На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Назарий Валаамский /Валаамский старец, игумен
Назарий Валаамский
Валаамский старец, игумен

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наставления подвижников благочестия

«Возьми иго на себя похвальное»

Предыдущая Следующая

Валаамский старец игумен Назарий

 

Игумен Назарий родился в селе Аносове Кадомского уезда Тамбовской губернии. В 1752 году совсем еще юным он пришел в Саровскую пустынь. По желанию Санкт-Петербругского митрополита Гавриила, указом Св.Синода, иеромонах Назарий направлен в Валаамский монастырь для устройства там общежития и порядка по примеру Саровской пустыни. В Валаамской обители Назарий, возведенный в 1785 году в сан игумена, ввел строгий устав.

Рассмотри еще со вниманием, какую Христос Спаситель заповедь дает. Он говорит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

Познай, что Сын Божий сошел на землю не погубить душ человеческих, но на путь истинный наставить нас. Он образом жития Своего, а не словом только учил презирать мир. Господь не имел покоя в мире, и последующим по Нему повелел бегать его. Прелестна и обманчива жизнь мира, бесплоден его труд, опасно его веселие, скудно его богатство, призрачна его честь, непостоянна, ничтожна, и горе надеющимся на его мнимые блага – от этого многие без покаяния умирают. Блаженны и преблаженны удаляющие себя от мира и от похотей его.

Устремись, возлюбленный, к мирному и преславному иноческому житию, возьми иго на себя похвальное, которые сам Сын Божий наименовал своим благим игом и легким бременем. Святые апостолы возлюбили это иго и передали верным. Богоносные и богодухновенные отцы, с помощью благодати Божией и искусством в этом жительстве преуспели, и советуют нам, как должны и мы подвизаться.

Монашеское житие основано на Божественной заповеди, по пророческому, евангельскому и апостольскому учению. Об этом Господь говорит: кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 12). Рассмотри прилежно, сколь многие благоугодно в иночествующем образе пожившие, к Богу преселились и ныне со Ангелами пребывают. Если и ты, возлюбленный, желаешь безмолвного и благого иноческого жития, то благое себе избираешь.

Знай же, что ты по иноческому обету должен себя принудить во всем отсечь волю свою. Покайся Господу, иди с любовью в путь отцов своих, не блуждая, не дремля, но бодрствуя прилежно. Должен ты непременно стяжать добродетели; итак ищи их день и ночь, а, познав их, поучайся и подвизайся в них. Береги себя, да не явишься пуст перед Богом. Если что доброе носишь с собою, то не хвались этим, но еще более преуспевай в делании добра и по мере богоугодных дел являй себя новым, правым и благоискусным во всем.

Ты хочешь быть иноком – это значит ветхое оставить и соделать себя новым. Вчера ты был по образу мира, а ныне во иное облекся: и так иное думай, иное говори, иначе смотри, иначе ходи, делай.

Инок непременно должен быть делателем всех заповедей Господних, подражателем чину и устроению бестелесных, познавать Бога, стяжать любовь к Нему и ближнему.

Инок должен во всем держаться Божиих словес, а гласу чувств или страстей ни мало не внимать.

Инок должен иметь ум свыше просвещенным, тело неоскверненным, уста молчаливыми и язык чист от осуждения.

Инок должен иметь душой и сердцем скорбь непрестанную о грехах своих, частые слезы и воздыхание, всегдашнее памятование о смерти и о Страшном Суде, отвержение себя во всем, удаление от мира, презрение своей плоти и всего для плотской чувственности приятного, то есть для очищения и обновления себя, жесткому, тесному, трудному и скорбному подвигу подвергнуться, но вместе с тем иметь безропотное терпение и любовь с благодарением.

Инок должен быть безгневен, не лукав, не горд, во всем нищ, нестяжателен, не самолюбив, должен иметь кротость молчаливую, глубокое смирение, повиновение и послушание ко всем благочинно живущим. В теле своем должен быть мертв, а дух свой уготовлять Духу Святому в жилище. Должен беспрестанно в молитве и в чтении Божественных книг пребывать.

Как Христос претерпел и ученики Его, так и все святые трудились и отвергли мир, свои хотения, пристрастия и все желания мирские, со всеусердной и горячей любовью сохраняя заповеди Христовы. Если и ты желаешь приобрести Небесное Царство, то претерпевай все скорби находящие на тебя от бесов и от человек. Не ропщи, когда подобает тебе быть в постах, во бдениях, в повиновении, в уединении и безмолвии душевном, в пении, в молитвах, в слезах, в рукоделии. Если так ангельски поживешь, то обрящешь в себе Царство Небесное. Христос говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Тогда в душе твоей ничто мирское не может удержаться, тогда узнаешь, что ты послушник Христов, взял крест Его, то есть скорби, подвиги и добродетели, оставляешь все прелести мира, его дела и грядешь к горнему Иерусалиму. Из Священного Писания получишь ясные и опытные удостоверения, что без совершенного отвержения мира не можешь быть совершенным иноком, поэтому и нелегко получить Царство Небесное. Однако войди в себя и поищи. Если усердно желаешь узнать, отрекся ли ты мира, ищешь ли Царствия Небесного, то постарайся отбросить все мирское и плотское.

Чтобы познать путь истинный, в начале непременно должен ты внять следующим спасительным словам: 1) Христос говорит: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). 2) Святой апостол Петр пишет: лучше бы им не познать пути правды, нежели, познавшу, возвратиться назад (2 Пет. 2, 21). Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину (2 Пет. 2, 22).

Прими себе за правило это краткое наставление и выполняй его, пока свыше благодать Христова не посетит и вразумит тебя, и возведет в образ мужа совершенного, исполняющего Христовы заповеди.


Источник:      Журнал "Русский инок" декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Новости
Поздравления
Протоиерей Сергий Модестов: «Открывается образ восхождения человеческой души»
Должно делать добро ближним тайно
Преподобный Антоний Великий: Устав отшельнической жизни
Валаамский старец игумен Назарий: «Возьми иго на себя похвальное»
Святитель Иоанн Златоуст: Выписки
Инокиня Илария (Харченко), НА. Свердлова: Монастырь на "Ивановской горе"
«И случилось нечто чрезвычайно дивное»
Епископ Вениамин (Милов): В стенах Покровской обители
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Пустынь помогала вдовам, сиротам и погорельцам
Архимандрит Георгий (Тертышников): Дела, близкие сердцу русской женщины
С. П. Дорофеева: Об иконографической терминологии
А.П. Лебедев: Великий в малом
К.Е. Скурат: Святитель Филарет позвал
"Скорый на помощь"
Видение-вразумление
Вопросы читателям
Игумен Виссарион (Остапенко): Наставление духовным чадам


Публикация:
Журнал "Русский инок" декабрь 2007 г.
стр. 22
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011