На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: сентябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Феофан Затворник /святой, святитель,
Феофан Затворник
святой
святитель


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наследие святых отцов

О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ

Предыдущая Следующая

Святитель Феофан Затворник

 

1) Об устной

 

В сокращенном слове она говорится так: «Господи, помилуй», «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго», а в полном так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Вначале она произносится большею частию принужденно и неохотно, и по мере упражнения и себя к ней принуждения, если только есть решительное намерение посредством молитвы с помощью Божией благодати умалить всесторонние страсти, она от частого в ней упражнения, по мере умаления страстей, время от времени будет делаться легче, приятнее и желательнее. При устной молитве всевозможно стараться держать разум в словах молитвы, говорить неспешно, все внимание сосредоточивая в мыслях, выражаемых словами, а когда ум будет увлекаться в посторонние мысли, без смущения опять вводить его в слова молитвы. Нерассеянность уму дается не скоро и не тогда, как захотим, а когда смиримся и когда Бог благоволит. Сей Божий дар временем не определяется, ниже количеством молитв, а сердечным смирением и Христовой благодатию и всегдашним себя к ней понуждением. Из устной внимательной молитвы бывает переход к молитве умной, которая называется так тогда, когда одним умом к Богу устремляемся или зрим Бога...

 

2) Об умной молитве

 

При умной молитве необходимо должно держать внимание в сердце пред Господом. По мере нашего усердия и смиренного тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему — собранность и сосредоточенность в молитве. Когда внимание к Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное, а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце дополняет, тогда такая молитва носит название сердечной.

 

3) О молитве внутренней, сердечной

 

В Евангелии изречено: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой» (Мф. 16, 24.). Если применить эти слова к делу молитвы, то они будут означать следующее: кто хочет законно подвизаться в молитвенном подвиге, пусть прежде отвергается своей воли и собственных разумений, а потом понесет крест, то есть труд тот душевный и телесный, который неизбежен при этом подвиге. Предав себя всецело неусыпному попечению Божию, надо смиренно и благодушно переносить этот труд ради истинного блага, которое даруется усердному молитвеннику от Бога во свое ему время, когда Бог Своею благодатию положит пределы нашему уму и уставит его неподвижно с памятью Божиею в сердце. Когда подобное стояние ума сделается как нечто естественное и постоянное, оно носит у отцов название «соединение ума с сердцем»; при таком устроении уму уже не бывает желания быть вне сердца, напротив того, если по каким-либо обстоятельствам или многою беседою удержан будет он вне сердечного внимания, то у него бывает неудержимое желание опять возвратиться внутрь себя с какою-то духовною жаждою, и с новым усердием опять заняться созиданием своего внутреннего дома. При таком сердечном устроении у человека из головы переходит все внутрь сердца, и тогда как бы некий умный свет озаряет его всю внутренность, и что он ни делает, ни говорит, ни помышляет, все делается с полным сознанием и вниманием. Он может ясно видеть тогда, какие приходят к нему помыслы, намерения и желания, и охотно понуждает ум, сердце и волю на послушание Христово, на исполнение всякой Божией и отеческой заповеди; всякое же уклонение от них заглаждает чувством сердечного покаяния и сокрушения с непритворным жалением и с приболезненным смиренным припаданием к Богу, прося и ожидая свыше помощи к своей немощи. И Бог, смотря на такое его смирение, не лишает его Своей благодати.

Буди вам известно, что умно-сердечная молитва приходит в сердце иным скоро, а иным не скоро. Я знаю трех лиц: одному пришла, как только было сказано, в самый этот час; другому пришла через шесть месяцев; третьему — через десять месяцев; а одному великому старцу — через два года. И это почему так, бывает одному Богу только известно.

Еще ведайте, что прежде истребления страстей молитва бывает иная и иная по очищении сердца от страстей: первая есть помощница при очищении сердца от страстей; а вторая есть как бы некий духовный залог будущего блаженства. Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы, то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей; и пока она будет — ничего другого не делайте. Когда же не чувствуете такого влечения, тогда молитесь молитвою устного с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицем Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования. Трезвитесь и бодрствуйте, а особенно во время умносердечной молитвы. Никто так Богу не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умносердечной молитвою. Когда вам неудобно или времени нет упражняться в молитве, то всевозможно храните в себе при всяком вашем занятии молитвенный дух, то есть имейте в памяти Бога и всячески напрягайтесь умными очами зреть Его пред собою со страхом и любовию и, чувствуя Его пред собою сущим, с благоговейной покорностью во всех своих делах предавайте себя Его вседержительству, всемогуществу, всезрительству и всеведению так, чтобы во всяком вашем деле, слове и помышлении памятовался Бог и Его святая воля.

Вот в чем состоит сокращенно дух молитвенный. Необходимо должно сей дух иметь любителю молитвы, и, насколько возможно, всегдашним сердечным вниманием подводить свое разумение под Божие хотение и всецело предать себя Божию разуму и Божию хотению.

Всячески надо стоять против духа произвольности или желания и позывов действовать, ничем не стесняясь. Сей дух нашептывает: это мне не под силу, на это у меня времени недостает или за это браться мне еще не время, надо погодить или обязанности послушания препятствуют, и многое подобное. Кто слушает его, тот никогда не навыкнет молитве. В содружестве с сим духом состоит дух самооправдания, который приступает и начинает действовать после того, как кто-либо, увлекшись духом произвольного самочиния, сделает что-либо такое, за что совесть беспокоит его. Тогда дух самооправдания разные употребляет извороты, чтобы обмануть совесть и неправость свою выставить правостию.

Бог да сохранит вас от сих злых духов.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" сентябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Н.В.Маслов: НА ЗАЩИТУ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
К.Е. Скурат: УРОКИ ПРАЗДНИКА
Архиепископ Аверкий (Таушев): «КРЕСТ - ВЕРНЫХ УТВЕРЖДЕНИЕ»
Святитель Феофан Затворник: О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
Архиепископ Феодор (Поздеевский): К ВОПРОСУ О СТРАДАНИЯХ
Преподобный Макарий Оптинский: Мысли о духовном
Иеромонах Савва (Михеев): СТАРЕЦ-АРХИЕРЕЙ
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, Монахиня Ольга (Гобзева): НУЖНА ЕЖЕДНЕВНАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ
Священномученик Иларион (Троицкий): НАУКА И ЖИЗНЬ
НА. Свердлова: МОНАСТЫРЬ У ЧИСТОЙ РЕКИ
Ирина Свистунова: «ВСТРЕЧАЙТЕ, ПРЕЧИСТАЯ ГРЯДЕТ!»
СОЛОВКИ В РОССИИ - ОДНИ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ЭТО БЫЛО НАРУШЕНИЕМ МОНАШЕСКИХ ПРАВИЛ
«ПОЕЗЖАЙ НА БАУМАНСКУЮ!»
Известно ли вам?
Святитель Игнатий (Брянчанинов): ЖАЛОБА


Публикация:
Журнал "Русский инок" сентябрь 2008 г.
стр. 20
09.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011