На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: апрель-июнь 2010 г. К оглавлению
Автор публикации:
Шангина О.В.
Кандидат педагогических наук
Доцент кафедры философии и социологии Московского института электронной техники

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)









over2 2-я страница обложки
2-я страница обложки

over3 3-я страница обложки
3-я страница обложки

over4 4-я страница обложки
4-я страница обложки

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел: Православные святыни

Здесь происходит исправление человеческой жизни

Предыдущая Следующая

 

9 (22) мая – перенесение Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

 

В Бари мы приехали вечером. Город-порт жил своей обычной размеренной жизнью. Адриатическое море неспешно несло волны на каменную набережную, быстро сгущавшуюся тьму южной ночи разбавляли желтые фонари. Бари и по сей день сохранил притягательную атмосферу маленького средневекового городка, где время течет по своим особенным законам, а все жители знают друг друга по именам.

Для нас Бари дорог тем, что в этом городе южной Италии вот уже более 900 лет покоятся мощи великого угодника Божия — Святителя Николая Чудотворца. Два места в Бари обязательно посещают православные паломники, попавшие на итальянский берег Адриатики сегодня, — базилику, где у мощей святого регулярно совершаются богослужения русским священником, и храм-подворье Святителя и Чудотворца Николая.

 

Рассказывает настоятель храма-подворья протоиерей Владимир Кучумов:

- «Бар-град», или «Град Барский», как называют Бари русские летописи, был известен на Руси едва ли не с XI века, а к более позднему времени относятся первые упоминания о паломничествах, совершаемых русскими людьми к мощам Святителя. Наш народ всегда нуждался в молитве у мощей Чудотворца Николая. Именно поэтому в начале XX века Церковь, император и русская православная общественность взялись за возведение в Бари храма и странноприимного дома для духовного окормления русских паломников. На собранные по всей России народные деньги силами Императорского Православного Палестинского Общества, по проекту лучших российских зодчих с использованием последних достижений инженерной мысли, архитектурный комплекс был построен и до 1917 года успел принять несколько сотен русских паломников, которые прибывали в Бари даже в сложных условиях первой мировой войны.

Трагические события революции, тяжелым катком прокатившейся по судьбам миллионов людей и обрекшей Русскую Церковь и народ Божий на тяжелейшие испытания, жертвы и мученичество, отозвались и в далеком Барграде. Миссией русской эмиграции в Бари должно было бы стать всемерное сохранение подворья для будущей возрожденной России. Однако, к сожалению, управление подворьем в 1920-е годы взяли на себя люди, утратившие надежду на избавление нашей страны от ига безбожной власти. Один из них в 1937 году продал городским властям всю русскую церковную недвижимость в Бари. С тех пор Барградское подворье перестало быть собственностью России и Русской Православной Церкви, и на его возвращение, казалось, не было никаких надежд. Но в середине 1990-х годов мэр Бари, видевший, как увеличивается поток паломников из России, сам обратился в Московский Патриархат с предложением как-то поучаствовать в приеме этих паломников.

 

— Как сказалась на жизни города Бари передача храма-подворья Русской Православной Церкви?

Пока что передача состоялась только на бумаге. Юридически храм теперь — собственность России, но итальянцы из переданных нам помещений еще не выехали. У них нет здания, в которое они могли бы переместить все свои муниципальные офисы. Но сам факт передачи храма очень сильно повлиял на городские власти. Десять лет назад они даже слышать не хотели о том, чтобы передать здание в собственность России. Но постепенно растущий авторитет Русской Православной Церкви заставил их изменить свою позицию. Итальянцы увидели тысячи и тысячи наших паломников, которые стали приезжать в Бари. Особенно сильное впечатление произвел на них приезд первых лиц нашего государства — В.В. Путина и Д.А. Медведева. В марте 2007 года, во время визита Владимира Владимировича, была достигнута договоренность о передаче подворья нашему государству. Следующие два года ушли на довольно сложные согласования, и сегодня можно сказать, что мы здесь — уже не чужие, нас уважают, и к нашему мнению прислушиваются. В настоящее время мы выполняем в Бари функции духовного представительства Русской Православной Церкви и нашего государства. По всем вопросам, касающимся России, даже и не церковным, жители Бари прежде всего обращаются к нам как к посредникам.

За последние годы сильно изменилось отношение и к паломникам. Наших паломников итальянцы выделяют особо, к ним отношение, как Вы видите, необычное — мы имеем возможность служить у мощей Святителя Николая каждый день, что мы и делаем.

Для России передача подворья — это, конечно же, восстановление престижа, потому что за все годы, что мощи Святителя Николая находятся в городе Бари, ни одна Православная Церковь не смогла утвердить здесь свое присутствие. Здесь нет ни зданий, ни полноценных приходов других Церквей, кроме Русской.

Сегодня наш приход достаточно сильно отличается от любого прихода Русской Православной Церкви в России. Он был основан в первую очередь как паломнический. Когда мы приехали в Бари, здесь практически не было верующих нашей традиции. Юг Италии - район, экономически менее развитый, и притока мигрантов в эти края, в том числе из России, никогда не наблюдалось. Поэтому, когда мы начали служить на подворье, образовать приход было не из кого.

 

— Батюшка, в каком году Вы сюда приехали?

На постоянное жительство — в 1999 году. Приехал практически на голое место. В тот момент в Бари жили всего два человека из России, которые были согласны приходить на богослужения и помогать нам с матушкой.

 

— Отец Владимир, кто Ваши постоянные прихожане сегодня?

В основном люди, уехавшие из России по экономическим причинам, либо те, кто вступил в брак с гражданами Италии. Состав наших прихожан такой: русские, украинцы, грузины, молдаване, греки, сербы, есть даже эфиопы. Сегодня наш приход объединяет примерно 150 человек, но и по сей день особенность Бари такова, что русские, приезжающие сюда, живут здесь по несколько лет, а потом уезжают в поисках новой работы. Текучесть довольно высокая. Это во многом определяет жизнь нашего прихода. С самого начала служения здесь мы старались в основном опираться на паломников из России. В дни памяти Святителя Николая в мае и декабре здесь иногда бывает по пять тысяч паломников.

Наш приход имеет и еще одно немаловажное назначение. Это приход-миссия. Миссия, но не среди итальянцев, а среди русских, живущих в Бари, среди паломников. Далеко не все паломники, приезжающие поклониться Святителю Николаю, являются церковными людьми в полном смысле слова, но поскольку Николая Угодника знают все, то и поклониться ему едут все. Например, у меня есть знакомый, который говорит, что как врач он в загробную жизнь не верит, но верит и знает, что людям помогает Святитель Николай.

 

— Батюшка, подобное мнение нередко можно услышать от военных моряков: верить не верим, а Святителя Николая знаем и почитаем. Мне доводилось встречать в Санкт-Петербурге даже некрещеных моряков, регулярно посещавших Никольский морской собор города и всегда бравших с собой в плавание икону Святителя Николая.

- Я очень часто слышал подобное от людей самых разных профессий. Потому наш приход и стал приходом-миссией для русских, принадлежащих к православной традиции. Многие паломники именно здесь, у мощей Святителя Николая, воцерковляются. Мне доводилось наблюдать такие случаи довольно часто. Русские и украинцы, приехавшие поклониться угоднику Божиему, уезжают отсюда совсем другими людьми - такова удивительная особенность этого благодатного места.

 

— Батюшка, Вы уже более десяти лет служите у мощей Святителя Николая. За это время на Ваших глазах наверняка произошло много чудес. Расскажите, пожалуйста, о некоторых из них.

Да, конечно же, расскажу, но не стану называть конкретных имен. Я был свидетелем исцелений от рака, причем одно из них произошло прямо у мощей. После того, как человек помолился на службе и побыл у мощей Святителя, он смог уйти отсюда сам, а ведь сюда его привезли на коляске с диагнозом саркома костей. Опухоль уменьшилась на глазах у всех. Исцеление у мощей Святителя Николая от самых тяжелых недугов — явление обычное, говорю это без преувеличения. Среди наших постоянных паломников есть пары, которые смогли родить детишек, вопреки всем прогнозам врачей, после молебна Святителю Николаю. Теперь они к нам приезжают с уже подросшими детьми. Два мальчика, появившиеся на свет по молитвам Святителю, родились в дни его памяти: один — 19 декабря, другой — 22 мая. Очень часто после молитвы у мощей люди встречают свою вторую половинку. Часто паломники рассказывают, что они специально приехали сюда просить Николая Угодника о даровании им счастливой семейной жизни, и их молитвы не остаются неуслышанными.

Но самое главное, что происходит здесь, - это исправление человеческой жизни. Может быть, для кого-то это проходит и незаметно во время пребывания в Бари, но по возращении в Россию люди осознают, что постепенно их жизнь меняется. Уходят дурные наклонности и привычки, изменения бывают настолько сильными, что порой мы даже не узнаем паломников, приезжавших к нам год или два назад, — настолько люди меняются даже внешне.

 

— Батюшка, много ли тех, кто приезжает сюда постоянно?

Да, очень много. Есть паломники, которые регулярно приезжают сюда в течение нескольких лет.

 

— Батюшка, как назначение в Бари повлияло на Вашу жизнь?

Это событие во многом изменило мою жизнь и жизнь моей семьи. Святитель Николай явил чудеса и мне лично, и моей семье. Его постоянную поддержку и я, и матушка особенно чувствовали во время непростого периода возвращения подворья России. Чувствуем мы эту поддержку и сейчас.

 

Материал подготовила О.В. Шангина,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры философии и социологии
Московского института электронной техники.
Бари — Москва

 


Источник:      Журнал "Русский инок" апрель-июнь 2010 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Хроника
Митрополит Симон (Новиков): Истинные доказательства Воскресения Спасителя
Епископ Зарайский Меркурий: «Нужно объединить наши усилия в деле просвещения»
«Скажи, отче, что это за чудное видение?»
А.С. Бочков: Молитвами священномученика
Игумения Евдокия (Левшук): «Здесь тебе подобает быть»
Е.В. Владимирова: «Монахам больше 20 минут спать не положено»
Л.Н. Парийский: Возвышенный язык молитв и песнопений
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов): Наука должна идти рука об руку с религией
А.С. Бочков: Афон: цифры и факты
О.В. Шангина: Здесь происходит исправление человеческой жизни
Священник Аркадий Мамаев: Иеромонах-герой
Истинный пастырь-труженик
Игумен Виссарион (Остапенко): Постоянно Тебя огорчаю
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" апрель-июнь 2010 г.
стр. 65
04.2010

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011