На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: март 2008 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Паломничество

ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ

Предыдущая Следующая

 

Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов)... Эти имена говорят сами за себя. Великие старцы великой Глинской пустыни, просиявшие во мраке богоотступнического XX века и просветившие тьму неверия живым словом Божиим...

Недавно сестры нашей обители побывали в Грузии. Их целью было собрать как можно больше сведений о жизни и подвигах старцев Глинской пустыни, проведших здесь несколько десятилетий. По рассказам очевидцев, почти все они поселились в Грузии в 60-х годах прошлого столетия. Их родная обитель к этому времени была в очередной раз закрыта богоборческими властями. Русских монахов сразу заметили, причем как высшее духовенство Грузии, так и простые верующие. Старцы привлекали внимание строгостью своей аскетической жизни и зрелостью духовных рассуждений. Вокруг старцев быстро образовалась община, состоявшая из монашествующих и мирян, стремившихся жить по Евангелию. Подвижники ревностно исполняли то служение, к которому призвал их Божий Промысл, окормляя свое «малое стадо». Сестрам удалось встретиться с бывшими келейниками старцев - живыми свидетелями их подвигов. Они рассказали много неизвестных эпизодов из жизни Глинских подвижников.

«Имя мое Серафим»

 

Митрополит Зиновий (Мажуга), настоятель храма святого Александра Невского в Тбилиси, был, несмотря на архиерейский сан, человеком необычайной скромности. Жил при храме, в маленьком домике, в котором было всего две небольших комнатки. Одна из них служила ему кельей, а в другой он принимал многочисленных посетителей. Верующие запомнили своего владыку как мягкого, доброго пастыря, радушного хозяина, который каждого, кто к нему приходил, ласково принимал, непременно выслушивал, утешал, наставлял, молился за него и никого не отпускал, не угостив хотя бы чашкой чая.

В Тбилиси сестрам посчастливилось познакомиться с протоиереем Павлом Косачом, который в течение 35 лет был ближайшим помощником митрополита Зиновия. Он рассказал, что большинство верующих считали митрополита святым еще при жизни. И это не удивительно: смирение и кротость архипастыря были необычайными. Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Давид V, очень почитавший Владыку, не раз предлагал ему сменить свою убогую келейку при храме на подобающую его сану резиденцию, но тот всегда отказывался.

Смирению владыка Зиновий прилежал с юных лет. Еще в начале своего иноческого пути, в Глинской пустыни, он всячески понуждал себя к исполнению этой добродетели. Так, сохранилось воспоминание, что когда он был новоначальным послушником, ему не давалось никакое послушание: отовсюду его гнали, постоянно укоряли, жаловались на него настоятелю - он все терпел. Наконец, его определили ухаживать за лошадьми, которых он с детства панически боялся. Преодолев страх, он полностью предал себя воле Божией и вскоре не только начал справляться с порученным ему делом, но даже и полюбил свое послушание. Терпение и молитва молодого послушника победили все трудности.

Один юродивый глинский монах предрек монастырскому конюху, что тот станет великим человеком. Когда однажды к нему привели будущего митрополита, блаженный воскликнул: «Зачем вы подвели ко мне эту лошадиную голову, ведь он будет великим человеком, и я недостоин того, чтобы он посетил меня». Братья не поняли слов юродивого, не понял их тогда и владыка Зиновий. Но он вспомнил пророчество, когда был возведен в сан архиерея. Однако прежде чем слова юродивого сбылись, прошло много тяжелых и скорбных лет подвижничества. Тюрьма, ссылка, во время которой владыка подорвал на непосильных работах здоровье. Холод, голод, издевательства охранников, преследования властей...

Однако все это не ожесточило души митрополита Зиновия: напротив, когда он вспоминал о скорбных обстоятельствах своей жизни, лицо его всегда просветлялось, старец говорил близким ему людям, что никогда не скорбел, но радовался испытаниям, принимая их, как от руки Божией.

Сохранилось много свидетельств прозорливости святителя, по молитвам митрополита Зиновия многие получали избавление от болезней и утешение в жизненных скорбях. С теми же, кто не слушал слов старца, своевольничал, бывало, случались неприятности. Так, однажды митрополит не благословил идти домой одного из своих келейников, велев переночевать в храме. «Ты попадешь в милицию», — сказал он ему. Самоуверенный юноша не послушался, и по дороге на него напали бандиты, начали его избивать. Подоспевшая милиция не стала разбираться — кто прав, кто виноват - в отделение забрали всех. Последующее судебное разбирательство стоило непослушному послушнику многих переживаний.

«Если спрашивать меня, так и слушать, а если не слушать, так незачем приходить ко мне за благословением», — повторял старец. Но такая требовательность сочеталась в нем со смиренным мнением, что сам он — ничто, и всякий разумный совет, исходящий от него, — это действие благодати Божией. Владыка считал, что она подается ему не за его заслуги, а по вере тех, кто обращался за помощью. Он всегда вел людей именно к Богу, а не к себе.

О своей кончине митрополит Зиновий был извещен свыше: накануне сообщил близким ему людям, что скоро отправится к отцу Андронику (умершему 11 лет назад), наказывал приходить к нему на могилку, обращаться со всеми своими скорбями как к живому. Владыка преставился ко Господу в 1985 году. После его кончины у него под кроватью нашли чемодан, в котором было полное схимническое облачение и записка: «Имя мое Серафим». О тайной схиме владыки не знали даже ближайшие его помощники. Похоронили схимитрополита Серафима в его родном храме святого Александра Невского.

 

 

«Духовная мама»

 

Советские власти закрывали Глинскую пустынь дважды: в начале 1920-х годов и в начале 1960-х. После закрытия обители богоборцами ее врата открылись вновь во время Великой Отечественной войны, в 1942-м году. Весть об этом быстро облетела всю страну, проникла даже за тюремные ограды: разбросанные по ссылкам и лагерям верные чада Глинской пустыни устремлялись в нее сразу после освобождения. Те, кому удалось избежать ареста, также не медлили, немало приходило и новоначальных послушников, желавших всей своей жизнью послужить Господу, но не имевших до сих пор такой возможности. Братство быстро разрасталось. В то время в пустыни было два старца - схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш). Первый исправлял погрешности братии с помощью строгих епитимий, назначая дополнительные труды и поклоны, а второй -более кротостью и увещеванием, за что братья дали им соответствующие прозвища: «духовный папа» и «духовная мама». Отец Андроник действительно был необычайно мягок в обращении с людьми, его христианская любовь распространялась на всех без исключения.

 

Материал подготовлен сестрами Екатеринбургского

Ново-Тихвинского женского монастыря

(Продолжение следует)


Источник:      Журнал "Русский инок" март 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «УСТРЕМИМСЯ И ДУХОМ, И ТЕЛОМ К БОГУ!»
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: ПЛОДОНОСНЫЕ ТРУДЫ
Скурат К.Е.: ЭТО ЗНАЧИЛО ПОЙТИ НА ПОДВИГ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «БОГ ОТРЕТ ВСЯКУЮ СЛЕЗУ»
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ: Выписки
Епископ Серпуховский Роман: «К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»
Протоиерей Иосиф Гордеев: «ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»
ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Дорофеева С.П.: КНИГА, СТАВШАЯ МНЕ ДРУГОМ
СВЯТОГОРСКИЙ ЗАТВОРНИК ИОАНН
«ПРОСТИ, ПРОСТИ МЕНЯ, БАТЮШКА»
Вопросы читателям
«ПРИВЕДУТСЯ ДЕВЫ ВСЛЕД ЕЯ»
Духовная помощь
Епископ Рязанский Иустин: Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" март 2008 г.
стр. 55
03.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011