На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: март 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Филарет Московский /святой, святитель,
Филарет Московский
святой
святитель


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Выписки

Предыдущая Следующая

Продолжение. Начало см.: «Русский инок», 2008, февраль.

 

Смирение — соль всех добродетелей

 

Смирение есть соль всех добродетелей. Как соль придает пище вкус, так смирение сообщает добродетелям совершенство.

 

***

Слава Христу Богу, явившемуся в смирении естества нашего, да явит нам образы смирения.

 

***

Смирением можно научить и других смирению; гордостью нельзя смирить гордых. Находясь на дне глубокого колодца, и днем можно увидеть звезды -это справедливо. Чем глубже человек в смирении, тем лучше видит Небо.

 

***

Как град, на вершине горы стоящий, сколь ни скромны его здания, виден издалека, так и душа, приближенная к Небесным силам, чистотой, верой и любовью в Боге обитающая, не может скрыть своей внутренней славы от очей сколько-нибудь очищенных.

 

***

Гордое мудрование восходит в душе, как туман; дайте туману сему упасть в долину смирения, тогда только вы можете увидеть над собою чистое высокое небо.

 

***

Движением и шумом надменных и мятущихся мыслей и страстных желаний душа оглушает сама себя; дайте ей утихнуть в смирении, тогда только будет она способна вслушаться в гармонию природы и услышать в ней созвучия, достойные Премудрости Божией.

***

В обличении заблуждений и заблуждающихся терпимость, спокойствие, кротость, снисхождение, осторожность так же нужны, как и ревность.

 

 

Закон Божий

Дав бытие, Бог дал бытию Закон, по которому оно действовало бы ко благу. Действование по этому Закону есть жизнь. Произвольное отступление от этого Закона есть грех.

 

***

Всеобщее основание и корень законов - не делать и не попускать ничего противного воле Божией, а это и значит бояться Господа.

 


Воля Божия

Если искренно желаешь знать волю Божию, есть и для тебя Ангел, который близок и готов открыть ее. Это твоя совесть.

 

***

Внимай совести твоей, не заглушай тонкого гласа ее шумом страстей твоих - и будет открываться тебе воля Божия, и будешь на пути послушания.

 

 

Назначение жизни человека

Мир считает забавы почти такой же потребностью жизни, как труд, пища и покой. Он думает жить, играя. Нет: жизнь не игра, но дело важное.

 

***

Земная жизнь дана человеку для того, чтобы из нее посредством свободной воли, силой Божией благодати выработать вечное блаженство. Кто понял сие дело и занялся им, как должно, тот едва ли найдет много времени для игр и забав.

 

***

Какая польза строить на песке, писать на воде, гнаться за ветром или бегущей тенью? Для чего корыстолюбивые, честолюбивые, завистливые несытыми глазами хотят поглотить весь мир? Прежде, нежели они смогут насытиться, исчезнет мир, и прежде, нежели мир исчезнет, исчезнут они из мира.

 

***

Видимое, когда не на него единственно смотрим, но стараемся проникать далее, становится увеличительным стеклом для созерцания невидимого.

 

***

Как жизнь временная есть едва приметное мгновение перед вечной, так жизнь телесная, или чувственная, едва заслуживает названия жизни в сравнении с жизнью духовной.

 

***

Если твари низших степеней разрушаются для воссоздания, умирают для новой жизни, то человек, венец земли и зеркало Неба, падет ли во гроб для того только, чтобы рассыпаться в прах безнадежнее червя, хуже зерна горчицы?

 

***

Забвение невидимого и пристрастие к видимому были началом зла в человеке: то же начало действовало и действует и теперь в распространении зла между людьми.

 

***

Как никого не спасает одно внешнее пребывание в пустыне, так и не погубляет никого внешнее жительство в мире.

 

Грех

Грех как отлучение от Бога есть вместе и отчуждение от жизни Божией и, следовательно, раньше или позже - смерть. Кроме Бога, нет и никогда не будет другого источника жизни.

 

***

Грех, допущенный человеком, уже пробил себе дорогу к его сердцу. Если усилием свободной воли, при помощи благодати человек изгоняет его - он старается возвратиться по проторенной дороге. По следам прежних греховных впечатлений идут новые страстные и греховные движения.

 

***

Грех лишает душу мира, ум - света, тело - нетления, землю – благословения, всякую тварь - всякой доброты. Он начинает тем, что вселяет ад в человека и оканчивает тем, что человек во ад вселяется.

 

***

Видеть невидимые, но подлинные грехи иногда препятствуют человеку видимые, но мнимые добродетели.

 

***

Спешите выпалывать едва возникающие из земли сердца плевелы, чтобы они, возросши, не подавили пшеницы.

 

***

Поспешайте изринуть из внутреннего святилища идола страстного помысла и пехотного желания, пока он не потребовал убийственных жертв.

 

***

Хорошо просить прощения у Бога и у людей во грехах, но лучше не делать того, в чем надобно просить прощения.

 

***

Пока человек ходит в мире, поникнув к земле, собирая и поглощая пажить земных благ и чувственных удовольствий, до тех пор он и тело его не есть жертва Богу.

 

***

Через чувства, которыми человек сообщается с видимым миром, если они слишком отверсты по неосторожности, входит греховная смерть в душу. Что же нам делать? Без сомнения — тщательно затворять окна. То есть удерживать чувства.

 

***

Отчаяние есть ад в душе, прежде нежели низведет во ад душу.

Человек, потеряв опыт первоначального чистого бытия своего и вселенной, потерял и понятие о нем.

 

 

Грех врачуется покаянием и постом.

Если бы тебе случилось упасть в грязь, то не поспешил бы ты омыть свою одежду? Так, если ты впадешь в тяжкий грех, то чем скорее очистишь совесть свою покаянием, тем лучше.

 

***

Церковь готова принять тебя во всякое время. На помощь покаянию призывает она пост, когда и само богослужение помогает возбуждению покаянных чувств.

 

***

Облегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному и весьма справедливо, потому что немощь тела сама собою доставляет то, что достигается посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей.

 

 

О сердце сокрушенном

Как из разбитого сосуда истекает то, что в нем есть, так из сокрушенного сердца источаются слезы покаяния и печали по Богу.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" март 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «УСТРЕМИМСЯ И ДУХОМ, И ТЕЛОМ К БОГУ!»
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: ПЛОДОНОСНЫЕ ТРУДЫ
Скурат К.Е.: ЭТО ЗНАЧИЛО ПОЙТИ НА ПОДВИГ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «БОГ ОТРЕТ ВСЯКУЮ СЛЕЗУ»
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ: Выписки
Епископ Серпуховский Роман: «К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»
Протоиерей Иосиф Гордеев: «ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»
ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Дорофеева С.П.: КНИГА, СТАВШАЯ МНЕ ДРУГОМ
СВЯТОГОРСКИЙ ЗАТВОРНИК ИОАНН
«ПРОСТИ, ПРОСТИ МЕНЯ, БАТЮШКА»
Вопросы читателям
«ПРИВЕДУТСЯ ДЕВЫ ВСЛЕД ЕЯ»
Духовная помощь
Епископ Рязанский Иустин: Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" март 2008 г.
стр. 23
03.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011