На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : июль-август 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Аннушкин Владимир Иванович /доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, председатель Российской риторической ассоциации
Аннушкин Владимир Иванович
доктор филологических наук
профессор
зав. кафедрой Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, председатель Российской риторической ассоциации

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: На разных широтах

Как говорим, так и живем: русский язык и духовное состояние общества

Предыдущая Следующая

«Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем...», — писал выдающийся русский филолог-славист И.И. Срезневский. Сегодня это означает: народное благополучие, духовное и телесное здоровье и все формы народной жизни связаны с положением в современном обществе русского языка. Объявлен «Год русского языка». Но что это означает и что такое «русский язык» как для общества, так и для каждого из нас?

Язык — средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества. Современный язык — это прежде всего тексты, наша словесно-речевая действительность, средство общения и взаимодействия, организации жизни во всех ее сферах. Это быт и политика, образование и наука, искусство и средства массовой информации — все организовано словом — речью — языком. Цель моего выступления в том, чтобы проанализировать наше отношение к родному языку — речи — слову, активизировать поиск аргументов и доказательств в защиту великого русского языка, показав не только его духовную пользу, но и практическую значимость для нравственного возрождения и интеллектуального единения нации.

Как не вспомнить здесь слова преподобного Антония Великого, которые цитировал в своих трудах схиархимандрит Иоанн (Маслов): «Блюдись, человек, возьми власть над языком своим и не умножай слов, чтобы не умножать грехов». Язык может быть опасен, а полезен он лишь тогда, когда мы имеем власть над ним, то есть понимаем законы его развития, умеем им пользоваться. Мы живем в новом информационном обществе, где подчас власть языка слишком велика, а речевые нагрузки колоссальны, коммуникативные технологии разнообразны. В сущности, мы с вами ставим сегодня вопрос: как «взять власть над языком» — тем языком, который выражает и формирует мир наших мыслей, чувств, настроений?

Современный человек должен стремиться владеть всеми видами слова, но он решит эту задачу лишь при сосредоточении своих нравственных и духовных сил на любви к языку.

На мой взгляд, мы, учителя, должны нести нашим ученикам, внушать и отстаивать в общественном сознании несколько основных положений.

Каков язык, такова и жизнь. Именно языком — сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли — создается определенный образ жизни. Словесно, а значит, нравственно и мыслительно воспитанный человек противостоит «среде» и преображает действительность активным духовно-творческим отношением к ней. Всякая жизнь требует сознательного управления, а управлять приходится прежде всего своим умом и сердцем, где и рождаются мысли и чувства (либо злые, либо добрые). Это закон активного формирования языком образа жизни общества.

Каков язык, таков и человек. В сознании каждого человека — от школьника до крупного предпринимателя — должна быть взращена мысль о том, что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. Встречают по одежке, провожают по уму, выраженному в слове. Скажи мне слово — и я скажу, кто ты. Классическая формула определения человека во всех гимназических учебниках словесности: человек — создание словесное, а «сила ума и дар слова», по словам пушкинского учителя Н.Ф. Кошанского, профессора русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, — есть главное отличие человека от других одушевленных созданий. Практически это означает: если хочешь чего-либо добиться в жизни, совершенствуй свою словесную природу, то есть воспитывай свой дух, формируй душу (разум, чувства, волю) и научись выражать посредством языка то, что необходимо для нравственного совершенствования.

Язык — средство описания всех форм деятельности, а хорошая речь — результат высокой нравственности и образованности. С помощью языка описывается и организуется всякая деятельность. Речь — важнейшее средство управления. Уровень нравственного и образовательного развития общества проявляется в способности организовать оптимальное речевое взаимодействие его сограждан, которое привносит состояние гармонии, мира, согласия, того единомыслия, которому посвящена наша конференция.

Духовно-нравственному совершенствованию личности способствует развитие речевого таланта, который необходимо раскрыть для формирования уникальной и неповторимой личности каждого человека.

Стиль речи стиль жизни. Многие благие намерения современного общества испорчены безнравственностью идей и безвкусицей слова. Уныние, которое прочитывается в глазах очень многих наших учеников, вытекает из стиля современной общественной речи в СМИ, нарочито примитивного, настроенного на пагубные страсти и развлечения. Смените стиль мысли и речи — и изменится состояние духа! Однако изменение стиля требует серьезного духовного настроя, решительной организации, творческого умения и знания словесных наук. Увы, риторика как словесная наука и искусство построения речевых отношений остается для большинства общественно-политических деятелей и педагогов terra incognita и tabula rasa.

Но если стиль речи создает общественный настрой, то основания такого настроя — в наших скрытых помыслах и страстях; основания же красноречия — в том, чтобы навести слушателей на благие чувства, сформировать ум, пробудить добродетели, раскрыв их содержание. Пора сказать самим себе, что выход есть, что он заключен в основаниях нашей духовности и веры, нравственности, знаниях и нашем языке. Созидательный общественный настрой реализуется через воспитание сердца, руководство помыслами и чувствами, направление личной воли к добру — и все это выражено в нашем языке. Язык и проявляет, и формирует не только интеллект нации, но и создает необходимый духовный настрой. «От плодов уст своих» (Притч. 12, 14; 13, 2), общество вкушает либо добро, либо зло.

Наконец, выделим основные сферы жизни, которые охватывает применение современного русского языка. Их (пять): язык и семья; язык и дело; язык и школа; язык и политика; язык и СМИ. При этом уясняется цель научной и школьной филологии — систематизация всего, что выражено в слове (именно так понимался термин «словесность» в классической русской школе), классификация родов, видов и жанров современной речи (словесности), отбор среди них лучших образцов и направление усилий общественно-речевого творчества.

Язык и семья. Жизнь каждой семьи предполагает общение, а всякое личное счастье рождается от благих и хороших мыслей, поступков и слов. Первоначальное речевое воспитание человек получает в семье, а отличием русской семейной речи всегда было бережное и благоговейное отношение к слову.

Что же требуется?

Анализ образцов и обучение хорошей и грамотной семейной и шире — разговорно-бытовой речи. В этой сфере особенно важно перехватить инициативу и перейти от настроений критики, сетований на плохую бытовую речь к вдохновляющей демонстрации образцов в поисках хорошего вкуса и благородного стиля.

Следует с решительностью сказать: культура русского слова не погибла и не погибнет, она может быть сохранена во всем богатстве русской бытовой словесности, но в целях обучения надо обратить внимание на следующее:

- образцы русской речи, отраженные в произведениях русской художественной литературы, должны изучаться, преподаваться и усваиваться как образцы семейно-бытовой речи;

- образцы семейно-бытовой речи реально хранимы, они передаются от поколения к поколению как положительный речевой опыт организации каждой семьи — методами подражания, наставления, замечаний и т.д. С учениками же возможны разные формы работы по усвоению и обобщению опыта своей семьи;

- существуют законы и правила словесности, которые мы обязаны изучать, сохранять и творчески развивать. Так, почитание старших является своеобразным законом, который проявляется в речи. Свод пословиц о речи выстраивается в стройную систему речевых правил, например: речь красна слушанием (слушание — основа диалога); хорошее слово хорошо один раз (не повторяйся!); веревка хороша, когда длинна, речь — когда коротка (будь краток) и т.д.

Язык и дело. Современная деловая речь (устная и документальная проза) организует реальную производственно-хозяйственную жизнь России. Деловую активность невозможно представить без оптимальных речевых отношений. Деловая жизнь сегодня организуется по-новому. При этом очевидно, что эффективность экономической идеологии и стиля общественного труда прямо связаны с речевыми отношениями.

Речевая неряшливость и беспомощность не позволяет проводить эффективно социальные и экономические реформы, ведь всякий социальный и экономический труд — труд речевой, предполагающий эффективные коммуникации в деловой сфере. Активные речевые действия позволяют обеспечить общественный диалог и оптимальное руководство обществом.

Язык нужен всякому профессионалу. Понятно, что деловой речи как основам реального делового общения требуется обучать в школе, что и осуществлялось всегда в разделах, касающихся деловой речи в учебниках словесности и риторики пушкинского времени. Сегодняшняя школа обязана готовить будущего профессионала, делового человека, т.е. интеллектуального человека, занятого делом. Всякая же интеллектуальная деятельность — деятельность речевая. Поэтому и политик, и юрист, и ученый, и педагог, и врач, и военный, — все это люди речевых профессий. Если такой специалист-профессионал не владеет речью, родным языком, его деятельность не может быть эффективной.

Но прежде чем обучать риторике деловых людей, необходимо определить нравственно-философские и профессиональные основы деловой риторики. Пока лишь просматривается образ делового ритора России: честного, бескорыстного, знающего дело. К сожалению, о чести и бескорыстии, формирующих стиль деловых отношений, не принято говорить в современных газетных публикациях.

Язык и школа. Языковая подготовка пронизывает весь школьный учебный процесс — в классической школе, например, в Царскосельском (с 1843 г. назывался Александровским) лицее или Лицее в память Цесаревича Николая, существовало требование владения хорошим русским языком ко всем педагогам-специалистам. И этому есть объяснение: каждый учитель выражает знания и общается на русском языке, а воспитание возможно только с помощью слова. Какие же могут быть знания, если педагог и учащиеся не владеют языком или попросту не расположены к общению друг с другом? В сущности, каждый учитель-предметник является не только специалистом по своему предмету, но еще и преподавателем-словесником, ритором, то есть обязан владеть искусством создания мысли, построения частей речи, обладать богатым и чистым словарным запасом, навыками выразительного произношения. Всему этому обучает педагогическая риторика как наука и искусство построения совершенной, убедительной и эффективной преподавательской речи. В сущности, методика преподавания всякого предмета есть педагогическое красноречие, то есть искусство владения учительным словом для обучения конкретной науке.

Язык и политика. Эта сфера касается каждого человека. «Государство есть общение», — утверждал Платон, а многие современные философы и политологи сходятся в том, что «политика есть общение», «искусство объединять людей». Следует добавить: столь желанное сегодня объединение нации (единомыслие и единодушие) можно осуществить только с помощью речи. Всякий политик — прежде всего ритор, т.е. мастерский оратор и писатель, в основании деятельности которого лежат нравственная мысль и убедительное слово. Много ли у нас написано исследований о политической риторике как искусстве организации жизни общества с помощью Слова (речи, языка)?

Чтобы стать полноценным гражданином, современному школьнику требуется осознание общественно-политического бытия, которое происходит прежде всего через слово, а именно риторическое обучение. Очень важно получить начатки риторического образования для того, чтобы понимать философско-этические и интеллектуальные основания политического общения.

Только словесно образованный человек не позволит ввести себя в обман через разные формы речевых манипуляций. Таким образом, успех политического бытия будущей нации прямо связан с искусством речи, словесной образованностью как самих политиков, так и всего населения.

Язык и СМИ. Это центр сегодняшней речевой и идеологической жизни общества, поскольку СМИ стали «первой» властью вследствие авторитетности по степени влиятельности на умы людей, создания настроения и стиля как материальной жизни, так и мировоззрения.

Современная молодежь особенно подвержена влиянию новых речевых технологий: это и телемания, и Интернет, и мобильная связь, и вставленные в уши провода... Необходимо объяснить современному молодому человеку природу, сущность, пользу и опасность новых форм языка или словесности.

Новая фактура речи создает как бы новый язык и правила пользования им. Простой пример: CMC и диалог в ICQ сознательно ведутся с ошибками, поскольку текст надо ограничить определенным количеством знаков, слова и буквы зачастую передаются без соблюдения правил орфографии и пунктуации.

Еще несколько слов о богатстве, которое мы обнаруживаем в оценках языка, слова, речи в русской духовной литературе и, в частности, в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского», составленной схиархимандритом Иоанном (Масловым). Внимательно вчитываясь в «Симфонию...», мы обнаружим множество советов-предупреждений, касающихся «отрицательных» свойств языка и слова («внимательно следить, чтобы не употреблять язык в грех», «воздерживаться от греха языком» и т.д.), но все они побеждены первым «положительным» советом: «Христианин язык свой должен направлять к славословию Бога». Но далее: «Беречься от всего гнилого, ибо и Бога славим, и св. Тайны принимаем этими же устами».

Будем помнить о том, что в человеческом слове главное — идеи добра и блага, подлинного знания и красоты, общности и единения, творческой преобразующей силы, способной победить любое зло.

Сказанное — лишь начало к серьезному и долгому разговору о русском языке, который во все моменты возрождения нации (а мы, несмотря ни на что, переживаем такой момент) осознавался как «великий русский язык» (именно так называлась книга будущего академика В.В. Виноградова, изданная в 1945 году), как средство духовного объединения и мыслительного сплочения нации.

В заключение — две цитаты из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Рождественских чтениях и его же Обращения к участникам Глинских чтений 2005 года.

«Дурным языком хорошую жизнь не построишь». Это высказывание не худо бы помнить тем, кто небрежет о нашем «могучем, дивном, поющем» языке. Оно означает также: хорошую жизнь можно и должно строить хорошим языком. Будем надеяться, что так оно и будет.

В Обращении к участникам Глинских чтений 2005 года Святейший Патриарх подчеркнул ту истину, что главное — «не слова, а дела». Но это ничуть не умаляет роль человеческого слова, а призывает нас к нравственному совершенствованию, к тому, чтобы наши слова соответствовали нашим делам. При этом будем помнить, что наше учительское «слово» и есть наше «дело».

 

В.И. Аннушкин,

доктор филологических наук,

профессор,

заведующий кафедрой Государственного института
русского языка им. А.С. Пушкина,
председатель Российской риторической ассоциации

 


Человек свободен, а потому он по собственному произволению может стать либо на сторону добра, либо на сторону зла.

 

Нужно всегда стараться проводить свою жизнь так, чтобы она была полезна и для своих родных, и для окружающих нас людей.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полжизни пропадает у тех, кто не усерден и ленив, кто ропщет, кто сонлив и дремлет при всяком добром деле.

Схиархимандрит Серафим (Романцов)


Источник:      Журнал "Глинские чтения" июль-август 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: Методы православного воспитания
Б.Г.Бобылев: Средство воспитания единомыслия народа
Приветствия Участникам Международного образовательного форума «Глинские чтения»
В.И.Аннушкин: Как говорим, так и живем: русский язык и духовное состояние общества
Б.Г.Бобылев: О любви к отечеству и родному языку: уроки адмирала А.С.Шишкова
Е.О. Крылова, Л.Ф.Фомина: Святитель Филарет Московский о воспитании
Е.О. Крылова, Т.Н.Богачева: «Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу»
Т.К.Ростовская: Ради укрепления молодой семьи
Е.Г.Князева: Порой от одного слова зависит - быть войне или миру
Концепция государственной политики в отношении молодой семьи
План мер по реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи на 2007-2010 годы
Экскурсия на Бородинское поле
Т.Н.Богачева: Слово о словах
Н.В.Маслов: Роль женщины в воспитании детей
Н.В.Гоголь: Как важны впечатления детских лет
Н. Пестов: Настоящий друг
Р. Гамзатов: Берегите друзей
Г.Х. Андерсен: Соловей


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" июль-август 2007 г.
стр. 18
08.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011