и нежностью. Преподобный Серафим Саровский так говорил о самоотверженной и нежной любви матери к своим детям: «Чадолюбивая мать не в свое угождение живет, но в угождение детей, ... обувает, согревает, питает, промывает, утешает и со всех сторон старается дух их покоить...»

Когда мать все делает с любовью, дети это непременно чувствуют и бывают благорасположены к матери своей. Мать способна детей не только словом утешить, но даже интонацией, ибо ребенок не только слова слышит, но и, прежде всего, то, как произносит слово мать: с лаской и любовью, с искренним участием и нежностью. Интонация — это то, что сопровождает слово, речь, а значит, ребенок усваивает не только содержание, но и чувство, с которым произносится это слово. Одна российская писательница, несколько лет прожившая за границей, на вопрос, что изменилось в России, ответила: «Изменилась интонация: она стала тусклой, невыразительной, холодной, развязной, стали подражать западной интонации...» А ведь русская речь всегда отличалась напевностью, плавностью, выразительностью интонации.

Не менее важным было в семье отношение к поведению во время молитвы. Святитель Филарет Московский так пишет об этом: «... во время молитвы надобно, чтобы благоговение выражалось во всех ваших словах и движениях. Приучайте ребенка подражать вам, приучайте слушать или читать молитвы с благоговением и в почтительном положении; он не поймет еще всех слов в молитве, но поймет чувство, выражаемое поникновением головы, крестным знамением, коленопреклонением; наружное движение действует на его внутренность...»

На поведение ребенка, в том числе речевое, большое влияние оказывает чтение. Святитель Филарет обращает внимание на то, что научившегося читать ребенка надо в чтении наставлять, надо выбирать то, что следует читать.

Известно, что для христианской семьи было обычным собираться вместе за одним столом, когда вместе не только обедали, но и общались. Сейчас же это становится довольно редким явлением: в силу занятости каждого из членов семьи отсутствует настроенность на совместное времяпрепровождение, более того, на совместное проживание. Исчезает привычка делиться своими проблемами, пользоваться советами старших в семье, получать поддержку от близких, а значит чувствовать себя частью своей семьи. Это говорит о том, что из нашей семейной культуры исчезают вековые традиции. Как часто общение между родителями и их детьми в современной семье сводится лишь к формальному вопросу «как дела?» и такому же формальному, ничего не выражающему ответу «нормально». А среди жанров семейного общения вместо доверительной беседы, мудрого совета или доброго поучения преобладают приказ («замолчи сейчас же», «выключи немедленно»), обвинение («ты постоянно опаздываешь», «вечно ты все теряешь»).

В христианской традиции речевое поведение детей формировалось покорностью и почтением. Как пишет святитель Феофан, «чествуя родителей, ребенок всячески остерегается оскорбить их словами и поступками. Оскорбление родителей очень опасно, поскольку это может отдалить их друг от друга. Чтящий родителей будет всячески заботиться о них и своим поведением радовать их, величать и всячески защищать их от неправды и осуждений».

В книге Притчей Соломоновых находим мы рассуждения о наказании детей: «Наказуй сына твоего, тако бо будет благонадежен» (Притч. 19,18). Наказуй – значит: учи, давай полезные наставления, но также и наказывай за проступки. И в то же время устанавливается предел суровости родительского наставления и строгости наказания: «Не действуй с досадой и раздражением, и не возбуждай досады и раздражения… Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением».

Покорность и почтение всегда соединялись с важностью для детей родительского благословения. Святитель Филарет Московский в «Учении о семейной жизни» пишет: «Благословение по своему имени происходит от благого слова. Если же хотите доискиваться, откуда происходит благое слово, где первоначальный его источник и глубочайший корень его силы, то найдете у Божественного мудреца Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1, 1). Далее раскрывается целая философия слова: поскольку человек сотворен по образу Божию, то из сего самого заключить можно, что и в даре слова он получил нечто по образу творческого Слова Божия. Святой Иоанн доводит эту мысль до высочайшей степени знаменательности, когда говорит, что та самая жизнь или сила, которая есть в Боге Слове, соделалась светом человеков. Внутренний свет человека проявляет себя в слове…(Быт. 1, 36, 31). Неудивительно, что и человек, который находится в возвышенном состоянии образа Божия, из полноты веры в Бога Слова … из глубины благости сердечной изрекает слово, и оно действует, оказывается могущественным, творит благо».

Вот почему естественно, важно и сильно благословение родительское, особенно же если благочестием возвышается до силы благодатной. «Дети должны дорожить благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством, ибо через оное по вере можете получить благословение Отца», – говорит святитель Филарет.

Семья – это и родные: братья, сестры, бабушки, дедушки. По словам святителя Феофана, в человеке изначально живет чувство любви к сестрам и братьям. А из нее рождаются крепкий мир и согласие, неиссякаемый источник взаимных радостей, веселья родителей и всего семейства. Самое великое несчастье – это ссора между братьями и сестрами, когда каждый начинает жить обособленно, – а от этого сила дома слабеет и, наконец, он рушится совсем. Очень важно при этом уметь восстановить отношения, уметь искренне попросить прощения. У христиан есть очень мудрый день, называемый Прощеное воскресение.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своем труде «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», описывая обряды Великого поста, так пишет о покаянной молитве: «Как иноки, так и миряне в «Прощеное воскресенье» в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения. Этот день носил название «Прощеного дня» или «Целовальника». Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками – своими духовными отцами… В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На масленице россияне … посещают друг друга, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, – хотя бы никогда прежде не видались, – целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуй»; другой отвечает: «Бог простит».

Так, святоотеческая литература и древнейшие памятники русской литературы позволяют представить себе истоки русской речевой традиции, в том числе традиции семейного общения, – и традиции эти глубоко нравственные и по-житейски разумные.

Они подразумевают кротость, смирение, любовь к ближнему, уважение к нему, запрет на лживое и клеветническое слово. Речь во всех отношениях должна быть сдержанной, не допускаются крик, раздражение, презрительное отношение, осуждение и всякая хула. Всегда считалось важным соблюдение в речи иерархии отношений – почитание старших младшими, умение слушать и слышать другого. Так речевые образцы полностью отражали систему ценностей отечественной культуры.

Христианские заповеди – те вечные ориентиры, которые помогают задуматься над своим поведением, помогают строить отношения в семье на основе любви и уважения. А слово – тот проводник, через который устанавливаются мир и гармония как в отдельной семье, так и в обществе в целом. Именно в семье воспитывается бережное отношение к слову, к родному языку. Именно в семье ребенок учится общаться, учится правилам общежития.

С.В. Меньшенина,

кандидат педагогических наук

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" январь-февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: РУССКИЕ ПАСТЫРИ - СВЯТЫЕ ВОЖДИ НРАВСТВЕННОСТИ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ВОПЛОЩЕНИЕ ХРИСТОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Памятные даты
«СЕМЬЯ: ЕЕ ПРОЧНОСТЬ, ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВЕСЬ СТРОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А.А. ФУРСЕНКО, министр образования и науки Российской Федерации: ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА
Архиепископ Верейский Евгений: СУПРУЖЕСТВО – ЭТО ЖЕРТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ
Митрополит Ловчанский Гавриил: ЕСЛИ ВЫ ПРОСЛАВЛЯЕТЕ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ, ЗНАЧИТ ОНИ ВАС БЕЗ ПОМОЩИ НЕ ОСТАВЯТ
П.В.Хорошилов, Н.И. Булаев, Н.А. Панков: ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА
Г.С. Полтавченко: УЧАСТНИКАМ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ВРУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ «НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ»
«НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ»
ДЕЛА ДОБРЫЕ
Свт. Игнатий Брянчанинов: ИЗ «АСКЕТИЧЕСКИХ ОПЫТОВ» СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: ВОСПИТАЙТЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОСЛУШАНИЕ И ТРУДОЛЮБИЕ
Л.М. Донченко: «СИМФОНИЯ...» УЧИТ ЖИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ
Ю.В. Нефедова: «ОБЩЕНИЕ – УЧИЛИЩЕ САМОПОЗНАНИЯ»
А.В. Морозов: КАК СТРОИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Т.А. Шевченко: РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О СЕМЬЕ
С.В. Меньшенина: РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬЕ
В.И. Даль: КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
М.И.Кутузов: «ТРУДНО ОСТАНОВИТЬ НАРОД, ГОТОВЫЙ ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЮ ДЛЯ РОДИНЫ…»
С.Т. Аксаков: «ВЫЗДОРОВЛЕНЬЕ МОЕ СЧИТАЛОСЬ ЧУДОМ»
В.А.Солоухин: О ТВОРЧЕСТВЕ С.Т. АКСАКОВА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" январь-февраль 2008 г.
стр. 58
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011