На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: сентябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Сергий (Фомин) /Митрополит Воронежский и Борисоглебский
Сергий (Фомин)
Митрополит Воронежский и Борисоглебский

Работы этого автора

Ольга (Гобзева) /Монахиня,
Ольга (Гобзева)
Монахиня


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Беседы о духовности

НУЖНА ЕЖЕДНЕВНАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ

Предыдущая Следующая

 

Духовное совершенствование — тема беседы инокини Ольги (Гобзевой) с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием, председателем Синодального отдела по социальному служению и благотворительности, прозвучавшей в прямом эфире «Народного радио»:

 

Владыка, мы иногда говорим: этот человек мне духовно близок. Что это значит? Что такое — духовные связи, духовное общение?

— Матушка, Вы знаете, это очень просто. Если Вы стремитесь действительно стяжать плоды Святого Духа и вести праведную жизнь, то Вы непременно почувствуете, что человек, с которым Вы повстречались, живет тем же. А если Вы придете к святому человеку, то при общении с ним такое чувство возникает, что не важно — говорите Вы с ним или не говорите; даже если просто молчите, все равно ощущаете подъем, эмоциональное наполнение всего своего существа. Но это не те эмоции, которые человека возбуждают; это глубокое успокоение, мир, любовь ко всему, что тебя окружает, момент примирения со всеми, кто тебя обидел. Это очень важно, это высокий пример. Мы учимся у духовно богатого человека тому отношению к жизни, которое должно быть.

Сейчас мы видим оскудение веры, оскудение духовности. Примеров можно привести сколько угодно. Телевидение преподносит нам реальные сцены бездуховной жизни. Все эти зрелища красочно оформлены, сопровождаются эффектной музыкой. Но вслушайтесь в текст, который произносит диктор. У людей, которые приходят на такие тусовки, есть деньги, они все могут купить. Но Духа Святого в них нет, нет мира в их душах. Потому и трагична вся их тусовка, они устают от этого общения. Человек, наслушавшийся тяжелого рока, приходит в такой экстаз, что потом стражи порядка наблюдают, как бы он не привел к проявлениям жестокости. А поведение болельщиков на футбольных или хоккейных матчах? Ведь это же ужас, что там происходит. Я не выступаю против футбола или хоккея как таковых. Но какой психоз творится на стадионах! Ведь это нездоровое явление. Люди просто-напросто выходят из равновесия. Радуясь победе своей команды, колотят тех, кто болел за побежденных. Свои чувства вымещают на людях и даже на машинах. Одна девица, разочарованная тем, что ее команда проиграла, села в свой роскошный автомобиль и тут же разбила его о столб. Разве это здоровая реакция, разве это нам нужно?

Конечно, чтобы стяжать дары Святого Духа, нужна каждодневная и ежеминутная работа над собой. Даже если ты согрешил, упал, тут же встань, обратись к Богу и скажи: «Господи, помилуй!» Не позволяй себе закостенеть в грехе, не давай себе расслабляться, тут же обращайся к Богу, чтобы Господь, видя твое покаяние, простил тебя и вернул к нормальной жизни. Это требует работы над собой, а прозябание, конечно, не предполагает никаких усилий.

Попросите у иного состоятельного человека денег на доброе дело, допустим, на операцию или на то, чтобы помочь бедствующего накормить, обуть, одеть. Он с вами проговорит очень долго и ни копейки не даст. Но тут же спокойно проиграет 10, а то и 100 тысяч долларов в азартной игре. Богатство само по себе нейтрально в духовном плане; вопрос в том, как к нему относиться. Или ты используешь его во благо общества, или оно тебя порабощает, и ты уже за деньгами не видишь человека. Со временем наплевательское отношение переходит и на близких. Такому уже и жена не дорога, и дети не дороги. В таком человеке, конечно, не будет жить Святой Дух, в такую душу не войдет Премудрость.

В духовном общении люди стараются обрести смысл своего земного бытия. А тусовка — это не духовное общение, это греховное общение, оно ни к чему хорошему не приводит. От такого общения надо вовремя уйти, а лучше вообще избегать его, чтобы не соблазниться. Духовное же общение между людьми — это очень высокий уровень общения.

 

Владыка, сейчас печатается очень много книг, посвященных монашеской жизни. В одной из них я встретила такое суждение: нынешнее монашество — не такое высокое, как прежнее, и современные монахи должны скорее решать проблемы нравственные, нежели духовные. Мне это утверждение не показалось справедливым.

— Вы знаете, я бы не разделял проблемы нравственные и духовные. Как их можно разделить? Ведь они тесно связаны друг с другом. Истинно нравственный человек является носителем Святого Духа. С другой стороны, человек по-настоящему духовный не может не быть высоконравственным. Одно вытекает из другого.

Наше русское монашество всегда разумно сочетало духовное совершенствование и физический труд. Мы не можем отменить ни одно, ни другое. Нельзя заниматься только молитвой, ведь нас окружает материальный мир. Даже если мы захотим поселиться в лесу, нам понадобится срубить избушку, засеять какой-то участок земли, вырастить урожай, научиться шить одежды, чтобы прикрывать свою плоть. Все это требует затраты физических сил.

У нас на Руси всегда приветствовалось общежительное монашество. Отшельники уходили из монастырей по благословению лишь на какое-то время, как, например, преподобный Серафим Саровский, который спустя 1000 дней и 1000 ночей вернулся из затвора, чтобы принимать и наставлять людей. Монахи, живущие в монастыре, поддерживают друг друга и духовно, и нравственно. Работа духовная, как и работа физическая, трудна. В ней также бывают срывы. Может возникнуть состояние раздраженности или даже отчаяния, с которым надо бороться.

Часто бывает так: надел человек монашеские одежды и начинает чувствовать себя чуть ли не великим. А ведь нужно с большим смирением ко всему подходить. Часто бывает, что человек начинает творить что-либо от своего ума, хотя опыта не имеет никакого, хотя святых отцов не читал.

Такие псевдостарцы, к сожалению, быстро обрастают учениками, последователями. А человек, который действительно трудится духовно, к этому не стремится, он бежит от этого, потому что чувствует свое несовершенство. Он чувствует, что еще не готов учительствовать, руководить. Поговорите с духовно опытными людьми, и вы увидите, что они сообразуются с вашим духовным разумением, рассматривают поставленные вами духовные вопросы с вашим участием и подсказывают вам, как вы должны потрудиться, чтобы переступить через свою гордость.

Ведь мы не замечаем, что мы — гордые; мы думаем, что все вокруг — жестокие и только мы правы. Но придешь к духовно опытному человеку, и он покажет, что мы и есть самые жестокие, гордые и непримиримые. Нужно ценить духовников, имеющих богатый опыт монашеской жизни.

Указывать, каким должно быть современное монашество, неразумно. Слава Богу, я — монах уже 35 лет, но я затрудняюсь дать совет, каким должно быть монашество. У каждого свой опыт монашеской жизни. Никакой монах вас не спасет, если вы по своей воле и по наущению лукавого будете гибнуть и не захотите выкарабкаться. Если вы считаете, что пришли ко Христу, то Евангелие должно стать для вас самой главной книгой. Евангелие — это ваша жизнь. Только через призму Евангелия вы сможете правильно оценить происходящее. Многое вам откроется. Книги читайте разумные, я бы порекомендовал начинать прежде всего с творений святых отцов.

Возвращаясь к роли монашества, хочу подчеркнуть: ни один истинный монах никогда не скажет, что он чего-то достиг в своей духовной жизни, он попросит: «Господи, дай мне еще минутку на покаяние».

 

Может быть, это прозвучит дерзостно, но позволю себе сказать, что главным монахом нашей Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, к которому мы относимся с глубочайшим уважением. Вы долгое время работали со Святейшим Патриархом, что Вы можете сказать о нем?

— Действительно, Святейший Патриарх — это главный монах нашей Церкви. Его Святейшество ведет истинно монашеский образ жизни, он очень много молится и размышляет. Крест Патриаршества — огромный и тяжелый. Святейший Патриарх с юных лет полюбил монастыри, службу Божию и не представлял себя вне церковной жизни. Мы должны благодарить Бога за то, что Предстоятель нашей Церкви — человек с таким богатым духовным опытом. Наш долг — молиться за Его Святейшество, за то, чтобы Господь сохранил его в добром здравии на долгие годы. Опыт Святейшего Патриарха, его мудрость, понимание ситуации, в которой находится сегодня Церковь, очень многого стоит.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" сентябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Н.В.Маслов: НА ЗАЩИТУ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
К.Е. Скурат: УРОКИ ПРАЗДНИКА
Архиепископ Аверкий (Таушев): «КРЕСТ - ВЕРНЫХ УТВЕРЖДЕНИЕ»
Святитель Феофан Затворник: О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
Архиепископ Феодор (Поздеевский): К ВОПРОСУ О СТРАДАНИЯХ
Преподобный Макарий Оптинский: Мысли о духовном
Иеромонах Савва (Михеев): СТАРЕЦ-АРХИЕРЕЙ
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, Монахиня Ольга (Гобзева): НУЖНА ЕЖЕДНЕВНАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ
Священномученик Иларион (Троицкий): НАУКА И ЖИЗНЬ
НА. Свердлова: МОНАСТЫРЬ У ЧИСТОЙ РЕКИ
Ирина Свистунова: «ВСТРЕЧАЙТЕ, ПРЕЧИСТАЯ ГРЯДЕТ!»
СОЛОВКИ В РОССИИ - ОДНИ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ЭТО БЫЛО НАРУШЕНИЕМ МОНАШЕСКИХ ПРАВИЛ
«ПОЕЗЖАЙ НА БАУМАНСКУЮ!»
Известно ли вам?
Святитель Игнатий (Брянчанинов): ЖАЛОБА


Публикация:
Журнал "Русский инок" сентябрь 2008 г.
стр. 45
09.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011