На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: январь-февраль 2008 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Толковый педагогический словарь

ДЕЛА ДОБРЫЕ

Предыдущая Следующая

  

Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна

(Маслова)

 

ДОБРЫЕ ДЕЛА ПОКАЗЫВАЮТ ПОДОБИЕ БОЖИЕ

Добрыми бо делами, от чиста сердца и веры нелицемерныя происходящими, показует в себе подобие свое, которым Богу сообразуется, яко образ первообразному. Бог есть свят, любителен, истинен, щедр, милостив, благ, кроток, долготерпелив, и проч.: и христианин, когда Ему сообразуется добродетельми, подает свидетельство имеющагося в нем образа Божия, в котором доброта и красота душевная состоит.

 

ДОБРЫЕ ДЕЛА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О КРАСОТЕ ДУШИ

Знамение душевныя красоты есть свидетельство «добрых дел», нелицемерно от сердца происходящих, как-то: чистоты, любви, смирения, терпения, кротости, истины, милосердия, молитвы – всякого добра ходатаицы, и прочих.

Добрыми делами нужно украшать душу.

Добрые дела особенно нужны после покаяния, так как без них не бывает истинного покаяния.

 

ДЕЛА ДОБРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ, ТАК КАК ИМИ ВЫРАЖАЕМ БЛАГОДАРНОСТЬ БОГУ

Одолжаемся добрые дела творить, да засвидетельствуем Богу, Благодетелю нашему, сердечную нашу благо-

дарность... Благодарность истинная требует не токмо устнаго исповедания и прославления благодетеля, но и сердечныя к нему любве. Любовь же познается от творения заповедей Его святых. «Аще кто любит Мя, – глаголет Христос, – слово Мое соблюдет» (Ин. 14, 23). И благодарение устное без сердечного любления не иное что, как лицемерие есть. «Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене».

 

ДЕЛА ДОБРЫЕ БЕЗ ДОБРОГО СЕРДЦА НЕ БЫВАЮТ

От сердца добрая дела произыдут, когда доброе сердце будет: а без добраго сердца добрыя дела быть не могут, как и от гнилого и смердящего источника не может тещи, как гнилая и смердящая вода. Исправи убо сердце и волю твою, и будеши добр, будеши истинный христианин, будеши новая тварь. Всяк бо от воли и сердца или добр, или зол есть. Когда сердце и воля добра, то и человек добр: когда сердце и воля зла, то и человек зол.

 

БОГ СМОТРИТ НЕ НА ВНЕШНЕЕ, А НА СЕРДЕЧНОЕ НАМЕРЕНИЕ

Бог не на внешние дела смотрит, но на сердце человеческое, от какого сердца и на какий конец дела творятся, и так по тому и судит.

Не все то доброе дело, что очесам человеческим кажется доброе быть. Доброе дело от доброго конца быть судится. Почему, хотя и добро делается, но не на добрый конец, доброе быть не может. Творят часто и лицемеры добрыя свои дела; часто молятся, воздыхают, еще и плачут, дают обильные милостыни, показуют знаки смирения, облекаются в рубища, преклоняют главы свои, тихо говорят, грешниками себя называют и, по видимому образу, благочестие показуют: но «силы его отвергаются». Ибо творят дела свои, да «видимы будут от человек»; почему дела их отвергаются от Бога, Который сердце и намерение всякого знает, и по тому всякое дело судит. Сего ради, тое только дело доброе, подлинно доброе, которое добре делается. Добре же делается тогда, когда от веры и на добрый конец делается.

 

ДЕЛА ДОБРЫЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ В ДУШЕ ТВОРЯЩЕГО

Потщимся осматривать себя и в добрых делах наших, да не неключимы будут пред Богом, и мы с ними непотребни явимся; все, что ни творим, да будет во славу Божию и пользу ближняго нашего. Доброе дело от конца познается, а не от самаго дела. Когда конец добрый есть добраго дела, то и дело добро, когда конец злой, то и дело порочится, хотя бы и доброе казалося. Но надобно сердце прежде исправить, чтобы о славе Божией, а не о своей замышляло, и о пользе ближняго; и тогда от праваго сердца, как от добраго древа добрые плоды, добрые дела происходить будут.

 

ДЕЛАМИ ДОБРЫМИ НЕ ПРЕВОЗНОСИТЬСЯ

Делами добрыми... сотворенными не будем хвалиться и возноситься; но, помышляя о немощи нашей, признавать будем, что от себя и помыслить и хотеть, не токмо творить, ничего богоугоднаго не можем. Надобно Самому Богу и помысл, и хотение, и начинание доброе в нас действовать, как выше сказано.

 

ДЕЛА ДОБРЫЕ ПРИПИСЫВАТЬ ХРИСТУ

Уды телесные суть орудия главы, глава бо все делает, но чрез уды своя: тако христиане суть орудия главы – Христа, Который чрез них добрые дела делает. Что уды добре делают, тое главе приписуется: тако должно все Христу приписывать, что христиане добре делают.

Древо доброе приносит плоды хозяину и прочим людям: тако добрый христианин творит добрыя дела для славы имене Божия и пользы ближних своих. Добрые плоды добраго древа, хотя и висят и ноказуются быть на древе, однакож не древу самому, но семени доброму, от котораго древо произрасло, приписуются: тако и добрыя дела, хотя и творит их добрый христианин, благому и человеколюбивому Богу должно восписывать, Который доброе семя на сердце человеческом посеял, и добрым его сделал, помогает ему и укрепляет его добро творити: без Бога бо и добрым быть и добро творить не возможно, по словеси Господню: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5).

 

ДЕЛО ДОБРОЕ ДЕЛАТЬ РАДИ БОГА

Какое дело доброе делаешь, то во славу Божию делай, ради Бога, понеже Бог велит добро делать. Такожде, когда от зла уклоняешися, ради Бога уклоняйся, понеже Бог ненавидит зла, и велит нам от того убегать, якоже глаголет: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Иначе доброе дело порочится, когда или ради славы суетной, или иной какой подобной причины делается. Например, любить ближняго, милость делать, терпеть, прощать ближнему обиду и прочая, ради Бога должно, понеже Бог так приказал, такоже от зла от клоняться, например, не злобиться, не гневиться на ближнего, не злословить, не осуждать, не клеветать, не красти, не творити блуда и прочаго, ради Бога должно, понеже запретил все сие Бог, и злом раздражается.

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" январь-февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: РУССКИЕ ПАСТЫРИ - СВЯТЫЕ ВОЖДИ НРАВСТВЕННОСТИ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ВОПЛОЩЕНИЕ ХРИСТОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Памятные даты
«СЕМЬЯ: ЕЕ ПРОЧНОСТЬ, ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВЕСЬ СТРОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А.А. ФУРСЕНКО, министр образования и науки Российской Федерации: ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА
Архиепископ Верейский Евгений: СУПРУЖЕСТВО – ЭТО ЖЕРТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ
Митрополит Ловчанский Гавриил: ЕСЛИ ВЫ ПРОСЛАВЛЯЕТЕ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ, ЗНАЧИТ ОНИ ВАС БЕЗ ПОМОЩИ НЕ ОСТАВЯТ
П.В.Хорошилов, Н.И. Булаев, Н.А. Панков: ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА
Г.С. Полтавченко: УЧАСТНИКАМ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ВРУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ «НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ»
«НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ»
ДЕЛА ДОБРЫЕ
Свт. Игнатий Брянчанинов: ИЗ «АСКЕТИЧЕСКИХ ОПЫТОВ» СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: ВОСПИТАЙТЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОСЛУШАНИЕ И ТРУДОЛЮБИЕ
Л.М. Донченко: «СИМФОНИЯ...» УЧИТ ЖИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ
Ю.В. Нефедова: «ОБЩЕНИЕ – УЧИЛИЩЕ САМОПОЗНАНИЯ»
А.В. Морозов: КАК СТРОИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Т.А. Шевченко: РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О СЕМЬЕ
С.В. Меньшенина: РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬЕ
В.И. Даль: КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
М.И.Кутузов: «ТРУДНО ОСТАНОВИТЬ НАРОД, ГОТОВЫЙ ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЮ ДЛЯ РОДИНЫ…»
С.Т. Аксаков: «ВЫЗДОРОВЛЕНЬЕ МОЕ СЧИТАЛОСЬ ЧУДОМ»
В.А.Солоухин: О ТВОРЧЕСТВЕ С.Т. АКСАКОВА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" январь-февраль 2008 г.
стр. 25
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011