На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: сентябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Из священнической практики

НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ

Предыдущая Следующая

  

(Продолжение. Начало см.: «Пастырь», октябрь 2006 г. - август 2008 г.)

 

Какую Литургию совершать в высокоторжественные дни, случающиеся во святую Четыредесятницу?

Высокоторжественные праздники отправляются в те числа, в какие они случаются, за исключением первой седмицы Великого поста, когда отправление их отлагается до Недели Православия, и Страстной седмицы и первого дня Пасхи, когда отправление это переносится на Светлый Понедельник (Указ Синода 1857 г. января 28 дня и Указ Синода 1861 г. марта 18 дня). Во все остальные дни года, хотя бы один из высокоторжественных праздников пришелся даже на среду и пяток Сырной недели или в один из дней святой Четыредесятницы, когда по уставу полной Литургии не полагается, каждый из них должен быть отправляем в свое время. Так как высокоторжественные дни приравниваются к великим церковным праздникам, то, стало быть, когда высокоторжественные дни случаются в среду и пятницу Сырной недели, тогда должны быть совершаемы всенощное бдение и Литургия святителя Иоанна Златоуста в свое время по обычаю, как это полагается для праздника Сретения Господня, случающегося в среду и пяток Сырной недели. (См. в Уставе о праздновании Сретения Господня). Когда же высокоторжественные праздники случаются в седмичные дни святой Четыредесятницы, за исключением первой недели Великого поста и Страстной недели, тогда должны быть совершаемы всенощное бдение и Литургия святителя Иоанна Златоуста по Марковым Благовещенским главам, то есть всенощное бдение должно быть соединяемо с великим повечерием, а Литургия с вечернею и так далее. Если те же празднества случатся собственно в воскресные дни 2-й, 3-й, 4-й и 5-й недели святой Четыредесятницы, то должна быть отправляема Литургия святого Василия Великого (Ср. в Уставе Марковы главы о праздновании Благовещения). В тех же случаях, когда празднование какого-либо высокоторжественного дня переносится на понедельник Светлой недели, то служение, относящееся к высокоторжественному дню, необходимо соединять со службою Светлого Понедельника, как и указывается для Георгиева дня, когда он бывает в Светлый Понедельник. (См. в Уставе о праздновании дня святого великомученика Георгия).

 

К решению вопросов из пастырской богослужебной практики относительно каждения.

 

1. На всяком ли богослужении — на вечерне, утрене и Литургии — порядок каждения одинаков, то есть всегда ли нужно сначала кадить престол, потом горнее место, затем жертвенник и так далее?

Священник К-ской епархии К-ского уезда отец В. К-ский, задавая этот и другие вопросы, обнаруживает недостаточное знакомство с церковным Уставом, в котором определенно и ясно указан порядок каждения при совершении разных молитвословий и священнодействий. По Уставу нашей Православной Церкви, каждение бывает иногда по всему храму и притом начиная с алтаря или с середины храма; иногда полагается каждение одного только алтаря и каждение перед иконостасом; иногда же каждение совершается перед одним только престолом или аналоем с иконой, крестом, Евангелием и так далее.

Каждение всей церкви, начиная с алтаря, по указанию 22-й главы Типикона, совершается в таком порядке: священник или диакон сперва кадит перед святым престолом со всех сторон крестовидно, потом кадит весь алтарь и жертвенник, затем выходит северными дверьми (в начале всенощного бдения и при пении полиелея иерей для каждения храма исходит из алтаря царскими вратами — см. Типикон, гл. 2, и Устав священнослужения в начале Служебника) из алтаря в среднюю часть храма. Здесь, став перед царскими вратами, делает перед ними крест кадилом и потом кадит перед иконами, находящимися в иконостасе с южной стороны, начиная с иконы Спасителя, а затем перед иконами, находящимися в иконостасе с северной стороны, начиная с иконы Богородицы. Совершив таким образом каждение перед иконами в иконостасе, он кадит правый и левый лики (клиросы) и всю братию (народ) в церкви. Далее кадит иконы всего храма, входит в притвор и в нем кадит иконы по обе стороны; обойдя притвор и, обратившись от красных врат к западу, кадит крестообразно. Возвратившись из притвора в среднюю часть храма и став пред царскими вратами, творит перед ними крест кадилом и кадит иконы Спасителя, Богородицы и икону, лежащую на аналое. После чего входит в алтарь южными дверьми, творит крест кадилом перед святым престолом (Типикон, гл. 22; ср. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви протоиерея Константина Никольского. Изд. 3-е. СПб. 1874, с. 89).

Такой порядок каждения полагается:

а) на вечерне:

1) в начале всенощного бдения (Типикон, гл. 2 и 22; ср.: Устав священнослужения в начале Служебника) и

2) при пении «Господи, воззвах» (Типикон, гл. 9 и 22);

б) на утрене:

1) в начале утрени (Типикон, гл. 9 и 22);

2) при пении «Непорочных» (Типикон, гл. 22);

3) при пении полиелея (Типикон, гл. 15 и 22);

4) по 8-й песне канона во время пения «Честнейшую» (Типикон, гл. 2 и 22; срав. Устав священнослужения в начале Служебника).

в) на Литургии, по отпусте проскомидии перед началом Литургии (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста).

Каждение всего храма, начиная с середины его, совершается таким образом: сначала кадят вокруг аналоя с иконой или со святым Евангелием, вокруг Плащаницы, находящейся среди храма; потом входят в алтарь и кадят там престол и проч. Далее кадят в храме вышесказанным порядком. По каждении храма приходят к царским вратами и кадят их и иконы Спасителя и Богородицы, и затем опять идут к аналою с иконой или Евангелием или к Плащанице и кадят их только спереди. После чего опять кадят священнослужителей, окружающих аналой или Плащаницу (Типикон, во 2 гл. последн. прим.; ср. Устав священнослужения, последн. прим. в Служебнике; Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви протоиерея Константина Никольского, с. 92). Такое каждение полагается:

1) на праздничной утрене, при пении величания после полиелея. (Типикон, во 2-й гл. послед. прим.; Служебник, в Уставе священнослужения последн. прим.);

2) на утрене Страстной Субботы при пении «Непорочных» (Типикон, последование Страстной Субботы);

3) на утрене в Страстной Пяток, если Евангелие читается посреди храма (последование утрени в Великий Пяток);

4) на царских часах — 1-м и 9-м — перед Рождеством Христовым, Богоявлением и в Великий Пяток (последование 24 декабря и 5 января), а также на 3-м часе в Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы (последование Понедельника Страстной седмицы).

Каждение одного алтаря и иконостаса как внешней стороны алтаря бывает таким образом: кадят престол со всех четырех сторон, затем жертвенник и весь алтарь; потом выходят перед царскими вратами, кадят перед ними и образами Спасителя и Богородицы, затем служащих иереев, далее клиросы и весь народ (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных Даров).

Такое каждение полагается на Литургии:

1) по малом входе при архиерейском служении (Архиерейский Чиновник, Литургия святителя Иоанна Златоуста и Литургия Преждеосвященных Даров);

2) перед чтением Евангелия во время пения «Аллилуйя» (Служебник, чин Литургии святителя Иоанна Златоуста);

3) во время пения Херувимской (там же).

Каждение одного жертвенника или престола бывает на Литургии:

1) на проскомидии по возложении покровов над дискосом и потиром (см. Служебник, чин проскомидии);

2) перед великим входом (Архиерейский чиновник и Служебник, чин Литургии святителя Иоанна Златоуста);

3) по великом входе при поставлении Даров на престоле (там же);

4) при возгласе «Изрядно о Пресвятей» (там же) и

5) после возгласа «Спаси, Боже, люди Твоя» (там же).

 

2. Нужно ли священнику совершать каждение на вечерне на «Господи, воззвах» и на утрене по 8-й песне канона, если служит он без диакона?

На каждой вечерне при пении «Господи, воззвах» бывает каждение по всей церкви (Типикон, гл. 2, 9 и 32; ср. Устав священнослужения в начале Служебника). Это каждение совершается диаконом или священником, если служба отправляется без диакона: в последовании великой вечерни (Типикон, гл. 2, и Устав священнослужения в Служебнике) ясно сказано: «егда же начнут пети «Господи, воззвах», тогда кадит иерей или диакон, яко обычай есть»; в последовании седмичной вечерни или повседневной (Типикон, гл. 9) замечено, что каждение всей церкви во время пения «Господи, воззвах» совершается священником, а в особой главе Типикона (22) о чине каждения также говорится, чтобы на вечерне при пении «Господи, воззвах» совершал каждение иерей или диакон. Не менее ясны и определенны указания церковного Устава и относительно каждения священником или диаконом и на каждой утрене, после 8-й песни канона: в последовании всенощного бдения и утрени воскресной (Типикон, гл. 2, и Устав священнослужения в Служебнике) говорится, что по 8-й песне канона при пении «Честнейшую» иерей или диакон кадит святой алтарь и всю церковь и братию; в последовании повседневной утрени, отправляемой одним священником без диакона, объяснено, что по 8-й песне канона «иерей, возложив на себя епитрахиль, кадит святую трапезу, возглашая «Богородицу и Матерь Света» и кадит алтарь весь и церковь, и всю братию по чину»; в особой главе Типикона о чине каждения (22) также замечено, что священник совершает каждение и на утрени на 9-й песне.

 

Какие молитвенные слова должен произносить (про себя мысленно), священник, когда совершает каждение всего храма (например, на вечерне при пении стихир на «Господи, воззвах») или одного алтаря и иконостаса (например, перед чтением Евангелия и во время Херувимской)?

В чине Литургии святителя Иоанна Златоуста замечено, что священнослужитель, совершая каждение всей церкви по отпусте проскомидии должен произносить 50-й псалом «Помилуй мя, Боже». Посему ничего не будет противного, если священнослужитель и в другое время, при каждении всего храма или одного алтаря с иконостасом будет читать тот же 50-й псалом. Так обыкновенно и делается у нас опытными и благоговейно настроенными при богослужении священнослужителями.

 

Как совершать благословение хлебов на всенощном бдении?

Одни священники при благословении хлебов указывают только правой рукой на означенные выше вещи, не складывая перстов ее имянословно, как они делают при благословении в других случаях; другие же при благословении хлебов не отступают от обычного порядка благословения и складывают пальцы руки имянословно. Может показаться, что первые священники точнее исполняют устав, так как в Служебнике сказано: «Иерей возмет один хлеб, знаменует им прочия хлебы, и глаголет молитву велегласно. Егда же глаголет: «Сам благослови», тогда десницею указует на предложеннии хлебы, пшеницу, вино и елей». Но такое благословение хлебов, при котором священник, держась буквы устава, только указует десницею, но не складывает перстов имянословно, едва ли можно признать правильным. Без сложения пальцев имянословно, как известно, благословляют католики и лютеране, а не православные священники. Последние кого бы и что бы ни благословляли, всегда складывают персты благословляющей руки имянословно: не нужно отступать от этого общего правила и при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея. Тогда только рука священника не складывается имянословно при благословении или при изображении креста, когда он держит что-либо, например, потир со Святыми Тайнами, антиминсную губку, святой крест. Здесь уже нельзя и складывать руки имянословно, и притом в этих случаях благословляются вещи или лица уже не рукою, а тем предметом, который держит в руке благословляющий. Правда, в уставе при благословении хлебов сказано: «десницею указует», а не сказано, чтобы священник складывал персты имянословно; но едва ли где при наставлении благословлять кого-либо или что-либо в уставе говорится, что благословляющий должен складывать персты имянословно, — это разумеется само собою; в уставе не сказано и того, чтобы священник не складывал перстов имянословно, а благословлял хлебы рукой, протянув только пальцы («Пензенские епархиальные ведомости»).

В приходских церквах на всенощном бдении в молитве на благословение хлебов некоторые священники вместо: «Умножи сия во святой обители сей» читают: «Умножи сия во святем храме сем». По мнению «Руководства для сельских пастырей», это совершенно неправильно; так как умножение хлеба потребно не для храма, а для народа, принадлежащего к храму, все равно, как умножение это необходимо обители в смысле не церковно-молитвенного, а общежительного учреждения, нуждающегося в пище и питии. Поэтому вместо «во святей обители» следует читать: «во граде сем» или «в веси сей». А в домовых церквах, например, в церквах учебных заведений, можно даже просто читать: «во всечестнем доме сем».

 

По поводу разнообразия в совершении обряда перенесения креста с жертвенника на престол

При перенесении креста с жертвенника на престол, после малой вечерни, в Воздвижение Креста Господня, в Неделю крестопоклонную и 1 августа, ныне священники, по прочтении «Святый Боже», покадив крест на жертвеннике, при пении: «Спаси, Господи, люди Твоя» и «Вознесыйся на крест» берут крест и на

голове переносят его с жертвенника на престол в алтаре, не выходя из него; а другие для этого отворяют царские врата и при преднесении подсвечника, выходя северной дверью, входят в царские врата с крестом, как обыкновенно делают вход.

По поводу такого разнообразия на вопрос священника И. Жуковского «Церковный вестник» дает такое разъяснение. Церковный устав не определяет точно способа перенесения святого креста на престол. Под 14 сентября в уставе читаем: «И взимает иерей честный крест со блюдом на главу и вносит его во святый алтарь, предъидущим же пред ним со двема лампадома». Под 1 августа сделана ссылка на 14 сентября: «о кресте чина изношения на престол зри сего септемврия в 14 день». В уставе Недели третьей святых постов описание обряда так же кратко, как и 14 сентября. Ввиду этого для решения вопроса нужно обратиться к другим источникам. По древним уставам греческим, в праздник Воздвижения Креста Господня выносим был для поклонения особый крест (не напрестольный), который хранился в скевофилакии. А так как скевофилакий находился отдельно от церкви, то при перенесении креста в алтарь, после малой вечерни, нужно было проходить через церковь. Таким образом, прохождение через церковь не составляло такой церемонии, которая бы имела особое, высшее значение, но вызывалось простой необходимостью. В настоящее время такой необходимости нет, потому что из сосудохранительницы и от жертвенника можно прямо, не через церковь, пройти к престолу, и потому нет достаточных оснований придавать подготовительному обряду нарочито торжественный характер. («Церковный вестник», 1887, №31).

 

Из книги схиархимандрита Иоанна(Маслова)

«Недоуменные вопросы пастырской практики»

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: сентябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: РАСКРЫТЬ КРАСОТУ И РАДОСТЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский): СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Усекновение главы Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна
«ДУХОМ ПЛАМЕНЕЛ»
«САМОЙ ПРЕЧИСТОЙ ПРИЗВАН»
А.А. Константинова: «БОЖИЙ ВИНОГРАДНИК»
Начало индикта — церковное новолетие
Протоиерей Игорь Кузьмин, О.В. Шангина: АНГЕЛ НАД СЕЛЬСКИМ ХРАМОМ
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Н.И. Дмитриева: «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ!»
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Епископ Манхеттенский Гавриил: СОБОРЫ ПОД ЮЖНЫМ КРЕСТОМ
Протоиерей Николай Крикунов: МИЛОСЕРДИЕ
Александр Николаевич Ужанков: ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА – ИДЕАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ
Лукаш Иван Созонтович: «ЧУДО»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ИСТИННЫЙ ВОИН ХРИСТОВ
Князь Владимир Палей: O СВЕТЕ ТИХИЙ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: сентябрь 2008 г.
стр. 72
09.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011