На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : июль-август 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Богачева Т.Н.
методист Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Классный час

Слово о словах

Предыдущая Следующая

 

ТЕМА: СИЛА СЛОВА

Цель: Показать значение, роль и свойства слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, дать рекомендации правильного употребления слов.

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя

Многие великие люди размышляли о слове, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. М. В. Ломоносов, например, был реформатором русского литературного языка и создателем знаменитой теории стилей. Министр народного просвещения в ХГХ веке А.С. Шишков видел в языке «средство воспитания единомыслия народа». А.С. Пушкин сформировал своим творчеством основу современного русского языка, а Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно».

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал: «Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?

Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчами.

1 притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).

2 притча. «Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустыной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: "Куда бежишь, демон?" Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!" Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: "Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 163).

 

Учитель: Итак, в чем сила слова?

Ученики: Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом же можно и посеять зло, отравить душу, ранить.

- Каким же должно быть наше слово? Как необходимо относиться к этому Божьему дару?

Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь это тот дар, который вверен нам Самим Богом. С какой осторожностью надо употреблять его!

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал: «... насколько вредно для нас празднословие. Оно изгоняет из нашей души добрые мысли и благие намерения, удаляет от нас Духа чистоты и святости, а вместо добрых мыслей и чувств входят в нашу душу злые помыслы и нечистые пожелания, которые скоро пленяют все существо человека. Мы знаем, что этими грехами оскорбляем Бога, удаляем Его из своего сердца, однако расстаться с ними не хотим, потому что возлюбили более тьму, нежели свет.

Нет в природе источника воды, из которого бы текла одновременно горькая и сладкая вода. Человек создан для прославления Бога, но, к сожалению, он часто не только не прославляет Его, но и оскорбляет злоречием и праздными словами. Недаром Священное Писание говорит: «Умножаяй словеса мерзок будет» (Сир. 20, 8). А благоразумный в словах ублажается св. апостолом Иаковом: «Аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздать и все тело» (Иак. 3, 2).

Великий вред причиняет любящий празднословить и ближнему своему. Он наполняет его душу пустыми мечтаниями, неблаговидными образами, которые делают его наклонным к злым делам. Ввести другого в соблазн - что может быть пагубнее этого? «Горе человеку тому, имже соблазн приходит» (Мф. 18, 7), — говорит Христос Спаситель.

Слово праздное, вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество дурных мыслей, чувств и поступков».

Ученик: Нужно бережно, внимательно относиться к словам.

- Что это означает? Митрополит Московский Филарет по этому поводу пишет: «Ни в коем случае не расточай безрассудно слова<...>давай себе размыслить, во благо ли тебе и другому будет слово, которое ты рождаешь в мир, и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе или против тебя». Чему учит нас Святитель? О чем предупреждает?

- Подумай, прежде чем сказать: «Зачем я это говорю? Для чего?»

- У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о словах»:

 

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

 

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

 

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

 

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

 

Каким же должно быть наше слово?

- Оно не должно быть злым, осуждающим Ничего нельзя говорить с целью уязвить ближнего. Если не спрашивают, не говори. Не торопись с ответом

- В Священном Писании сказано: «От слова спасешься и от слова осудишься». А поэтому давайте помнить наставления Феофана Затворника: «Язык?! Нет зловреднее вещи под небом! Великое дело обуздать его. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало...(хоть бы булавка). Надо, чтобы он был смирным, словно на привязи». Преподобный Серафим Саровский учит: «Не должно судить никого, хотя бы ты собственными очами видел кого согрешающим».

Но как научиться быть сторожем своего языка? Как научиться не осуждать? «Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих», - отвечает на эти жизненно важные вопросы Антоний Великий. О чем идет речь?

- О «неумножении» слов, то есть о немногословии.

- Особенно важно не осуждать.

«Один человек, живя на земле, не заботился о своем спасении, но когда умер, то все думали, что участь его за гробом будет плачевной. И вот однажды священник, вынимая из просфоры частицу об упокоении его души, произнес слова: "Помяни, Господи, новопреставленного..." И вдруг он увидел этого умершего человека перед собой. Священник спросил его: "Как ты здесь оказался и как прошел мытарства?" Он ответил: "Как молния". И рассказал следующее: "Когда моя душа отделилась от тела, то ее взяли ангелы и понесли к Богу, и я слышал слова от Него: "Я Законодатель и Законоисполнитель. Я дал закон: не судите, да не судимы будете. Вот этот человек, хотя он и жил небрежно, но во всю свою жизнь никого не осудил, а поэтому поместите его душу в Царствии Небесном"». (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 163).

«Слово, которым владеет человек, есть особый, неоценимый дар Божий, посредством которого мы выражаем мысли о Боге, о человеке, о мире видимом и невидимом. Оно отличает нас от всех прочих земных тварей. Не словом ли угодники Божий совершали чудеса с помощью благодати Божией? Не словом ли они повелевали природе, укрощали бури, исцеляли болезни, воскрешали мертвых?» — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов).

В древности у одного мудреца среди других учеников был один богатый и гордый юноша, который из-за любого бранного слова готов был драться насмерть. Чтобы излечить его от высокомерия, мудрец велел ему ходить по свету три года и просить людей ругать его, а каждому, кто пожелал бы его обругать, платил бы. Юноша покорился приказу учителя и отправился в путь. Так ходил он и платил всякому, кто согласился бы его обругать. Однажды, по истечении назначенного срока, ему встретился сторож, рассерженный на кого-то другого, который набросился на него со страшной бранью. Юноша, вместо того, чтобы обозлиться, как бывало раньше, вдруг весело рассмеялся. Удивленный обидчик спросил, чему он смеется? А закаленный ученик ответил: «Три года я платил любому, кто меня хоть немного обругал, а ты меня обругал крепче всех и совершенно бесплатно». Так ученик справился с заданием мудреца.

- Учитель: Действительно, Иоанн Лествичник, например, зная человеческую природу лучше, чем мы с вами, говорил: «Никто, кроме святых, не может слышать от людей похвалы себе без ущерба для себя. Только святые могут видеть человека насквозь и понять, откуда берут начало похвальные речи».

«Собрались некогда братья рассуждать о поступке своего брата и пригласили на суд авву Моисея. Моисей насыпал в мешок песку, положил его себе на спину и пошел к братиям судить согрешившего.

Братия, встретив старца, спросили: "Что значит твоя ноша?"

"Это грехи мои, - отвечал авва, - которых я сам не вижу, и между тем иду осудить другого за его грехи, которые мне приметны".

Вразумленные этим ответом, братия отменили свой суд над согрешившим». («Четьи-Минеи»).

- Учитель: Антоний Великий учит нас: «Никого ни по какой причине не обличи в недостатке». «Недостаток в человеке - не знать Писания» (святой Ефрем Сирин). Сам Господь говорил: «Я пришел не судить мир, но спасти». Надо и нам стараться прощать недостатки людей.

«В 1868 году крестьянин по имени Савва пошел в свой скирд за соломой. Взяв ее сколько нужно, он направился в обратный путь; но так как сильный порывистый ветер помешал ему идти, то он по своей привычке начал ругаться и осыпать ветер разными скверными словами. Неразумный, он не помыслил, Кто повелевает быть ветру и Кто управляет им...

Не думая и не размышляя об этом, Савва шел и ругался; и за это дерзкое и безумное оскорбление Самого Господа был строго наказан: не дойдя еще до своего дома, он внезапно, сделался нем... Тут уразумел несчастный сквернословец, что это внезапная немота - кара Божия за сквернословие, и с сокрушенным сердцем и слезами обратился к Господу Богу с искренним раскаянием в своих грехах, дал Богу обет впредь так не грешить. Милосердный Господь через двадцать один день отверз его уста, и он начал опять говорить» (Православный календарь, 5 октября 2001 г.)

  1. Учитель: Какую силу имеет молчание?
  2. Ученик: Оно собирает в душе человека огромные силы.
  3. Учитель: Исаак Сирин учит: «Молчание созидает, а слова разоряют». «Особенно не следует говорить и действовать в неприятностях: стисни зубы и молчи!» - настаивает Феофан Затворник. Но как научить себя молчанию?

«Иной человек, кажется, молчит, но в сердце своем осуждает других: такой человек непрестанно говорит. А другой с утра до вечера говорит и между тем соблюдает молчание, потому что он ничего без пользы не говорит», - разъясняет суть молчания авва Пимен.

 

Подведем итоги:

1. Слово - особый дар.

2. Произноси слово с осторожностью и благоговением. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей.

3. Приготовься ответить за каждое свое слово.

4. Думай, с какой целью произносишь слово.

5. Будь немногословен: «Злые мысли если не найдут выхода через язык, умирают».

6. Молчи, особенно в неприятностях.

 

«Как же жить»? - спросите вы. На этот вопрос старец Амвросий Оптинский обычно в шутливом тоне отвечал так: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».

 

Т.Н. Богачева,

филолог,

преподаватель русского языка и литературы

 


Слово без образа добродетельной жизни не действенно.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)


Источник:      Журнал "Глинские чтения" июль-август 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: Методы православного воспитания
Б.Г.Бобылев: Средство воспитания единомыслия народа
Приветствия Участникам Международного образовательного форума «Глинские чтения»
В.И.Аннушкин: Как говорим, так и живем: русский язык и духовное состояние общества
Б.Г.Бобылев: О любви к отечеству и родному языку: уроки адмирала А.С.Шишкова
Е.О. Крылова, Л.Ф.Фомина: Святитель Филарет Московский о воспитании
Е.О. Крылова, Т.Н.Богачева: «Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу»
Т.К.Ростовская: Ради укрепления молодой семьи
Е.Г.Князева: Порой от одного слова зависит - быть войне или миру
Концепция государственной политики в отношении молодой семьи
План мер по реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи на 2007-2010 годы
Экскурсия на Бородинское поле
Т.Н.Богачева: Слово о словах
Н.В.Маслов: Роль женщины в воспитании детей
Н.В.Гоголь: Как важны впечатления детских лет
Н. Пестов: Настоящий друг
Р. Гамзатов: Берегите друзей
Г.Х. Андерсен: Соловей


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" июль-август 2007 г.
стр. 75
08.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011