На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: апрель-июнь 2010 г. К оглавлению
Автор публикации:
Евдокия (Левшук) /Игумения, Настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря
Евдокия (Левшук)
Игумения
Настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)











over2 2-я страница обложки
2-я страница обложки

over3 3-я страница обложки
3-я страница обложки

over4 4-я страница обложки
4-я страница обложки

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел: Обители XXI века

«Здесь тебе подобает быть»

Предыдущая Следующая

 

Во время летних Глинских чтений 2009 года игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря, духовная дочь схиархимандрита Иоанна (Маслова), дала большое интервью нашей редакции. В предыдущем номере мы опубликовали первую часть этого интервью. Сегодня мы помещаем вторую часть беседы с игуменией Евдокией.

 

Матушка, сколько насельниц сегодня в Вашем монастыре?

В нашем монастыре на сегодняшний день 72 сестры.

 

По нашим временам это большой монастырь. А сколько сестер было до революции?

На момент закрытия обители, в 1925 году, в ней проживало около 250 сестер. Однако и в настоящее время наш монастырь — самый крупный в Беларуси по числу насельниц. По милости Божией, несмотря на все испытания, которые выпали на долю монашествующих в ХХ веке, здесь, на Полоцкой земле, традиция монастырской жизни не была прервана. Многие сестры Спасо-Евфросиниевской обители в годы советской власти тайно совершали монашеский подвиг в миру, некоторые из них дожили до открытия монастыря в 1989 году.

Сегодня, по благословению Священноначалия, насельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря часто направляются на послушание в другие, вновь открывающиеся и возрождающиеся обители Беларуси. Наши сестры и в Глубоком, и в Браславе, трое сестер — в Гродно. Есть наши сестры и в Брестском монастыре, среди них - игумения и благочинная. Игумения Барколабовской обители — также «из Полоцка». Сейчас открывается женский монастырь в Бобруйске, и туда также просят двух насельниц нашей обители.

 

Значит, очень ценится ваш монастырь.

Мы растим, растим, а потом… С одной стороны, конечно, это радостно, а с другой - скорбно.

 

Глинские чтения, конечно, духовно насыщают всех присутствующих. Но прежде всего они организуются для педагогов. А сами Вы имеете отношение к педагогической деятельности?

Конечно, ведь я же — мать для своих сестер. Ко мне обращаются за советом, поддержкой. Надо сказать, что и многим сестрам нашей обители необходимы некоторые знания в области педагогики, ведь им приходится, по послушанию, проводить экскурсии для паломников, преподавать в воскресной школе, заниматься с детьми, приезжающими на отдых в монастырский летний лагерь. Для того чтобы трудиться на этих послушаниях, некоторые педагогические навыки, несомненно, нужны. Поэтому всякий раз во время нашего пребывания в Троице-Сергиевой Лавре мы с радостью посещаем Глинские чтения и, конечно, получаем пользу.

 

Сами Вы преподаете?

— Сейчас не преподаю.

 

Матушка, расскажите, пожалуйста, как создавался Ваш монастырь. Это ведь очень древняя обитель, не так ли?

Наш монастырь был основан в XII веке, около 1125 года, преподобной Евфросинией Полоцкой. Преподобная Евфросиния (в миру - Предислава) происходила из древнего княжеского рода, являлась праправнучкой святого равноапостольного Владимира. Как рассказывает житие, преподобная была очень красива собой. Она обучалась грамоте в доме своих родителей, хорошо знала Священное Писание и имела такие способности к наукам, которым удивлялся даже ее отец. В Древней Руси в те времена двенадцатилетний возраст для девиц считался брачным. И у двенадцатилетней княжны Предиславы, руки которой искали многие именитые князья, родители спрашивали о том, кого бы хотела она иметь своим женихом. Предислава же, наставляемая Духом Святым, еще в раннем возрасте глубоко осознала смысл жизни человека на земле и решила всецело посвятить себя служению Богу. «Я еще не выбрала себе жениха», — отвечала она. Когда же родители сами сделали этот выбор, Предислава тайно покинула отчий дом и ушла в монастырь, игуменией которого была ее родная тетя, вдова князя Романа Всеславича. Конечно, видя юность племянницы, опасаясь гнева ее отца, тетя вначале смутилась. Она пыталась убедить Предиславу вернуться домой, указывала ей на трудности и прискорбности монастырской жизни. Однако после беседы с княжной, по свидетельству жития, игумения убедилась в чистоте и твердости ее намерения, увидела ее любовь к Богу и благословила постричь ее в иночество с именем Евфросиния.

 

В каком монастыре это произошло?

К сожалению, это достоверно неизвестно. Есть предположение, что это произошло в Софийском монастыре, находившемся неподалеку от Полоцкого Софийского собора, на Верхнем Замке.

 

Этот монастырь сейчас существует?

К сожалению, нет. Еще в начале XVI века в Полоцке и его окрестностях было пятнадцать иноческих обителей. На сегодняшний день в Полоцке два монастыря: Спасо-Евфросиниевский женский и возрождающийся мужской монастырь при Богоявленском кафедральном соборе.

Во времена преподобной епископская кафедра в Полоцке находилась при Софийском соборе, который являлся тогда средоточием не только духовной, но и общественно-политической жизни города. В княжеских грамотах нередко вместо названия города писали «Святая София». Некоторое время и преподобная Евфросиния, по благословению епископа Илии, жила в маленькой келлии, устроенной в стене Софийского собора. Свободное от молитвы и богомыслия время она посвящала переписыванию священных книг, а полученные за этот труд деньги раздавала нуждающимся. Однажды святая Евфросиния удостоилась чудесного посещения. Ей явился Ангел Господень, который, взяв ее за руку, как повествует житие, привел на место, называемое Сельцо, и повелел основать там девическую обитель. «…Здесь тебе подобает быть», — возвестил Ангел преподобной. Предместье Сельцо являлось тогда епископской волостью. Там находились загородный архиерейский дом и храм, служивший усыпальницей для почивших полоцких святителей. Вскоре Ангел явился и епископу Илии и сказал ему о том, что надлежит отдать предместье Сельцо в «вечное пользование» преподобной Евфросинии. Получив такое повеление свыше, епископ собрал родственников преподобной, князей и бояр и возвестил им волю Божию, предупредив о том, чтобы и по кончине его никто не посмел отнять сей дар. А преподобная вскоре с одной из черноризиц отправилась на указанное ей место и водворилась там в маленькой деревянной церкви в честь Спасителя. Вскоре к ней стали приходить девицы, желавшие посвятить свою жизнь Богу. Когда сестер собралось много и образовалась иноческая обитель, преподобная захотела на месте ветхой деревянной церкви возвести каменный храм. По особому смотрению Божию, величественный храм в честь Всемилостивого Спаса был построен всего за тридцать недель. Житие рассказывает нам о том, что незадолго до окончания строительства церкви совершилось чудо. Внезапно рабочие обнаружили, что не хватает кирпича. Строительство же необходимо было завершить в назначенный срок. Тогда преподобная помолилась Господу о помощи, которая и явилась вскоре: утром строители нашли в печах уже готовые, обожженные кирпичи именно в необходимом количестве.

В настоящее время уже доказано учеными, что в монастырском храме Преображения Господня действительно есть нерукотворный кирпич. Минский реставратор Владимир Васильевич Ракицкий, раскрывавший фрески в барабане и куполе Спасской церкви, обнаружил слои разнородной кирпичной кладки. Он хорошо знал житие преподобной и решил взять на пробу в лабораторию кирпичи из нижнего и верхнего слоя. В результате экспертизы было сделано заключение, что кирпич из верхнего слоя намного качественнее. А ведь Спасский храм был возведен за один строительный сезон…

В Спасской церкви до настоящего времени сохранились уникальные фрески XII века. Сейчас у нас работают московские реставраторы под руководством Владимира Дмитриевича Сарабьянова. Все члены бригады - художники-реставраторы высшей категории с большим профессиональным опытом. Они открывали фрески соборов Юрьева и Антониева монастырей в Новгороде, Спасо-Мирожского монастыря во Пскове, древних храмов Звенигорода и Старой Ладоги. Однако Владимир Дмитриевич говорит, что аналогов тем росписям, которые они раскрывают сейчас в Полоцке, прежде нигде в мире они не видели.

Для того чтобы расчистить древние росписи, реставраторам приходится снимать несколько верхних слоев масляной живописи. С конца XVI до начала XIX века Спасский храм находился в ведении католического ордена иезуитов. В этот период на стенах древней церкви появилось множество надписей (граффити), выцарапанных острыми предметами, в основном на латинском языке, и несколько слоев масляной краски. В XIX веке, когда церковь была передана православным, ее стены несколько раз расписывали масляными красками. И вот уже сейчас, из-за перепада температур, масляная краска начала шелушиться и осыпаться. Фрески же очень хорошо сохранились. Некоторые утраты есть, но Владимир Дмитриевич говорит нам: «В других храмах столько утрачено, сколько у вас сохранилось».

Наши реставраторы считают, что преподобная Евфросиния принимала непосредственное творческое участие в процессе создания фресковых росписей, что она руководила этой работой.

Однажды к нам приезжал из Петербурга отец Владимир, находившийся в близком общении с покойным митрополитом Иоанном (Снычевым). Этот батюшка три года жил на Святой Земле, в монастыре преподобного Саввы Освященного. Возвращаясь на родину, он присоединился к группе паломников, направлявшихся в Полоцк. Отец Владимир провел в нашей обители один день, он молился за богослужением в древней Спасской церкви. Уже собираясь уезжать, он подошел ко мне и сказал: «Матушка, я здесь ощущаю такую же благодать, как в Иерусалиме».

Храм XII века стоит и ныне, как свеча. А две других церкви, построенных уже в XIX веке, в годы советской власти были наполовину разрушены. От Свято-Евфросиниевского храма (впоследствии он был трапезным) оставались только стены. А Кресто-Воздвиженский собор сильно пострадал в период Великой Отечественной войны: в один из его куполов попала авиабомба. Древняя же церковь, построенная еще во время земной жизни святой Евфросинии, как стояла, так и стоит.

Реставрационные работы в Спасском храме начались в 1992 году. Конечно, все это требует времени и больших затрат… Минские реставраторы поначалу не имели такого опыта, как московские, приобретали его по ходу дела, да и с финансированием было трудновато. В 2006 году мы получили официальное разрешение пригласить на работу московских специалистов, имеющих уникальный опыт работы с памятниками XI—XII веков. С Божией помощью дело стало продвигаться быстрее. А то ведь в течение пятнадцати лет леса стояли прямо в храме (сейчас они уже находятся только в алтарной части). В настоящее время в Спасском храме работают как московские, так и минские специалисты.

 

По соседству с Вашим монастырем находится епархиальное управление. Ощущаете ли Вы помощь владыки Феодосия?

— Владыка нам как отец.

 

Ведь он духовное чадо отца Иоанна (Маслова), и это, наверное, тоже Вас сближает?

Да, конечно. Промысл Божий направил владыку к нам в епархию. Впоследствии он рассказывал, что еще до того времени, как ему предложили возглавить Полоцкую кафедру, он видел необыкновенный сон. Он стоял в окружении множества людей, а рядом с ним находилась монахиня, которая сказала ему: «Научи их молиться». Потом, когда владыка приехал к нам в монастырь, он понял, что это была преподобная Евфросиния, она призывала его. И вот теперь он учит нас молиться. У владыки очень богатый духовный и жизненный опыт. Благодарим Господа за владыку. Какое-то время он сомневался, принимать ему высокий архиерейский сан или нет. Но однажды во сне ему явился отец Иоанн (Маслов) и сказал: «Собирай книжки и езжай». Так преподобная его благословила, и батюшка благословил. А мы молимся, чтобы Господь укрепил нашего архипастыря на многотрудном пути святительского служения и даровал ему много благодатных лет жизни.

 

Из передачи, подготовленной журналом «Русский инок»
для телерадиокомпании НТРК

 


Источник:      Журнал "Русский инок" апрель-июнь 2010 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Хроника
Митрополит Симон (Новиков): Истинные доказательства Воскресения Спасителя
Епископ Зарайский Меркурий: «Нужно объединить наши усилия в деле просвещения»
«Скажи, отче, что это за чудное видение?»
А.С. Бочков: Молитвами священномученика
Игумения Евдокия (Левшук): «Здесь тебе подобает быть»
Е.В. Владимирова: «Монахам больше 20 минут спать не положено»
Л.Н. Парийский: Возвышенный язык молитв и песнопений
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов): Наука должна идти рука об руку с религией
А.С. Бочков: Афон: цифры и факты
О.В. Шангина: Здесь происходит исправление человеческой жизни
Священник Аркадий Мамаев: Иеромонах-герой
Истинный пастырь-труженик
Игумен Виссарион (Остапенко): Постоянно Тебя огорчаю
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" апрель-июнь 2010 г.
стр. 27
04.2010

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011