На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : июль-август 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Бобылев Борис Геннадьевич /доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета
Бобылев Борис Геннадьевич
доктор педагогических наук
профессор
зав. кафедрой русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Памятная дата

Средство воспитания единомыслия народа

Предыдущая Следующая

Празднование дня памяти отца Иоанна (Маслова)

 

28 и 29 июля 2007 года в актовом зале Московской Духовной Академии состоялись пленарные заседания Международного образовательного форума «Глинские чтения. Язык как средство воспитания единомыслия народа», посвященного 75-летию со дня рождения схиархимандрита Иоанна (Маслова). В начале работы форума было оглашено приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П. В адрес форума поступили приветствия: Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, министра образования и науки А.А. Фурсенко, министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколова, руководителя Федерального агентства по образованию Г.А. Балыхина.

Заседания форума вел президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. В его вступительном слове было отмечено значение духовного наследия Глинской пустыни, святоотеческих педагогических традиций для нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи. При этом было подчеркнуто, что многолетняя целенаправленная работа Фонда святого благоверного князя Александра Невского, а также Московской педагогической академии по созданию дидактических предпосылок для использования трудов схиархимандри-та Иоанна (Маслова) в системе современного российского образования приносит зримые плоды. Методические пособия, хрестоматии, разработки, подготовленные Московской педагогической академией, востребованы современной школой, оказывают существенное воздействие на разработку программ духовно-нравственного воспитания школьников и студентов. Особое внимание в выступлении Н.В. Маслова было уделено роли слова, родного языка в воспитании единомыслия народа, в строительстве крепкой семьи и крепкого государства.

Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосии, духовный сын схиархимандри-та Иоанна (Маслова), в своем докладе раскрыл духовные истоки кризиса мировой цивилизации, указал на спасительное значение Православия для России, подчеркнув, что путь преображения нашей страны невозможен без духовно-нравственного воспитания народа, без обращения к непреходящим христианским ценностям, святоотеческому наследию и опыту православной педагогики.

Доклад заведующего кафедрой Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, профессора, доктора филологических наук, председателя Российской риторической ассоциации Владимира Ивановича Аннушкина был посвящен языку как средству духовного объединения, сплочения нации. В докладе, в частности говорилось: «Язык — средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества <...>. Именно языком — сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создается определенный образ жизни <...>. В сознании каждого человека — от школьника до крупного предпринимателя -должна быть взращена мысль о том, что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела <...>. Созидательный общественный настрой реализуется через воспитание сердца, руководство помыслами и чувствами, направление личной воли к добру — и всё это выражено в нашем языке».

В докладе Тамары Керимовны Ростовской, начальника отдела департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ, доктора социологических наук, была освещена «Концепция государственной поддержки молодой семьи», нацеленная на повышение уровня рождаемости, укрепление, стабилизацию молодой семьи, повышение ее материального благополучия, а также на развитие семейных форм воспитания.

Доклад ректора Московской педагогической академии, доктора экономики и финансов Елены Олеговны Крыловой был посвящен характеристике педагогического аспекта учения святых отцов о слове и языке. Цитаты из книг Священного Писания, трудов святых отцов сопровождались развернутым и глубоким анализом. При этом было раскрыто значение слова и языка в духовно-нравственном образовании и воспитании народа. Искажение значения отдельных слов и выход из употребления других - таких, как кротость, умиление, воздержание, смирение, целомудрие, совесть, послушание, покаяние, приводит к разрушительным сдвигам в мировоззрении. Перечисленные слова составляют важную часть понятийного аппарата христианского миропонимания. Само употребление этих слов способствует формированию в человеке соответствующих им состояний, христианского мировосприятия и, следовательно, христианской мысли и мировоззрения.

Людмила Филипповна Фомина, проректор Московской педагогической академии, заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, осветила в своем докладе педагогический аспект трудов святителя Филарета Московского. Л.Ф. Фомина подчеркивает: «Святитель Филарет указывал нам, родителям и воспитателям, на Библию, книгу "руководительную, бесспорно истинную и для всех доступную и полезную,<...> которую не оттесняла бы от них никакая другая"». Шаг за шагом, последовательно в докладе раскрывается глубокий духовный поучительный смысл наставлений святителя Филарета, их выдающееся значение для современной педагогической теории и практики.

В ходе ведения пленарного заседания 28 июля 2007 г., Н.В. Маслов, в частности, заметил: «Считаем важным демонстрировать на наших форумах пример высших учебных заведений, в которых высок уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания. Одним из таких заведений является Военный университет». После этого слово было предоставлено Елене Георгиевне Князевой (начальнику кафедры английского языка Военного университета Министерства обороны, профессору, доктору филологических наук). В своем исключительно взвешенном и содержательном докладе Елена Георгиевна остановилась на духовно-нравственном аспекте языковой подготовки курсантов. Сочувственный отклик собравшихся вызвал ее тезис: «Необходимы <...> самодисциплина, выдержка и бережное отношение к слову. Умению вовремя сказать нужное слово и умению промолчать труднее всего научиться. А порой от одного слова зависит быть войне или миру».

29 июля 2007 г. на пленарном заседании выступили: Анна Степановна Новикова, доцент МГУ, кандидат филологических наук; Татьяна Николаевна Богачева, учитель русской словесности; Василий Иванович Попков, доцент Мичуринского государственного педагогического института, член Союза писателей России; Борис Геннадьевич Бобылев, заведующий кафедрой русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета, профессор, доктор педагогических наук; Константин Ефимович Скурат, заслуженный профессор Московской Духовной Академии, доктор церковной истории.

В докладе А. С. Новиковой, посвященном нравственному потенциалу русского языка, развивалась мысль о глубинных церковно-славянских основах нашей речи, о важности внимания к духовным корням отечественной языковой культуры.

Т.Н. Богачева в своем выступлении говорила о роли женщины в созидании благополучной семьи и благосостояния государства. В заключение она сказала: «Итак, мы видим, что благополучие семейной жизни, а значит, и благосостояние жизни государственной, зависит от высоких добродетелей женщины: от её целомудрия, мужества, мудрости, правды, "нетленной красоты кроткого и спокойного духа", от её умения терпеть неприятности и молчать. От ее личного подвига. Действительно, как писал иеромонах Порфирий (Левашов): "Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу"».

Высоким духовным смыслом и мудростью было проникнуто выступление К.Е. Скурата, посвященное святоотеческому учению о покаянии на примере трудов святителя Игнатия (Брянчанинова). Центральной в этом учении является мысль о жизни как странствовании по земле. Необходимо смотреть взором вечности на временное. Вечное не подлежит переменам и заботам. Земля - страна плача. Небо - страна веселья. Святитель сравнивает голос Бога в душе каждого земного странника со звоном колокола, помогающим найти заблудившимся в темном лесу правильный путь. «Отторгнем от земли мысль нашу, подумаем, что есть вечная жизнь», — призывает свт. Игнатий (Брянчанинов). Это учение имеет спасительное значение для нашего времени, когда все вокруг стремится отвратить человека от памятования о смерти, о Божием суде, о необходимости ежедневной, ежечасной, ежеминутной работы над собою в молитвенном предстоянии перед Богом.

Выступление Б.Г. Бобылева было посвящено роли А.С. Шишкова в сохранении самобытности русского языка на рубеже XVIII и XIX столетий. При этом было обращено внимание на то, что и на посту президента Академии Российской, и на посту министра просвещения Шишков действовал, исходя из понимания государствообразующей и государствосберегающей функций национального языка. «Наша языковая ситуация имеет много общего с языковой ситуацией России конца XVIII — начала XIX века, — подчеркнул выступавший. — В настоящее время задача сохранения русского слова становится в один ряд с задачей сохранения национальной самобытности русского народа, его духовного самостояния и суверенитета, выживания в условиях глобальной информационной войны. И в решении этой задачи большую помощь могут оказать идеи Александра Семеновича Шишкова — великого ревнителя благочестия, любви к отечеству и родному языку, мужа света и разума».

Пленарное заседание было завершено выступлением В.И. Попкова. В своем проникновенном слове, обращенном к собравшимся, он особо выделил ту духовно-организующую роль, которую играют сегодня «Глинские чтения», Фонд святого благоверного князя Александра Невского во главе с доктором педагогических наук Николаем Васильевичем Масловым, МПА в современном образовании и просвещении России.

27 июля прошли секционные заседания. Работа секций проводилась по следующим темам:

  1. Духовно-нравственное воспитание в школе (1-4 классы).
  2. Духовно-нравственное воспитание в школе (5-9 классы).
  3. Духовно-нравственное воспитание в школе (10-11 классы).
  4. Духовно-нравственное воспитание молодежи в учреждениях профессионального образования.
  5. Духовно-нравственная подготовка учителя: проблемы и опыт их решения.
  6. Нравственный потенциал русского языка.
  7. Воспитание детей в семье. Роль матери. Значение девического воспитания.
  8. Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях.
  9. Нравственный идеал России. Значение житийной и святоотеческой литературы в духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений.
  10. Воспитание патриота и гражданина Отечества в образовательных учреждениях: опыт и проблемы.
  11. Библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи.
  12. Пресса за нравственное общество.

Б.Г. Бобылев,

доктор педагогических наук, профессор,

кандидат филологических наук,

заведующий кафедрой русского языка и педагогики

Орловского государственного технического университета


Источник:      Журнал "Глинские чтения" июль-август 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: Методы православного воспитания
Б.Г.Бобылев: Средство воспитания единомыслия народа
Приветствия Участникам Международного образовательного форума «Глинские чтения»
В.И.Аннушкин: Как говорим, так и живем: русский язык и духовное состояние общества
Б.Г.Бобылев: О любви к отечеству и родному языку: уроки адмирала А.С.Шишкова
Е.О. Крылова, Л.Ф.Фомина: Святитель Филарет Московский о воспитании
Е.О. Крылова, Т.Н.Богачева: «Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу»
Т.К.Ростовская: Ради укрепления молодой семьи
Е.Г.Князева: Порой от одного слова зависит - быть войне или миру
Концепция государственной политики в отношении молодой семьи
План мер по реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи на 2007-2010 годы
Экскурсия на Бородинское поле
Т.Н.Богачева: Слово о словах
Н.В.Маслов: Роль женщины в воспитании детей
Н.В.Гоголь: Как важны впечатления детских лет
Н. Пестов: Настоящий друг
Р. Гамзатов: Берегите друзей
Г.Х. Андерсен: Соловей


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" июль-август 2007 г.
стр. 8
08.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011