На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Подвиг служения миру

Пустынь помогала вдовам, сиротам и погорельцам

Предыдущая Следующая

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

 

Исполняется 95 лет со дня утверждения архимандрита Нектария (Нуждина) настоятелем Глинской пустыни (1912)

Архимандрит Нектарий (в миру Николай Нуждин) родился в 1863 году в городе Рыбинске Ярославской губернии в семье мещан. Шестнадцатилетним юношей он поступил в Глинскую пустынь.

Сначала молодой послушник проходил различные общие послушания, которые назначаются новоначальным: на мойке, в кухне, в хлебопекарне, затем был записчиком в храме.

Трудясь неленостно и внимательно, он своей кротостью и благонравием скоро привлек к себе внимание настоятеля и был назначен келейником игумена Исайи (Гомолко), впоследствии схиархи-мандрита Иоанникия, — «строгого ревнителя правил церковных и жизни иноческой». Под руководством такого опытного наставника Николай прошел строгую школу духовного делания. Потрудившись в обители почти пятнадцать лет, он был пострижен игуменом Исайей в монашество с именем Нектарий.

В мае 1904 года он был командирован для исполнения священнических обязанностей в 271-й Льговский полк, где был награжден набедренником, и затем возвратился в обитель.

В декабре 1912 года отец Нектарий указом Святейшего Синода был утвержден настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена. Он стал достойным преемником богомудрых Глинских настоятелей. Отец Нектарий продолжил строительство новых зданий в монастыре. При нем в обители было построено четыре братских корпуса, начато строительство прачечной и гостиницы. Монастыр ское хозяйство, как и прежде, было образцовым. Землевладение пу стыни, оставаясь самым большим в епархии, приносило наибольший доход. Но главное, чем, как и в прежние годы, славилась обитель, — это высокодуховная жизнь ее иноков. Строгий Афонский устав соблюдался при игумене Нектарии столь же ревностно, как и при его предшественниках. В духовной жизни пустыни главное место занимало старчество. По свидетельству схиархимандрита Андроника (Лукаша), при игумене Нектарии были великие старцы: иеромонахи Феоктист (Бородин), Софроний (Юденков), Йулиан (Гагарин), монах Герасим (Рунский). Старчествовал и сам отец Нектарий.

Он управлял обителью в один из самых сложных периодов истории России.

Это и первая мировая война, и революция, и гражданская война. В те годы Глинская пустынь принимала самое деятельное участие в помощи бедствующему народу, и в этом велика заслуга ее настоятеля.

При отце Нектарии благотворительная деятельность Глинской пустыни была самой разнообразной. Обитель по-прежнему содержала странноприимницы для приходящих богомольцев и странников. Ежегодно в пустыни бывало не менее 60 тысяч богомольцев. Пустынь помогала вдовам, сиротам и погорельцам дровами, лесом, мукой и прочим.

Богомольцы пользовались в Глинской пустыни бесплатным лечением, больница и аптека пустыни считались лучшими в епархии. По-видимому, до самого закрытия обители существовал и Дом трудолюбия, где обучалось от 30 до 50 мальчиков (в основном бедных сирот).

Большую помощь оказывала Глинская пустынь армии и народу во время войны с Германией в 1914—1918 годах. Для окормления воинов отец Нектарий отправлял в действующую армию иеромонахов с ризницами, богослужебными книгами, облачениями и денежными средствами. В 1915—1916 годах на защиту Отечества из Глинской пустыни было отправлено 75 послушников.

Под руководством отца Нектария в обители устроили лазарет для увечных и раненых воинов. При пустыни был санаторий для воинов, а также приют для детей погибших.

В 1915 году в Глинской пустыни побывало около 60 тысяч беженцев. Они жили в монастырской гостинице и получали бесплатно еду, одежду, обувь, лекарства.

Глинская братия посылала на фронт воинам продукты, одежду, обувь, белье.

В обители до самого закрытия неопустительно совершались все положенные богослужения, не прекращалось «непрерывное чтение Псалтири», совершались постриги в монашество и в великую схиму.

Отец Нектарий руководил всей многотрудной и многогранной деятельностью Глинской пустыни вплоть до ее закрытия в 1922 году и проявил себя рассудительным, рачительным и благочестивым настоятелем. В 1914 году он был награжден наперсным крестом, а в 1918 году — представлен к награде «по обстоятельствам военного времени»: возведен в сан архимандрита.

После закрытия обители ему удалось сохранить незначительную часть имущества монастыря. По Промыслу Божию он не был ни арестован, ни сослан, а жил в Путивле, в затворе, в подвигах строгого поста, бого-мыслия и молитвы. Тайно принимал духовных детей на исповедь, каждую ночь неопустительно служил Литургию.

При первой же возможности (в 1942 году) архимандрит Нектарий приехал в обитель с целью ее восстановления и уже тогда предсказал, что впоследствии Глинская пустынь опять будет закрыта. За двадцать прошедших лет монастырь был разорен, и в нем царило полное запустение. Сохранилось лишь шесть полуразрушенных строений. Колокольня была взорвана сразу же после закрытия обители, храмы — несколько позже.

При архимандрите Нектарии в ведении монастыря находилась лишь больница с домовой церковью в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, двухэтажный бывший архиерейский корпус и четыре братских корпуса, нуждавшихся в капитальном ремонте. В некоторых частях этих зданий жили колхозники села Сосновка.

Имущества никакого в пустыни не было, кроме того, что удалось сохранить архимандриту Нектарию. Монастырь содержался тогда на добровольные пожертвования прихожан; братия при поступлении в монастырь также приносила все, что у нее было (хлеб и другие продукты, привели три коровы, одну лошадь). В монастыре не хватало одежды, обуви (Литургии совершали в лаптях). По нескольку дней братия на трапезе вместо хлеба получала лишь вареную свеклу, а то и совсем голодала. Не было муки для просфор, вина для совершения Литургии. Но иноки того времени как истинные подвижники всё безропотно терпели, благодарили Бога и Матерь Божию только за возможность жить в святой обители. Ведь Глинская пустынь была единственным монастырем, открывшимся в России в то время.

Так, почти без средств, надеясь только на Бога и на помощь благотворителей, от Него посылаемую, принялся архимандрит Нектарий за восстановление пустыни. Сподвижниками его в деле возрождения обители сначала были лишь Глинские иноки: будущий настоятель Глинской пустыни иеросхимонах Серафим (Амелин), иеромонах Гордий (Тюшин), впоследствии иеросхимонах Гавриил, и два послушника. Но весть об открытии обители быстро распространялась, и братия начала собираться. К концу 1942 года в Глинской пустыни было уже не менее 12 насельников, восемь из которых — бывшие иноки Глинской пустыни.

Первой заботой архимандрита Нектария стало восстановление единственного сохранившегося больничного храма, в котором до войны молотили зерно. Стенная роспись в нем осыпалась, живопись была изуродована, иконостасы разграблены, окна выбиты. В бывшем больничном корпусе были восстановлены братская трапезная, кухня (на нижнем этаже) и кельи монахов. В архиерейском корпусе располагались просфорная и кельи.

Работы по возобновлению храма и необходимых монастырских строений проводились исключительно силами братии под руководством 79-летнего настоятеля. Не щадя сил и здоровья, отец Нектарий был первым на работах и самым усердным молитвенником в церкви при совершении богослужения. Никогда не оставлял он и келейного правила и издавна принятого им делания умной молитвы.

Среди трудностей и забот о внешнем восстановлении обители архимандрит Нектарий главное внимание уделял возрождению духовных традиций Глинской пустыни. Будучи сам ревностным хранителем обетов монашества, он прежде всего вновь ввел истинно подвижнический, составленный по образцу Афонского, устав Глинской пустыни. Внимательно следя за духовной жизнью монахов, настоятель не допускал никаких отклонений от него. При отце Нектарии соблюдались все особенности чина богослужения, установленного в обители еще в начале XIX века игуменом Филаретом (Данилевским). Положенные в церкви пение, чтение, поклоны, сидение, стояние и все прочее соблюдались в точности по уставу.

Точная дата кончины архимандрита Нектария неизвестна, но в списке монахов Глинской пустыни на 6 апреля 1944 года он уже не значится. Старец был похоронен у южной стены Крестовоздвиженской церкви.

 

По книгам схиархимандрита Иоанна (Маслова)


Источник:      Журнал "Русский инок" декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Новости
Поздравления
Протоиерей Сергий Модестов: «Открывается образ восхождения человеческой души»
Должно делать добро ближним тайно
Преподобный Антоний Великий: Устав отшельнической жизни
Валаамский старец игумен Назарий: «Возьми иго на себя похвальное»
Святитель Иоанн Златоуст: Выписки
Инокиня Илария (Харченко), НА. Свердлова: Монастырь на "Ивановской горе"
«И случилось нечто чрезвычайно дивное»
Епископ Вениамин (Милов): В стенах Покровской обители
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Пустынь помогала вдовам, сиротам и погорельцам
Архимандрит Георгий (Тертышников): Дела, близкие сердцу русской женщины
С. П. Дорофеева: Об иконографической терминологии
А.П. Лебедев: Великий в малом
К.Е. Скурат: Святитель Филарет позвал
"Скорый на помощь"
Видение-вразумление
Вопросы читателям
Игумен Виссарион (Остапенко): Наставление духовным чадам


Публикация:
Журнал "Русский инок" декабрь 2007 г.
стр. 46
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011