На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : июль-август 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Крылова Елена Олеговна /доктор экономики и финансов, ректор Московской педагогической академии
Крылова Елена Олеговна
доктор экономики и финансов
ректор Московской педагогической академии

Работы этого автора

Фомина Людмила Филипповна /Проректор Московской педагогической академии
Фомина Людмила Филипповна
Проректор Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: На разных широтах

Святитель Филарет Московский о воспитании

Предыдущая Следующая

 

Приснопамятный митрополит Московский Филарет принадлежит к числу выдающихся церковных деятелей, светочей, ярко сиявших в истории Русской Православной Церкви и нашего Отечества. Великий иерарх, по определению иеромонаха Алексия — будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I «был одним из тех избранников Божиих, которых Промысл посылает людям в редкие промежутки времени для того, чтобы показать миру, до какой высоты может подняться человек, искупленный Кровию Христа Спасителя и озаренный Божественною Благодатию»["Вера и церковь" 1907, кн. 9-10, стр. 488].

По свидетельству его современников, «ни один важный вопрос, возникавший в последние пятьдесят лет в Российской Церкви, не прошел мимо него, не разрешен без его деятельного участия». Не случайно современники называли его властителем дум.

Московский Святитель внес неоценимый вклад в русское богословие. Именно он положил начало систематическому изучению Священного Писания в России.

Святитель Филарет указывает педагогам, родителям и воспитателям на Библию как на книгу, «руководительную», по слову самого святителя, «бесспорно истинную и для всех доступную и полезную,... которую не оттесняла бы от них никакая другая».

Святитель Филарет вопрошает: «Библия не дала ли доброго воспитания народу Божию ветхозаветному? Не дала ли еще более совершенного воспитания народу Божию новозаветному?» И отвечает: «Премудро устрояя воспитание будущих граждан Царствия Небесного», она преподает верные правила для образования доброго гражданина царства земного. И это необходимо, «потому что худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен».

Святитель Филарет объясняет, в чем состоит учение о воспитании, преподанное нам в Библии.

Древнейшее учение можно найти в слове Господа к Аврааму — мы его уже неоднократно приводили на Глинских чтениях как главное правило воспитания: «"Заповедай сынам своим сохранять пути Господни, творить правду и суд" (Быт. 18, 18-19), или, по слову святителя Филарета Московского, давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразно с законом Божиим». «Благочестие должно быть основанием и душой воспитания». Здесь показаны и благотворные последствия такого воспитания: «Авраам будет в язык велик и мног», т.е. отец семейства, дающий детям своим воспитание благочестивое и нравственное, может надеяться, что потомство его будет многочисленным, уважаемым и благополучным.

Далее, святитель указывает, что Библия дает и правила воспитания. И формулирует на основании библейских правил уникальный, сущностный принцип педагогической деятельности: наставляй добродушно, обличай кротко и мирно, наказывай умеренно и с сожалением.

С горьким словом обращается он к тем родителям, которые любят забавлять своих детей и забавляться ими, а не учить их, дают им излишнюю свободу и легкомысленно смотрят на порывы их своеволия. Премудра и спасительна та родительская любовь, считает митрополит Филарет, которая, стесняя саму себя, несколько удерживает ласку к детям, скупится на утешения им, чтобы сберечь это в поощрение и в награду их послушанию или успехам в учении.

Митрополит Филарет опирается на апостольские послания. Святой апостол Павел пишет: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4). И в другом послании: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 21).

Таково учение священных книг о воспитании.

Святитель Филарет делает вывод: оно просто и не многосложно, потому что назначено не только для мудрых, но и для простых.

Самое простое воспитание по правилам истинного благочестия и чистой нравственности, указывает митрополит Филарет, может образовать доброго гражданина царству земному, способного и к небесному гражданству; воспитание же любомудрое, бесспорно, может более и совершеннее приспособить воспитываемого к достижению разных общеполезных целей. Но без этих правил самое ученое воспитание есть построение благовидного здания без прочного основания.

Святитель Филарет приводит многочисленные примеры, которые свидетельствуют об эффективности столь простого воспитания. По этим правилам просто воспитан был отрок Давид, чтобы пасти овец, но в нем открылся муж, способный пасти народ Божий, победоносный воин, царь, пророк. По этим правилам воспитан сын царев Соломон, который «явился царем премудрым, царем пророком, царем необыкновенно счастливым».

Святитель Филарет указывает, что апостол Павел говорит о строгом воспитании как о воспитании непредосудительном, обыкновенном и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество.

Апостол в воспитании человечества Богом и в воспитании каждого человека родителями и наставниками признает одинаковый порядок.

Еще один очень современный и актуальный для современных воспитателей вопрос: все ли равно давать обширную свободу умеющему ее употреблять или не умеющему, зрелому в разуме или незрелому? Очевидно, не все равно.

Следовательно, давать свободу детям надо давать по мере их возраста и образования. Надо вести детей от ограничения свободы к расширению ее. «Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?»

Таким образом, святитель Филарет раскрывает логику воспитания.

Святитель Филарет, рассуждая о воспитании семейном, не обходит вопроса и о воспитании общественном.

При общественном воспитании, по слову святителя, должно «обращать особенное внимание на воспитание нравственное и, как на основание его, на воспитание благочестивое».

Но все ли следуют сему направлению? — вопрошает святитель, вопрошает и нас с вами — родителей, педагогов, руководителей всех уровней образования.

Воспитание ученое, воспитание деловое, воспитание изящное — не слишком ли сильно привлекает к себе заботы некоторых воспитателей и воспитываемых видами наружных преимуществ, выгод, славы, удовольствия?

Потому не излишне напоминать родителям и воспитателям детей апостольское наставление: воспитывайте... в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4), т.е. словом и делом руководствуйте детей к жизни благочестивой и честной по учению Христову.

Митрополит Филарет, сам будучи прекрасно и разносторонне образованным человеком, замечает, что воспитывать — значит не только преподавать науки. Обучение наукам воспитывает более голову, нежели сердце и всего человека.

И еще одного важного вопроса касается святитель: «Счастлив воспитываемый, если наставник в учении веры успеет глубже посеять в нем семя духовного учения, нежели другие наставники семена мирских учений». Ибо «Учение Божественное очистит, утвердит и освятит учения человеческие, и сделает их употребительными на пользу частную и общественную, потому что благочестие, как говорит Апостол, на все полезно есть» (1 Тим. 4, 8).

Но если благочестие в самой душе воспитываемого не положится в основание мирских учений, то они не будут истинно основательны; учения неосновательные не благоустраивают жизнь, а между тем обыкновенно надмевают; надменный мнимым знанием и образованностью всего чаще ставит себя выше своего состояния.

Так происходят люди, объясняет святитель, которые не мирятся с бедностью, не уживаются с посредственностью, не сохраняют умеренности в изобилии; ищут возвышения, блеска, наслаждений; всегда недовольны, любят перемены, а не постоянство, и, преследуя мечты, расстраивают действительность настоящую и будущую. В наше время много таких людей, которым трудно найти себя в жизни.

«Небрегут о детях, — говорит святитель Филарет, — если старательнее учат их полезному для жизни временной, нежели спасительному для души бессмертной; если тщательнее меблируют их голову набором слов и понятий, нежели возделывают вертоград их сердца, исторгая из него дикие травы неправильных склонностей и привычек, насаждая в нем благие чувствования к добродетели, ограждая его от ветров легкомыслия и от бурь страстей».

И хочется закончить это краткое изложение педагогических воззрений выдающегося русского пастыря и богослова его призывом к воспитателям: «Вы обрабатываете в детях будущих граждан, воинов, словесников, письмоводцев, художников, промышленников: хорошо, но не пренебрегайте тем, что еще лучше, — не пренебрегайте образованием в них сынов Церкви, приготовлением будущих граждан неба».

 

Е.О. Крылова,

доктор экономики и финансов,

ректор Московской педагогической академии,

Л.Ф. Фомина,

проректор Московской педагогической академии


Источник:      Журнал "Глинские чтения" июль-август 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: Методы православного воспитания
Б.Г.Бобылев: Средство воспитания единомыслия народа
Приветствия Участникам Международного образовательного форума «Глинские чтения»
В.И.Аннушкин: Как говорим, так и живем: русский язык и духовное состояние общества
Б.Г.Бобылев: О любви к отечеству и родному языку: уроки адмирала А.С.Шишкова
Е.О. Крылова, Л.Ф.Фомина: Святитель Филарет Московский о воспитании
Е.О. Крылова, Т.Н.Богачева: «Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу»
Т.К.Ростовская: Ради укрепления молодой семьи
Е.Г.Князева: Порой от одного слова зависит - быть войне или миру
Концепция государственной политики в отношении молодой семьи
План мер по реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи на 2007-2010 годы
Экскурсия на Бородинское поле
Т.Н.Богачева: Слово о словах
Н.В.Маслов: Роль женщины в воспитании детей
Н.В.Гоголь: Как важны впечатления детских лет
Н. Пестов: Настоящий друг
Р. Гамзатов: Берегите друзей
Г.Х. Андерсен: Соловей


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" июль-август 2007 г.
стр. 26
08.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011