На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: март 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Гордеев Иосиф
Протоиерей (Болгарская Православная Церковь)

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Живя вне мира, служить миру

«ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»

Предыдущая Следующая

 

Из числа подвизавшихся на Афоне в русских монастырях и скитах русских иноков многие прославлены своим благочестием, подвигом поста и молитвы. А некоторые известны и высоким жертвенным служением благу русского и других народов.

Схимонах Константин (Семерников), настоятель обители святителя Иоанна Златоуста на Афоне, родился в 1842 году в станице Кочетовской Земли войска Донского, в бедной казачьей семье. При крещении был назван Кононом.

В 1861 году Конон Семерников как сын казака дал присягу служить в армии верой и правдой. Службу Семерников проходил примерно, с точностью выполнял все поручения. За расторопность, недюжинный ум и сообразительность командиры полков его любили. Так он прослужил в армии четыре года обязательной службы, а затем остался на сверхсрочной в чине вахмистра, всего прослужив 20 лет. Он участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. при освобождении единоверной Болгарии от турецкого владычества.

Конон Семерников был в числе тех храбрецов, которые в достопамятные дни 9 — 10 июня 1877 г. переплыли на лошадях разлившийся на 14 километров Дунай и заняли турецкий берег около г. Мачина. Кроме того, ему довелось участвовать в боевых операциях при сражениях под Плевной. Когда же пала Плевна и окруженная там 60-тысячная турецкая армия была взята в плен, то донской казак вахмистр Конон Вуколович Семерников конвоировал плененного командующего плевенской турецкой армией Османа-пашу.

Вахмистр Семерников был старшим братом, наставником и покровителем для подчиненных. Молодые воины его уважали и называли «отцом» и «папашей». Во время походов в русско-турецкую войну они вместе с ним пели «Господи сил, с нами буди», «Спаси, Господи, люди Твоя», «Заступнице усердная» и, воодушевляясь, побеждали противника.

Храбрость Конона Семерникова была необычайной. Два раза начальство представляло его к Георгиевским крестам, но, на удивление многих, он отказался принять их и попросил передать эти награды особо отличившимся воинам, которые находились в его подчинении. За примерную сверхсрочную службу он получил денежную награду в 1000 рублей и годичный отпуск для поправления здоровья. Притом ему была предоставлена особая привилегия: после отпуска он мог снова поступить в полк или на гражданскую службу по его желанию. Однако Семерников от всего этого отказался. На фоне невзгод, лишений и переживаний в душе воина укрепилась и возросла вера в Бога, любовь к Родине, ближним своим, и он решил послужить им в другом чине и образе.

После получения отпуска он отправился по монастырям, чтобы поклониться великим русским святыням и принести достойный плод покаяния. В 1881 году он дошел до монастырей Афона, земного удела Пречистой Божией Матери. Воодушевленный благочестием насельников Афона, Конон Семерников пожелал там остаться и принять иночество. Его определили в пустынь святых Петра и Андрея, принадлежавшую Иверскому монастырю, где он был пострижен с именем Константин.

В 1887 году по решению освященного собора Иверского монастыря отец Константин был назначен настоятелем русской Свято-Златоустовской обители на Афоне, с той целью, чтобы привести ее в надлежащий порядок, сохранить оставшиеся памятники старины и улучшить монастырское хозяйство. В этом назначении отец Константин увидел Промысл Божий и принялся за дело с большим усердием. В 1888 году он построил братский корпус с примыкающими к нему службами. Затем были построены два новых приемных помещения, из которых одно служило для приходящих в обитель паломников, так называемых сиромахов, бедных, бездомных людей, другое — для русских богомольцев. Были построены также трапезная на 35 человек, с кухней при ней и кладовой, два дома для братии и прачечная. После этого отец Константин занялся обновлением монастырской церкви во имя святителя Иоанна Златоуста и пристроил к ней новый четырехстенный алтарь. 27 января 1900 года, в праздник Перенесения честных мощей святителя Иоанна Златоуста, храм и новый престол, а также иноческие помещения были освящены митрополитом Нилом, находившимся в то время на Афоне.

Обитель святителя Иоанна Златоуста представляла небольшой общежительный монастырь, в котором было 26 русских насельников, пребывавших в безмолвии и подвиге молитвы. В их числе были три иеромонаха, один иеродиакон, а остальные — монахи и послушники. Трудами и заботами отца Константина в обители был установлен образцовый порядок, чистота и благолепие. Никто из иноков не имел ничего своего, и все трудились на пользу обители. Питались они на общей трапезе, а одежду и все необходимое получали по мере потребности. Монахи подвизались в благотворном труде и с любовью несли свой монашеский подвиг в постоянных усиленных молитвах и строгом посте. Они жили на священной афонской земле, где все дышало возносившимся к небу благодатным фимиамом, и в воздухе, как будто сотканном из молитвенных воздыханий и непрекращающихся церковных песнопений, было что-то неповторимое и святое, привлекающее и располагающее человеческую душу к святому, Божественному порыву для добрых дел и молитвенного покаяния. Поэтому шли на Афон непрекращающимся потоком паломники. Они шли с переполненным страданиями сердцем для духовного утешения и очищения совести. Хорошо благоустроенная, русская обитель святителя Иоанна Златоуста широко раскрывала двери для всех паломников, предоставляя им безвозмездно жилье и трапезу.

В пустынной жизни еще более окрепнув духом, отец Константин стремился быть полезным людям. Так, он вступил пожизненным членом в Русское общество Красного Креста, миссионерства и человеколюбия.

В январе 1904 года началась русско-японская война. В то время отец Константин был схимонахом и находился уже в преклонном возрасте. Но когда он узнал, что японские войска напали на пределы России и на полях сражений русские воины проливают свою кровь, в его душу запала мысль стать истинным братом милосердия и идти на поля битв в качестве санитара. Отец Константин решил организовать добровольную монашескую дружину для санитарной службы на театре военных действий.

Для этой цели с одним иеромонахом он сразу же посетил русских афонских подвижников, увещевая их вступать в эту добровольную дружину для немедленного отправления на фронт. В то время на Афоне были три больших русских монастыря и 65 пустынно-келейных обителей, в которых подвизалось много русских монахов. Авторитетный старец отец Константин сумел скоро организовать санитарную дружину из 53 монахов, возбудив в них патриотическое чувство любви к своему Отечеству и к братьям, русским воинам. Уверившись в благом начале своего дела, отец Константин написал прошение в Главное управление Российского Общества Красного Креста, предлагая свои услуги в качестве санитара, обещая набрать на Афоне группу иноков-санитаров 20-30-летнего возраста не менее 50 человек.

Одновременно отец Константин принялся за подготовку своих добровольцев и сам обучал их санитарному делу, подготовке перевязочных материалов и оказанию первой помощи раненым при их переносе с поля битвы. Такие действия отца Константина у отдельных монахов вызывали тревогу и нарекания. Они считали такие поступки несовместимыми с монашеским служением. Но отец Константин в своих намерениях был непоколебим. Он считал, что монах должен не только молиться, но и трудиться на пользу ближних своих, тем более в случаях бедствий и несчастий, особенно во время войны.

На поданное заявление отец Константин получил ответ, в котором ему разрешалось набрать монашескую группу санитаров для отправления на фронт. В то же время указывалось, что до Одессы они должны будут ехать за свой счет, а в Одессе им выдадут железнодорожные билеты для проезда до Харбина. Старец-схимонах отец Константин и собранные им монахи были обрадованы этим сообщением, и радости их поистине не было конца. Узнав об этом, монашеская братия тем более старалась охладить горячее усердие и поколебать желание отца Константина и его дружины идти на новый тяжелый подвиг. Однако ничто не могло поколебать монахов-добровольцев. Наоборот, в них возгорались желание и решимость продолжить новый путь, трудиться и приносить пользу на поле битвы, помогая страждущим братьям-воинам, как призывает Апостол: «И мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3,16). Действительно, это был новый порыв духовного возрождения в кругах русского монашества.

Организуя для отправки на фронт монахов-санитаров, отец Константин разделил свою группу на пять отрядов, поставив при каждом руководителя. Он решил отправиться сам с первым отрядом. После того, как будет установлено на месте, что им не станут чинить препятствий, должно было последовать отправление остальных отрядов. 23 апреля 1904 года, в праздник святого великомученика Георгия Победоносца, первый отряд монахов-санитаров со схимонахом отцом Константином во главе отправился с Афона в Одессу на пароходе, шедшем из Иерусалима. Подкрепленные усиленными молитвами и напутствованные добрыми пожеланиями братии, монахи взошли на пароход, на котором было много народу и богомольцев, возвращавшихся от Гроба Господня. Узнав, что эти монахи отправляются на фронт как добровольцы-санитары, все проявили к ним исключительное внимание с выражениями похвалы и добрыми пожеланиями. Когда наступило время отправления, монахи-добровольцы запели «Спаси, Господи, люди Твоя».

Вместе с ними запел весь народ, находившийся на пароходе, и над морскими просторами гремел молитвенный зов, у многих вызывая слезы умиления.

 

Протоиерей Иосиф Гордеев, (Болгарская Православная Церковь)

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" март 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «УСТРЕМИМСЯ И ДУХОМ, И ТЕЛОМ К БОГУ!»
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: ПЛОДОНОСНЫЕ ТРУДЫ
Скурат К.Е.: ЭТО ЗНАЧИЛО ПОЙТИ НА ПОДВИГ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «БОГ ОТРЕТ ВСЯКУЮ СЛЕЗУ»
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ: Выписки
Епископ Серпуховский Роман: «К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»
Протоиерей Иосиф Гордеев: «ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»
ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Дорофеева С.П.: КНИГА, СТАВШАЯ МНЕ ДРУГОМ
СВЯТОГОРСКИЙ ЗАТВОРНИК ИОАНН
«ПРОСТИ, ПРОСТИ МЕНЯ, БАТЮШКА»
Вопросы читателям
«ПРИВЕДУТСЯ ДЕВЫ ВСЛЕД ЕЯ»
Духовная помощь
Епископ Рязанский Иустин: Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" март 2008 г.
стр. 47
03.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011