На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Донченко Лидия Михайловна /кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России
Донченко Лидия Михайловна
кандидат педагогических наук
заслуженный учитель России

Работы этого автора

Аннотация
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой теме мы уделяем особое внимание, начиная с первых занятий в 5 классе...
Также по этой теме:
Н.В. Маслов: Педагогический аспект учения о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В наши дни, когда вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения так актуальны, особый интерес представляет учение выдающихся просветителей и педагогов о слове (о его... (Далее)
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Доронина Т.Г.: Вера - педагогический аспект
Тезисы доклада на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. В земной жизни существует только два пути – добра или зла. Каждый человек наделен свободой выбора, - по какому пути будет проходить... (Далее)
Все публикации по теме...

Семейное воспитание в школьной практике преподавания литературы


Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года.


Л.М. Донченко

Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой теме мы уделяем особое внимание, начиная с первых занятий в 5 классе. Работа ведётся в комплексе: это и факультативные занятия «Русская семья: традиции и современность», и тематические уроки по мировой художественной культуре и «Истории религий» для учащихся старшей школы, и тематические классные часы для учащихся 5 – 11классов, и праздники, посвящённые семье, и нравственные беседы священника. Но особое внимание теме семьи мы уделяем на уроках литературы. Ведь большинство произведений, изучаемых в школьном курсе литературы, помогают такому воспитанию.

По сути, воспитание семьянина начинается с изучения житийной литературы и кончается крупными повестями и романами русской классики, да и предназначено каждое изучаемое в школе произведение именно осознанию роли жены, мужа, детей в семье, принципов устроения семьи. Огромную помощь в осмыслении изучаемых произведений оказывает «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна Маслова, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации для использования во всех типах образовательных учреждений. Эта удивительная книга помогает в формировании духовно-нравственных понятий и ценностей.

Рассмотрим, какие нравственные принципы семьи воплощены в русской классической литературе, какие жизненные установки мы передаём нашим ученикам с целью создания хорошей крепкой семьи.

В русской культуре брак всегда являлся святыней, так как восходит к самому началу Божественного Творения. А сама семейная жизнь рассматривалась как путь ко спасению, то есть восстановлению единой жизни с Творцом. Наши предки определили два основных закона идеального брака – единство и нерасторжимость. И стремились следовать этим законам. Это высокое предназначения мужа и жены в мире особенно ярко видно при изучении «Повести о Петре и Февронии Муромских», покровителях семьи, брака и любви. Житие написано в 17 веке, но насколько оно актуально сегодня и каким обладает огромным воспитывающим потенциалом!

 Чему же мы можем научиться, читая житие? Во – первых, Февронию называли премудрой ещё до её замужества. Как пишет Николай Васильевич Гоголь, мудрость даётся от Господа, это «дело высшей благодати небесной», её получают те, кто возвёл душу свою до голубиного незлобия и убрал всё внутри себя до возможнейшей чистоты. Значит, чтобы нам хоть немного прикоснуться к мудрости и создать прочную, счастливую семью, необходимо учиться кротости. Во-вторых, любовь – это движущая, созидающая, спасительная сила, помогающая человеку совршенствоваться. И святые обладают такой любовью. Но любовь – это и служение друг другу. «Работайте друг другу любовью», - пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов). И святые работали друг для друга с любовью: святой Петр не покинул жены своей во время изгнания из Мурома, а Феврония, не успевшая дошить воздух, сдержала слово, данное Петру, и отошла ко Господу вместе с супругом в одно и то же мгновение.

Удивительна и чистота помыслов Февронии. Она не только следит за чистотой своих мыслей, но ей дан дар от Бога видеть помыслы других людей, свидетельством тому является случай на судне во время изгнания святых супругов из Мурома. И святитель Иоанн Златоуст поучает нас: «должно стараться удалять из самого ума порочные пожелания и всякую постыдную мысль… будем подавлять их молчанием».

После прочтения «Повести о Петре и Февронии Муромских» дети написали свои размышления о семье и о понимании жизни святых.

 Хочется привести несколько небольших отрывков из работ учащихся, отражающих глубину понимания смысла изученного произведения.

 Мотова Антонина пишет: «Подвиг христианина состоит в очищении души от ненависти, гнева, злобы, мести, злословия. Если человеку всё же удаётся «победить себя», то это приносит ему покой. Ведь «ленив человек есть от природы на дело благое, и потому должен себя самого убеждать, заставлять совершить доброе дело… Поэтому - то истинный подвиг человека - в смирении, в чистоте его души и в помыслах его добрых».

Притулкин Алексей рассуждает: «Святые Пётр и Феврония Муромские сверяли свои поступки с главной книгой христиан – Евангелием. Супруги жили не по правилам, созданным людьми, а по заветам Бога, поэтому они вырвались за установленные в миру рамки поведения. В своём городе они правили, «соблюдая заповеди и наставления Господне». Для Мурома Пётр и Феврония явились «истинными пастырями». Любовь супругов была важнее власти, сословных предрассудков и гордости. Отсюда и подвиг супружеской жизни, совершенный по Божьим заветам. Жизнь этих святых является для нас примером чистых и нравственных поступков, источником глубокой веры в Бога и беззаветного служения Ему».

Есионова Елизавета делает вывод в своём сочинении: «Святые Пётр и Феврония Муромские достигли обожения путём следования заповедям Божиим, ибо цель каждого христианина – спасение души. Поэтому, прежде всего, чтобы приблизиться к Богу, надо молиться и побеждать свои страсти. А если победить страсти, то человек приобретает истинный разум».

Мы видим, насколько благодатно изучение житийной и святоотеческой литературы в школе.

Брак всегда воспринимался вечным не только в земной жизни, но и после смерти одного из супругов, что нашло отражение в русской литературе. Так, в произведении А.С.Пушкина «Дубровский» Троекуров, овдовев, воспитывает один свою дочь Марью Кирилловну; также поступает и мать героини из «Бедной Лизы» Николая Карамзина. Ведь второй брак православная Церковь рассматривает как снисхождение к немощам человека.

Огромное значение в русской литературе уделяется взаимоотношениям отцов и детей. В семье ребёнок через преодоление эгоизма и своеволия учится любви. Исконное русское воспитание основано на бескорыстной жертвенной любви родителей к детям, такой, которой обладает Пульхерия Александровна – мать Родиона Раскольникова из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Но и строгость, и требовательность – это не только право родителей, но и их обязанность по отношению к провинившимся детям. Святой Иоанн Златоуст считал, что родительское наказание – это мать спасения, оно является проявлением родительской любви: вызывая страдания, очищает и просветляет душу ребёнка. Родительское наказание должно идти навстречу совести ребёнка и помогать ему в преодолении своих дурных наклонностей. По этому принципу строятся отношения старого Гринёва с сыном из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Строго отец относится к своему сыну, узнав о том, чем занимается Петруша во время учебных занятий, и отправляет его в Белогорскую крепость вместо Петебурга, куда он был записан служить. Строг сначала отец Петра и при решении сына жениться на Маше Мироновой. Но с благочестием и смирением воспринимает Пётр все решения отца. Вот по-настоящему благочестивое отношение сына к отцу, воспитанное всем укладом старой русской жизни. Читаешь «Капитанскую дочку» Пушкина и вспоминаешь строки «Домостроя»: «Чада, послушайте заповедь Господню: любите отца своего и мать свою, и слушайтесь их, повинуйтесь им по Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. Этим очистите грехи свои, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет вовеки». И Пётр Гринёв, выполнявший наказы родителей, смог жениться на любимой, создать счастливую семью и долгие годы прожил в счастливом браке.

Не менее важными являются и взаимоотношения родителей с дочерьми. Остановлюсь только на одном аспекте. Конечно, все родители хотели бы видеть своих дочек умными, образованными. Но как это трудно достигается в так называемом переходном возрасте девочек. Мешает развитию умственных способностей девочки в этом возрасте ее желание нравиться. Иеромонах Порфирий (Левашов) поясняет: «Желание нравиться происходит единственно от испорченного сердца», «Искусство нравиться предполагает совершенную бесхарактерность и безволие, чувство раболепное, изменяющееся обстоятельством времени и по качеству лиц, которым хочешь нравиться, предполагает душу без положительного понятия о добре, без самостоятельной мысли о лицах, вещах и явлениях».

Вот поэтому, чтобы дочь не была безвольной, без положительного понятия о добре, без самостоятельной мысли о лицах и вещах, необходимо девочку с раннего детства учить воздержанию. «Воздержание - плод истинной веры». Воздержание поможет воспитанию в дочери целомудрия. А когда девочка целомудренна, то она стыдлива. Иеромонах Порфирий (Левашов) пишет: «…стыдливость есть прирожденный страх невинности… Ослаблять это благодетельное чувство - значит разрушать ограждение самой природы. Потому-то природа и наделила женщин таким преимуществом пред мужчинами, как стыдливостью, чтобы сделать женщин менее доступными соблазну и облегчить им борьбу с искушениями, которые были неудобоносимы, если бы женщины, по скромности своей, не держали себя в некотором отдалении от мужчин. Поэтому стыдливость должно быть более развивать в девицах».

К сожалению, большинство современных родителей с детства сами, раскрепощая дочерей, ломают этот «прирожденный страх невинности» - чувство стыдливости, а потом удивляются, почему современные девушки такие раскрепощённые.

Вот таки истинные уроки воспитания добропорядочного семьянина преподаёт нам классическая литература.

Спасибо за внимание.


Источник:      Глинские чтения


Духовно-нравственное воспитание

Публикация:
Глинские чтения
27.01.2012

Также у этого автора:
Л.М. Донченко: Практический опыт использования «Симфонии…» схиархимандрита Иоанна (Маслова) на уроках в средней школе
Доклад Заслуженного учителя России Л.М. Донченко на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 27-29 июля 2010 года.... (Далее)
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
(Далее)
Донченко Л.М.: Педагогические аспекты воспитания дочерей
Доклад на пленарном заседании Межденародного образовательного форума «Глинские чтения» 29 июля 2009 года. Московская духовная академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев Посад)... (Далее)
Л.М. Донченко: «СИМФОНИЯ...» УЧИТ ЖИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ
(Далее)
Л.М.Донченко: «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПОМОГАТЬ; ЕСТЬ ОТЕЧЕСТВО, КОТОРОМУ СЛУЖИТЬ»
(Далее)
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011