На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: июль-август 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Пидвысоцкий Александр /Протоиерей,
Пидвысоцкий Александр
Протоиерей


Работы этого автора

Свердлова Н.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Памятная дата

ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Предыдущая Следующая

 

29 июля 2009 года исполняется 18 лет со дня кончины великого Глинского старца приснопамятного схиархимандрита Иоанна (Маслова). Мы публикуем интервью с протоиереем Александром Пидвысоцким, который учился в Московской Духовной Семинарии и Академии в то время, когда схиархимандрит Иоанн (Маслов) был преподавателем и духовником Московских Духовных школ, ризничим академического храма. Отец Александр вспоминает о встречах с отцом Иоанном, рассказывает о том, как батюшка повлиял на его духовное становление.

 

Помните ли Вы первую встречу с отцом Иоанном?

— Это было 34 года назад, я поступал в Семинарию в 1975 году. У меня есть друг отец Василий Высоцкий. Когда мы уже спустя годы с ним разговорились, он сказал, что батюшка молился о том, чтобы я поступил в Семинарию. Отец Василий был старше меня на шесть лет и к моменту моего поступления уже знал батюшку.

Впоследствии мы с отцом Иоанном встречались на протяжении всего времени, когда я учился в Семинарии и Академии. Первым моим послушанием было ставить свечи в академическом храме Покрова Божией Матери во время воскресных и праздничных богослужений, за чтением акафиста Божией Матери и панихидой. Поэтому я постоянно находился рядом с отцом Иоанном, который тогда нес служение в ризнице академического храма. Под наблюдением батюшки мы каждую субботу делали уборку в алтаре. Следующим моим послушанием было дежурство у ризницы. Перед началом и после окончания дежурства мы брали у батюшки благословение. Я видел, как к отцу Иоанну постоянно приходили люди. Многие вопросы и я решал с его помощью.

 

Какое впечатление производил отец Иоанн на студентов и, в частности, на Вас?

— Отец Иоанн был преподавателем Пастырского богословия и Литургики. Батюшка читал лекции с вдохновением, чувствовалось, что его осеняет Божия благодать. Отец Иоанн вкладывал всю душу в свой предмет. Его слова западали человеку в сердце и приносили пользу.

Некоторые считали, что батюшка слишком строгий. Но у меня было совершенно другое мнение. Батюшка учил нас два года, и, слава Богу, никаких проблем с учебой у меня не было. Может быть, отец Иоанн снисходительно ко мне относился потому, что часто видел меня на службе: в среду — на акафисте, в субботу — на панихиде и на всенощной, в воскресенье — на Литургии. Он считал важным приучить человека ответственно относиться к своему послушанию и к богослужению. Батюшка сам был ответственным человеком и того же требовал от других.

 

Что Вы можете сказать об отце Иоанне как духовнике и наставнике?

Многие преподаватели Семинарии и Академии, клирики академического храма, учащиеся, миряне были духовными чадами отца Иоанна. Батюшка переживал за людей, чувствовалось его отеческое расположение.

Отец Иоанн не поощрял излишнего общения. Те семинаристы, которые были его чадами, не выставляли свое духовное делание напоказ, но все делалось прикровенно, батюшка приучал их к этому. Духовные чада подходили к нему в течение дня с просьбой помолиться, за благословением перед началом какого-либо дела, за советом.

Батюшка учил нас любви с рассуждением. Если он видел, что человек ведет себя неправильно и это повторяется систематически, он мог при всех обличить его поступок. С другой стороны, если это был какой-то единичный случай, батюшка учил покрывать проступок товарища любовью.

Для батюшки важно было воспитывать нас в духе смирения, послушания. Однажды во время экзамена он предложил студенту вопрос. Тот отвечает: «Батюшка, да это элементарно просто».

«Да я, братец, тебе такой вопрос задам, что ты вовек не ответишь!» Студент кладет земной поклон со словами: «Батюшка, простите Христа ради!» Отец Иоанн объяснял, что знания сами по себе только надмевают, порождают гордость. Он учил нас понимать, что все хорошее, чем мы обладаем, — от Господа.

 

Как батюшка учил благочестию, благоговению перед святыней?

— Поскольку батюшка был духовником Академии, он вникал в духовную жизнь учащихся. Отец Иоанн стремился воспитать человека, привить ему любовь к Богу, к Церкви, к святым, к богослужению.

Большое влияние на нас оказывал его личный пример. Когда мы дежурили в ризнице академического храма, видели, как батюшка приходил, истово крестился, делал поясные поклоны, прикладывался с благоговением к Распятию, к иконам.

 

Как батюшка относился к церковным традициям?

— Отец Иоанн был человеком сугубо православного устроения и учил нас хранить верность Православию, непреложно соблюдать Устав Церкви и Ее традиции. Донести до нас всю меру ответственности в соблюдении чистоты православной веры было его первостепенной задачей.

Однажды отец Иоанн спросил у учащихся последнего курса Семинарии о том, кто какой путь избрал. Один встает и говорит: «Буду жениться и рукополагаться». Другой отвечает: «Я уже женат, буду рукополагаться». Третий говорит: «Хочу быть монахом». Четвертого батюшка сам спрашивает: «А твое, братец, какое намерение?» Тот отвечает: «Я, наверное, целибатом буду». Отец Иоанн говорит: «Или женись, или принимай монашество». Впоследствии этот студент женился.

На лекциях все выдержки из Священного Писания отец Иоанн произносил только на церковнославянском языке. Если мы отвечали на вопрос о порядке богослужения, то должны были употреблять словосочетания на церковнославянском языке. Например: «Аще случится праздник в такой-то день…» Так называемые Марковы главы мы излагали с помощью той терминологии, которая принята в богослужебном уставе Церкви.

Став священником, я как учился произносить проповеди в Семинарии и Академии с использованием цитат из Библии на церковнославянском языке, так и теперь их произношу по-церковнославянски.

Церковнославянскому языку в процессе обучения уделялось очень много внимания. На экзаменах по Катехизису и Догматическому богословию мы цитировали соответствующие места из Священного Писания на церковнославянском языке. До сих пор я помню многие цитаты.

Церковнославянский язык приближает сердце человека к Богу, он лучше выражает многие понятия. Это язык возвышенный, предназначенный только для молитвы, созерцания Божиего величия и Божией славы.

 

Что Вы можете сказать о священническом служении отца Иоанна?

— Отец Иоанн был истинным пастырем. Он имел высокий молитвенный настрой и передавал его людям. Запомнилось, как батюшка возглавлял службу с акафистом Божией Матери. Богослужение совершалось чинно, с благоговением и глубоким молитвенным усердием.

Не раз приходилось наблюдать, как к отцу Иоанну подходили с просьбой помолиться. Было видно, как батюшка с внутренней собранностью творит молитву.

 

Каким Вам запомнился отец Иоанн?

— Отец Иоанн был человеком высокой духовной жизни, для меня это очевидно. К каждому, кто обращался к нему, батюшка относился по-отечески, с вниманием. Если с отцом Иоанном доводилось решать какие-то вопросы, то все проходило легко и просто, батюшка располагал к себе.

Он постоянно говорил учащимся, что они должны постигать внутреннюю, духовную жизнь. Он учил проникновенному отношению к богослужению, церковному пению, молитвам, церковнославянскому языку. И это внутреннее состояние духа, любовь к благочестию, постоянную готовность служить Богу и ближним отец Иоанн передавал людям, окружавшим его.

 

Беседовала Н.А. Свердлова

 


Источник:      Журнал "Русский инок" июль-август 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Преподобный Серафим Вырицкий. «ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО»
Новости
Поздравления
Архиепископ Аверкий (Таушев): ЗАВЕТЫ СВЯТОГО КНЯЗЯ
Архимандрит Мефодий (Морозов): «НЕ СООБРАЗУЙТЕСЬ С ВЕКОМ СИМ, НО ПРЕОБРАЗУЙТЕСЬ ОБНОВЛЕНИЕМ УМА»
Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий): ОТ СМЕРТИ В ЖИЗНЬ
Протоиерей Александр Пидвысоцкий, Н.А. Свердлова: ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
В.М. Вальков: ПЕРВЫЕ ПАРФЕНИЕВСКИЕ
Иеромонах Леонтий (Козлов), Н.А. Свердлова: «СТОЛЬКО ЧУДЕС, СКОЛЬКО МЫ МОЖЕМ ВМЕСТИТЬ»
Иумен Феофилакт (Безукладников), В.М. Вальков, Н.А. Свердлова: ИКОНА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
Монахиня Варвара (Знаменская), Н.А. Свердлова: «СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ФЕОФАНЕ, ПОМОГИ...»
А.Н. Панин: «ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВОЮ И ПРОЗРЕТЬ?»
А.С. Бочков: НОВЫЙ АФОН
СКАЖИ МНЕ, ОБИТЕЛЬ СВЯТАЯ...
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" июль-август 2009 г.
стр. 23
07.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011