На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: апрель-июнь 2010 г. К оглавлению
Автор публикации:
Бочков Александр Сергеевич
Выпускающий редактор журнала «Русский инок», член Русского исторического общества

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)







over2 2-я страница обложки
2-я страница обложки

over3 3-я страница обложки
3-я страница обложки

over4 4-я страница обложки
4-я страница обложки

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел: Храмоздательство

Молитвами священномученика

Предыдущая Следующая

 

Село Павельцево (раньше оно называлось Спасским) было древней вотчиной дворян Траханиотовых. Сегодня оно входит в черту города Долгопрудный Московской области.

В начале XVIII века на берегу реки Клязьмы построили вблизи помещичьей усадьбы деревянную церковь. К 1713 году она обветшала, и в 1715 году на ее месте была возведена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса с Покровским приделом. К храму пристроили трехъярусную колокольню. В 1736 году провели капитальный ремонт храма, укрепили фундамент, заменили полы, переложили растрескавшиеся своды. После ремонта храм был освящен заново. Со временем здание пришло в запустение, и в 1767 году иконостас был разобран. В 1783 году его восстановили. В первой половине XIX века, после обновления храма, наступил период, когда владельцы усадьбы не заботились о его благолепии, и дело взяли в свои руки местные крестьяне. В 1845 году попечением местного крестьянина Михея Васильева был отлит колокол весом в 60 пудов. Умирая, Михей завещал жене позаботиться о том, чтобы изготовить для храма еще один колокол. Крестьянка Мария Васильева выполнила наказ супруга, и в 1848 году на колокольне заблаговестил колокол весом в 130 пудов и 25 фунтов. Дворянская усадьба во второй половине века пришла в полный упадок и разрушилась.

В конце XIX — начале XX столетия храм был расписан попечением местных крестьян. Четырехъярусный иконостас окрасили в красный цвет с позолоченной бордюрной резьбой. Царские врата были украшены тонкой резьбой. В 1936 году службы в храме прекратились. Последний его настоятель иерей Александр Соколов был оклеветан и расстрелян на полигоне в Бутово. Он причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Перед закрытием прихода совершилось чудо: по воде пруда к храму приплыла большая икона Спасителя в тяжелом окладе. Одна верующая крестьянка спрятала ее у себя дома и сохранила до открытия храма в 1990 году. Удивительную стойкость проявил староста храма Никанор (до нас дошло только его имя), до самой своей кончины сохранявший храм в полном порядке и успешно защищавший его от разграбления. После смерти Никанора церковное здание пришло в запустение. В 1970-е годы в храме были размещены реставрационные мастерские, существенно изменившие внутренний вид церкви. Впоследствии была проведена реставрация. Тем не менее храм продолжал разрушаться…

Подлинное возрождение святыни началось в 1991 году, с приходом нового настоятеля иерея Алексия Кириллова, упорно искавшего благотворителей для восстановления храма. Некоторые из них жертвовали небольшие суммы денег, другие привозили строительные материалы, но всего этого было явно недостаточно. Наконец, по молитвам прихожан в святое дело восстановления святыни включилось объединение «Шереметьево-карго», бескорыстно отреставрировавшее церковь и построившее поблизости двухэтажный дом милосердия с храмом Покрова Пресвятой Богородицы.

Отец Алексий Кириллов рассказывает:

«Когда мы начали восстанавливать храм, хозяйственные постройки, то мы мало что знали и мало что умели. Но было основное - любовь к храму. Вначале мы считали, что нужно поскорее отреставрировать церковь, найти благотворителей, но потом пришло понимание, что главное — объединить людей, создать общину, чтобы каждый ее член был крепко верующим и помогал остальным. Это стало моей главной задачей как пастыря во время восстановления храма. Изначально эта задача не ставилась, я еще был молод, опыта недоставало. Конечно, люди приходят в церковь прежде всего на богослужение. Но в храме и вокруг него складывается и особая духовная атмосфера общения сомолитвенников. В приходе человек может отдохнуть душой, побеседовать с духовно близкими людьми, получить новые полезные и созидательные знания, найти единомышленников. Нам в процессе восстановления храма удалось создать общину. Говорят, что народ это семейство семейств. Приход же — это большая семья верующих людей, объединенная верой, надеждой и любовью. В приходе уменьшается рознь мира сего, к преодолению которой призывал нас Преподобный Сергий Радонежский.

Мы живем в тревожное время. У многих проблемы с работой, со здоровьем, во всем чувствуется какая-то неуверенность. Но Евангелие учит, что наше пребывание на земле временно, нужно готовить себя для вечности. Когда такая цель появляется у человека, все остальные соображения уходят на второй план. Об этом говорится в проповедях, об этом можно прочесть в нашей приходской газете, в еженедельном издании нашего благочиния —в «Воскресном листке».

Важна взаимопомощь между прихожанами. В приходе люди учатся больше думать о своих ближних, а не только о себе, легче излечиваются гордыня, эгоизм. Например, кому-то предстоит операция — остальные собирают деньги, чтобы помочь. Бескорыстную посильную помощь наши прихожане оказывают больным детям, информация о которых размещается в Интернете и в газетах. Это не только материальная помощь. В жизни основное вспоможение поддержка духовная. Материальная помощь лучше ощущается, когда ее оказывают с любовью, с утешением.

Начали мы восстанавливать храм в 1991 году, когда в стране происходило разрушение всего и вся. То, что храм начал восстанавливаться, несмотря ни на что, — это, конечно, чудо Божие. И мы это чувствовали. Как только начали служить Литургии, в храм потянулись люди. Приходили и те, кто чем-то мог помочь восстановлению. В первую очередь нужны были денежные средства. Приходилось отправлять письма с просьбой о помощи в самые различные организации. До 1995 года отправляли очень, очень много писем. Кто-то не отвечал вообще. Кто-то отписывался, кто-то немного помогал. Но вся эта помощь была эпизодической и явно недостаточной для восстановления храма. И вот Господь оказал нам милость и послал решающую помощь через предприятие «Шереметьево-карго». Директор этого предприятия Владимир Иванович Новиков всей душой поддержал нас. Помощь оказывалась без всяких условий, совершенно бескорыстно, не для мирской славы и каких-то общественно-политических комбинаций. Это была христианская помощь верующих людей. Мы получили не только денежное вспомоществование, но и почувствовали защиту. Восстанавливая храм, мы многого не знали и не понимали. «Шереметьево-карго» прислало нам профессиональных строителей и реставраторов. Восстановительные работы начали производиться с учетом технических и юридических норм.

Господь воздает за сделанное добро, особенно если оно направлено на восстановление храма. Владимир Иванович Новиков и его предприятие помогают больницам, другим храмам, отдельным людям. Владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, вручил Владимиру Ивановичу Патриаршую награду — орден Преподобного Сергия Радонежского.

Благоустройством храма надо заниматься систематически. Наш храм построен почти 300 лет назад, в 1715 году. Поэтому необходимо каждый год проводить необходимые профилактические ремонтные работы, чтобы содержать здание в порядке.

Храмы строятся для того, чтобы служить делу спасения людей, помогать им найти путь к жизни вечной. Это основное. Хотелось бы и дальше развивать приходскую жизнь, но денежных средств и рабочих рук не хватает. Наш храм — сельский, и нам хотелось бы наладить полноценную хозяйственную жизнь, чтобы обеспечивать приход продуктами питания. Мы обрабатываем огород, есть у нас и теплицы. Раньше здесь были два пруда, принадлежавшие храму, их можно было бы почистить и начать разводить рыбу. Можно было бы подумать о разведении птицы и скота, организовать пасеку и получать мед и воск для свечей. Пока все это только планы. В наш храм приезжают верующие из Дмитрова, из Дубны и даже из Москвы. Местные жители, к сожалению, в храм почти не ходят, за малым исключением. Церковь посещают всего пять человек из большого села Павельцево. На многих лежит печать отступничества их предков, позволивших разорить храм.

Церковный хор состоит из пяти прихожан. Поют они молитвенно. В перспективе, может быть, перейдем на знаменный распев. К этому надо стремиться. Несколько лет я общался в Издательском отделе Московского Патриархата с митрополитом Питиримом -большим знатоком и ценителем литургических песнопений. Владыка Питирим — уникальная личность, он собирал вокруг себя молодежь и щедро делился своим духовным и жизненным опытом».

Приход храма села Павельцево из года в год укрепляется и возрастает. Отец Алексий уверен, что своим возрождением храм обязан молитвенной помощи священномученика иерея Александра Соколова, убиенного врагами Православия в годину лютых гонений на веру и Церковь Христову.

 

А.С. Бочков

Фото автора

 


Источник:      Журнал "Русский инок" апрель-июнь 2010 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Хроника
Митрополит Симон (Новиков): Истинные доказательства Воскресения Спасителя
Епископ Зарайский Меркурий: «Нужно объединить наши усилия в деле просвещения»
«Скажи, отче, что это за чудное видение?»
А.С. Бочков: Молитвами священномученика
Игумения Евдокия (Левшук): «Здесь тебе подобает быть»
Е.В. Владимирова: «Монахам больше 20 минут спать не положено»
Л.Н. Парийский: Возвышенный язык молитв и песнопений
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов): Наука должна идти рука об руку с религией
А.С. Бочков: Афон: цифры и факты
О.В. Шангина: Здесь происходит исправление человеческой жизни
Священник Аркадий Мамаев: Иеромонах-герой
Истинный пастырь-труженик
Игумен Виссарион (Остапенко): Постоянно Тебя огорчаю
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" апрель-июнь 2010 г.
стр. 21
04.2010

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011