На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: апрель-июнь 2010 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)







over2 2-я страница обложки
2-я страница обложки

over3 3-я страница обложки
3-я страница обложки

over4 4-я страница обложки
4-я страница обложки

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел: Памятная дата

«Скажи, отче, что это за чудное видение?»

Предыдущая Следующая

 

В мае нынешнего года исполняется 625 лет со дня преставления преподобного Михея Радонежского. Это был один из ближайших сподвижников игумена земли Русской Преподобного Сергия. Благодаря высоте своей духовной жизни старец Михей удостоился великой милости Божией: незадолго до кончины он стал свидетелем явления Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию. Сегодня мы публикуем рассказ об этом чудесном событии, взятый из дореволюционного источника.

С именем преподобного Михея Радонежского связано и другое чудо. В начале XVII века, в один из самых тяжелых моментов осады Троице-Сергиевой Лавры польскими интервентами, Преподобный Сергий, явивший защитникам монастыря свою молитвенную помощь, послал в Москву с вестью трех всадников. Среди них был и преподобный Михей. В тот же день он привел к московскому Богоявленскому монастырю двенадцать возов с хлебом, а затем исчез…

Михей был любимый келейник Преподобного Сергия, «возливавший», по выражению Епифания[2], «воду на руце его»[3]. Под руководством великого старца, подвизаясь в простоте сердца, Михей достиг такой высокой степени духовной чистоты, что один из всех сподвижников Сергиевых удостоился видеть Матерь Божию, посетившую Своего избранника.

Однажды, в глубокую ночь, Преподобный Сергий совершал свое келейное правило и пред иконою Богоматери пел акафист, что он делал, по своему обычаю, ежедневно. Часто взирал он на святую икону и усердно молил Матерь Божию о своей обители. «Пречистая Мати Христа моего, — взывал святой старец, — ходатаица и заступница и крепкая помощница роду человеческому! Буди и нам, недостойным, ходатаицей — присно моли Сына Твоего и Бога нашего, да призрит Он милостивно на святое место сие, посвящено в похвалу и честь Его святого имени навеки. Тебя, Матерь сладчайшего моего Христа Иисуса, призываем на помощь рабы Твои, ибо Ты имеешь великое дерзновение у Сына Твоего и Бога! Будь же всем спасительное упокоение и пристанище!»

Так молился Преподобный; его чистое сердце горело благодатным пламенем, его смиренный ум весь погружен был в молитву, и он, как дитя, в простоте души беседовал с Пречистою Материю всех, возлюбивших чистым сердцем Ея Божественного Сына.

Окончив молитву, он сел для отдохновения; но вдруг его святая душа ощутила приближение небесного явления, и он сказал своему келейному ученику преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо: мы будем в сей час иметь чудесное посещение». Едва сказал он это, как послышался голос: «Се, Пречистая грядет!»

Тогда старец встал и поспешно вышел в сени; здесь осиял его свет паче солнечного, и он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром первоверховным и Иоанном девственником — Богословом… Не в силах будучи вынести этого чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, Преподобный Сергий пал ниц; но благая Матерь прикоснулась к нему рукой и ободрила его словами благодати. «Не бойся, избранниче Мой, — изрекла Она. — Я пришла посетить тебя, услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его…» Сказала так — и стала невидима…

Вострепетал старец от страха и радости; несколько минут он был как бы в восторженном состоянии, а когда пришел в себя, то увидел ученика своего Михея лежащим на полу, как бы умершим; великий наставник мог видеть Царицу Небесную и слышать голос Ея; а ученик, пораженный ужасом, не в состоянии был видеть все и видел только свет небесный…

- Встань, чадо мое, - кротко сказал старец. Михей пришел в чувство, поднялся, но тут же упал к ногам Преподобного Сергия. «Скажи, отче, Господа ради, - говорил он, — что это за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела…»

Но Сергий и сам еще не мог говорить от волнения душевнаго, только лицо его цвело небесною радостию. «Подожди, чадо, — сказал он ученику, — и моя душа трепещет от этого видения».

Когда, наконец, старец несколько успокоился, то послал Михея пригласить двоих благоговейных мужей из братии — Исаакия молчальника и Симона экклесиарха. Те поспешили на зов своего старца-игумена, и он рассказал им все, что сейчас было у него в келлии. И все вместе совершили они молебное пение Богоматери, а Преподобный Сергий всю ночь провел без сна, внимая умом Божественному видению, которое было венцом его подвигов еще здесь, на земле. «Не гаданием, не в сонном видении, а наяву видел он Матерь Божию, как видел Ее некогда преподобный Афанасий Афонский», — замечает при сем летописец [4].

По древнему преданию, записанному в Никоновой летописи, это небесное посещение было в пост Рождества Христова, в ночь с пятницы на субботу, и, как думают, в 1384 году; по другому предположению, это событие относят к Рождественскому посту 1379 года, указывая на то, что в наступивших летом 1380 года трудных обстоятельствах (нашествие Мамая) сам великий заступник земли Русской, Преподобный Сергий, имел духовную нужду в особенном подкреплении, и обращают внимание на то, что Преподобный послал на поле Куликово именно Богородичную просфору. В благодарное воспоминание сего чудного посещения в обители Преподобного Сергия установлено каждую пятницу, с вечера, совершать всенощное бдение с акафистом Богоматери, в юго-западном притворе Троицкого собора, на том месте, где, по преданию, стояла келлия Преподобного Сергия и где красуется теперь величественная икона, изображающая это чудное пришествие небесной Гостьи. А каждую субботу после ранней Литургии в церкви преподобного Никона в том же притворе совершается молебное пение во славу Богоматери, причем поется нарочито составленный, по образу пасхального, канон в воспоминание сего посещения (попеременно с двумя другими канонами).

Кроткий ученик кроткого старца преставился еще при жизни своего аввы — в 1385 году, 6 мая. Мощи его почивают под спудом в небольшой церкви, устроенной, по указу Святейшего Синода, «в честь явления Богоматери Преподобному Сергию», свидетелем чего удостоился быть Михей.

 

Примечания.

 

1. Цит. по: Троицкий патерик, или Сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством Преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1896. С. 250-255.

2. Епифаний Премудрый (†1420) — монах Троице-Сергиевой Лавры, составитель жития Преподобного Сергия Радонежского.

3. Примечательно, что при пострижении в монашество преподобный Михей Радонежский получил имя ветхозаветного пророка, редко встречавшееся в древней Руси. Протоиерей К. Константинов в статье о преподобном Михее (см.: Журнал Московской Патриархии, 1957, №10) задается вопросом: «Почему появилось это имя в молодой Сергиевой обители — единственное имя среди насельников нарождающегося монастыря? Простая ли это случайность — или книга пророка Михея чем-либо особенно привлекала сердце игумена?» И отвечает на поставленный им вопрос так: «Возможно, что в это время — время великих нескончаемых страданий родной страны, в эпоху чужеземного ига и княжеских неурядиц, непрерывных войн и кровопролитий — как-то особенно близки сердцу были проникновенные, вселявшие веру и надежду слова: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых» (Книга пророка Михея, 7, 19 — 20)».

4. Преподобный Михей Радонежский, отмечает протоиерей К. Константинов, входил в узкий круг наиболее близких к игумену учеников. «Они не основывали монастырей, не выполняли важных поручений, не помогали Преподобному в его великой общественной миссии — келейники, экклесиархи и просфорники, они несли лишь самые скромные монастырские послушания. Однако только с ними делился Преподобный величайшим из своих сокровищ — даром сверхчувственного общения с Богом. Их имена... как чудные звезды... сияют в житии Преподобного Сергия: это преп. Михей, Исаакий-молчальник, Симеон-экклесиарх, Макарий». (Журнал Московской Патриархии, 1957, №10).

 


Источник:      Журнал "Русский инок" апрель-июнь 2010 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Хроника
Митрополит Симон (Новиков): Истинные доказательства Воскресения Спасителя
Епископ Зарайский Меркурий: «Нужно объединить наши усилия в деле просвещения»
«Скажи, отче, что это за чудное видение?»
А.С. Бочков: Молитвами священномученика
Игумения Евдокия (Левшук): «Здесь тебе подобает быть»
Е.В. Владимирова: «Монахам больше 20 минут спать не положено»
Л.Н. Парийский: Возвышенный язык молитв и песнопений
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов): Наука должна идти рука об руку с религией
А.С. Бочков: Афон: цифры и факты
О.В. Шангина: Здесь происходит исправление человеческой жизни
Священник Аркадий Мамаев: Иеромонах-герой
Истинный пастырь-труженик
Игумен Виссарион (Остапенко): Постоянно Тебя огорчаю
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" апрель-июнь 2010 г.
стр. 15
04.2010

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011