На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: март 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Григорий Нисский /Святитель,
Григорий Нисский
Святитель


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наследие святых отцов

О МОЛИТВЕ

Предыдущая Следующая

 

Святитель Григорий Нисский

 

Продолжение. Начало см.: «Русский инок», 2008, февраль.

 

Но время исследовать по возможности смысл речений, употребленных в молитве, ибо явно, что получить желаемое нами делается для нас возможным только, когда узнаем, как надлежит сего испрашивать. Поэтому какое же преподано об этом учение? Молящеся же, сказано, не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышали будут (Мф. 6,7-8).

Мне кажется, что Господь уцеломудривает суетность ума, обуздывает погружающихся в суетные пожелания и потому изобрел это не употребительное до сих пор и новосоставленное речение в обличение неразумия тех, которые развлекаются пожеланиями бесполезного и суетного. Ибо слово благоразумное, осмысленное и направленное к полезному, в собственном смысле называется словом, а произносимое неисполненными пожеланиями ради неосуществимого удовольствия есть не слово, но лишшеглаголание, или, как иной, выражая мысль более употребительными словами, сказал бы: пустословие, бессмыслица, вздор и что-либо другое подобное этому значению.

Поэтому что же внушает нам слово это? Во время молитвы не подвергаться тому же, что, например, происходит в детском уме. Ибо несовершенные умом не о том думают, что могло бы действительно быть исполнено по их мысли, но самовластно строят себе какую-то счастливую судьбу, представляют себя обладателями того, что изобразила им суетность помыслов; поэтому, как и в делах обыкновенных не рассуждающий о том, чем достигается какое-либо из благих желаний, но осуетившийся неисполнимыми пожеланиями, как человек неразумный и жалкий в этих грезах тратит время, в которое мог бы подумать, как сделать для себя что-либо полезное, так и тот, кто во время молитвы устремлен не к тому, что полезно душе, но просит Бога оказать благоволение страстным движениям его ума, как человек нелепый есть действительно лишшеглаголивый, молящийся о том, чтобы Бог стал содейственником и служителем его суетностей.

Скажу для примера: приступает кто-либо с молитвой к Богу и, не уразумев умом высоты того могущества, к какому приступает, сам того не понимая, оскорбляет сие величие срамными и низкими прошениями. Как если кто по чрезвычайной бедности или грубости глиняные сосуды почитая для себя многоценными, а потом, пришедши к царю, готовому раздавать богатства и чины, отложив в сторону прошения, какие прилично предлагать царю, станет у почтенного таким саном просить, чтобы из глины лепил, что для него желательно, - так и невежественно пользующиеся молитвой не возносятся сами до высоты Дающего, а, напротив того, желают Божественное могущество низвести до собственного своего низкого и земного пожелания и поэтому страстные стремления простирают к Тому, Кто видит сердца, и простирают не для того, чтобы уврачевать неуместные движения сердца, но чтобы соделалось оно еще худшим, когда лукавое сие стремление при содействии Божием увенчается делом.

Как в человеческих битвах невозможно стоять за кого-либо с одной стороны, не чувствуя вместе с гневающимся раздражения на противоборствующего, так, очевидно, и возбуждающий Бога против своего врага просит Его, чтобы вместе с ним прогневался и стал участником в раздражении. А сие значит Божеству прийти в страсть, уподобиться человеку и благое естество претворить в зверскую жестокость. Так славолюбец, так по гордости желающий себе больше и больше, так усиливающийся одержать победу в судопроизводстве — все они возносят моления к Богу не о том, чтобы освободиться от преобладающего в них недуга, но о том, чтобы болезнь в них достигла своего предела, а поскольку каждый из них не успеет в этом признать для себя несчастье, то подлинно они лишшеглаголют, умоляя Бога, чтобы стал Он содейственником умственного их недуга; а что всего хуже, им желательно, чтобы Божество принимало противоположные стремления, деля Божию действенность на жестокость и человеколюбие, потому что о Ком желают, чтобы милостив и кроток был к ним, Того же просят показать себя жестоким и немилостивым к их врагам. Какое неразумие лишшеглаголющих! Если Бог жесток к ним, то, без сомнения, не благосклонен и к тебе. А если по надежде твоей к тебе преклоняется на милость, то почему придет в противоположное расположение, переменив милость на жестокость?

 

(Продолжение следует)


Источник:      Журнал "Русский инок" март 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «УСТРЕМИМСЯ И ДУХОМ, И ТЕЛОМ К БОГУ!»
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: ПЛОДОНОСНЫЕ ТРУДЫ
Скурат К.Е.: ЭТО ЗНАЧИЛО ПОЙТИ НА ПОДВИГ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «БОГ ОТРЕТ ВСЯКУЮ СЛЕЗУ»
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ: Выписки
Епископ Серпуховский Роман: «К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»
Протоиерей Иосиф Гордеев: «ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»
ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Дорофеева С.П.: КНИГА, СТАВШАЯ МНЕ ДРУГОМ
СВЯТОГОРСКИЙ ЗАТВОРНИК ИОАНН
«ПРОСТИ, ПРОСТИ МЕНЯ, БАТЮШКА»
Вопросы читателям
«ПРИВЕДУТСЯ ДЕВЫ ВСЛЕД ЕЯ»
Духовная помощь
Епископ Рязанский Иустин: Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" март 2008 г.
стр. 13
03.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011