На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Донченко Лидия Михайловна /кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России
Донченко Лидия Михайловна
кандидат педагогических наук
заслуженный учитель России

Работы этого автора

Аннотация
Доклад на пленарном заседании Межденародного образовательного форума «Глинские чтения» 29 июля 2009 года. Московская духовная академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев Посад)
Также по этой теме:
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Нефёдова Ю.В.: Возрастные периоды в жизни человека (младенчество, детство, отрочество)
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.... (Далее)
Кобякова Ольга Андреевна: Опыт использования трудов святых отцов в работе педагогов-психологов
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.... (Далее)
Все публикации по теме...

Педагогические аспекты воспитания дочерей


Донченко Л.М.,

кандидат педагогических наук

 

От чего зависит гармоничность отношений матери и дочери? Этот вопрос в современное время встает все острее и острее по мере взросления дочери. И многие матери задают себе вопрос: «Почему дочь стала скрытной, раздражительной, непослушной и своевольной? В чем просчеты родительского воспитания?»

Эти просчеты воспитания зачастую скрыты еще до момента рождения ребенка. Иеромонах Порфирий (Левашов) пишет: «Женщины бывают первыми деятелями особенно там, где только загорается луч жизни. Обыкновенно первые начатки воспитания детей взращиваются в недрах семейств, по свойству матерей раскрываются добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».

Русские матери знали, что для определения судьбы будущего ребенка так значимы чистота, нравственность, кротость поведения их самих. «Она самому зародышу ребенка предает кроткие свои склонности и расположения. По ее благочестию можно уже отчасти догадаться о счастливой будущности детей». Давно уже не является секретом, что великие люди своими качествами были обязаны высокому благочестию матерей: вспомним добродетельных благочестивых матерей Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Елизаветы Федоровны и многих других святых. Как благотворно действует на детей благочестие матерей! Но благочестивы ли мы сами, современные матери? Можно ли надеяться на гармоничность отношений с дочерью, если мы преданы всей мирской суете, страстям и рассеянности? Каким первообразом мы являемся?» Следовательно, первое самое строгое требование мы должны предъявить к себе, каяться в наших грехах и молить Господа помочь нам в исправлении себя.

Дочери доступнее язык сердца матери, она скорее угадает подлинный образ мыслей и чувствований матери, чем её наставления. Если мы сами имеем страх Божий, учимся достойно ходить перед Господом, побуждаем себя на добрые дела, милосердны, то и дочь будет благочестива и иметь высокую нравственность. Но это одно из первых условий, положенных в фундамент крепости взаимоотношений матери с дочерью.

Второе, не менее важное, - нельзя дочь воспитывать на духу сего времени: изнеженной, заботящейся только о себе, о своей успешности в личной жизни, учебе, карьере. Необходимо с раннего возраста приучать дочерей к трудолюбию, выполнению домашних обязанностей. Пусть у дочери будут маленькие, но свои дела. По мере взросления дочери обязанности должны становиться серьезнее и требования матери к их исполнению должны быть регулярными. Исполнение обязанностей с детства искореняет склонность к рассеянности и своеволию, внушает, что нужно любить родителей и повиноваться им. Это чувство очень важно для развития кроткого нрава дочери, для создания ее будущей крепкой семьи.

По-настоящему любящая мать учит дочь с терпением и любовью нести свой крест.

Так, Николай Евграфович Пестов повествует о том, что мать, очень любившая свою дочь, высказывала свои опасения духовнику, что ей нестерпимо думать о предстоящих невзгодах её дочери. Матери очень хотелось принять будущие страдания своей дочери на себя.

Духовник упрекнул её в эгоизме, в том, что, отнимая у дочери крест, она лишает её спасения. «Учите её не опираться на вас, а искать опоры всецело у Господа. И в час, когда вас не будет с ней, она не останется одинокой и беспомощной, без поддержки. Сердце девушки, у которой нет рядом матери и которая не умеет прибегать к Господу, это сердце падает, разбивается и часто загрязняется».

Вот поэтому так важно научить дочерей молиться с раннего детства: выполнять домашнее молитвенное правило и посещать церковные богослужения.

Вместе с молитвами должно учить ребенка правильно налагать крестное знамение. Святой Иоанн Златоуст даёт такое наставление матерям: «Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукой крестное знамение прежде, чем они сами будут в состоянии делать это. Напечатлейте это знамение на челе их вашими собственными руками». Преподобный Амвросий Оптинский наложению крестного знамения также придавал большое значение. «Веками утвержденный опыт показывает, - пишет старец, - что крестное знамение имеет великую силу на все действия чело­века, во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позабо­титься вкоренить в детях обычай ограждать себя крестным зна­мением, и особенно перед принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом, пред входом куда-либо, и чтобы дети налагали крестное знамение не небрежно, или по-модно­му, а с точностью, начиная с чела до персей, и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный».

Преподобный Амвросий Оптинский обращал особое внимание на воспитание детей в страхе перед Богом. «Без внушения страха Божия, - пишет иеросхимонах Амвро­сий, - чем детей ни занимай, это не принесет желаемых плодов в от­ношении доброй нравственности и благоустроенной жизни».

Очень важно воспитывать в дочери послушание - это основа её добродетелей и будущего семейного счастья. Мать должна учить дочь послушанию с младенчества. В «Алфавите духовно-нравственном» схиархимандрита Иоанна (Маслова) читаем: «Без послушания никакой дар не приносит пользы». Мы часто забываем, что Господь и Бог Иисус Христос повиновался родителям и показал Сам пример послушания. Многочисленные примеры полного послушания детей родителям можно найти в жизнеописаниях святых и подвижников благочестия. «Послушание есть признак истинного почитания Бога» («Алфавит»).

И русская классическая литература учит детей послушанию, например, в «Капитанской дочке» Александра Сергеевича Пушкина образцом послушания является Маша Миронова, которая не стала противиться воле родителей Гринёва и была награждена впоследствии счастливым браком. Послушна и Мария Болконская родительской воле в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

За непослушание, по мнению святых отцов, ребенка следует наказывать. Наш великий святитель Тихон Задонский поучает: «Юные ненаказанные и в возраст пришедшие суть как кони необученные и свирепеющие. Посему, христианин, люби детей своих и наказуй их. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них и о них. Впрочем, умеренность во всем похвальна и потребна».

Нужна умеренность и в наказании. Нужно показывать, по слову святителя, спокойно и любя, тогда дети почувствуют, что заслуживают наказания, и тогда оно будет на пользу им».

Вообще мать должна больше думать о воспитании души дочери, добрых качеств характера. К сожалению, в последнее время родители все больше думают о том, как бы их ребёнок не был бы хуже окружающих обеспечен мобильным телефоном, компьютером, плеером... И как актуально звучат слова святителя Иоанна Златоуста: «Родители, вы склоняете детей к таким делам, за которые Иисус Христос определил неизбежную погибель; вы о их душе, как о чем-то ненужном небрежете, а о том, что им действительно излишне, заботитесь как о самом необходимом и важнейшем».

Ведь мало кто из матерей задумывается, что пристрастие к миру делает их дочерей несчастными: «прилепившийся к миру не в состоянии подняться к небу».

В чем же основная причина такого воспитания? Наверное, в том, что такие родители сами не получили должного христианского воспитания и не знают, чему и как учить своих детей. К тому же иногда современная мать не способна по-настоящему жертвовать собой ради своего ребенка, она хочет сама жить красиво и не отказывать себе во благах мира. А ведь это самолюбие, «через самолюбие и прародители наши от Бога отпали». «Самолюбие есть корень всех зол». Чтобы хорошо воспитать дочь, мать сама должна жить благочестиво, иметь страх Божий в душе. Вот тогда вместо новомодных занятий мать будет читать дочери детскую Библию, жития святых… Тогда не встанет вопроса, во что и как одета дочь и как одеваться ей самой? Одежда должна быть скромной, простой, традиционной. Ни в коем случае нельзя одевать дочь в брюки, да и самой матери нельзя их носить, какими бы удобными они ни казались. Каждая мать должна знать, что, одеваясь сама в мужской костюм и одевая в него свою дочь, совершает страшный грех. Во Второзаконии 22; 5 сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие».

Многие родители замечали, что в младенчестве ребенок быстро развивается, умилялись не только первым словам и шажкам, но быстроте заучивания текстов, умению работать с техникой: телевизором, магнитофоном, компьютером. А потом вдруг происходит как бы торможение в развитии: ребенку трудно дается заучивание текстов, запоминание изучаемого материала. И родители начинают обвинять учителей в плохом, неинтересном преподавании. Но проблема здесь намного глубже. Если мы обратимся к православному пониманию ума, то поймем, что наш ум находится в прямой зависимости от духовного нашего состояния. Как пишет Н.В Гоголь, ум «несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно». Вдумаемся в эти слова. Пока ребенок находится в младенческом возрасте, он подобен ангелу, и Господь дает ему способность быстро развиваться. Когда же ребенок взрослеет, то после 7 лет он начинает отвечать за свои поступки, помыслы и дела самостоятельно. Если ребенок не исповедуется, не причащается, то ум его ослепляется, засоряется. Только покаяние и причастие помогают прояснению ума. Не секрет, что девочка в переходном возрасте начинает хуже учиться, неадекватно вести себя, в ней бушуют страсти - «мучающие душу болезни». «Страсти отравляют и умерщвляют душу», отсюда и понижение умственных способностей детей. Если же девочка исповедуется, причащается, молится, да и мама в этот период усиленно молится за нее, просит Божьей помощи в воспитании ребенка, то переходный период протекает намного спокойнее.

Мешает развитию умственных способностей девочки и ее желание нравиться. Иеромонах Порфирий (Левашов) поясняет: «Желание нравиться происходит единственно от испорченного сердца», «Искусство нравиться предполагает совершенную бесхарактерность и безволие,.. предполагает душу без положительного понятия о добре, без самостоятельной мысли о лицах, вещах и явлениях».

Вот поэтому, чтобы дочь не была безвольной, необходимо девочку с раннего детства учить воздержанию. «Христианин должен воздерживаться не только в пище и питии, но и от всякого зла».

Необходимо с детства учить дочь воздерживаться и от злых дел (не ссориться, не драться, не обижаться…) и от злых помыслов. Воздержание поможет воспитанию в дочери целомудрия. Целомудрие - это целостность ума, не поврежденного страстями! Когда девочка целомудренна, то она стыдлива. Иеромонах Порфирий (Левашов) пишет: «…стыдливость есть прирожденный страх невинности… Ослаблять это благодетельное чувство - значит разрушать ограждение самой природы. Потому-то природа и наделила женщин таким преимуществом пред мужчинами, как стыдливостью, чтобы сделать женщин менее доступными соблазну и облегчить им борьбу с искушениями…»

К сожалению, большинство современных родителей с детства сами, раскрепощая дочерей, ломают этот «прирожденный страх невинности» - чувство стыдливости, а потом удивляются, почему современные девушки так легко нарушают нравственный закон. Зачастую от современных мам можно услышать такие рассуждения: «Пусть поживут сначала гражданским браком, проверят себя». Но прежде чем так рассуждать, нужно помнить: преступивший закон нравственности наказывается. «Грех без казни не бывает». Сможет ли быть счастлива такая девушка в дальнейшем? Девушку, до брака потерявшую целомудрие, можно сравнить с разбитым сосудом, который ничем уже не исправишь.

Для того чтобы оградить дочь от необдуманных поступков, мать должна приучить ребенка всегда советоваться с родителями. И как только девочка пренебрегает советом матери - жди беды! Примеров этому и в классической литературе, и в жизни немало. Важно, чтобы дочь без родительского благословения не делала ничего. Дочь должна помнить грозное предупреждение святителя Тихона Задонского: «Человек, совершающий самое малейшее действие без благословения, подобен язычникам» («Алфавит»).

Немалое значение для воспитания дочери имеет речь ребенка, в которой часто раскрываются его духовные язвы и пороки. Необходимо, чтобы речь дочери была с раннего детства чиста, ясна, спокойна. Пресекать тягу девочки к спору, так как спор несет раздражение, лишает душу мирного устроения, способствует развитию грубости и лишает девочку смирения. Тем более нельзя допускать, чтобы дочь кого-либо дразнила, придумывала прозвища. Такое «безобидное озорство» лишает маленького ребенка способности любить, с детства приучает к нарушению Заповеди Божьей. Вообще необходимо очень бережно относиться к каждому произнесенному слову, потому что «…более всего человек грешит языком».

Мы все хотим, чтобы дочери наши были счастливы, здоровы, почтительны к родителям… Но все это напрямую связано с духовным здоровьем наших детей и с их нравственными качествами. Иеромонах Порфирий пишет: «…дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не будущим супругам, не состоянию их и богатству, а своим добродетелям и благонравию…»

Воспитание благонравия дочерей - это залог их крепких семейных отношений с мужем, детьми, родителями. Преподобный Серафим Саровский раскрывает сущность взаимоотношений матери и ребенка: «Чадолюбивая мать не в свое угождение живет, но в угождение детям. Немощи немощных чад сносит с любовью, в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, обувает, согревает, питает, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтобы никогда не слышать их малейшего вопля. И таковые часто бывают благорасположены к матери своей».

Любовь, забота, а часто и самопожертвование матери - залог будущих крепких взаимоотношений с дочерью. Невнимание к дочери со стороны матери - страшный грех. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в учении и наставлении Господнем».


Источник:      «Глинские чтения» 29.07.2009


Московская педагогическая академия
Основы Православной культуры

Публикация:
«Глинские чтения» 29.07.2009
2.08.2009

Также у этого автора:
Донченко Л.М.: Семейное воспитание в школьной практике преподавания литературы
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой... (Далее)
Л.М. Донченко: Практический опыт использования «Симфонии…» схиархимандрита Иоанна (Маслова) на уроках в средней школе
Доклад Заслуженного учителя России Л.М. Донченко на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 27-29 июля 2010 года.... (Далее)
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
(Далее)
Л.М. Донченко: «СИМФОНИЯ...» УЧИТ ЖИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ
(Далее)
Л.М.Донченко: «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПОМОГАТЬ; ЕСТЬ ОТЕЧЕСТВО, КОТОРОМУ СЛУЖИТЬ»
(Далее)
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011