На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: сентябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Ужанков Александр Николаевич /Доктор филологических наук, Проректор Литературного института имени А.М. Горького, профессор Сретенской Духовной Семинарии, Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, Московского государственного лингвистического университета
Ужанков Александр Николаевич
Доктор филологических наук
Проректор Литературного института имени А.М. Горького, профессор Сретенской Духовной Семинарии, Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, Московского государственного лингвистического университета

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Церковь и общество

ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА

Предыдущая Следующая

  

Общеизвестно, что в настоящее время происходит кризис семьи, который имеет мировой характер. По мнению социологов, причина разводов кроется в глобальном кризисе института семьи Бесстрастная статистика утверждает, что в России, например, на 100 браков приходится 70 и более разводов. Растет количество людей, живущих в «гражданском браке». Печально, что это происходит в стране, где веками были крепки семейные устои.

8 июля исполнилось 780 лет со дня преставления благоверного князя Петра (в иночестве Давида) и княгини Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев — небесных покровителей семьи.

2008 год объявлен президентом России годом семьи. Понимая важность и значение семьи для нашего государства, Председатель счетной палаты РФ СВ. Степашин и аудитор Счетной палаты РФ С.Н. Рябухин, при поддержке москвичей и муромчан, выступили с инициативой - признать Всероссийским днем семьи, любви и верности 8 июля -день памяти Петра и Февронии, Муромских чудотворцев.

Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы, издавна почитались на Руси как покровители супружеской жизни. Память о чудесах и подвигах этих русских святых, живших в XIII веке, благоговейно передавалась в нашем народе из поколение в поколение. Их союз почитали за образец супружеской любви и за идеал истинно православной семьи, основанной на личном благочестии обоих супругов, их любви к Богу и ближним.

Ответы на вопросы, волнующие сегодня всех людей: в чем смысл жизни, что такое семья и какими должны быть отношения между супругами, что такое истинная любовь и какой она имеет духовный смысл, поможет найти нашим читателям святая Муромская чета.

О «повести о Петре и Февронии Муромских», написанной в середине XVI века монахом Ермолаем-Еразмом, по нашей просьбе рассказывает специалист по древнерусской литературе Александр Николаевич Ужанков.

 

Александр Николаевич Ужанков профессор, доктор филологических наук, кандидат культурологии. Проректор по научной работе Литературного института имени А.М. Горького, профессор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), Сретенской Духовной Семинарии и Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Теоретик и историк русской литературы и культуры.

Автор книг и исследований по теории и истории древнерусской словесности и средневековому мировоззрению.

 

— Древнерусская литература призвана не развлекать, а поучать, давать людям образец для подражания, но издается, к сожалению, редко. Насколько актуальна она для нас сегодня?

— Сейчас у нас нет той духовной жизни, которая была в Древней Руси. Поэтому древнерусские произведения сегодня актуальны и их ничем заменить нельзя. Конечно, хотелось бы, чтобы чаще издавались, например, такие произведения как, «Слово о полку Игореве», «Повесть о житии Петра и Февронии» и другие.

Во вступлении к повести содержится характерное для древнерусских творений обращение к Богу Отцу.

Бог, «любя в человеческом роде всех праведников, грешников же милуя, захотел всех спасти и в разум истинный привести». Что следует понимать под «истинным разумом»?

Истина, как известно, одна. Это — Бог. Тогда под истинным разумом следует понимать Божественный разум, то есть разум, управляемый Богом, а не волею человека. Будучи самовластным, человек и сам может управлять своим разумом — помыслами. Но это уже будет не истинный разум, а склонный к ошибкам, ставший таким после грехопадения — отпадения от Бога. Прийти в истинный разум человек может только через смирение. А для этого нужно отсечь собственную волю...

 

Александр Николаевич, из глубины веков Петр и Феврония говорят нам о своей вечной любви. Как выражается их таинственная, любовь, которая ни разу не была произнесена героями?

— Мы знаем, что истина есть Бог. А Бог — Любовь, поэтому она вечна, потому что вечен Бог.

Попытаемся разобраться на примере повести, в чем же был особый подвиг наших русских святых Петра и Февронии, покровителей семьи.

Князь Петр был младшим братом правящего в Муроме князя Павла. Повинуясь братской любви, он рискует жизнью ради Павла и решается на сражение со змеем-искусителем снохи. Был он молитвенником и любил уединенную молитву в загородной церкви женского Крестовоздвиженского монастыря. Поскольку юный князь благочестив, Господь через отрока-ангела помогает ему раздобыть Агриков меч, которым, по признанию самого змия, можно его победить. Существенно, что меч князь Петр обретает в алтаре церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Ибо только крестом и можно побороть дьявола. Крест — символ спасения. Животворящий крест — жизнь дающий и в этом веке, и в будущем. Погибая, змей совершает последнюю свою кознь: «окропил блаженного князя Петра кровью своею». На теле князя появились язвы (уязвленное тело!), и «нашла на него болезнь тяжкая». Видимые болезни суть проявления внутренних: одолев змея, Петр впадает в грех гордыни: он — победитель! Духовная немощь выступает струпьями и язвами по всему телу.

Гордыню можно побороть смирением, но его пока князю недостает. Желая исцелиться от внешнего проявления болезни — струпьев, он ищет врачей в пределах своих владений и не находит. Может быть, для лечения тела он и нашел бы, но для исцеления души (и тела!) необходим был особый врачеватель, из другой земли. В этом и проявляется Промысл Божий. Разве при иных обстоятельствах могла бы произойти встреча муромского князя и рязанской девушки-простолюдинки?

В селе Ласково отрок князя находит мудрую (то есть, наделенную Божией благодатью) дочь древолаза-бортника Февронию, которая способна излечить князя, но при ряде условий.

 

В чем же заключается подвиг Февронии?

— В готовности девушки взяться за врачевание больного князя. Как раз в этом и проявляется ее подвиг в служении ближнему своему. Уже изначально она готова пожертвовать собой ради больного человека и даже связать с ним свою жизнь. А ведь она совсем не знает, как он выглядит. Покрытого гнойными струпьями человека красавцем не назовешь. Не во внешней красоте тут дело. Духовными очами она прозревает их будущность.

Феврония умна, то есть, духовна; князь — разумен, то есть, рассудком пытается постичь непостижимые вещи. Вот и старается Феврония через череду испытаний выработать у Петра смирение и привести его в истинный разум. Она не только может вылечить Богом ей суженого, но и хочет это сделать.

 

Какие условия ставит Феврония князю? В чем состоит загадка мудрости девушки?

— Первое условие, которое поставила Феврония, — это «если будет мягким сердцем и смиренным», то обретет исцеление. Но князь не проявил сразу смирения, задумал ее обмануть. Зная об этом, Феврония выдвигает новое условие: «Если не смогу быть ему супругой, то не нужно мне и врачевать его!» Здесь кроется очередная мудрая загадка Февронии: не стать супругой князю она хочет, а спрашивает себя: сможет ли она сама быть супругой князю?

Цель, вроде бы, одна — супружество, да смысл разный. Именно ей самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть супругой князю! Князь же уловил лежащий на поверхности смысл — девица заставляет его на себе жениться, и возмутился: «Как можно князю взять себе в жены дочь древолаза?» Не уловил в словах девушки более глубокий смысл: не супруге не подобает и врачевать его и с небрежением отнесся к словам ее. Не понял вложенного в слова Февронии смысла — проиграл ей в мудрости. И в благородстве, поскольку сразу же замыслил в сердце обман: «Скажите ей, пусть врачует. Если же вылечит, обязуюсь взять ее себе в жены». Нет в нем оговоренного Февронией, как условие врачевания, смирения. Княжеская гордыня (княжеская жена — простолюдинка — не ровня ему!) взяла верх. Ради временной выгоды (выздоровления) готов и грех совершить — обмануть!

Чувствуется торжество в возвращении выздоровевшего героя, победителя змея, в родной город Муром. Добился, вроде бы, он намеченной цели избавился от язв.

Но намеченной цели не добилась и Феврония. И Божественный Промысл не сбылся. Не была она обманщицей и не собиралась хитрить и лукавить, когда велела передать князю, чтобы один струп оставил. Она испытывала Петра — мужа ведь себе выбирала, княжескую гордыню побороть хотела ради спасения его души.

От оставшегося струпа болезнь быстро возродилась: причина-то ее не устранена! Сердце князя не стало смиренным: не выполнил обещания жениться на простой девушке и разболелся больше прежнего.

Ситуация повторяется, но князь ведет себя уже совершенно по-иному: не приказывает его лечить, а просит врачевания. Смирился. Феврония без гнева и гордыни приняла княжеское извинение, ибо ожидала его. Зная же Божественный Промысл о них, ставит новое условие: «Если будет мне супругом, то будет вылечен». На сей раз князю предстоит доказать в жизни, что сможет быть ее верным супругом, данным ей Богом. Если раньше, казалось, Феврония могла только робко поставить условие, которое князь проигнорировал, то теперь она твердо его диктует, ибо творит Божественную волю. И если прежде князь просто пообещал жениться па ней, не чувствуя этой Божественной воли о себе, то на сей раз «даст ей твердое слово». И получив исцеление (не просто тела, но и души — кротостью и смирением!), взял ее себе и жены! Так Феврония стала княгинею. Свершился Промысл о них: не послал бы Господь в качестве испытания князю болезнь, не нашел бы тот себе верной супруги в лице дочери древолаза...

 

Нет подвига более трудного, более болезненного, чем подвиг и борьба за любовь. Пройдя эти испытания, Петр и Феврония подают яркий пример их труда в семейной жизни доказывают и словом, и делом, что они настоящие супруги. А что скажете Вы?

— Конечно же, последующая их семейная жизнь, как раз и свидетельствует нам о том, что Феврония не просто стала Петру верной супругой и княгиней, но и достойной его: мудрой, ведущей спасительным путем своего мужа. А князь Петр становится достойным Февронии супругом. Ради жены своей, следуя заповедям Божиим отказывается он от княжеской власти: на предложение бояр выбрать или престол, или жену, Петр предпочтет жену и согласится оставить Муром. «Блаженный же князь Петр не возлюбил временного царствования больше заповедей Божиих, но, следуя заповедям Его, соблюдал их, как и богогласный Матфей в своем Евангелии. Ибо сказано, что если кто отпустит жену свою без обвинения в прелюбодеянии и женится на другой, тот (сам) прелюбодействует». Правда, отплыв от Мурома и очутившись на острове, впадет в уныние. Тогда уже Феврония укрепит его чудом: благословит срубленные деревца, и на следующий день они снова зазеленеют, что станет прообразом их возвращения домой. А награда им обоим за праведную жизнь — венец небесный.

Когда приспело время благочестивого преставления их, то умолили они Бога, чтобы даровал им в один час предстать пред Ним. И завещали положить себя в едином гробу, имеющем только перегородку на две части. Сами же в одно время облеклись в монашеские одежды. И назван был блаженный Петр в иночестве Давидом, что значит «возлюбленный», надо понимать — и Богом, и супругой. Преподобную Февронию нарекли при постриге Евфросинией, что переводится «радость», в данном случае — и радость спасения.

Преподобная Евфросиния, выполняя послушание, вышивала воздух (покров) для соборного храма Пречистой Богородицы, когда преподобный Петр-Давид прислал ей сказать, что хочет уже отойти от мира сего и ждет ее.

Феврония-Евфросиния оказалась перед выбором: завершить дело послушания или выполнить ранее данное слово мужу. Она выбирает обещание, чтобы не оставить неисполненного долга. Ее труд может завершить и кто-то другой, а вот данное слово выполнить может только она одна. Тем самым подчеркнула приоритет слова над мирским делом, пусть даже и богоугодным.

И, помолившись, предали они свои святые души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня. Это — день памяти святых (8 июля по новому стилю), явивших идеал супружества, покровителей русской семьи.

 

Любовь, если она бескорыстная и взаимная, помогает нам в жизни преодолеть многие препятствия, даже победить смерть. А как считаете вы?

— Я сам знаю такие примеры в жизни. Но мы сейчас говорим о героях нашей повести.

Не смогли их люди разлучить при жизни, попытались это сделать после кончины. Захотели, чтобы тело князя Петра было положено в соборной церкви Пречистой Богородицы. А тело Февронии — вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Рассудили себе, что коль супруги стали иноками, то «неугодно есть положить святых в одном гробу». Забыли слова Евангельские о супругах: и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть (Мф. 19, 5). И поступили люди не по завещанию Божиих угодников, а по своему разумению.

Наутро же нашли отдельные гробы, в которые накануне положили тела святых, пустыми, а святые тела Петра и Февронии обрели в соборной церкви Пречистой Богородицы, в совместном их гробу, который сами повелели себе сделать.

«Люди же неразумные» не задумались о произошедшем чуде, не вспомнили слова Евангелия: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6), и опять попытались их разлучить. Снова переложили тела святых в отдельные гробы и разнесли по разным церквям, как и прежде. Но на утро опять нашли их лежащих вместе в совместном гробу в соборной церкви Пречистой Богородицы, ибо венчанные муж и жена являют собой одно целое. По словам апостола Павла, ... ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же — от Бога (1. Кор. 11, 11-12).

Теперь только становятся понятными слова Февронии, сказанные ею перед исцелением князя Петра: не жене не подобает его лечить! Феврония, собственно, и лечит свою вторую половинку — супруга, чтобы вместе, как единое целое, предстать пред Богом и обрести спасение в будущем веке — после Страшного Суда. Но и на земле остаться вместе — в одном гробу.

Божественным Промыслом и стараниями Февронии (не словесными наставлениями — тут она не нарушила правил «Домостроя», — а примерами смирения!) и приводится князь Петр в истинный разум. Но для этого и князь проявил свою волю и смирение. А потому оба снискали награду от Бога — венцы святых и дар чудотворений.

Любовь Февронии к одержимому недугом князю — это жертвенная любовь, любовь к ближнему своему, ради его спасения. Это любовь, которая, по словам апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла... сорадуется истине... всего надеется, все переносит. Любовь, которая никогда не перестает! (1 Кор. 13, 4-8).

 

Но не все смогут поехать в этот прекрасный старинный русский город Муром и приложиться к мощам святых Петра и Февронии. Как быть тем же москвичам или людям из других регионов?

— Нам, москвичам, повезло больше. В Москве есть иконы с мощами Петра и Февронии в храме Вознесения Господня на Большой Никитской (Малого Вознесения) и в храме Успения Богородицы в Путинках, что в Успенском переулке. Перед ними служатся молебны, на которых бывает много молодежи, и это радует. Встретить свою вторую половинку всегда было сложно. Семья — это серьезный труд. А настоящая любовь — вечность. В тех регионах, где нет иконы с мощами, люди, желающие создать семью, иметь детей, могут почитать житие с акафистом. И помощь обязательно придет.

 

Что бы вы пожелали нашим читателям?

— Да любите друг друга!..

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: сентябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: РАСКРЫТЬ КРАСОТУ И РАДОСТЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский): СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Усекновение главы Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна
«ДУХОМ ПЛАМЕНЕЛ»
«САМОЙ ПРЕЧИСТОЙ ПРИЗВАН»
А.А. Константинова: «БОЖИЙ ВИНОГРАДНИК»
Начало индикта — церковное новолетие
Протоиерей Игорь Кузьмин, О.В. Шангина: АНГЕЛ НАД СЕЛЬСКИМ ХРАМОМ
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Н.И. Дмитриева: «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ!»
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Епископ Манхеттенский Гавриил: СОБОРЫ ПОД ЮЖНЫМ КРЕСТОМ
Протоиерей Николай Крикунов: МИЛОСЕРДИЕ
Александр Николаевич Ужанков: ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА – ИДЕАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ
Лукаш Иван Созонтович: «ЧУДО»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ИСТИННЫЙ ВОИН ХРИСТОВ
Князь Владимир Палей: O СВЕТЕ ТИХИЙ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: сентябрь 2008 г.
стр. 60
09.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011