На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Кобякова Ольга Андреевна /педагог-психолог школы №450 города Москвы
Кобякова Ольга Андреевна
педагог-психолог школы №450 города Москвы

Работы этого автора

Аннотация
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.
Также по этой теме:
Н.В. Маслов: Педагогический аспект учения о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В наши дни, когда вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения так актуальны, особый интерес представляет учение выдающихся просветителей и педагогов о слове (о его... (Далее)
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Донченко Л.М.: Семейное воспитание в школьной практике преподавания литературы
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой... (Далее)
Все публикации по теме...

Опыт использования трудов святых отцов в работе педагогов-психологов


Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.


Добрый день, дорогие друзья, участники конференции!

 

Благодарю Московскую педагогическую академию за возможность поделиться с вами скромным опытом использования трудов святых отцов в работе педагога-психолога.

В этом году удалось принять участие в ежегодном конкурсе «Педагог-психолог Москвы» (окружной тур). Одно из заданий состояло в проведении открытого урока. Опыт участия в большой методической работе академии и в школе помогли родиться уроку на тему: «Постройка дома души или самосовершенствование». В основу урока легли поучения Св. Аввы Дорофея о добродетелях и строительстве душевного дома.

Эта тема очень актуальна для детей старшего школьного возраста. Старший подростковый возраст - время самопознания, заглядывания внутрь себя, осознания своей личности и ощущения, что могу стать кем захочу.

О чём был урок…

Как надёжный крепкий дом защищает от непогоды и расхищения земного имущества, так и добротно построенный душевный дом делает человека крепким несгибаемым мудрым перед лицом жизненных испытаний, житейских бурь и ненастий.

И какой же материал подойдёт для строительства душевного дома? Из чего можно возводить крепкие стены?

Смышлёные школьники, как и вы, догадались, что кирпичиками будут служить качества личности, положительные качества личности или добродетели.

«Самое плохое, что случилось, - пишет Святитель Тихон Задонский, - люди стали почитать за грех то, что не является грехом, а то, что является грехом не стали считать грехом». И как же нам разобраться, что хорошо и что плохо, что добродетель, а что порок?

Из Симфонии по творениям Святителя Тихона Задонского, написанной схиархим. Иоанном (Масловым) были выбраны характеристики личности, добродетели и пороки. Детям предлагалось отнести то или иное качество личности к положительным или отрицательным. В результате классификации такие добродетели как покорность, постоянство, простота, самоукорение были отнесены к порокам. А гордость стала добродетелью. А «бесстрашие» в какой бы столбик вы поместили? Мои школьники решили, что бесстрашие это чувство хорошего, отважного человека. А посмотрим в Симфонию. Оказывается, есть и другой смысл этого слова. Святитель говорит о бесстрашии как отсутствии спасительного страха Божия.

Ребятам было интересно узнавать о новых значениях известных понятий, также расширился и их словарный запас в описании личности человека.

Из определения добродетели Аввой Дорофеем родилось задание для школьников. Преподобный говорит, что добродетели - это середина, так называемый царский путь, - средина между излишеством и недостатком.

Душа, уклонившись от добродетели, впадает в ту или иную страсть, и томится, не находя успокоения. Так мужество находится посреди страха и наглости; смиренномудрие посреди гордости и человекоугодия; также и благоговение – посреди стыда и бесстыдства, подобно этому и прочие добродетели. Задание состояло в том, чтобы в группах дети обсудили, что будет с хорошим качеством человека, если случится его недостаток или излишество. Ребята работали с добродетелями: трудолюбие, надежда, простота, покорность, терпение и другими.

Очень хорошо ребята восприняли иллюстрацию Преп. Аввы Дорофея о строительстве душевного дома. О том, что возводить стены нужно равномерно, то есть каждый день приобретать по чуть-чуть от каждой добродетели, а не об одной только какой-нибудь заботиться. Это значит смотреть на все обстоятельства жизни и приятные и неприятные как на возможность чему-то научиться, терпению или милосердия, послушанию и прощению. Услышал что-то обидное – потерпи, смолчи, пожадничал – прояви милосердие и т.д.

В целом можно сказать, что святоотеческая педагогика обращает внимание на внутреннего человека. И одна из главных задач – образование ума, т.к. по слову святых отцов ум – вождь, царь в малом мире – человеке.

Именно ум отвечает за различение добра и зла, порока и добродетели. Перед человеком постоянно стоит проблема выбора.

Другая задача ума – формирование правильных понятий и представлений о Боге, о мире и о самом себе, что составляет мировоззрение. Если правильно сформированы эти понятия, то при принятии решений ум делает правильный выбор.

«Познаётся древо от плода и устроение ума – от помыслов, в которых пребывает. По устроению ума познаётся состояние души» (Преп. Авва Исаия). И наоборот, - образовывая, воспитывая ум, формируя правильные понятия, мы будем влиять и на содержание и здравие души человека.

Эту задачу в том числе помогает решать Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского и другие труды святых отцов. Они помогают раскрыть истинный смысл духовных понятий, познать себя и правильно увидеть мир. Считаю, для психолога, работающего с душами детей, родителей и педагогов, Симфония может стать настольной книгой, способной наполнить сущностным глубоким содержанием любой урок, классный час, обсуждение насущных проблем в школе.

 

Приложение.

Конспект урока

Тема урока:

Самосовершенствование или строительство дома души

 

Цель урока: развитие мотивации к самосовершенствованию.

Задачи:

1. Формирование правильных представлений о положительных и отрицательных качествах личности и критерии их разделения;

2. Показать алгоритм самосовершенствования;

3. Привлечь внимание учащихся к своему внутреннему миру.

Методы: диалог, организация самостоятельной работы учеников индивидуально и мини-группах.

Материалы: доска, маркеры для доски, компьютер, проектор, карточки с названием положительных и отрицательных качеств.

 

Ход урока:

Этапы занятия

Слова педагога

Слова учащихся

Слайд 1 (щелчок)

Приветствие

Дорогие друзья!

С воодушевлением я приступаю к уроку в этой уже знакомой и полюбившейся мне аудитории. На сердце легко, потому что вы установили здесь атмосферу доверия и взаимного интереса, открытости и простоты.

 

Мотивирование к уроку

Всё, что  сегодня услышите, запоминайте: эта информация заслуживает наименования «библиографической редкости», при утере не восстанавливается, при продаже возвращению не подлежит; степень секретности наивысшая.

Тех, кому предмет нашей речи неинтересен, я не принуждаю слушать, но предупреждаю: упустив из внимания наши ненавязчивые назидания, богаче вы не станете… Можно начинать?

Да!

 

Итак, главным положением урока я хотела бы сделать следующий тезис:

Здоровая и счастливая личность – это воспитанная личность.

Нравственность, которая проявляется во всём: делах, словах, одежде, – это своего рода «лакмусовая бумажка», по которой определяются как здоровье, так и нравственные недуги личности, болезни души.

И говорить я сегодня буду на тему строительства дома души.

Уподобим крепость души перед лицом жизненных испытаний добротно сделанному дому. И расскажу вам сегодня технологию постройки этого душевного дома, иными словами, - представлю вашему драгоценному вниманию процесс или алгоритм самосовершенствования.

 

 

Вначале я расскажу вам сказку.

Жили-были три братца, три маленьких поросенка – Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Жили они в лесу, радовались лету. Но вот стало холодать, и когда на лужицах появился ледок, поросята решили, что пора строить дом... Наф-Наф тут же принялся за строительство.

Но двум братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние теплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскать тяжелые камни. Они бездельничали с утра до вечера. Они только и делали, что играли в свои поросячьи игры, прыгали и кувыркались. А когда настигли холода, Ниф-Ниф решил строить домик из соломы – тепло, быстро и вон ее сколько – много соломенных стожков на лугу, не надо ничего рубить, пилить, доставать. Нуф-Нуф решил строить домик из веток.А Наф-Наф много трудился и построил каменный дом, такой, который даже волку было не одолеть. Вы знаете эту сказку!

В результате от волка все трое нашли спасение в домике Наф-Нафа. В чужой каменный домик можно спрятаться, а вот в дом душевный другого человека не войдёшь, тут только свой, - или есть или нет. Или ты крепкий, мужественный, или «соломенный», дунешь и упадёт.

Спасибо Наф-Нафу, мы поняли из чего строить домик, чтобы был не страшен серый волк.

 

 

Как вы думаете, из какого материала строится душевный дом? Нам нужно быть премудрыми строителями и разумно отбирать сырьё для будущего пристанища от жизненных бурь и коллизий.

Что это за материал?

Если обобщить ваши ответы, то это – положительные, добрые качества личности.

А чтобы на рынке вас не обманули, подсунув некачественный товар, поучимся определять, где доброе, а где отрицательное качество личности.

Терпение, мужество, оптимизм.

Задание 1.

Получив бумажечку с написанным на ней качеством, подумайте и напишите его в соответствующий столбец на доске. Подходите к доске по два человека.

(Распределение качеств по двум столбцам:

Положительные и отрицательные качества личности

Благодарность                           злопамятство

Постоянство                                 самолюбие

Простота                              раздражительность

Самоотречение                              гордость

Отзывчивость                              тщеславие

Прощение                                       *ревность

Надежда                                            зависть

Чистота)

 

*- звёздочкой отмечено качество, которое имеет значение и положительное, и отрицательное.

 

 

Обсуждение результатов задания. Ученики объясняют свой выбор, аргументируют несогласие с другими учениками.

 

Вижу, вы уже можете быть промо-консультантами в выборе стройматериалов для душевного дома. Но чтобы вам выдать сертификат соответствия, ответьте на вопрос: чем в корне отличаются качества в этих столбцах, положительные от отрицательных?

 

Эврика! Истинное доброе качество бывает тогда, когда человек побеждает самого себя.

Один мудрый человек сказал: «Борьба с собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой».

Одни в основе имеют эгоизм, другие – любовь к людям и самоотречение.

Мотивирование к уроку, привлечение внимания учеников

Вот мы уже знаем, что нам нужно для строительства душевного дома, теперь ответим на вопрос как строиться такой дом. Вам это интересно? Можно продолжать? Точно? Это ваши искреннее желание и вы сами об этом просите? Не пожалеете? Впрочем, если вы настаиваете, я продолжу.

- Да. Говорите!

Показ слайдов с комментариями педагога.

(Слайд 2) Из постройки вещественного дома можем в точности научиться этому делу.

Один человек строит дом и другой. (Слайд 3)

(Слайд 4)Чей дом будет крепче?

Во-первых, кто хочет построить такой дом, тот должен отовсюду укрепить его и с четырех сторон возводить стену, а не об одной только стороне заботиться, другие же оставить в небрежении. (Слайд 5) То есть хорошо, чтобы человек каждый день приобретал понемногу от всякого доброго качества.

(Слайд 7)

(Слайд 8) Во-вторых, строить надо здание равномерно: случилось ли послушание, он должен положить один камень послушания (слышим мама говорит: «Коля, помой посуду и пропылесось!», так и сделали); встретилось ли огорчение от друга, должен положить один камень терпения, представился ли случай к щедрости, должен положить один камень щедрости. Так от всякого доброго качества, для которого представляется случай, надо класть в здание по одному камню и таким образом возводить его со всех сторон, полагая то камень сострадания, то камень прощения, то камень кротости и т.п.

И при всём том надо позаботиться о терпении, -это железные скобы, цемент, которым скрепляются стены. А у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить.

(Слайд 9) Крыша - это любовь, которая составляет совершенство всех качеств личности так же, как и крыша - верх дома.

Да, мы не упомянули ещё об одном. Что же это такое? Чтобы зодчий был искусен, потому что если он неискусен, то он покривит немного стену, и дом когда-нибудь обрушится. Искусен тот, кто разумно взращивает добрые качества; вот случается, что иной и трудится над собой, но оттого что неразумно совершает труд, он сам губит его, или постоянно портит дело и не может окончить его, но строит и разрушает, и кладёт один камень и снимает его, иногда же полагает один и снимает два.

Например, иной служит больному человеку, но служит для того, чтобы иметь похвалу; это неразумно. И потому если с ним случится что-либо скорбное, например, больной посердится на него, лишнего что скажет, то это легко отвращает его от доброго дела. А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: потому что кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним, скорбь извне, или сам больной погрубит ему, - он без смущения переносит всё это, взирая на свою цель и зная, что более больной помогает ему, нежели он больному.

(Слайд 10) И разумно строящий получает такой симпатичный и крепкий домик.

 

 

Таким образом, в человеке можно выделить три состояния души.

Заранее декларирую: кто после перечисления мною уровней душевного устроения без запинки сможет повторить всё услышанное, тот не просто является психически здоровой личностью, но и заслуживает наименования вундеркинда.

Человек 1) или поступает дурно, 2) или сопротивляется злым наклонностям, 3) или искореняет их.

Я сейчас постараюсь дать краткую характеристику каждому из этих уровней, а вы примеривайтесь, как птички-невелички, которые словно ноты – осьмушки и четвертушки, сидят на нотном стане проводов – кому куда… Разобраться в этом поможет совесть – самый строгий и нелицеприятный судья. Пусть каждый из вас превратиться в диагноста, доктора Айболита для самого себя, и выберет свой собственный нравственный уровень.

В самом низу, в андеграунде, находятся те, кто исполняет страстные и эгоистические свои наклонности.

Итак, братцы мои и девицы, кто говорит грязные слова, признавайтесь?! Притом себя ещё и оправдывает: «У нас министр культуры, не нынешний, а прошлый, тоже матом ругался»… И говорит: «Все сейчас такие»… Увы, друзья, всех слушать – с ума сойдёшь! Сегодня необходимо, если хочешь отстоять своё психическое здоровье и право на счастье, быть критически мыслящей личностью. Самостоятельной личностью, понимающей разницу между тем, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Давайте же скорее переходить на следующий уровень, оставим позади оправдания и леность.

Сопротивляющийся тот, кто не совершает поступка, сдерживает слово в горле, за зубами, за губами! Такой правильно размышляя, как бы минует дурное дело, однако имеет в себе злые поползновения.

Может остановимся на втором? Хватит с нас и этого труда! Можно продолжать? Точно? Голова не закружится так высоко взбираться?

Нет, продолжайте!

 

Это про вас песню сочинили в советское время: «А мы монтажники высотники…»? Тогда я продолжу.

На третьем уровне тот, кто искореняет зло, эгоизм в своей душе, кто трудится и делает противное, противоположное злым наклонностям. Вот высота! Такой не только радуется, когда его оскорбляют, и почитает виновным самого себя, но и жалеет того, кто испытывает гнев на него.

И каждый должен внимательно смотреть, в каком находится состоянии. Добровольно ли поступает плохо? Или не желая зла, побеждается дурной привычкой? Или сделав это, раскаивается и сожалеет о том, что сделал? Или разумно борется с собой? Или борется против одной страсти, побеждаясь другой (молчит по тщеславию: считает другого недостойным, чтобы и слова та на него тратить)?

Чтобы замечать своё устроение души, запомните важное правило, без которого невозможно построить такой симпатичный домик (указывая на последний слайд):

«Помни что, зачем, где, когда делаешь (или говоришь) и какие из этого могут быть последствия!»

«Ой, Ольга Андреевна, это так сложно, всё время помнить об одном, о другом, о третьем!» На самом деле, только первые полдня ты пыжишься, тужишься, стараешься анализировать жизнь сердца и души, а уже в послеобеденное время вошла в тебя эта нравственная установка и проснулась бдительность и внимание.

 

 

Вы теперь дипломированные специалисты, и вас смело можно отправлять на практику. Но прежде спрошу, а знаете ли вы, что истинно доброе качество по сути своей – середина между недостатком и излишеством.

Душа, уклонившись от доброго качества, делает что-либо нехорошее из списка отрицательных качеств. Тоже самое видим и в телесной болезни: когда кто живет беспорядочно и не бережет здоровья, то происходит избыток или недостаток чего-нибудь в теле, и потом человек делается от этого больным. Так точно и зло есть недуг души, лишившейся свойственного ей и по естеству ей принадлежавшего здоровья, которое есть добрые, положительные качества. Так мужество находится посреди страха и наглости; смирение посреди гордости и человекоугодия; подобно этому и прочие качества.

 

Задание 2.

Проверим, как вы это поняли.

Теперь вам необходимо объединиться в группы по три – четыре человека. Каждой группе я дам листочек с положительным качеством. Ваша задача назвать, какие сформируются у человека особенности характера, если будет недостаток или излишество этого качества.

Правильные ответы:

(Леность-трудолюбие-трудоголизм

Уныние/депрессия-надежда-мечтательность

Лицемерие-простота-бестактность

Человекоугодие-покорность-своеволие

Раздражительность-терпение-равнодушие

Попустительство-снисхождение-чрезмерная требовательность/ взыскательность.)

Ученики в течение трёх минут совещаются в группах. Затем выслушав ответы всех групп, результаты обсуждаются.

Рефлексия

Мы будем уже заканчивать занятие. (В кружок вставать не обязательно) Для этого порошу всех встать в кружок. Сейчас я задам вопрос, на который будем все по очереди отвечать. Ответив на вопрос каждый должен либо повернуться и показать взглядом на следующего отвечающего, либо коснуться рукой того, кто будет отвечать после.

Теперь вопрос. Что вы узнали нового из занятия, что понравилось, что может быть не понравилось в ходе нашего урока?

Ученики отвечают на вопрос, анализируя своё участие в занятии.

 

 

Если вы хотите, чтобы каждый день за спиной у вас были раскрыты крылья, чтобы вы чувствовали вдохновение, чтобы жизнь была прекрасна, чтобы людей воспринимать светло, мажорно, чтобы в каждом видеть изюмину, то или иное доброе качество, чтобы у вас была душа нараспашку в лучшем значении этого слова – для этого нужно во всём стараться избегать себялюбия/ эгоизма, освящать свою жизнь добрыми словами и делами.

 

 

Благодарю вас за внимание, и желаю, чтобы мы с вами мало-помалу поднимались от низшего к высшему, от худшего к лучшему.

До свидания!

До свидания!

 

Используемая литература:

1. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского.

2. Поучения преподобного Аввы Дорофея.

3. Протоиерей Артемий Владимиров. Семицветная радуга слов.


Источник:      Глинские чтения


Духовно-нравственное воспитание
Глинские чтения

Публикация:
Глинские чтения
11.02.2011

Также у этого автора:
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011