На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: апрель-июнь 2010 г. К оглавлению
Автор публикации:
Симон (Новиков) /Митрополит Рязанский и Касимовский
Симон (Новиков)
Митрополит Рязанский и Касимовский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)









over2 2-я страница обложки
2-я страница обложки

over3 3-я страница обложки
3-я страница обложки

over4 4-я страница обложки
4-я страница обложки

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел: Праздники

Истинные доказательства Воскресения Спасителя

Предыдущая Следующая

 

Митрополит Симон (Новиков)

 

22 марта (4 апреля) — Пасха Христова

 

Совершилось великое чудо, чудо Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, когда Он силою Своего Божества воскрес из гроба. Воскрес из гроба, не тронув великого камня, которым был привален гроб, не нарушив печатей, которые были наложены членами синедриона. «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех». Чтобы это чудо было известно и на земле, произошло, как повествует святой евангелист Матфей, следующее: «И се трус [землетрясение] бысть велий: ангел бо Господень сшед с небесе, приступль отвали камень от дверий гроба и седяше на нем» (Мф. 28, 2).

Стража, приставленная ко гробу, видя это, в страхе побежала к первосвященникам и объявила им о случившемся. Весть о Воскресении распятого ими Иисуса заставила членов синедриона уверовать, но уверовать так, как веруют бесы, и вместе с ними — трепетать. Всецело отдавшись во власть диавола, они уже неспособны были ни на какое добро и потому, творя дело отца своего (Ин. 8, 40), повелели воинам: «Рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше украдоша Его, нам спящим» (Мф. 28, 13).

Воскресший Спаситель не являлся членам синедриона для уверения в Своем Воскресении, ибо Бог поругаем не бывает, но Он сказал: «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 38).

Нужно было уверить в истинности Своего Воскресения тех, у которых семена Его учения упали на добрую почву. Это были святые апостолы и другие Его ученики. Не поняв тайны смерти Богочеловека, они исполнились сомнений, и потому весть о Воскресении Иисуса Христа была встречена ими с недоверием.

Первой удостоилась видеть Воскресшего Господа, как повествуют святые евангелисты Иоанн и Марк, Мария Магдалина. Она не покинула Господа во время Его крестных страданий, присутствовала при погребении Его Пречистого Тела и теперь, в первый день недели, в «еще сущей тме» (Ин. 20, 1) вместе с другими женами-мироносицами спешит ко гробу и приходит первой. Увидев, что камень отвален от гроба, она бежит за учениками Петром и Иоанном. Но во гробе нашли лишь пелены лежащие и плат, который был свит особо и лежал отдельно у стены. Апостолы возвратились обратно, дивясь происшедшему, лишь одна Мария оставалась у гроба и плакала. «Господи, аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его, и аз возму Его», — обращается Мария к явившемуся ей Иисусу, принимая Его за садовника (Ин. 20, 15). Когда же Господь сказал: «Марие!», она узнала Его и уже в неописуемой радости готова была броситься к Его ногам, чтобы, облобызав их, убедиться в том, что не обманывают ее глаза. Но Господь властно остановил ее, говоря: «Не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему» (Ин. 20, 17). Подавая мысль, что Ему надлежит вознестись на небо и сесть одесную Бога Отца, Господь в то же время хочет, чтобы Мария Магдалина, не прикасаясь, уверилась, что видит не духа, а Имеющего плоть и кровь; что Он видим для всех, так как еще не восшел ко Отцу Своему. По повелению Господа она спешит передать радостную весть Его ученикам. В то время, когда Мария Магдалина, увидев отваленный камень, отправилась за учениками Петром и Иоанном, ко гробу пришли и другие жены-мироносицы. Это были те жены, которые вместе с Матерью Божией, святыми Иоанном Богословом и Марией Магдалиной стали очевидицами крестных страданий Господа. Их сердца уязвлялись при виде язв Христовых и крови, струившейся по Его Пречистому Телу. И теперь они шли, чтобы отдать последний долг Страдальцу - помазать благовонными мастями Его Пречистое Тело. Их мысли были заняты лишь тем, чтобы отвалить камень от двери гроба. Ни тьма ночная, ни приставленная ко гробу стража не могли устрашить их. Может ли быть страшнее, ужаснее того, что они видели у Креста, когда силы ада в предсмертных судорогах изливали всю желчь зла?

Непреложные слова Спасителя: «Яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется» — исполнились. Теперь же настало время исполниться и другим словам: «Вы же печални будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16, 20). Поэтому первое слово Господа, явившегося женам-мироносицам, когда они шли от гроба в Иерусалим, было: «Радуйтеся». Увидев Иисуса Христа, они «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28, 9). Господь не препятствовал им, потому что эту радость «никтоже возмет от них» (Ин. 16, 22). После этого Господь, как и Марию Магдалину, посылает их известить учеников о Своем Воскресении.

Но апостолы, как видно из рассказа двух учеников, не поверили им. Это было вечером того же дня, когда два ученика шли из Иерусалима в Еммаус. Святой евангелист Лука одного из них называет по имени — Клеопой, а о другом умалчивает. Предполагают, что это был сам святой Лука, и по скромности он не называет себя по имени. Они шли и рассуждали о «всех сих приключшихся» (Лк. 24, 14). Присоединившись к ним, Господь осведомился, о чем они ведут разговор. Признавая Его за одного из попутчиков, они пересказали Ему о случившемся за эти дни в Иерусалиме важном событии, не скрыв и своих сомнений. «Мы же надеяхомся, — говорили они, — яко Сей есть хотя избавити Израиля... Но и жены некия от нас ужасиша ны, бывшия рано у гроба» (Лк. 24, 21 — 22). Господь не сразу открывает им Себя, наоборот, как повествует святой евангелист Лука, «очи же ею держастеся, да Его не познаета» (Лк. 24, 16), потому что чудо явления поколебало бы их души, и они сделались бы неспособными принять учение. «О, несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы» (Лк. 24, 25). Такими словами начал Спаситель изъяснять им Писание. И только тогда, когда они убедились, что их Учителю надлежало пострадать и через страдания войти в Свою славу, как это предсказано было пророками, Он открылся им. Ученики тотчас возвратились в Иерусалим (Господь открылся им уже в Еммаусе, когда они возлежали. Будучи узнан учениками при преломлении хлеба, Он стал невидим) и нашли вместе собравшихся апостолов и бывших с ними других учеников. Хотя двери дома, в котором собрались апостолы, были заперты «страха ради иудейска» (Ин. 20, 19), но не страх собрал их, так как страх рассеял бы их в разные стороны, а неизмеримая любовь к своему Учителю. Каждый искал облегчения в своей скорби, каждый ожидал развязки своего недоумения.

Господь же не является апостолам тотчас после Своего Воскресения, но постепенно укрепляет в них веру. Так, Он, явившись Марии Магдалине и другим женам-мироносицам, посылает их известить апостолов; апостол Петр, удостоившийся видеть Господа, свидетельствует об этом пред всеми (Лк. 24, 34); теперь два ученика, пришедшие из Еммауса, в радости извещают о явлении им Господа.

Хотя апостолы, по свидетельству святого евангелиста (Мк. 16, 13), и после этого еще не верили, но именно эту самую минуту и такое их душевное состояние избирает Воскресший для Своего явления. Господь, Тело Которого после славного Воскресения было прославлено и нетленно, прошел через закрытые двери и, став посреди апостолов, сказал: «Мир вам!» (Ин. 20, 19). Внезапное появление Господа при закрытых дверях смутило учеников. Святой евангелист Лука говорит: «Убоявшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видети» (Лк. 24, 37). Но Сердцеведец успокаивает их, говоря: «Что смущени есте? и почто помышления входят в сердца ваша? Видите руце Мои и нозе Мои, яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща» (Лк. 24, 38 — 39).Он не только дает им осязать Себя, но и ест с ними пищу, что было уже не по требованию плоти, а для большего удостоверения учеников. Затем Господь дуновением преподал им Святого Духа и власть прощать и оставлять грехи.

Святой евангелист Иоанн повествует, что при этом явлении Господа Своим ученикам апостол Фома не был с ними. Крестные страдания, а затем смерть Учителя сильно взволновали его душу. Сторонясь других, он, по-видимому, искал себе успокоения в уединении. Когда же ученики рассказали ему, что видели Господа, он не поверил. Слишком радостна была эта весть, чтобы верить ей без доказательств. Будучи от природы человеком недоверчивым и всегда искавшим твердых доказательств, апостол Фома и теперь требует их, говоря: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25). Трудно представить, в каком томительном состоянии духа находился апостол Фома в течение восьми дней. Все ученики видели Господа — один он не видел; все рады, но апостол Фома не находит успокоения, хотя ждет его, поэтому теперь уж ни на шаг не отлучается от апостолов. На восьмой день Своего Воскресения, когда ученики находились в закрытой горнице и с ними был апостол Фома, Господь снова явился пред ними, говоря: «Мир вам!» И, ни к кому-либо, а к апостолу Фоме обращаясь, говорит: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя; и не буди неверен, но верен» (Ин. 20, 27). «Господь мой и Бог мой», — воскликнул апостол Фома, исповедуя своего Учителя и Господом, и Богом. «Яко видев Мя, веровал еси», — говорит Господь. Но как же будут веровать тогда, когда Он вознесется на небо и уже будет невидим для людей до второго пришествия? Вера есть «уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11, 1). Поэтому Господь добавил: «Блажени не видевшии и веровавше» (Ин. 20, 29).

Если эти явления Господа были с целью уверить учеников в истинности Его Воскресения, то последующие имели целью открыть им тайны Царствия Божия.

Так, при третьем явлении ученикам на озере Тивериадском (Ин. 21, 1 —22) Господь, повелев закинуть сети по правую сторону корабля, таинственно предуказывал на Церковь Христову, какой она будет в конце века, после воскресения мертвых: «Ввергоша же, и ктому не можаху привлещи ея от множества рыб». Как и в предыдущие явления, Господь вкушает пишу с учениками, затем, после трехкратного исповедания отпавшего Петра, восстанавливает его в прежнем достоинстве.

Следующее явление Господа одиннадцати апостолам, как повествует святой евангелист Матфей, было на горе Галилейской. «Единии же надесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему» (Мф. 28, 16 -17). Теперь тех, о которых еще пророк Давид восклицал: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18, 4), Господь, объявив Свою власть на небе и на земле, посылает на проповедь: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Святой апостол Павел свидетельствует, что Господь однажды явился целому собранию верующих. «Потом же явися боле пяти сот братиям единою, от нихже множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша» (1 Кор. 15, 6). Он же повествует о явлении Господа брату Своему по плоти Иакову, а также и ему самому (которое уже было после Вознесения Господня), говоря: «Потом же явися Иакову... последи же всех... и мне» (1 Кор. 15, 7 — 8).

Окончательное наставление Господь дает Своим ученикам в день Святого Вознесения. Он повелевает им не отлучаться от Иерусалима, «но ждати обетования Отча, еже слышасте от Мене» (Деян. 1, 4), то есть ждать сошествия на них Святаго Духа, без благодати Которого они не могли бы обратить к вере закоренелых грешников.

Итак, Христос воскрес!

Ни оковы смерти, ни камень, ни печати, ни стража, приставленная первосвященниками, не могли удержать Безгрешное Тело Спасителя во гробе. «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?!» (Святитель Иоанн Златоуст. Слово огласительное на первый день Пасхи).

Пути Господни неисповедимы. Совершив дело спасения рода человеческого, Воскресший Христос не уверяет членов синедриона в истине Своего Воскресения, ибо они уже веровали и трепетали; не является всему Израилю, который, не понимая великой тайны Божией в деле Искупления, не поверил бы и явлениям. Но в течение сорока дней ясными доказательствами — давая себя осязать, вкушая пищу, совершая чудеса, изъясняя Писание — Господь приводит Своих учеников к вере в Него как Богочеловека, «распятаго... и воскресшаго в третий день по Писанием» (Символ веры, 4 и 5 чл.). И они как действительные очевидцы и свидетели спасения человечества понесли благовестие по вселенной.

Кто их мог разубедить в Воскресении Христовом? Никто. Не видевший не может разубедить очевидцев и не может доказать обратное, так как у святых апостолов были истинные доказательства.

Эти-то истинные доказательства они и запечатлели в «Книге Жизни», дабы мы «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31).

 


Источник:      Журнал "Русский инок" апрель-июнь 2010 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Хроника
Митрополит Симон (Новиков): Истинные доказательства Воскресения Спасителя
Епископ Зарайский Меркурий: «Нужно объединить наши усилия в деле просвещения»
«Скажи, отче, что это за чудное видение?»
А.С. Бочков: Молитвами священномученика
Игумения Евдокия (Левшук): «Здесь тебе подобает быть»
Е.В. Владимирова: «Монахам больше 20 минут спать не положено»
Л.Н. Парийский: Возвышенный язык молитв и песнопений
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов): Наука должна идти рука об руку с религией
А.С. Бочков: Афон: цифры и факты
О.В. Шангина: Здесь происходит исправление человеческой жизни
Священник Аркадий Мамаев: Иеромонах-герой
Истинный пастырь-труженик
Игумен Виссарион (Остапенко): Постоянно Тебя огорчаю
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" апрель-июнь 2010 г.
стр. 4
04.2010

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011