На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: июль-август 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Вальков Вячеслав Михайлович /Главный редактор журнала "Русский инок"
Вальков Вячеслав Михайлович
Главный редактор журнала "Русский инок"

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: С места события

ПЕРВЫЕ ПАРФЕНИЕВСКИЕ

Предыдущая Следующая

 

В церковной и общественной жизни родилась новая добрая традиция. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 5 июня в Паломническом центре Московского Патриархата состоялись первые Парфениевские чтения, посвященные духовному наследию схиигумена Парфения (Агеева) (†1878). Имя отца Парфения, выдающегося духовного писателя XIX века, в послереволюционную эпоху было основательно забыто и оставалось известным лишь очень узкому кругу специалистов. Между тем в былые времена его труды пользовались широким признанием и получили высокую оценку современников. Достаточно сказать, что по таланту и по силе воздействия на умы и сердца читателей его сравнивали с классиками русской литературы.

Постриженник Святой Горы Афон, ученик великих афонских старцев Арсения и Иеронима, отец Парфений вошел в историю нашей Церкви как один из славных представителей отечественной традиции православного паломничества. Схиигумен Парфений побывал во Святом Граде Иерусалиме, совершил путешествие в Киево-Печерскую Лавру, посетил Коневецкую, Тихвинскую, Глинскую и Оптину пустыни, Валаамский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру, Покровский Хотьковский монастырь, другие обители, поклонился московским святыням. Странствия отца Парфения по святым местам России и зарубежья подробно и ярко описаны в одной из его книг, влияние которой явственно обнаруживается в творчестве Ф.М. Достоевского.

Важный отрезок жизни схиигумена Парфения связан с его деятельностью в качестве настоятеля Николо-Берлюковской пустыни, которая до революции принадлежала к числу главных центров духовной жизни Московской губернии. В должности настоятеля Берлюковской пустыни отец Парфений пробыл недолго — с 1856 по 1860 год. Но время его настоятельства по праву считается периодом наивысшего расцвета обители. За это время значительно пополнился состав братии монастыря. Новые насельники устремлялись в Берлюковскую обитель едва ли не со всей России. В годы настоятельства отца Парфения в монастыре были основаны пещерный Предтеченский скит, библиотека, переплетная и иконописная мастерские. Но главная его заслуга состояла в духовном укреплении обители. В этом ему помог бесценный опыт монашеской жизни, накопленный на Афоне.

Деятельность отца Парфения оставила глубокий след в истории Николо-Берлюковской пустыни. Не случайно именно этот монастырь в наше время выступил инициатором проведения регулярных Парфениевских чтений. Когда началось возрождение Николо-Берлюковской пустыни, настоятель монастыря игумен Евме-ний (Лагутин) и его ближайшие помощники занялись не только расчисткой территории обители, восстановлением монастырских построек и возобновлением богослужебной деятельности, но и сбором сведений об истории обители, сохранившихся в архивах и печатных изданиях дореволюционного времени, понимая, как важно знать, ценить и использовать опыт предшественников. По мере изучения архивных документов все яснее и яснее осознавалась огромная роль, которую сыграл в развитии Николо-Берлюковского монастыря и в жизни Русской Православной Церкви в целом схиигумен Парфений. Монастырь принял участие в издании двух книг отца Парфения. Продолжается работа по изучению его рукописей и эпистолярного наследия, которое насчитывает не один десяток томов. Доклады, прозвучавшие на конференции, говорят о том, что деятельность отца Парфения и его труды вызывают живейший интерес у наших современников.

В первых Парфениевских чтениях приняли участие священнослужители, монашествующие, научные работники, преподаватели, журналисты, студенты из разных регионов России и ближнего зарубежья. Конференцию открыл секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк (Головков), викарий Московской епархии, главный редактор журнала «Православный паломник», огласивший приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам чтений. Вступительное слово произнес игумен Евме-ний (Лагутин). Одним из первых выступил архимандрит Никон (Смирнов), настоятель подворья Афонского Пантелеимонова монастыря в Москве. Тема чтений — «Схиигумен Парфений (Агеев) и духовная культура России середины XIX века» - предопределила разговор о подвижнике, имя которого дало название конференции, в широком историческом контексте. Целый ряд докладов был посвящен святителям, обителям и монашествующим того времени, когда совершал свои подвиги схиигумен Парфений (Агеев).

На следующий день участники конференции совершили паломническую поездку в Николо-Берлюковскую пустынь. Гостей радушно приняли настоятель обители игумен Евмений (Лагутин) и заместитель директора фонда «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря» Александр Николаевич Панин. Участники конференции услышали рассказ о восстановлении монастыря, побывали в монастырском храме Христа Спасителя, где хранится дореволюционный список иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою», в подземной церкви во имя Архистратига Божия Михаила (там находится икона с частицами мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, привезенными игуменом Евмением из Иерусалима), увидели единственный колокол, оставшийся от старого монастыря, и часть позолоченного иконостаса разрушенного безбожниками пещерного храма, прошли в монастырский лес, поклонились могиле иеродиакона Илариона (Бабышева) первого монаха, погребенного на территории обители с начала ее возрождения, проследовали к пещерам, в которых сегодня ведутся раскопки.

К сожалению, до сих пор значительную часть территории обители занимает психоневрологический интернат департамента здравоохранения города Москвы. В Троицком храме обители, по-прежнему недоступном для верующих, расположен пищеблок интерната, а в нижней части обезображенной колокольни (кстати, самой высокой в современной России) — гараж для санитарных машин. Многое, еще очень многое предстоит сделать тем, кто принял на себя тяжелую ношу восстановления монастыря. Но дело постепенно движется вперед. В обители снова правится служба Божия. Над монастырем и над всей округой, как в прежние времена, плывет колокольный звон. Святое место, в котором совершал усердные труды во славу Божию схиигумен Парфений (Агеев), обретает свое былое предназначение.

 

В.М. Вальков

 


Источник:      Журнал "Русский инок" июль-август 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Преподобный Серафим Вырицкий. «ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО»
Новости
Поздравления
Архиепископ Аверкий (Таушев): ЗАВЕТЫ СВЯТОГО КНЯЗЯ
Архимандрит Мефодий (Морозов): «НЕ СООБРАЗУЙТЕСЬ С ВЕКОМ СИМ, НО ПРЕОБРАЗУЙТЕСЬ ОБНОВЛЕНИЕМ УМА»
Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий): ОТ СМЕРТИ В ЖИЗНЬ
Протоиерей Александр Пидвысоцкий, Н.А. Свердлова: ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
В.М. Вальков: ПЕРВЫЕ ПАРФЕНИЕВСКИЕ
Иеромонах Леонтий (Козлов), Н.А. Свердлова: «СТОЛЬКО ЧУДЕС, СКОЛЬКО МЫ МОЖЕМ ВМЕСТИТЬ»
Иумен Феофилакт (Безукладников), В.М. Вальков, Н.А. Свердлова: ИКОНА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
Монахиня Варвара (Знаменская), Н.А. Свердлова: «СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ФЕОФАНЕ, ПОМОГИ...»
А.Н. Панин: «ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВОЮ И ПРОЗРЕТЬ?»
А.С. Бочков: НОВЫЙ АФОН
СКАЖИ МНЕ, ОБИТЕЛЬ СВЯТАЯ...
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" июль-август 2009 г.
стр. 29
07.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011