На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : июль-август 2007 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Музейная педагогика

Экскурсия на Бородинское поле

Предыдущая Следующая

Дорогие наши читатели, уважаемые учителя, перед вами первые страницы новой рубрики, цель которой — помочь вам в деле патриотического и эстетического воспитания детей. Уверены, что знакомство с великими шедеврами русской живописи, составляющими золотой фонд отечественной культуры, а также заочные путешествия к историческим местам нашей славной Родины откроют в юных сердцах мир прекрасного, сформируют в них благородство души. 

 

В нынешнем году Россия отмечает 195-летие со дня Бородинского сражения. Это героическое событие в истории нашего Отечества способно пробудить в школьниках высокие патриотические чувства, согреть их сердца любовью к Родине.

Надеемся, что предлагаемая разработка экскурсии на поле Бородина заинтересует учителей, особенно руководителей проектной деятельности детей, принесет нравственную пользу и привлечет подрастающее поколение к изучению русской истории.

Тема проекта — «Война 1812 года и Бородинское сражение». Его реализация рассчитана в первую очередь на школы Московского региона, так как предполагает выезд на автобусе на Бородинское поле. Но сама идея проекта, его форма могут быть использованы и при выборе другой темы в различных областях нашей страны.

Задача учителя — разбить экскурсионный тематический материал на микротемы, распределив их на всех участников проекта; помочь детям в подборе содержания фрагментов; подготовить к подаче путевой информации по дороге на Бородинское поле. Если в классе, например, 27 учеников, то и микротем должно быть 27. Во время поездки учащиеся, в определенной последовательности сменяя друг друга, проводят экскурсию в течение 2-2,5 часов.

Руководителю проекта необходимо обратить особое внимание учащихся на умение осуществлять логические переходы, «мостики», от одной микротемы к другой. Тогда текст экскурсии будет представлять собой интересный, живой связный рассказ, а не сменяющие друг друга фрагменты текста.

 

ХОД ЭКСКУРСИИ-ПРОЕКТА:

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами, подобно Московскому ополчению 1812 года, проследуем по пути из Москвы к Бородинскому полю, к месту, где 26 августа по старому стилю произошло одно из знаменитейших сражений во всемирной истории. 108 тысяч русских в смертельной битве встали здесь непреодолимой стеной перед 180-тысячным войском Наполеона, самим им предводительствуемым. Несмотря на превосходство сил неприятеля, наши солдаты и офицеры сражались так отчаянно, что в продолжение целого дня, во время которого не прерывался гром орудий, французам не было уступлено ни пяди земли. Что заставило Великую армию перейти границы Российской империи?

 

Микротема 1: Цели Наполеона.

Логический переход № 1: Покорив почти все страны Европы, полновластный повелитель Франции, честолюбивый и гордый Наполеон решил стать властелином мира. Но на востоке Европы раскинулась огромная Россия, без покорения которой Наполеон не мог диктовать свою волю всему миру.

 

Микротема № 2: Отношения России и Франции накануне войны.

Логический переход № 2: Антироссийские намерения Наполеона были хорошо известны, в России готовились достойно встретить его. Почему Наполеон не потерпел прежде ни одного поражения?

 

Микротема № 3: В чем сила Наполеона? Какой была его армия?

Логический переход № 3: Наполеон выигрывал все лобовые сражения. Потому необходимо было использовать территориальные преимущества России, растянуть его армию на многие версты, распылить боевую энергию противника, а измотав его, дать генеральное сражение, которое решит исход войны. Такую тактику предложил русский полководец М.Б. Барклай-де-Толли, назначенный в 1810 году военным министром.

 

Микротема № 4: М.Б. Барклай-де-Толли и П.И. Багратион — два стратега русской армии.

Логический переход № 4: План русского командования состоял в том, чтобы отступать от границы до специально подготовленного и укрепленного лагеря в Дриссе, в котором первая русская армия должна была остановить противника, а вторая - нанести ему фланговый удар. Почему же русские вооруженные силы отступали?

 

Микротема № 5: Планы русского командования.

Логический переход № 5: Русские генералы стремились сохранить силы своих армий. Искусное маневрирование, опыт и мастерство полководцев позволяли Барклаю-де-Толли и Багратиону, избегая сражений, нарушать военную тактику Наполеона. Надежды великого завоевателя вклиниться между двумя русскими армиями, навязать им крупные сражения и разгромить поодиночке терпели неудачу, удары приходились по пустому месту. Стремясь к генеральному сражению. Наполеон решил обойти Смоленск, чтобы зайти русским войскам в тыл.

 

Микротема № 6: Защита Смоленска.

Логический переход J\& 6: 22 июля обе русские армии соединились у Смоленска. Барклай-де-Толли по-прежнему придерживался дальновидного расчета: он знал, что наполеоновская армия слабеет по мере продвижения по России и вновь приказал отступать. Отступать было обидно, в русском обществе зрело недовольство. Патриотический подъем нарастал по всей России. Все ожидали приезда государя в Москву и его распоряжений.

 

Микротема № 7: Император Александр I в Москве.

Логический переход № 7: На помощь русской армии встали дворянское сословие, купцы, студенты, семинаристы, мещане, ремесленники — весь народ. Ведомые пламенным чувством преданности своему государю и Отечеству, они создали московское, смоленское, калужское, петербургское и новгородское ополчения. В два месяца образовалась новая армия в 130 тысяч человек, пополнивших соединившуюся под Смоленском армию. Встал вопрос о ее главнокомандующем.

 

Микротема № 8: Как М.И. Кутузов стал главнокомандующим?

Логический переход № 8: Приход М.И. Кутузова усилил русскую армию. Все верили в его мудрость и твердость. Солдаты ликовали. Хотя Кутузов и одобрял тактику отступления, он решил дать генеральное сражение. Ненужное со стратегической точки зрения, оно было необходимым по моральным и политическим соображениям: его желала армия, ждал народ. Надо было нанести противнику сильный удар, тем более, что враг шел на Москву.

 

Микротема № 9: Москва — духовный центр России. (Почему Великая армия шла на Москву?)

Логический переход № 9: Французская армия шла на Москву по новой Смоленской дороге, проходящей возле села Бородино.

 

Микротема № 10: Бородинское поле. Как были построены русские войска?

Логический переход № 10: Накануне сражения М.И. Кутузов осмотрел свои войска. Всегда скромно одетый, в этот раз он был в полной парадной форме со всеми орденами. Его речь к солдатам, офицерам и генералам была проста: «Братцы! Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови! Надеюсь на вас!» Огласил свое обращение-приказ ко всем французским полкам и эскадронам и Наполеон.

 

Микротема № 11: Как готовились французские войска?

Логический переход № 11: Прежде всего Наполеон намеревался смять левое, менее сильное крыло русских, и потому генеральной битве предшествовал 24 августа бой за Ше-вардинский редут, защищавший левый фланг русской армии.

 

Микротема № 12: Шевардино.

Логический переход № 12: Шевардинский бой был важным для Кутузова. Он дал возможность завершить работы по укреплению артиллерийских батарей, а кроме того показал, что главные силы Наполеона нацелены на центр и левый фланг русской армии. А 26 августа предстояло дать главное сражение.

 

Микротема № 13: Главное сражение.

Логический переход № 13: Этой великой битве многие русские писатели и поэты посвящали свои произведения. Лучшее из них — стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», написанное в 1837 году как отклик на 25-летие Отечественной войны.

 

Микротема № 14: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Логический переход № 14: К концу сражения, к 18 часам, французские войска заняли основные русские позиции. Русская армия перегруппировалась и заняла позиции по старой Смоленской дороге. Но с наступлением темноты Наполеон приказал отвести войска на исходные позиции, оставив ранее взятые русские укрепления. По окончании самого кровопролитного сражения того времени обе стороны — и русские, и французы — считали себя победителями.

 

Микротема № 15: Кто же победил в Бородинском сражении?

Логический переход № 15: Спустя несколько лет, в изгнании, Наполеон вспоминал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Действительно непобедимыми были смертельно раненный в бою генерал Багратион, погибший генерал Кутайсов, защищавший самую важную курганную высоту на поле генерал Раевский, генерал Ермолов... В сражении при Бородине совершили свой подвиг и братья Тучковы — самый младший, Александр, погиб на поле боя, самый старший, Николай, был ранен в грудь и умер в тылу, после трех недель мучений.

 

Микротема № 16: Тучковы.

Логический переход № 16: Узнав о гибели мужа, генерала А.А. Тучкова, его жена Маргарита Михайловна во второй половине октября отправилась на Бородинское поле. Там, среди тысяч трупов, которые уже начали сжигать, искала тело мужа. Над полем стоял дым, и бродили среди груд тел женщина в черном и монах из Лужицкого монастыря. Она не нашла мужа, а вскоре потеряла и единственного сына. По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) вдова принимает монашество с именем Мария и становится настоятельницей основанного ею на поле битвы Спасо-Бородинского женского монастыря.

 

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

 

В самом деле, почему же М.И. Кутузов оставил Москву?

 

Микротема № 17: Военный совет в Филях.

Логический переход № 17: «С потерею Москвы не потеряна еще Россия», — сказал Кутузов и приказал отступать, так как русская армия потеряла в Бородинском сражении более трети своего состава. Москвичи не хотели «жить под Наполеоном», и огромный город опустел. Что стало с первопрестольной, когда в нее вошел Наполеон?

 

Микротема № 18: Французы в Москве.

Логический переход № 18: Добравшись до Москвы, французские солдаты разбрелись по городу, мародерствовали, громили, грабили и уничтожали православные святыни. Кроме того, Москва подверглась могучей огненной стихии.

 

Микротема № 19: Пожар в Москве.

Логический переход № 19: Для пожара существовало несколько причин. Это и отсутствие присмотра за деревянными зданиями, и бесчинства французских мародеров. Впоследствии также открылось, что и многие хозяева сами поджигали свои дома, рассуждая: «Пропадай все мое имущество, сгори мой дом, только не попади в руки врага».

 

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

 

Каково же было «нетерпеливому герою» в объятой пламенем непокоренной Москве?

 

Микротема № 20: Предложения Наполеона о мире, посланные Александру I и Кутузову.

Логический переход № 20: Если бы царь согласился на мир с Наполеоном, занявшим Москву, то поход 1812 года стал бы для французского завоевателя триумфом. Наполеон это хорошо понимал, поэтому так долго — 36 дней — оставался в Москве, надеясь на ответ из Зимнего дворца. Но он не догадывался о планах Кутузова.

 

Микротема № 21: В чем состоял план М.И. Кутузова?

Логический переход № 21: М.И. Кутузов расположился лагерем у села Тарутино, следуя военной тактике: когда ослабевшая от голода и холода французская армия двинется обратно, тогда можно будет нанести по ней удар. Удары не меньшей силы наносили и партизаны, действовавшие в тылу врага под предводительством Д.В. Давыдова, И.С. Дорохова, А.С. Фигнера, А.Н. Сеславина, крестьянские отряды Герасима Курина, Ермолая Четвертакова и других командиров.

 

Микротема № 22: Партизанское движение.

Логический переход № 22: Наполеон выражал недовольство, что «война ведется не по правилам», на это фельдмаршал отвечал: «Крестьяне войну сию почитают равно как бы нашествие татар, и я не в состоянии переменить их воспитание». «Война не по правилам» обнаруживала себя и в том, что в ней приняла участие и первая женщина в русской армии - Надежда Дурова.

 

Микротема № 23: Кавалерист-девица.

Логический переход № 23: Узнав о ранении «поручика Александрова» (так называли в полку Надежду Дурову), Кутузов настаивал на лечении: «Поезжай домой! Мы, может быть, долго еще будем стоять здесь». Однако фельдмаршал сам со дня на день ждал движения французских войск. И оказался, как всегда, прав: 7 октября французский император повелел своим войскам оставить Москву.

 

Микротема № 24: Почему Наполеон оставил Москву?

Логический переход № 24: Сидеть в сгоревшей столице в ожидании зимы, не обладая запасами продовольствия и сена, оказалось опасным. Вот почему Наполеон мстил непокорившейся столице: отдавал варварские распоряжения о вывозе награбленного и уничтожении святынь. Он решил отступать на Смоленск, но не по старой, разоренной им дотла, а по новой Калужской дороге. Наполеон рассчитывал скрытно обойти Кутузова или отбросить его, если тот преградит ему путь. Но не удалось ни то, ни другое.

 

Микротема № 25: Славный город Малоярославец.

Логический переход № 25: 13 октября Наполеон отказался от продолжения навязанного ему сражения и отдал приказ об отступлении. Так у этого маленького русского города остановилось двадцатилетнее завоевание властелина мира. Французская армия возвращалась на запад по старой Калужской дороге, представлявшей выжженную пустыню.

 

Микротема № 26: Почему отступление Наполеона оказалось сплошным бедствием?

Логический переход № 26: Это была уже не Великая армия, а толпа одичалых людей, положение которых становилось все опаснее. Все торопились вперед, подальше от ужасной России. После жесточайшего поражения под Красным и Вязьмой французы покинули пределы нашего Отечества.

 

Микротема № 27: Русские в Париже.

Заключительное слово учителя (по приезде на Бородинское поле): Завершилась Отечественная война с Наполеоном, в которой самое значительное событие - Бородинское сражение. Широко раскинулось перед нами поле славы русского солдата, офицера и генерала. Пройдем же по этому историческому месту, ощутим героический дух, царивший здесь 26 августа 1812 года. Прислушаемся к тишине, которую в тот памятный день разрывали залпы снарядов, скрежет оружия, стоны раненых и бесстрашные возгласы командиров: Бар-клая-де-Толли и Багратиона, Раевского и Ермолова, Кутайсова и Коновницына, Тучкова и Платова, Витгенштейна и Тормасова... Почтим память 44 тысяч воинов, отдавших здесь свои жизни за Россию!

(Посещаем на территории поля Спасо-Боро-динский монастырь, Бородинский музей, участвуем в Крестном ходе, совершаемом ежегодно 8 сентября в честь празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери, которое было установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году).

Слово учителя по возвращении в автобус: У русских людей сложилась многовековая традиция - по завершении дела благодарить Бога. Так и по окончании Отечественной войны 1812 года «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Отечеству и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божьему, спасшему Россию от грозившей ей гибели» были воздвигнуты два замечательных памятника: военная галерея в Зимнем дворце в Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве. Прошу вас выразить свои впечатления от экскурсии, выполнив дома творческие задания.

 

 

Публикуем одно из школьных сочинений по теме:

 

 

Бородино по праву называют Полем русской славы, где христолюбивое русское воинство стало стеной перед нашествием гордых галлов, где кровью была подписана судьба всей России. А потом, на протяжении многих лет это святое, героическое место словно притягивало к себе необыкновенных людей, мужественных и самоотверженных.

Глубокое сердечное влечение привело сюда в октябре 1812 года Маргариту Михайловну Тучкову, приехавшую в надежде найти останки мужа-героя, чтобы предать их земле и тем самым исполнить супружеский долг. Тогда перед ней открылось ужасающее зрелище поля смерти, на котором десятки тысяч убитых были разбросаны без погребения. Она ходила по этому «кладбищу без гробов» и, нагибаясь едва ли не к каждому обезображенному трупу, пыталась различить дорогие черты. Что помогло Тучковой ступить на землю, сохранявшую в то время все страшные свидетельства недавно произошедшего кровавого побоища?

Любовь к мужу, к Отечеству впоследствии получила выражение в подвижнической деятельности этой сильной духом женщины, в основании ею Спасо-Бородинского монастыря. К ней приходили сюда те, кто стремился помочь страждущим и обремененным.

Октябрь 1941 года открыл новую страницу в истории Бородина. Тогда, в жестоком бою защищая подступы к Москве, здесь насмерть стояла дивизия В.И. Полосухина. Наши бойцы и командиры могли умереть, но не смели отступить. Ведь нельзя быть трусом, сражаясь на Бородинском поле, где каждый камень, каждый окоп, каждый курган освящены именами Кутузова и Багратиона, Раевского и Тучкова... И каждый солдат всем сердцем, всей душой, всем существом своим чувствовал это.

Стоим в тишине огромного бородинского неба. Над замершим простором с перелесками плывет колокольный звон... Его задумчивый голос призывает помнить о тех, чья любовь к людям «забывала о себе, но искала пользы для других». И думаешь: как хорошо, что я соотечественник славных героев моей Родины.

 


Скорби часто служат средством, отрезвляющим нас от духовной спячки, и, таким образом, способствуют душе идти к предназначенной ей цели - спасению.

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)


Источник:      Журнал "Глинские чтения" июль-август 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: Методы православного воспитания
Б.Г.Бобылев: Средство воспитания единомыслия народа
Приветствия Участникам Международного образовательного форума «Глинские чтения»
В.И.Аннушкин: Как говорим, так и живем: русский язык и духовное состояние общества
Б.Г.Бобылев: О любви к отечеству и родному языку: уроки адмирала А.С.Шишкова
Е.О. Крылова, Л.Ф.Фомина: Святитель Филарет Московский о воспитании
Е.О. Крылова, Т.Н.Богачева: «Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу»
Т.К.Ростовская: Ради укрепления молодой семьи
Е.Г.Князева: Порой от одного слова зависит - быть войне или миру
Концепция государственной политики в отношении молодой семьи
План мер по реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи на 2007-2010 годы
Экскурсия на Бородинское поле
Т.Н.Богачева: Слово о словах
Н.В.Маслов: Роль женщины в воспитании детей
Н.В.Гоголь: Как важны впечатления детских лет
Н. Пестов: Настоящий друг
Р. Гамзатов: Берегите друзей
Г.Х. Андерсен: Соловей


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" июль-август 2007 г.
стр. 67
08.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011