На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Илария (Харченко)
Инокиня

Работы этого автора

Свердлова Н.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

Монастырь на "Ивановской горе"

Предыдущая Следующая

инокиня Илария (Харченко)

НА. Свердлова

  

(Окончание. Начало см, «Русский инок», ноябрь 2007 г.)

Интервью с инокиней Иларией (Харченко), населъницей московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

- Что Вам известно о блаженной Марфе?

- О жизни блаженной Марфы известно немного. В миру ее звали Дарья. Как мы уже говорили, ее почитала Царская семья — Царь Михаил Феодорович Романов и его многочадная супруга Евдокия Лукьяновна, просившие блаженную Марфу о благополучном разрешении при родах. Обычай просить молитв блаженной во время беременности закрепился на века. По преданию, блаженная Марфа помогает также заключенным в узах, страдающим недугом пьянства и обремененным многими тяжкими скорбями. Конечно, заботится святая и о своей обители. Святая Марфа пронесла через свою жизнь два величайших креста: она была схимницей — молитвенницей за весь мир — и юродством Христа ради покрывала этот подвиг. Почила блаженная 1 марта 1638 года. Погребена она была по-царски: в древнем соборе, что было возможно не для каждого человека. Когда собор перестраивали, обрели мощи блаженной Марфы и положили в мраморную гробницу. Во время строительства собора с 1860 по 1875 годы мощи святой находились в часовне святого Иоанна Предтечи. В 1926 году собор был окончательно закрыт. Община верующих попросила перезахоронить мощи блаженной на Ваганьковском кладбище, чтобы они не были осквернены. Как свидетельство помощи блаженной при восстановлении монастыря в XIX веке известно, что блаженная Марфа явилась строительнице Марии Александровне Мазуриной в ее доме на Воронцовом поле. Являлась она и раньше насельницам обители. Наша матушка всегда говорит, что ощутимо видит помощь блаженной Марфы.

 

- Расскажите, пожалуйста, о другой подвижнице вашей обители — загадочной монахине Досифее.

- Монахиня Досифея еще не прославлена в лике святых. В 1785 году в наш монастырь была направлена женщина, известная как дочь Елизаветы Петровны от ее морганатического брака с графом Алексеем Петровичем Разумовским. Она именовалась княжной Таракановой и воспитывалась за границей. Екатерина II, немецкая принцесса по происхождению, узнав о существовании дочери Елизаветы Петровны, решила привезти ее из Европы и заточила в московский Ивановский монастырь, где она и была пострижена с именем Досифея. В истории было две княжны Таракановы: одна — самозванка, другая — наша подвижница.

Монахиня Досифея несла подвиг затворничества. До смерти Екатерины II она была в полном затворе, виделась только с духовником, игуменией и келейницей. Для нее совершались редкие богослужения в надвратном храме. Когда на престол вступил император Павел I, выход монахине Досифее был по-прежнему запрещен, но к ней стал допускаться народ. И тут явились миру ее духовные дары и смиренное предание себя в руки Божий.

В числе тех, кто ее посещал, были и известные лица, среди них можно назвать митрополита Московского Платона, старца Филарета Новоспасского, братьев Путиловых, будущих преподобных Моисея Оптинского, схиархимандрита, настоятеля Оптиной пустыни, и игумена Исайю II, настоятеля Саровской обители. Монахиня Доси-фея преставилась ко Господу 4 (17) февраля 1810 года и завещала похоронить себя в Новоспасском монастыре. В 1995 году ее мощи были обретены и положены под спудом в усыпальнице бояр Романовых.

 

- Мы говорили об истории обители до советского периода. А что было после революции?

- Основная территория обители была отобрана советской властью для нужд ВЧК, здесь находился концентрационный лагерь -Ивановский исправдом на Солянке. Была глухая стена, но известно, что все равно совершались побеги, и заключенные проникали на территорию, которая оставалась у монастыря. В 1930-е годы советский концентрационный лагерь в центре Москвы был закрыт, вернее, выведен за ее пределы, а на его месте разместилась высшая школа НКВД. Один из филиалов этого вуза — ныне Московского университета МВД России — действует на территории монастыря сегодня. До 1927 года действовал собор святого Иоанна Предтечи, здесь продолжали жить сестры с игуменией Епифанией (Митюшиной). Жили они в больничном корпусе, где сейчас проживаем мы, в страшной тесноте. Нас сейчас живет 17 сестер, а их было более ста.

Но в 1927 году окончательно все закрыли. И сестры — не все, около 30 человек — переехали на монастырский хутор Чернецово, по Савеловской железной дороге. Туда, в храм Преподобного Сергия, пригласили служить схиархимандрита Илариона (Удодова). До этого он подвизался на Афоне. Но в 1931 году храм был закрыт, а сестры сосланы в Казахстан. Схиархимандрит Иларион, по Промыслу Божию, остался на свободе и стал служить в Виноградове, в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери, недалеко от Чернецо-ва. В этот храм он перенес иконостас из закрытого храма Преподобного Сергия и сделал в нем придел во имя игумена Радонежского, а позже, во время войны, он стал хранителем главы Преподобного Сергия. Сестры, уже немногие, отбыв ссылку, вернулись к нему в Виноградове В 1946 году, когда Лавра открылась, схиархимандрит Иларион вернул главу Преподобного Сергия в обитель, сам облачил мощи в схиму (до этого они находились в музее). Первое время он был духовником Лавры, а потом вернулся в Виноградове Одна из ивановских сестер прислуживала в храме, другие жили и работали—в Киржаче, в Петушках, они приезжали к отцу Илариону и собирались вокруг него небольшим монастырьком. Некоторые были там погребены. Все это время во Владимирском храме читался Ивановский синодик о здравии и об упокоении, переходивший от настоятеля к настоятелю, в служении которых была духовная преемственность. Сначала настоятельствовал старец Иларион, потом его брат — протоиерей Петр Удодов, после — их духовное чадо протоиерей Владимир Жаворонков, недавно почивший.

В 1987 году туда назначили вторым священником отца Сергия Романова — ныне он настоятель храма в честь святого князя Владимира, что напротив нашего монастыря. И за ним потекли его духовные чада, они узнали об Ивановских сестрах, о схиархимандрите Иларионе. В начале 90-х годов прошлого века отца Сергия, помимо своего храма, благословили восстанавливать собор Ивановского монастыря и другие его здания. В 1991 году в обители поселились первые сестры — чада отца Сергия, пожелавшие избрать монашескую жизнь. Потом уже сестры поняли, что они знают об ивановских на-сельницах начиная с Виноградова. Удивительно, но круг сомкнулся. Эти сестры стали первыми постриженницами в иночество.

 

- Расскажите, пожалуйста, о нынешней жизни монастыря. Сколько у вас монахинь?

- Собственно монахиня — одна матушка-настоятельница, остальные инокини, послушницы, трудницы. Всего насельниц сегодня 17 человек. Сестры участвуют в богослужениях, поют, читают, помогают в алтаре, шьют облачения, пекут просфоры. Монастырь издает книги по истории монастыря и его подвижницах.

 

- Есть ли какие-то связи вашего монастыря с другими обителями Москвы?

- Если говорить о женских монастырях Москвы, то наша матушка неразрывно связана с Пюхтицкой обителью и ее продолжением на московской земле — Пюхтицким подворьем. Святая Пюхтица для матушки Афанасии является образцом внешнего и внутреннего устроения обители. Настоятельница московского Пюхтицкого подворья игумения Филарета много способствовала возрождению Иоанно-Предтеченского монастыря своим участием, и мы благодарны ей за помощь. Матушки-настоятельницы Богородице-Рожде-ственского (там матушка тоже из Пюхтиц), Покровского и Зачатьевского монастырей помогали нам не раз и материально, и добрым советом. Спаси их Господи!

О мужских монастырях — там наши отцы и благодетели: настоятель Донского монастыря, насельники Данилова. Иеромонах Сретенского монастыря Иов (Гумеров) служил у нас в 2002 году, когда приехала матушка из Пюхтиц. Многие наши сестры особо почитают священномученика Илариона (Троицкого), святые мощи которого почивают в Сретенской обители. В Новоспасском монастыре погребена наша подвижница монахиня Досифея (княжна Тараканова). Матушка поддерживает связь и с Аносиной пустынью — «женской Оптиной» в Подмосковье.

 

- А почему эту пустынь называют «женской Оптиной»?

- В XIX столетии и в начале ХХ-го в Аносиной пустыни было развито старчество. Старчество — это такая духовная традиция, которая не относится только к мужскому монашеству. Оптинские старцы прославились тем, что они помогали духовно возрастать не только монашествующим своего монастыря, но и духовно окормля-ли всех, кто к ним обращался.

А в «женской Оптиной» было развито именно духовное окорм-ление монашествующих, особенно новоначальных сестер. Новоначальная сестра вручалась старице. Отношения выстраивались на взаимной любви и взаимном доверии, которые необходимы для стяжания смирения, послушания, любви. Тогда человек может возрастать и в молитве, и во всех прочих добродетелях. Оптинские старцы направляли своих духовных дочерей в Аносину пустынь и еще в несколько монастырей, чтобы именно там они могли получить помощь в монашеском подвиге и духовное окормление. Чтобы немного приблизиться к этому явлению и уловить его суть, достаточно даже выборочно прочитать книгу об Аносиной обители «Женская Оптина». Она выпущена во второй раз в 2005 году.

 

- Какую роль в жизни вашего монастыря играло и играет общение с сестрами Аносиной пустыни?

- В 1879 году преподобный Пимен Угрешский нашел там игуме-нию для нашего монастыря — матушку Рафаилу (Ровинскую). Оттуда были взяты и первые сестры. По образцу Аносиной пустыни введен общежительный устав. Мы бывали на могилах настоятельниц Аносиной пустыни — подвижниц женского монашества XIX — XX веков: устроительницы игумений Евгении (княжны Мещерской), ее внучки — игумений Евгении (Озеровой), последней настоятельницы — схиигумении Евгении (Ташиевой); получали духовное укрепление у схимонахини Анны (Тепляковой). Она была несколько лет послушницей в пустыни перед ее закрытием, потом по благословению вышла замуж, а уже позже они с мужем по обоюдному согласию приняли монашество. Мы к ней ездили, она рассказывала про Аносину пустынь перед ее закрытием в 1925-1928 годах, в которой, кстати, проживала одна из Ивановских сестер. Главное, мы молимся друг за друга, сестры пустыни часто присылают нам молоко, творог из своего подсобного хозяйства. Спаси их Господи!

 

- Есть ли надежда, что число насельниц вашего монастыря приблизится к 300, как это было до революции?

- Все в руках Божиих. Будем надеяться и жить с верой, что Иоанно-Предтеченский монастырь будет не только восстановлен внешне, но и принесет духовные плоды в свое время. А сейчас еще время покаяния, время сеяния, трудов и духовной весны. И дело во все не в том, чтобы здесь, как прежде, было 300 насельниц, лучше пусть их будет 30, дело, как говорится, не в количестве, а в качестве их жизни во Христе, их отношении к Богу и ближнему, отношениях друг с другом, как в единой духовной семье. Когда каждая сестра с помощью Божией преодолеет свой эгоизм, ненависть и рознь мира сего в себе, смиренно стяжает Дух Святой, дух мирен, тогда исполнятся слова Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). В этом, полагаю, смысл возрождения монашеской общины здесь в сердце России, в самом центре Москвы.

 

Беседовала НА. Свердлова


Источник:      Журнал "Русский инок" декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Новости
Поздравления
Протоиерей Сергий Модестов: «Открывается образ восхождения человеческой души»
Должно делать добро ближним тайно
Преподобный Антоний Великий: Устав отшельнической жизни
Валаамский старец игумен Назарий: «Возьми иго на себя похвальное»
Святитель Иоанн Златоуст: Выписки
Инокиня Илария (Харченко), НА. Свердлова: Монастырь на "Ивановской горе"
«И случилось нечто чрезвычайно дивное»
Епископ Вениамин (Милов): В стенах Покровской обители
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Пустынь помогала вдовам, сиротам и погорельцам
Архимандрит Георгий (Тертышников): Дела, близкие сердцу русской женщины
С. П. Дорофеева: Об иконографической терминологии
А.П. Лебедев: Великий в малом
К.Е. Скурат: Святитель Филарет позвал
"Скорый на помощь"
Видение-вразумление
Вопросы читателям
Игумен Виссарион (Остапенко): Наставление духовным чадам


Публикация:
Журнал "Русский инок" декабрь 2007 г.
стр. 30
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011