На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Нефедова Юлия Викторовна /Кандидат педагогических наук, Методист Московской педагогической академии
Нефедова Юлия Викторовна
Кандидат педагогических наук
Методист Московской педагогической академии

Работы этого автора

Аннотация
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.
Также по этой теме:
Н.В. Маслов: Педагогический аспект учения о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В наши дни, когда вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения так актуальны, особый интерес представляет учение выдающихся просветителей и педагогов о слове (о его... (Далее)
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Донченко Л.М.: Семейное воспитание в школьной практике преподавания литературы
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой... (Далее)
Все публикации по теме...

Возрастные периоды в жизни человека (младенчество, детство, отрочество)


Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.


Нефёдова Ю.В. Выступление на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.

Счастье и благополучие человека во многом зависит от того, какое воспитание он получил в детском возрасте. «Лучшее наследство, - по мысли многих святителей, - которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание. Оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные» (1, с. 2).

Каким же должно быть воспитание в детские годы, чтобы оно приносило благо и самому человеку, и обществу и что необходимо знать о развитии ребенка в младенчестве, детстве и отрочестве родителям и педагогам?

 Как известно, в современной психологии подростковый возраст считается неспокойным, конфликтным, приносящим душевные переживания и детям, и их наставникам. Может ли быть иначе? Схиархимандрит Иоанн (Маслов) дает нам ответ на этот вопрос в статье «Тайны жизни и смерти»: «Трудности в воспитании подростка возникают в том случае, если в семье отсутствует православное воспитание» (10,с.394).

При православном воспитании период отрочества проходит плавно, спокойно. К такому результату приводит система воспитания в младенчестве и детстве.

 

Младенчество

Младенчествоявляется наиважнейшим периодом в жизни человека. Именно в этом возрасте закладывается та основа воспитания, которую необходимо сохранять и в последующее время. С самых первых дней, по наставлению святых отцов, родители должны направлять все усилия к развитию духа благочестия у ребенка (6, с. 58) и искоренению пороков.

Опираясь на описание святителем Феофаном Затворником некоторых важных особенностей, характерных для младенца, можно предположить, что этот «колыбельный период» длится примерно до одного года, «до пробуждения в нем (ред. – малыше) каких-либо способностей» (6, с.32).

В младенчестве некоторые святые отцы выделяют период, который мы можем условно назвать ранним младенчеством. Так, преподобный Авва Дорофей (VI- нач.VIIвека), поясняя слова апостола: «Не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте…» (1 Кор. 14, 20), пишет: «Что же значит младенчествовать злобою? Незлобивый младенец, если будет обесчещен, не гневается и, если почтен будет, не тщеславится. Если кто возьмет принадлежащее ему, он не печалится, ибо младенчествует злобою и не мстит за оскорбления, и не ищет славы» (4, с.46).

Период раннего младенчества является наиболее благоприятным для навыков борьбы человека со своеволием, которое опасно тем, что «человек, живущий по своей злой воле, мертв Богу» (8, с.806). Поэтому в это время так важно пеленать ребенка, чтобы передать его душе необходимое для жизни настроение отречения от собственной воли и покорности воле Божией.

Воспитывая младенца, нам необходимо знать основные характеристики человека этого периода жизни.

 

Характеристика младенца

В трудах святых отцов мы находим интересный образ младенчества. Святители Феофан Затворник, Тихон Задонский уподобляют младенца «вновь устроенному сосуду» (6, с.37).

 

Образ младенчества

 «Говорят, - пишет святитель Феофан, - что вновь устроенный сосуд хранит долго, если не всегда, запах того вещества, которое вольют в него в ту пору» (6, с.37).

«Если (ребенок), - читаем в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» (8, с. 186), - «в страхе Господнем наставлен будет, то всю жизнь благоприятный аромат добрых нравов издавать будет; если злу будет обучен, то злобой смердеть даже до конца будет». Именно поэтому так важны первые впечатления, которые получает душа ребенка, еще ничем не занятая, нежная и отзывчивая. Именно поэтому важно, чтобы эти первые впечатления были здоровыми, чистыми, нравственными, что поможет человеку в течение всей дальнейшей жизни сопротивляться влияниям противоположного характера. (3, с.12-13).

 

Рассмотрим описание у святых отцов состояния души, ума, воли и сердца младенца.

 

Состояние души младенца

- Божественное Откровение учит нас, что «дитя появляется на свет зараженным наследственным грехом», поэтому природа ребенка склонна более ко злу, чем к добру.

- Во святом крещении душа ребенка очищается от первородного греха, но наклонность ко греху не искореняется окончательно (1, с. 15).

Святитель Феофан Затворник приводит такой пример проявления в поведении младенца семян зла: «Дитя еще не говорит, не ходит, только что приучилось сидеть и брать игрушки, но уже серчает, завидует, присваивает себе, особится и проч., вообще являет действие страстей. Это зло, утверждающееся на животной жизни, тлетворно; потому должно противодействовать ему с первых его проявлений (6, с.49).

 «Душа, - пишет святитель Феофан, - является в мир голою силою…Первый материал, первую пищу для образования своего она получает извне, от чувств, через воображение…(6, с.46). Поэтому важно удалять малыша от образов суетных и окружать его предметами священными.

 

Состояние ума младенца

 «Дитя не понимает еще ничего из того, что у него перед глазами», - пишет святитель Феофан ( 6, с. 46).

Св. Василий Великий отмечает, что в младенчестве разум еще не раскрылся и не пришел в действие рассудок (3, с. 14).

Однако с помощью познавательных способностей (наблюдения, воображения и памяти) через органы чувств ребенок усваивает видимые и слышимые образы, которые затем запечатлеваются в душе и в сердце.

 

Состояние чувств младенца (или состояние сердца)

 - Святитель Феофан Затворник в труде «Путь ко спасению», говоря о чувствах человека, пишет о том, что «Сердце – способность вкушать и чувствовать насыщение» ( 6, с. 54).

До грехопадения человек находил вкус в вещах Божественных, после грехопадения он потерял этот вкус и стал искать чувственного. Благодать крещения ослабляет тяготение человека к чувственному, но не искореняет окончательно.

 

 Каким же образом побеждать чувственное в сердце?

«Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце, - пишет св. Феофан, - есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети» (6, с.55).

Другой важной характеристикойсостояния чувств младенца является чувство истины, вложенное в сердце дитяти Самим Богом. Человеку остается только соблюсти этот естественный залог, более развить его и укрепить.

 

Состояние воли младенца

 После грехопадения воля человека направилась к себе. И главным расположением человека, по словам св. Феофана, - стало самолюбие, или эгоизм (5, с.374). Чем так опасен эгоизм, или самолюбие? Святитель Феофан так отвечает на этот вопрос: «Все порочные расположения, или все нравственное зло, истекает уже из самолюбия…» (5, с.375). Поэтому так важно с младенчества не давать укрепляться этому пороку, чтобы он впоследствии не привел человека ко многим несчастьям.

 

 Как воспитывать волю в младенчестве?

- Уже в колыбели дитя заявляет о своей воле криком. Родителям нужно внимательно и с любовью присматриваться к малышу и научиться различать, когда он кричит по уважительной причине (например, голоден, хочет пить, и т. далее), а когда причина его крика - каприз. (1, с. 45).

- В раннем младенчестве, как уже отмечалось ранее, необходимо пеленать ребенка, так как тем самым его душа через тело приучается к отсечению своеволия.

 «Если родители хотят иметь послушных детей, то с самого младенчества они должны подавлять их самолюбие»(1, с. 44), воспитывать любовь и внимание к людям.

 

Состояние тела младенца

С младенчества в человеке «пробуждаются потребности тела» и «потом постоянно состоят в живой деятельности, до самой смерти. Тем необходимее поставить их в должные пределы и закрепить навыком, чтобы потом меньше было от них беспокойства» (6, с. 39).

Младенец получает знания об окружающем его мире с помощью пятью данных человеку телесных чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Именно через телесные чувства начинается образование души и сердца в младенчестве и закладываются основы для образования ума, которое начинается непосредственно с того момента, как ребенок начинает говорить.

 «Тело – седалище страстей, и большей частью самых свирепых, каковы похоть и гнев» (6,с.44). Здесь важное значение имеет церковность. Прикосновения к телу в совершении Святых Таинств освящают тело и усмиряют его животные порывы.

Ребенка нужно учить правильному отношению к своему телу. Особое внимание нужно уделять тому, чтобы тело ребенка всегда было прикрыто. «Если малютка, - наставляют нас святители, - по глупости обнажит себя, то сейчас же прикрой его, не говоря ни слова» (1,с.63). Это важно для сохранения чувства стыдливости человека, которое прирожденно каждому ребенку, как и чувство истины (1, с.62) и которое в дальнейшем будет уберегать его от пороков. В ряду добродетелей стыдливость занимает одно из первых мест.

 

Практика воспитания в младенческом возрасте

 На основе свойств, которыми характеризуется младенческий возраст, в трудах святых отцов выстраивается система методов, приемов и средств воспитания, которые рассматриваются во взаимосвязи и последовательности.

«Нужно воспитать тело его (ред. – ребенка), чтобы оно было и крепко, и живо, легко. – Пишет святитель Феофан Затворник. – «Но еще больше должно позаботиться о воспитании духа… Главное, собственно, дух благочестия, проникающий и прикасающийся душе дитяти. Вера, молитва, страх Божий выше всякого приобретения. Их прежде всего внедрите». «Только тогда от взрослого человека можно ожидать благочестия, когда фундамент, основание этого благочестия заложено в его сердце еще в детстве» (1, с.23).

Чтобы ребенок был благочестив, нужно, чтобы он находил удовольствие в религиозных предметах, чтобы с колыбели в родительском доме развивался в нем вкус к предметам священным. А это возможно, если сами родители показывают в этом пример. (1, с.35-36).

 

О воспитательной среде для младенцев

С первых дней появления малыша особую значимость имеет воспитательная среда. При православном воспитании она включает в себя:

 1. Святые Тайны,

 2. Церковность;

 3. Веру и благочестие родителей

      (6, с.32).

Обратим внимание на Святые тайны и церковность. Родители, бывает, не задумываются о том, что необходимо с колыбели защищать ребенка от злых сил.

Святые Тайны защищают ребенка от духов злобы, которые являются причиной многих болезней детей. Святитель Феофан Затворник упоминает одного доктора, который по многолетним наблюдениям свидетельствовал, что в большей части детских болезней следует носить детей к Святому Причащению, после которого очень редко появлялась необходимость употреблять медицинские пособия (6, с.33). По словам святителя Феофана, сила Церкви, церковности и Святых Тайн так велика, что они заменяют «все средства воспитания» (6, с. 37).

 «Все церковное, - говорит нам св. Феофан, - питает благодатную жизнь в ребенке и является непроницаемо оградой от покушения на душу ребенка сил зла, готовых проникнуть в нее и заразить ее своим дыханием» (6, с.34). Таким образом, так важно в младенчестве часто носить ребенка в церковь, прикладывать к Святому Кресту, Евангелию, иконам, накрывание воздухами, частое осенение крестным знамением, окропление святою водою, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к ним, благословение священника, приношение в дом икон из церкви и молебны» (6, с.34).

Святой Иоанн Златоуст дает такое наставление матерям: «учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение прежде, чем они сами в состоянии будут это делать; запечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками. (1, с. 25).      

 «Дух веры и благочестия родителей, - отмечает святитель Феофан, - должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях (6, с.35). Почему это средство названо могущественнейшим? Потому что крепкие церковные ограды, охраняющие душу ребенка от сил зла, могут быть разорены неверием, небрежностью, нечестием и недоброй жизнью родителей (6, с.34). Родители «должны себя готовить к тому, «чтобы быть добрыми родителями добрых чад», - читаем у св. Феофана Затворника, - для этого необходимо:

- хранить целомудрие супружеское;

- хранить здоровье,так как оно неминуемо есть наследство детей;

- хранить благочестие(ред. – знание и исполнение нравственных законов), «поскольку, - пишет святитель Феофан, - как бы ни происходили души, а они в живой зависимости от сердца родительского и характер родителей иногда очень резко отпечатлевается на детях» (5, с.652).

 Все эти средства святитель Феофан называет «видимым охранением», но есть и невидимое охранение – Ангел Хранитель, который приставлен к младенцу с самой минуты крещения. Он «блюдет его, своим присутствием невидимо влияет на него и в нужных случаях внушает родителям, что надо сделать с находящимся в крайности детищем (6, с.34).

 

О воспитании тела младенца

Истинно любящие родители не должны оставлять на произвол развитие тела ребенка, а держать его в строгой дисциплине с самого начала, чтобы преградить вход в душу через тело зелью чувственных наслаждений, своеволия, телолюбия или саможаления.

Для воспитания тела огромное значение имеют две важнейшие его функции – питание и движение.

 

О питании

Чтобы избежать развития в ребенке сластолюбия и неумеренности в пище, необходимо придерживаться определенных правил питания.

 

Правила питания ребенка

1.Для питания нужно выбирать здоровую пищу в соответствии с возрастом ребенка.

2. Определить время, количество и способ питания

 3. Не отступать от установленного порядка без нужды.

Почему важен режим питания? При такой организации питания ребенок получает важный для себя опыт – упражнения в отказывании себе в своих желанияхОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ.

Святитель Феофан пишет: «Где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как запросит есть, там до того расслабляют его, что после уже оно не иначе, как с болезнью может отказываться от пищи. Вместе с этим оно привыкает к своенравию оттого, что успевает выпрашивать или выплакивать все желаемое» (6, с.40).

Ребенка с младенчества нужно приучать уметь отказывать себе.

 

О движении

 - Укрепляя силы тела ребенка, родители должны определить время, место и способ двигательной активности. «Пусть дитя резвится, но в то время, в том месте и тем родом, как ему приказано. Воля родителей должна запечатлевать всякий их шаг, разумеется, в общем. Без этого легко может покривиться нрав дитяти» (6, с.41-42). «Нельзя лучше привыкнуть владеть своим телом, как заставляя его напрягаться по указаниям» (6, с.42).

 - С младенчества нужно завести правило «приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и проч. Кто приобрел такой навык, тот счастливейший человек, способный на самые трудные дела во всякое время и во всяком месте. Душа в таком человеке является полной владычицею тела(6,с.42-43). Для этого нужно, чтобы тело принимало не только приятные впечатления и не изнеживалось бы, но и спокойно переносило бы и неудобства. Жаление тела и телолюбие, по словам святителей, отнимают у души власть над телом (6,с.43).

При строгом соблюдении описанного порядка воспитания «душа получит прекрасное подготовление к истинно доброму настроению, однако же только подготовление – самое же настроение надобно созидать положительным действием на все его силы: ум, волю и сердце» в период детства (6,с. 50), который начинается, когда «у детей обнаруживается смышленость». «Она современна говорению и растет вместе с усовершенствованием последнего» (6, с.50).

В детский, как и в последующие периоды жизни, сохраняется важность всех тех благодатных средств, из которых создавалась воспитательная среда для младенца. Особое значение это время приобретает слово.

Чем раньше напечатлеется страх Божий и возбудится молитва, тем прочнее будет благочестие во все последующее время. В одном из писем оптинский старец Амвросий писал: «Без внушения страха Божия, - чем детей ни занимай, не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни» (7, с.451).

 

Основные направления в воспитании в период детства

1. В образовании умаребенку необходимо передать здравые суждения об основных понятиях: что есть добро и что есть зло, как устроен мир, в чем цель человеческой жизни (можно задавать ребенку вопросы и помогать ему отвечать на них, возможно присутствие ребенка во время беседы взрослых, где раскрываются основные понятия о жизни), не давать детям книг с растленными понятиями, и «ум их сохранится целым, во здравости святой и Божественной» (6,с.52), читать с детьми Священное писание и жития святых. «Истина доступна всякому. Что малое христианское дитя премудрее философов – показал опыт» (6,с.52). Изучая заповеди Божии, ребенка нужно научить следовать главной для него заповеди о почтении родителей, объяснить, что она предполагает послушание, исключает дерзость и вспыльчивое поведение.

2. Для образования волинужно расположить детей так, чтобы они ничего не делали без позволения. «Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают: можно ли сделать то или другое?» (6, с.53). «Убедить их своим и чужим опытом, что опасно, не спросясь, следовать своим желаниям.

Учить их направлять волю к добру. Самым обыкновенным при этом делам: милостыне, состраданию, милосердию, уступчивости и терпению - надо учить как и всему другому. Родителям стараться давать детям благоразумные распоряжения, здравые и посильные для детей. Располагать детей к раскаянию в случае отступления от родительской воли. Приучать детей к полезным занятиям, чтобы не оставалось места для шалостей.

3. Для образования сердца важно знать, что сочувствие ко всему священному воспитывается через церковность. Ценно у детей чувство сладости пребывания среди всего священного, чувство мира, теплоты. Упражнять детей в благочестии (посещать храм, изучать основные молитвы и псалмы). Искоренять страсти: гнев, зависть и другие.

Для правильного развития чувств нужно не допускать капризы у детей. Каприз – зародыш сердечной порчи. Но главное, в них должно образовать настроение совестливости и сознательности. «Сознательность есть дело чрезвычайной важности в жизни; но как легко ее образовать, так легко и заглушить в детях» (6, с. 56-57).

Родителям нужно сохранять в детях чувство стыда, не позволять детям принимать неприличные положения, у них должно появиться убеждение, что нарушение стыдливости есть тяжкий грех.

Если описанная система воспитания будет родителями претворяться в жизнь, то период отрочества, который условно начинается в 7-милетнем возрасте, когда ребенок уже может нести ответственность за свои поступки и готовится к церковному таинству исповеди, пройдет спокойно и бесконфликтно. Опишем основные характеристики этого периода человеческой жизни.

 

Отрочество

Состояние ума

В отрочестве зрелость ума достигает такого состояния, когда человек «приходит к самопознанию и разумной самостоятельности, когда становится полным владыкою и распорядителем своих мыслей и дел, держится каких-либо мыслей не потому, что другие ему передали их, а потому, что он сам находит их верными» (6, с.63).

 

Состояние воли подростка

Если сознание ребенка достигло зрелости, то при христианском воспитании «добрая по вере жизнь получает твердость и непоколебимость. Он не соблазнится примером, не увлечется пустыми мыслями, потому что ясно сознает обязательство мыслить и действовать уже определительнымобразом.Но если он этого не сознал, то, как прежде, добрый пример настроил его делать так, как он делает, так теперь недобрый пример может расположить его к недоброму, увлечь к греху; и как добрые мысли других прежде владели его умом легко и без прекословия, так теперьзавладеют им злые мысли»(6, с.64).

 

Состояние сердца

«Кто мало встретит соблазнов, тот и дольше будет продолжать зреть в простоте сердца» (6, с.64).

 

Как должно быть организовано воспитаниев подростковом возрасте

Домашнее обучение вере должно чередоваться с обучением в школе, с домашними хозяйственными делами и своевременным хождением в церковь»  (2, с.257).

При соблюдении установленного ранее порядка включить в круг чтения, как наставляет старец Амвросий Оптинский, «Православное Исповедание Петра Могилы и Катехизис».

Православная система воспитания подготавливает человека к решению сложнейших жизненных вопросов (вспомним Петра Гринева из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», который в 16 лет мог справляться с труднейшими ситуациями и принимать правильное решение), обеспечивает постепенное духовное развитие человека с учетом его возрастных особенностей.

 

 

Литература

  1. Беседы о воспитании детей. Издание Священного Синода. 1902.
  2. Н.В. Маслов. Основы русской педагогики, 2007.
  3. Педагогика древних отцов и учителей церкви. Киев, 1897.
  4. Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения, послания. Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, - 2007.
  5. Святитель Феофан Затворник Вышенский. Начертание христианского нравоучения. Москва, 2005.
  6. Святитель Феофан Затворник Вышенский. Путь ко спасению. Москва, 2008.
  7. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и русская интеллигенция второй половины 19 века // В кн.: Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении/ Статьи разных лет, Москва, 1995.
  8. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Москва, 2003.
  9. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении/ Статьи разных лет. Москва, 1995.
  10. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Тайны жизни и смерти // В кн.: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении/ Статьи разных лет. Москва, 1995.

 

 

Литературные примеры

 

1. О молитве

Л.Н. Толстой «Детство»: «После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно…Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи – единственном человеке, которого я знал несчастливым, - и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз и умаешь: «Дай Бог ему счастья, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать» (с.63)

 

2. О силе молитвы, о чтении молитв в детстве из послушания, в юношеские годы – осознанно.

Н. Пестов «Школьные годы»: Колюша всегда охотно слушал духовное чтение по вечерам и не скучал от длинных молитвенных правил. Эти правила (вечерние и утренние) в семье читались вместе и выполнялись по очереди кем-либо из детей. Как и другие из наших детей, Колюша перед праздниками ходил ко всенощной, причащаясь обычно не реже одного раза в месяц. Но если в детстве он делал это из послушания (хотя и охотно), то юношей он глубоко стал понимать секрет успеха во всех жизненных делах и стал молиться и искать помощи у Бога, когда в этом чувствовал нужду».

 

3. Об искоренении злопамятности

 Н. Пестов «Школьные годы»: «Я помню случай, когда в запальчивости я назвал его обидным именем за неисполнение какого-то поручения. Почувствовав затем свою несправедливость, я сказал ему: «Колюша, я сожалею, что назвал тебя так обидно». – «Не беспокойся, папочка», - ответил он и посмотрел на меня таким ясным взором, в котором я мог прочесть полное примирение души: его любовь покрывала всегда все обиды и не позволяла гнездиться в сердце злопамятности».


Источник:      Глинские чтения


Духовно-нравственное воспитание
Глинские чтения

Публикация:
Глинские чтения
15.02.2011

Также у этого автора:
Нефёдова Ю.В.: О различии подходов к образованию ума ребенка в современной и традиционной системах обучения
Доклад на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 28 июля 2011 г., город Сергиев Посад Московской области... (Далее)
Нефедова Ю.В.: Святоотеческое учение о юношестве: особенности возраста, цели и средства воспитания
Доклад на пленарном заседании Межденародного образовательного форума «Глинские чтения» 28 июля 2009 года. Московская духовная академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев... (Далее)
Ю.В. Нефедова: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?
(Далее)
Нефедова Ю.В.: О воспитании детей
Доклад на форуме "Глинские чтения" в г. Полоцке 6 марта 2008 г.... (Далее)
Ю.В. Нефедова: «ОБЩЕНИЕ – УЧИЛИЩЕ САМОПОЗНАНИЯ»
(Далее)
Нефедова Ю.В.: Христианские принципы взаимообщения
Доклад на пленарном заседании Международного педагогического форума Глинские чтения 27 января 2008 года.... (Далее)
Нефедова Ю.В.: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011