На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: июль-август 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Панин А.Н.
Заместитель директора фонда «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря»

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Умозрение в красках

«ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВОЮ И ПРОЗРЕТЬ?»

Предыдущая Следующая

 

(Продолжение. Начало см. «Русский инок», май-июнь 2009 г.)

 

25 августа 1829 года в Берлюковскую пустынь прибыл новый строитель — иеромонах Венедикт (в миру — Василий Семенович Протопопов). В одном из своих еженедельных рапортов на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) он сообщил, что 5 октября 1829 года после молитвы у иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» произошло исцеление крестьянина Лаврентия Михайлова, который «был одержим около трех недель трясавицею, так что ни крестьянских работ, ниже ходить был не в силах». В письме настоятелю многочисленные свидетели подтверждали, что Лаврентий Михайлов полностью выздоровел. 7 ноября 1829 года указом от Его Императорского Величества из Московской Духовной Консистории на имя настоятеля иеромонаха Венедикта с братией за № 6860 было вновь определено, что икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою» должна постоянно пребывать в монастырской церкви. 30 ноября 1829 года, как свидетельствует документальная запись, «Московской первой гильдии купец Михайло Кирилов Кондрашев принес в оную Берлюкову пустынь сделанную им собственным коштом на Образ Христа Спасителя серебреную ризу чеканной работы, с позолотою на Спасителе одежды, с накладным венцем, убранным мелкими стразами, которая риза на икону возложена».

Митрополит Филарет (Дроздов), благодетель и покровитель обители, благословил знаменитые Берлюковские крестные ходы с чудотворной иконой, традиция которых не прерывалась вплоть до февраля 1920 года. Эти крестные ходы излучали великую благодатную силу. Чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою» стала главной святыней Богородского края. Традиция Берлюковских крестных ходов зародилась в 1834 году. В архивном документе читаем: «...по случаю больших пожаров, опустошивших почти весь Богородск, граждане оного прибегли к заступничеству чудодейственной силы святого чудотворного образа Христа Спасителя и просили епархиальное начальство поднять чудотворную икону 1 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы. Святой правительствующий Синод в утешение усердствующих разрешил ежегодно к вышеупомянутому сроку просимую икону износить». География Берлюковских крестных ходов с каждым годом расширялась. Эти молитвенные шествия пользовались большим почитанием в народе. Д.И. Ростиславов, автор книги «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1876 году, пишет, какие крестные ходы особенно славились тогда в Московской губернии: «из Лавры с иконами преподобного Сергия, из Угрешского монастыря с иконой Божией Матери и св. Николая Чудотворца и из Берлюковской пустыни с иконою Спасителя, преданного и лобзаемого Иудою Искариотским, по окрестным селам, деревням и в некоторые города».

Иеромонах Нил (Сафонов) в историческом очерке о Николаевской Берлюковской пустыни отмечает, что к иконе «Лобзание Иисуса Христа Иудою» притекало невероятно большое число паломников: «Постоянно возрастающее число богомольцев всякого звания, стекавшихся в Берлюковскую пустынь, прослышав о чудотворениях иконы Христа Спасителя, ставили в затруднительное положение начальство обители» Так велико было паломничество, что храмы и гостиницы обители не вмещали всех желающих поклониться святыне.

В августе 1835 года настоятель монастыря отец Венедикт (Протопопов) совершил закладку нового храма, предназначенного специально для чудотворного образа Христа Спасителя. Временные неудобства, связанные с посещением Берлюковской пустыни, побудили жителей прилегающих сел просить епархиальное начальство о ношении чудотворной иконы Спасителя по всем окрестным храмам, чтобы все желающие могли поклониться сему образу. Во время шествия с чудотворной иконой произошло новое исцеление, всколыхнувшее всю округу. 7 сентября 1836 года на своей фабрике в селе Купавна после молебна перед чудотворным образом Христа Спасителя исцелился от тяжелой формы горячки купец Петр Семенович Бабкин.

Октябрь 1844 года ознаменовался началом построения храма во имя Всех святых. Он был заложен на западной стороне монастырской ограды в середине двухэтажного каменного корпуса.

Ктитором и благотворителем храма выступил почетный гражданин, первостатейный купец города Фридрихсгама (ныне - город Хамина в Финляндии) Федор Федорович Набилков. Федор Федорович отличался большой любовью к храмам Божиим, он финансировал строительство в ските во имя Всех святых на острове Валаам, щедро помогал Святой Горе Афон.

Выбор места для нового храма пустыни был глубоко символическим. Л.И. Денисов в своей книге «Историческое описание Николаевской Берлюковской пустыни», изданной в 1898 году, писал: «Церковь эта находится на том месте, где прежде была монастырская хлебная, в которой обретена икона Спасителя, прославляющаяся и поныне чудесами». В прошении (датированном октябрем 1844 года) на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) настоятель отец Венедикт (Протопопов) изложил свои мысли о строительстве храма: «на самом том месте, где прежняя старая братская деревянная трапеза с пекарней, пришедшая в совершенную ветхость, ничем не занимаемая, и в которой прославилась чудесами икона Христа Спасителя, в память сего благодатного события устроена была церковь во имя Всех святых». Из этого уникального документа мы узнаем два крайне интересных факта. Деревянная трапезная с пекарней, в которой была обретена икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», просуществовала до 1844 года на прежнем месте и использовалась после обретения святыни для постоянного чтения Псалтири по усопшим вкладчикам монастыря. Игумен Венедикт с братией предлагали установить тот же порядок для нового каменного храма во имя Всех святых на все последующие времена.

1 мая 1848 года Ф.Ф. Набилков посетил Берлюковскую пустынь, где провел несколько дней. Впоследствии он написал письмо отцу настоятелю Венедикту (Протопопову), в котором указал: «По случаю бытия моего во святой обители Вашейнаходил я утешение, душевное и телесное, и ни одного случая соблазнительного я не замечал. Строение корпуса и церкви Всех святых: расположение правильно, и отделка внутри хороша, прочна и суха». Федор Федорович прибавил еще 1000 рублей серебром и 5000 рублей ассигнациями на отделку храма и устройство иконостаса. 29 июня 1853 года храм во имя Всех святых был окончен строением и освящен митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). В храме, как свидетельствует архивная запись, имелись очень красивой работы «хоругви Воскресения Христова, Богоявления, Святой Троицы и Лобзания».

В 1848 году строительство холодного собора во имя Христа Спасителя было завершено, и великолепное каменное творение московского зодчего Федора Михайловича Шестакова приняло в свои стены чудотворный образ. Сохранилось точное его описание: «Чудотворный храмовый образ Христа Спасителя Лобзание Иудино13 вершков вышины и 14 вершков ширины. На нем риза чеканная серебреная вызолоченная, кроме изображений Иуды и двух воинов, которые не вызолочены. Венец на Спасителе в виде сияния убран стразами; на образе круг убран крупными стразами, а по углам в арабесках разноцветными камнями. Кверху надпись на финифти убрана крупными фиолетовыми камнями. Под образом доска, на 1 аршин 1 вершок длинны и 8 вершков ширины, серебреная вызолоченная с вычеканным на ней тропарем праздника». Подобное упоминание о святом образе встречаем и в описании Троицкого храма, где икона пребывала в приделе Святителя Николая Чудотворца на столпе: «Чудотворный образ Христа Спасителя, Лобзание от Иуды. Риза серебреная чеканной работы, вся вызолочена, Иуда и воины нет. Венец убран камнями. Длинны образ 13 вершков, ширины 14 вершков. Круг на ризе убран крупными камнями».

Служба в монастыре в день празднования чудотворной иконе происходила особо торжественно: «...в десятое воскресение по Пасхе богослужение совершается по особой рукописной службе Страстям Христовым, с чтением акафиста Страстям, составленного Иннокентием, архиепископом Херсонским».

Паломникам в пустыни были всегда рады, для них монастырь выстроил несколько корпусов гостиницы, принимая всех, кто шел возносить свои молитвы, стремился к покаянию и благодатному исцелению у чудотворного образа. Гостиничный комплекс создавался в связи с очень сильно возросшим потоком богомольцев после прославления иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» и располагался у въездной дороги со стороны Стромынского тракта к северо-востоку от стен монастыря.

Берлюковская святыня была хорошо известна и в городе Москве, где у Большого Каменного моста на Софийской набережной находилось подворье монастыря. Там, в часовне Святителя Николая Чудотворца, хранился список с чудотворной иконы. В этой часовне постоянно проводились молебны и возносились молитвы. Л.И. Денисов свидетельствует: «В часовне у Большого Каменного моста в Москве ежедневно в 5 часов вечера совершается молебен с акафистамив четверг Страстям Христовым. В этой часовне имеются следующие святыни: Копия с чудотворного образа «Лобзание Христа Спасителя Иудою» (в иконостасе)». Часовня Святителя Николая Чудотворца открывалась ранним утром и закрывалась глубоким вечером.

В архиве (ЦИАМ) был обнаружен уникальный документ, характеризующий паломничество народное к чудотворной иконе «Лобзание Иисуса Христа Иудою» и в Николаевскую Берлюковскую пустынь в целом. Это описание монастырской лавки от 1873 года с очень тщательным перечислением всего, что предлагалось паломникам. Особенно поражает описание икон «Лобзание Иисуса Христа Иудою»: угольных, овальных в серебряных ризах, в аппликационных ризах с фигурными киотами, живописных с золотом и без золота, живописных чеканных, живописных на золотом фоне, литографированных, наклеенных на доску, фольговых и резных. Предлагались и триптихи: икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», Казанский образ Божией Матери и икона Святителя Николая Чудотворца в одном киоте.

26 июля 1888 года игумен Адриан (Разживин) обратился к Преосвященному Александру, викарному епископу Можайскому, с прошением о том, чтобы отпускать из монастыря на крестные ходы вместо чудотворного образа Спасителя точную копию святой иконы: «каждогодно износится Св. Чудотворная Икона Лобзание Христа Спасителя Иудою, в город Богородск и другие селения для Крестного хожденияНыне сия Св. Икона приходит в ветхое состояние, так что износить оную на будущее время представляется опасно». Тот факт, что чудотворная икона пришла в совсем ветхое состояние к 1888 году (прошло около 60 лет со дня ее обретения), говорит о частом использовании образа в крестных ходах, а также о желании многих ревностных богомольцев принять святую икону у себя на дому.

В каждом храме пустыни находился образ «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) благословил поместить с внешней стороны церкви во имя Всех святых копию чудотворной иконы в каменном киоте.

В 1896 году игумен Адриан (Разживин) собственноручно описал порядок изнесения чудотворного образа из пустыни: «По соглашению жителей нескольких селений и ходатайству их через выборных пред монастырским начальством — о желании принять икону, икона износится из пустыни усердствующими богомольцами, или — в экипаже пустыни в сопровождении иеромонаха, иеродиакона, двух послушников и служителей в ближайшее селение; посреди селения совершается молебное пение. Затем икона обносится вокруг селения и в те дома, кои просят о принятии иконы, и так далее. Белое духовенство, извещенное богомольцами о приближении к селению их прихода встречает оную в облачении и присутствует при молебном пении. На ночь икона относится или в приходской храм, - если она находится в селении близ оного, или в дом, приготовленный для сего богомольцами. Цель изношения — доставить усердствующим, из коих многие не имеют возможности по разным случаям посетить пустынь, духовное утешение молитвою пред чудотворною и особо чтимою по округе иконою Христа Спасителя, с ограждением священною благодатию их селений, не лишая в то же время и обители поддержки»

 

А.Н. Панин,

заместитель директора фонда «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря»,

директор церковно-исторического монастырского музея

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" июль-август 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Преподобный Серафим Вырицкий. «ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО»
Новости
Поздравления
Архиепископ Аверкий (Таушев): ЗАВЕТЫ СВЯТОГО КНЯЗЯ
Архимандрит Мефодий (Морозов): «НЕ СООБРАЗУЙТЕСЬ С ВЕКОМ СИМ, НО ПРЕОБРАЗУЙТЕСЬ ОБНОВЛЕНИЕМ УМА»
Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий): ОТ СМЕРТИ В ЖИЗНЬ
Протоиерей Александр Пидвысоцкий, Н.А. Свердлова: ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
В.М. Вальков: ПЕРВЫЕ ПАРФЕНИЕВСКИЕ
Иеромонах Леонтий (Козлов), Н.А. Свердлова: «СТОЛЬКО ЧУДЕС, СКОЛЬКО МЫ МОЖЕМ ВМЕСТИТЬ»
Иумен Феофилакт (Безукладников), В.М. Вальков, Н.А. Свердлова: ИКОНА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
Монахиня Варвара (Знаменская), Н.А. Свердлова: «СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ФЕОФАНЕ, ПОМОГИ...»
А.Н. Панин: «ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВОЮ И ПРОЗРЕТЬ?»
А.С. Бочков: НОВЫЙ АФОН
СКАЖИ МНЕ, ОБИТЕЛЬ СВЯТАЯ...
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" июль-август 2009 г.
стр. 61
07.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011