На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: март 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Роман (Гаврилов) /Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии, благочинный монастырей Московской епархии, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни
Роман (Гаврилов)
Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии, благочинный монастырей Московской епархии, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

«К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»

Предыдущая Следующая

 

Сегодня трудно себе представить, что ни один из ныне действующих монастырей Подмосковья, находящихся под окормлением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в советское время не существовал как монашеская обитель. В монастырских зданиях размещались другие организации. В наше время происходит чудо возрождения иноческой жизни в подмосковных монастырях.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия епископ Серпуховский, викарий Московской епархии и благочинный ее монастырей, дал журналу «Русский инок» пространное интервью, в котором затронул различные стороны деятельности современных подмосковных обителей. Беседа с владыкой Романом проходила в Вознесенской Давидовой пустыни, настоятелем которой он является с 2005 года.

— Ваше Преосвященство, что изменилось в положении монастырей Московской епархии за последние годы?

— Сегодня на территории Московской области под непосредственным святительским окормлением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия находятся 24 монастыря — 12 мужских и 12 женских. В годы советской власти в Подмосковье не существовало ни одной из нынешних обителей, кроме ставропигиального монастыря — Троице-Сергиевой Лавры. Потепление в политике государства по отношению к религии и Церкви открыло новую страницу в нашей жизни, позволило возродиться современному монашеству — и мужскому, и женскому. Конечно, все нынешние монастыри и раньше стояли на своем месте, но они были заняты другими хозяевами. Слава Богу, там хоть камни сохранились. Когда решался вопрос о передаче монастырей Церкви, — а они практически все являлись и являются памятниками федерального значения, — владыка митрополит Ювена-лий сказал так: «Мы ни от чего не будем отказываться. Мы будем брать все, что нам предлагают».

Нельзя сказать, что в монастырях Московской епархии сегодня много насельников и насельниц, но постепенно они духовно возрастают. Наш монастырь — Вознесенская Давидова пустынь — был совершенно разорен. Много здесь побывало разных хозяев. А теперь — какое у него убранство, какое благолепие, какая духовная сила! Постепенно все наши монастыри преобразуются.

К монашеству и к монахам всегда тянулся наш православный народ. Монастыри православные люди всегда очень любили. Любят и сейчас и относятся к ним с благоговением. Люди понимают, что в любом монастыре идет очень непростая жизнь. Народ ищет монахов благодатных, ищет старцев. Правда, насельники наших монастырей, как правило, еще очень молоды.

Не скажу, что в наших монастырях никогда не иссякает поток паломников, но в воскресные, в праздничные дни их собирается очень много. В былые времена подмосковные обители имели большое влияние в тех местах, где они были расположены. Создавались монастыри по Промыслу Божию. Преподобный Давид, основавший Вознесенскую Давидову пустынь, пришел сюда из Пафнутьева монастыря. В свое время здесь были дремучие леса и болота. Вокруг монастырей вырастали целые поселения и города.

Прошло уже много времени с тех пор, когда в церковь запрещали ходить. Люди свободно приходят в храмы и монастыри. Есть желающие поступить в обитель. В таких случаях мы, конечно, интересуемся, что привело человека в монастырь. Есть три пути, которыми обычно приходят в обитель. Первый — из любви к Богу. Второй — из желания оставить земное ради Царства Небесного. Третий — из стремления отмолить свои грехи. Слава Богу, люди приходят в монастыри, остаются, спасаются.

Женские обители, как правило, более населенные, чем мужские. Чем это объясняется? Тем, что молодые люди должны вначале исполнить свой гражданский долг, отслужить в армии. Сестрам в этом отношении проще. Они приходят в монастырь иногда еще девочками. Посещают светскую школу, но живут в обители. Потом остаются.

Думаю, что наши монастыри, как и в далекое время, были и будут оплотом Православия.

 

Монастыри — наша надежда.

— Большая надежда. Конечно, все бывает в монастырях, бывают искушения, соблазны. Мирским людям не все понятно в монашеской жизни, но в нее заранее посвятить нельзя. Старец Амвросий очень точно сказал: «Если бы мирские люди знали, какие скорби ждут монаха, никто не пошел бы в монастырь. Но если бы все знали, какие радости ждут монаха, все бы пошли в монастырь».

Православный народ тянется к монастырям. Я ведь свою жизнь тоже начал с посещения монастырей. Еще маленьким мальчиком ездил с бабушкой по обителям. Их было тогда очень немного. Ездили мы в Почаев, в Пюхтицкий монастырь, в Лавру Преподобного Сергия. Сколько себя помню, всегда был в Церкви. Ходил в храм с детства. Всегда знал, что буду священником. Для меня еще в то время все было определено.

Сейчас в наших подмосковных монастырях ведется большая работа — социальная, просветительская. Практически во всех обителях есть воскресные школы, которые готовят будущее пополнение для Церкви. Монастыри не могут сразу все изменить, переломить. Но есть немало людей, которые серьезно, глубоко приходят к вере, к Церкви, и это очень важно. Когда они посещают приходской храм — это одно. Когда приезжают на службу в обитель — это совершенно другое. В монастыре они попадают в иной мир. Господь открывает им новые страницы жизни. Я знаю семьи, которые живут в миру, но стараются свою жизнь строить по заповедям, почти по монашескому общежительному уставу. О требованиях монастырского устава они узнают при общении с монахами, когда приезжают к нам паломниками и приходят на службы вместе с насельниками обители. Одни приезжают во время отпуска, другие во время каникул, третьи, когда их постигают скорби или когда они хотят оградить себя от определенного круга лиц. Надолго человек, конечно, не может оторваться от семьи. А 4-5 дней он в состоянии пожить в монастыре.

 

Если паломники какое-то время живут в монастыре, то, наверное, они не только молятся, но и выполняют послушания.

— Разумеется. В монастырях, как и в семье, каждому послушанию свое время.

 

Какие формы социального служения практикуются в подмосковных монастырях?

— Разнообразные формы. Ведется работа с военнослужащими, с заключенными. Есть колонии, к которым прикреплены монашествующие. Например, женская колония в Можайске. Сложное это дело — работа с заключенными. Иногда нам говорят: пришлите священника-монаха. Или наоборот — пришлите женатого священника. По-разному бывает.

 

Общение с заключенными — это большой соблазн даже для белого духовенства. А тем более для монахов.

— Всех подряд в колонию не посылают. Направляют тех, кто окреп в вере. Тех, кто понимает, где поджидают искушения, соблазны. Слова, которые произносит монах, не должны быть необдуманными. Они должны приносить духовную пользу.

Конечно, братия в монастырях и в прошлом были разные. Были ученые монахи, были неученые монахи, были Христа ради юродивые, которые тоже братию воспитывали. Примеры есть в житиях святых угодников Божиих. Читаешь и думаешь: а как применить это к нашим обителям? Подумать только — какие подвиги люди брали на себя в старых монастырях, какие чудеса совершали! Пока в наших обителях нет таких подвижников, в большинстве своем насельники подмосковных монастырей — достаточно молодые люди. Свой монашеский век они еще только начинают. Но начинают с любовью к Богу, и это самое главное.

Правда, не секрет, люди не только приходят в монастыри, но и уходят из них. Раньше, до революции, тоже уходили. При советской власти уходили не по своей воле. Я сам все время с монашествующими жил. Это были люди, прошедшие тюрьмы и лагеря. В свое время их просто выгнали из монастырей. Надо было куда-то уходить. И они устраивались при храмах. Кто уборщицей, кто алтарником, кто просфорницей. Как правило, при храмах были небольшие домики, неказистые, и там они и ютились маленьким монастырем. Дело Бо-жие делали...

Когда человек уходит из монастыря, это происходит, может быть, потому, что он еще не был подготовлен к жизни в обители. Ему все кажется, будто в монастыре скучно, однообразно. Но тому, кто с Богом живет, никогда не скучно. У Бога каждый день новые чудеса. Ведь не только в монастырях люди себя не находят, но и в миру. За таких надо очень сильно молиться.

В подмосковных монастырях новичков принимают с большой осторожностью. Глубоко интересуются внутренним состоянием человека, обстоятельствами его жизни в миру. Если он, к примеру, говорит: «Хочу побыть в Вашем монастыре, чтобы исцелиться от такого-то недуга», то мы отвечаем: «У нас не больница, не думай, что ты выйдешь отсюда через две недели здоровым, как после операции. Может быть, тебе придется пробыть в нашей врачебнице много-много лет. Неизвестно, когда Господь к тебе проявит милость, может быть, через час, может быть, через два, а может быть, через годы. Это будет зависеть и от тебя».

 

— Ваше Преосвященство, как относятся к постригу в подмосковных монастырях?

С постригом мы не торопимся. Шаг это очень серьезный и ответственный. Надо, чтобы принимающий монашество до конца осознавал, что над ним совершается. Мы выясняем, какие взаимоотношения были у человека дома, какая у него семья, чем он занимался, ходил ли в церковь. Бывает, что и православные люди не хотят, чтобы их дети уходили в монахи. У человека должно быть состояние внутренней готовности к постригу. В число братии и сестер наших монастырей мы принимаем только после прохождения длительного искуса, с соблюдением определенных требований. Все постриги совершаются по благословению владыки митрополита Ювеналия.

 

— Если человек, живший и работавший в монастыре, решает по каким-либо причинам покинуть его, засчитывается ли время его работы в обители в трудовой стаж?

Все насельники, поступающие в наши монастыри, получают определенное денежное содержание за работу, которую они выполняют, у них вычитают налоги, они имеют карточки Пенсионного фонда, страховые полисы. Таким образом, они не совсем отделяются от мира. Бывает так: человек прожил в монастыре лет пять, а потом у него что-нибудь случилось в семье. Допустим, кто-то из родителей состарился и нуждается в уходе. Мы говорим: «Ну, что ж, раз такое дело, идите». Или кто-нибудь придет и скажет: «Я тут вам помогал, но вижу, что к жизни в монастыре я не готов. Я лучше пойду на приход к батюшке. Сначала буду псаломщиком, а потом, может быть, в Семинарию поступлю». Приходится отпускать и его. Но очень важно, что в наших монастырях люди не теряют ни трудового стажа, ни права на социальные льготы. Таково благословение митрополита Ювеналия.

 

Беседовал В.М. Вальков

(Продолжение следует)


Источник:      Журнал "Русский инок" март 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «УСТРЕМИМСЯ И ДУХОМ, И ТЕЛОМ К БОГУ!»
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: ПЛОДОНОСНЫЕ ТРУДЫ
Скурат К.Е.: ЭТО ЗНАЧИЛО ПОЙТИ НА ПОДВИГ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «БОГ ОТРЕТ ВСЯКУЮ СЛЕЗУ»
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ: Выписки
Епископ Серпуховский Роман: «К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»
Протоиерей Иосиф Гордеев: «ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»
ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Дорофеева С.П.: КНИГА, СТАВШАЯ МНЕ ДРУГОМ
СВЯТОГОРСКИЙ ЗАТВОРНИК ИОАНН
«ПРОСТИ, ПРОСТИ МЕНЯ, БАТЮШКА»
Вопросы читателям
«ПРИВЕДУТСЯ ДЕВЫ ВСЛЕД ЕЯ»
Духовная помощь
Епископ Рязанский Иустин: Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" март 2008 г.
стр. 29
03.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011