На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Донченко Лидия Михайловна /кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России
Донченко Лидия Михайловна
кандидат педагогических наук
заслуженный учитель России

Работы этого автора

Аннотация
Доклад Заслуженного учителя России Л.М. Донченко на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 27-29 июля 2010 года.
Также по этой теме:
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Нефёдова Ю.В.: Возрастные периоды в жизни человека (младенчество, детство, отрочество)
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.... (Далее)
Кобякова Ольга Андреевна: Опыт использования трудов святых отцов в работе педагогов-психологов
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.... (Далее)
Все публикации по теме...

Практический опыт использования «Симфонии…» схиархимандрита Иоанна (Маслова) на уроках в средней школе


Л.М. Донченко,

кандидат педагогических наук,

Заслуженный учитель России

 

 

Уважаемые коллеги!

Нас довольно часто спрашивают, с чего начинать духовно-нравственное воспитание детей на уроках и на какие этапы становление личности обратить особое внимание.

Исходя из педагогического опыта и традиций православного воспитания, уверена в том, что на любом уроке в школе воспитание начинается с формирования идеала, к которому будет стремиться ребёнок. И такой идеал в русской культуре существовал и существует. Это Господь Наш Иисус Христос. Его Образ помогает совершенствоваться каждому православному человеку. И учитель должен так построить уроки, чтобы зажечь сердца детей желанием «Исправлять свою жизнь по примеру Христа Спасителя» (с.695). Огромную помощь в этом оказывает чтение жития святых, которые испокон веков были образцом для подражания. А также «Симфония…», которая формирует тот идеал православного человека, к которому необходимо стремиться. Мы работаем с «Симфонией…» на уроках, начиная с 5 класса. «Симфония…» является тем необходимым критерием, тем мерилом, с которым соотносятся все поступки, нравственные понятия и жизненные ценности человека. Она формирует идеал, который постоянно стоит перед глазами учащихся, - а это необходимо для познания, определения, оценки сначала литературного героя, а потом и себя.

Сначала на уроках литературы в 5 классе мы вводим основополагающие понятия, такие, как «Бог», «Христос», «Дух Святой», «Святые», «Любовь», «Красота», «Кротость», «Смирение», которые являются сердцевиной и воспитательной, и аналитической работы. Дети работают пока только с подзаголовками статей «Симфонии…», и включаются эти понятия в основной этап работы урока, составляя ключевые понятия, изучаемые на занятии. Так, например, при знакомстве с Евангелием, главы которого включены в курс литературы 5 класса, дети читают в «Симфонии…» подзаголовки раздела «Христос» очень важные для понимания Евангелия: «Христос ради спасения человека воплотился, жил на земле и умер», «Христос показал пример святой жизни», «Христос примирил Бога с человеком и человеков между собой». А далее при изучении первого жития «Сказание о Борисе и Глебе» учащиеся знакомятся с понятием смирение как прозрения истины и уясняют, что «святые ради любви ко Христу ни во что вменяли жестокие мучения».

Аналогичным образом строится и работа в 6 классе. Так при изучении в «Повести временных лет» летописных рассказов «Выбор веры» и «Крещение Владимира» мы с учащимися разбираем такие важные понятия, как крещение, подвиг, вера. Дети не только знакомятся с летописями, но и проникают в сущность происходящих явлений. Для того чтобы понять смысл «Крещения Владимира» ученики обращаются к «Симфонии…» и читают: «Крещение есть духовное рождение», «Крещение отпускает грехи и обновляет сердце», «В крещении человек усыновляется Богу», «В крещении человек делается наследником жизни вечной». Дети понимают, что князь Владимир узрел истину Божию и совершил истинный подвиг. А в сочинении дети пишут, как они поняли значение подвига, совершённого святым князем Владимиром. Так Антонина М. размышляет над этим понятием: «В древнерусской литературе подвиг понимался как каждодневный труд души для перемены своего внутреннего состояния. Подвиг князя Владимира и состоял в том, что он очистил душу от ненависти, злобы, злословия, страстей, воспитал в себе добродетели и привёл весь русский народ к познанию истины - Христу».

По мере духовного роста учащихся работа по «Симфонии…» усложняется, расширяется и вводится уже на разных этапах урока, продолжая формировать высокий нравственный идеал, который способствует появлению желания жить по Заповедям Божиим и развивать в себе христианские добродетели, «плоды духовной мудрости» и «признак духовно живущего человека» (с.305).

К окончанию 7 класса учащиеся достаточно глубоко проникают в смысл духовных и нравственных понятий, что позволяет уже к началу 8 класса строить уроки литературы, используя «Симфонию…» с самого начала занятия и до его окончания. Дети настолько привыкают соотносить поступки героев и их характеры с идеалом, к которому призван каждый человек, что «Симфония…» становится их настольной книгой. Они каждый урок с радостью и необыкновенной сосредоточенностью открывают эту книгу, всякий раз постигая новую грань духовности и глубину изучаемых понятий. Учащиеся не высказывают своего мнения, если они ещё не соотнесли изучаемое понятие или явление с православным мировоззрением, вот поэтому дети берут себе за правило: прежде, чем ответить на вопрос, нужно изучить его в «Симфонии…».

Вся последующая работа на уроках литературы направлена на формирование православного мировоззрения и на воспитание в своей жизни стремления к подражанию Иисусу Христу – Источнику нашего спасения. Ведь «Симфония…» учит: необходимо «Подражать Христу, если хотим наследовать жизнь вечную».

Что же даёт такая работа? Изменяются ли дети в ходе неё?

Да, конечно. И это не только моё мнение как учителя, но мнение родителей, психологов – школьного и Свято-Тихоновского университета. Во-первых, у ребят повышается грамотность, развивается речь детей, она становится более ёмкой, глубокой. Учащиеся осознанно включают в свои высказывания православные понятия: страх Божий, спасение, добродетели… Постигая сущность явлений, учась анализировать произведения, учащиеся начинают создавать оригинальные творческие работы, которые отличаются от других глубиной мышления, логикой изложения и развитостью речи. Так, участвуя в окружном творческом конкурсе сочинений, посвящённом юбилею Михаила Шолохова, дети только одного, тогда 6 «А», а сейчас 9 «А» класса получили 12 грамот и дипломов в разных номинациях. А учащиеся 11 «А» класса сдали ЕГЭ по русскому языку на 4 и 5. Из 17 учащихся 15 поступили на бюджет в университеты и институты. В этом году двое учеников сдали ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов. Хочется привести отрывок сочинения из пробника по ЕГЭ ученицы Даницы М. по проблеме милосердия: «Слова апостола Павла: «рука дающего не оскудеет» - вот уже 2 тысячи лет не устаревают. Чем мы больше отдаём, тем больше получаем от Бога. Одному благочестивому старцу принесла прихожанка ягоды. Он принял их, поблагодарил и передал другому. Тот другому… Так эти ягоды обошли всю братию и вернулись к этому же старцу. О чём это говорит? Все эти люди единого духа – Духа Христова, который всех объединяет в любви, милосердии, всех собирает в единое Тело Христово – Церковь. А глава этого Тела – Христос. Этим духом богата и сильна Церковь. А человек через милосердие внутренне совершенствуется, исцеляется от страстей». Какие изменения можно ещё отметить? Это то, что изучаемый материал многие дети соотносят со своими поступками, мыслями, действиями. Так, на окружной олимпиаде по литературе Лиза Есионова, анализируя рассказ Василия Макаровича Шукшина «Солнце, старик и девушка», даёт анализ его исходя из православных традиций: «Старик жил скромно, не предавая свою душу искушению, ходил в простой ситцевой рубахе, спал на печке, ел молоко с хлебом. Жизнь его можно оценить словами святого Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто». И жизнь старика немудрёная, простая. Вот поэтому сердце и душа старика остались чистыми светильниками. Несмотря на слепоту, старик приходил смотреть на закат солнца и чувствовал себя в едином дыхании с окружающей природой, радуясь ей и растворяясь в Божественной красоте мироздания. Как здесь ни вспомнить слова Нового Завета: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков прежде вас». Также не понимали старика и его родственники и «гнали» его…» Есионова Лиза на окружной олимпиаде по литературе заняла 3 место.

Конечно, наши учащиеся – обычные московские дети. Но многих их отличает от других то, что они уже умеют анализировать свои поступки, стремятся исправиться и духовно совершенствоваться.


Источник:      Глинские чтения


Глинские чтения
Московская педагогическая академия
Духовно-нравственное воспитание

Публикация:
Глинские чтения
21.08.2010

Также у этого автора:
Донченко Л.М.: Семейное воспитание в школьной практике преподавания литературы
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой... (Далее)
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
(Далее)
Донченко Л.М.: Педагогические аспекты воспитания дочерей
Доклад на пленарном заседании Межденародного образовательного форума «Глинские чтения» 29 июля 2009 года. Московская духовная академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев Посад)... (Далее)
Л.М. Донченко: «СИМФОНИЯ...» УЧИТ ЖИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ
(Далее)
Л.М.Донченко: «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПОМОГАТЬ; ЕСТЬ ОТЕЧЕСТВО, КОТОРОМУ СЛУЖИТЬ»
(Далее)
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011